RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Рагулин А.В.

Правовые и организационные средства обеспечения реализации профессиональных прав адвоката-защитника в России и пути их совершенствования

В статье на основе анализа научных работ, статистических данных, актов адвокатских палат и общественных объединений адвокатов рассмотрены основные правовые и организационные средства обеспечения реализации профессиональных прав адвоката-защитника в России.

Ключевые слова: адвокат, профессиональные права адвоката, защита прав адвоката.

Ragulin A.V.

Legal and organizational means of ensuring of realization of the professional rights of advocate-defender in Russia and ways of their improvement

In article, on the basis of the analysis of scientific works, statistical data, acts of lawyer chambers and public associations of lawyers the main legal and organizational means of ensuring of realization of the professional rights of advocate-defender in Russia are considered.

Keywords: advocate, professional rights of advocate, protection of the rights of advocate.

В настоящее время адвокатское сообщество России состоит более чем из 65 000 адвокатов[1], а также, в дополнение к этому, значительного количества сотрудников адвокатских палат, адвокатских образований, стажеров и помощников адвокатов. Это сообщество, несомненно, нуждается в том, чтобы его мнение было учтено при принятии всех законов и решений, затрагивающих адвокатскую деятельность. При этом современное состояние уровня правовой регламентации, практической реализации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника не может не вызывать беспокойства.

В литературе[2] и статистических данных[3] отмечается, что количество и степень опасности нарушений профессиональных прав адвоката-защитника и адвоката вообще год от года увеличивается, однако каких-либо действенных мер в этом направлении не предпринимается. Несмотря на закрепление в законодательстве широкого круга профессиональных прав адвоката-защитника, а также присутствие международно-правовых и внутригосударственных законодательных гарантий, направленных на обеспечение его деятельности, следует признать, что в настоящее время на территории РФ они в значительной степени носят декларативный характер. Наряду с этим, имеются и проблемы в нормативной регламентации профессиональных прав адвоката-защитника, которые вызваны

отсутствием единого концептуального подхода к регулированию сходных правоотношений в различных отраслях законодательства и отсутствием правовых связей между ними[4].

Также исследователи обращают внимание на непоследовательность в реализации правовой политики в различных сферах жизнедеятельности общества, отсутствие четких ориентиров в законотворческой и правоприменительной деятельности, нарушение иерархии нормативно-правовых актов, рассогласование текущего законодательства с общественными потребностями, рост правового нигилизма[5]. Вышеизложенные обстоятельства обусловливают необходимость научного осмысления, разработки и осуществления правовых и организационных мер, направленных на совершенствование механизмов правовой регламентации профессиональных прав адвоката-защитника.

Ю.А. Тихомиров отмечает, что основными целями правоприменения являются обеспечение последовательной реализации положений законов в их системном измерении, устранение нарушений законности и принятие мер ответственности, коррекция законодательных регуляторов в случае их неэффективности и пробелов[6]. На основе этих положений в результате проведенного нами исследования формулируется перечень правовых средств, направленных на совершенствование механизма реализации предоставленных адвокату-защитнику профессиональных прав, которые должны включать в себя следующие позиции.

1. Юридико-техническое совершенствование существующих в российском законодательстве правовых норм, предусматривающих гарантии независимости адвоката и сохранения адвокатской тайны. В частности, существует необходимость обеспечения невозможности наказания адвоката за осуществление его профессиональной деятельности, в первую очередь, путем введения дополнительных согласовательных процедур при привлечении адвоката к уголовной ответственности, а также требуется введение особого порядка привлечения адвоката к административной ответственности и применения к нему мер административно-процессуального характера[7].

2. Юридико-техническое совершенствование существующих в российском законодательстве правовых норм, предусматривающих общепрофессиональные права адвоката и его права как участника соответствующего вида юрисдикционного производства. В частности, необходимо обеспечить возможность адвоката реализовывать его права на конфиденциальную встречу с подзащитным, использование в его деятельности технических средств, получение ответов на запросы, собирание предметов и документов, служащих основой для формирования доказательств, на взаимодействие с частными детективами, на заявление и надлежащее рассмотрение ходатайств, на реализацию своих прав, предоставленных ему как участнику соответствующих следственных и процессуальных действий, на ознакомление с материалами уголовного дела до выполнения требований ст. 217 УПК РФ, на обжалование действий, нарушающих права и свободы подзащитного, на заявление отвода судье, на обжалование судебных решений и др.

Очевидно, что важнейшим звеном в юридико-техническом совершенствовании правовых норм является приведение российских нормативно-правовых актов в соответствие с международными правовыми нормами при обязательном учете положительного опыта зарубежных государств в этой сфере.

3. Введение материально-правовых и процессуально-правовых санкций, применяемых к лицам, нарушающим установленные законодательством

гарантии независимости адвоката и осуществляющим действия по незаконному воспрепятствованию и (или) противоправному вмешательству в профессиональную деятельность адвоката. В частности, следует ввести уголовную ответственность за незаконное вмешательство в деятельность адвоката и за воспрепятствование этой деятельности, а также установить процессуально-правовые санкции в виде признания недопустимыми доказательств, полученных в результате следственных действий, проведенных с незаконными ограничениями профессиональных прав адвокатов.

Основные организационные средства реализации предоставленных адвокату-защитнику профессиональных прав состоят в активной деятельности органов адвокатского самоуправления (Федеральной палаты адвокатов (далее – ФПА РФ), адвокатских палат субъектов РФ (далее – АП), общественных объединений адвокатов (Гильдии Российских адвокатов (далее – ГРА), Федерального союза адвокатов России (далее – ФСАР) и др.), а также адвокатских образований.

Одним из важнейших элементов этой деятельности является создание и обеспечение эффективной деятельности комиссий по защите профессиональных прав адвокатов, являющихся важным звеном корпоративной защиты адвокатов[8]. Рассматривая этот вопрос, следует обратить внимание на активную деятельность комиссии по защите профессиональных прав адвокатов – членов адвокатских образований Гильдии российских адвокатов, в рамках которой осуществляются: разработка методических рекомендаций, направленных на защиту прав адвокатов – членов адвокатских образований ГРА; обобщение информации о фактах нарушения прав адвокатов; подготовка проектов обращений от имени ГРА в органы законодательной, исполнительной и судебной власти о состоянии соблюдения профессиональных прав адвокатов и о необходимости восстановления этих прав в случаях их нарушения, а также в целях прекращения и предотвращения подобных нарушений; подготовка заключений по проектам документов ГРА, содержащих положения, касающиеся профессиональных прав адвокатов; оказание консультативной и практической помощи адвокатам и адвокатским образованиям – членам ГРА в реализации прав адвокатов; подготовка заключений по конкретным обращениям органов адвокатского самоуправления, общественных объединений адвокатов, адвокатов – членов адвокатских образований ГРА и иных адвокатов, государственных органов, общественных и иных организаций, по вопросам соблюдения или обеспечения прав адвоката в конкретных случаях; организация защиты прав конкретных адвокатов – членов адвокатских образований ГРА в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных органах и организациях путем выделения Члена Комиссии для представительства интересов конкретного адвоката; проведение разъяснительной и просветительской работы среди адвокатов и сотрудников государственных органов по вопросам правовой регламентации, обеспечения практической реализации и охраны профессиональных прав адвокатов; координация и проведение научных исследований по вопросам правовой регламентации, обеспечения практической реализации и охраны профессиональных прав адвокатов; разработка предложений, направленных на совершенствование законодательства в направлении обеспечения надлежащего уровня правовой регламентации, практической реализации и охраны профессиональных прав адвокатов; публикация результатов научно-исследовательской и методической деятельности в средствах массовой информации и в виде монографий, учебных и практических пособий, а также их распространение; координация деятельности адвокатских образований – членов ГРА в сфере защиты прав адвокатов; осуществление сотрудничества с комиссиями по защите профессиональных прав адвокатов органов адвокатского самоуправления и иных общественных объединений адвокатов; взаимодействие с профильными комитетами Общественной палаты, правозащитными и иными организациями; взаимодействие со средствами массовой информации в целях широкого освещения вопросов, связанных с нарушением прав адвокатов и борьбой с ними.

Следует отметить и то обстоятельство, что регламентация деятельности комиссии ГРА и процесс осуществления этой деятельности подкрепляется надлежащим материально-техническим обеспечением, которое становится заметным на фоне деятельности комиссий, организованных в адвокатских палатах субъектов РФ.

Исходя из положений п. 10 ч. 3 ст. 31 и п. 6 ч. 3 ст. 37 ФЗ «Об адвокатуре», защита социальных и профессиональных прав адвокатов возлагается на Совет Федеральной палаты адвокатов и советы адвокатских палат субъектов РФ, однако правовая регламентация деятельности комиссий ФПА и АП не может не вызывать нареканий.

Согласно положениям проанализированных в ходе настоящего исследования Устава ФПА РФ, уставов АП и иных документов, регламентирующих их деятельность[9], одной из основных целей

образования и деятельности палат является представительство и защита интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.

В ст. 43 Устава ФПА РФ предусматривается, что при осуществлении Палатой своих уставных задач и в случаях необходимости обособления и выделения определенного направления деятельности Палаты решением Совета Палаты могут быть сформированы комиссии, комитеты и рабочие группы Палаты; предмет деятельности комиссий, комитетов и рабочих групп Палаты, порядок финансирования этой деятельности, права и обязанности, подотчетность их членов определяются решением Совета Палаты. Вместе с этим, в ст. 32 Устава ФПА РФ прямо предусмотрено создание Советом ФПА РФ на постоянной основе комиссии по вопросам дисциплинарной практики и применения КПЭА для подготовки предложений и рекомендаций Совету Палаты по формированию единых принципов и критериев деятельности квалификационных комиссий, поэтому отсутствие в Уставе ФПА РФ прямого указания на создание комиссии по защите профессиональных и социальных прав адвокатов, учитывая особую значимость ее наличия и деятельности, вызывает недоумение.

Анализ содержания уставов АП показывает, что защита профессиональных и социальных прав адвокатов возлагается на советы палат, что соответствует положениям норм ФЗ «Об адвокатуре», при этом в тексте уставов в качестве основных направлений деятельности советов отражено, что они осуществляют эту деятельность. Кроме того, в большинстве уставов АП прямо предусмотрено право адвокатов – членов соответствующей палаты на обращение к органам палаты за содействием в защите своих профессиональных прав. Однако в подавляющем большинстве изученных уставов АП структура палаты предусматривает лишь создание органов управления палатой (собрание (конференция), совет, президент, вице-президент), а также создание квалификационной и ревизионной комиссии, в то время как создание комиссий по защите профессиональных прав адвокатов и, соответственно, основы их правового статуса в тексте уставов прямо не предусматривается. Более того, в тексте большинства уставов не предусматривается даже сама возможность создания каких-либо иных, кроме квалификационной и ревизионной, комиссий в структуре палат или структуре советов палат. Лишь в Уставе АП Республики Хакасия предусматривается, что для достижения целей деятельности адвокатской палаты совет адвокатской палаты вправе создавать постоянно или временно действующие консультативные органы, в том числе прямо не предусмотренные настоящим уставом, однако подобные оговорки в большинстве изученных уставов отсутствуют.

В свою очередь, большинство регламентов советов АП также содержат лишь общие указания на то, что советы осуществляют деятельность по защите социальных и профессиональных прав адвокатов, и прямо не предусматривается право советов на создание каких-либо комиссий, в том числе и комиссий по защите профессиональных прав адвокатов, и, соответственно, не определяются основы деятельности комиссий.

В то же время, исходя из положений, регламентирующих деятельность Комиссии ФПА РФ и комиссий, организованных в АП, соответствующие комиссии являются органами советов соответствующих палат, при этом существуют значительные различия в наименовании фактически созданных и действующих в настоящее время комиссий[10], которые обусловливают определенную специфику их деятельности в соответствующих регионах.

Представляется, что существующий ныне подход к правовой регламентации деятельности комиссий по защите профессиональных прав адвокатов, как на уровне ФПА РФ, так и на уровне АП, создает некоторую неопределенность в правовом статусе этих комиссий, чем необоснованно принижается их статус, что препятствует надлежащему организационному обеспечению их деятельности. Это, соответственно, влияет на эффективность деятельности комиссий, которые не располагают необходимой полнотой возможностей и средств для обеспечения защиты профессиональных прав адвоката на надлежащем уровне.

В связи с этим представляется, что необходимо закрепить положения, регламентирующие создание и основы деятельности комиссии ФПА РФ по защите профессиональных и социальных прав

адвокатов, в Уставе ФПА РФ, а также закрепить положение о возможности создания комиссий по

защите профессиональных и социальных прав адвокатов в уставах адвокатских палат субъектов РФ.

Как уже отмечалось, в структуре значительного числа АП действуют комиссии по защите прав адвокатов. Вместе с этим, современные проблемы реализации и защиты профессиональных прав адвокатов обусловливают внесение предложения о создании комиссий по защите прав адвокатов в структуре всех без исключения адвокатских палат субъектов Российской Федерации.

Наряду с этим требуется совершенствование состава и надлежащее обеспечение эффективной деятельности уже созданных комиссий, поскольку большинство из опрошенных автором пятисот представителей адвокатского сообщества (70 %) в основном неудовлетворительно оценивают их деятельность.

К причинам слабой эффективности деятельности комиссий, установленным на основе анализа результатов опросов, научной литературы, контент-анализа СМИ и сети Интернет, а также экспертных оценок, следует отнести, в первую очередь, кадровые проблемы, а именно то, что в состав комиссий нередко включаются адвокаты, не заинтересованные в ее эффективной деятельности и не желающие уделять свое личное время рассмотрению и разрешению заявлений, поступающих в комиссии, и, тем более, лично участвовать в разрешении конкретных проблем, с которыми адвокаты обращаются в комиссии.

К сожалению, президенты АП по различным причинам не находят возможности привлечь к работе комиссий наиболее талантливых и инициативных адвокатов, имеющих опыт защиты профессиональных прав, и кроме этого, имеющих высокий личный, профессиональный и научный авторитет среди юридического сообщества соответствующего региона. Наряду с этим, практика показывает, что есть необходимость обеспечения повышения квалификации членов комиссий в части их теоретического и практического обучения методике осуществления защиты профессиональных прав адвокатов.

Немаловажным фактором, обусловливающим неэффективность деятельности комиссий, является слабое материально-техническое обеспечение их деятельности: работа членов комиссий никак не оплачивается и не поощряется (в отличие от деятельности квалификационных и ревизионных комиссий), для заседания комиссий нередко не выделяются помещения, как правило, не выделяются средства связи и оргтехника, президентами АП не выделяются сотрудники аппарата АП, которые могли бы выполнять координирующие и

технические функции по обеспечению деятельности комиссий, отсутствуют тесные контакты членов комиссий друг с другом. Устранение приведенных выше негативных факторов, препятствующих эффективной работе комиссий, позволило бы вывести работу комиссий, созданных в АП, на качественно новый уровень.

Сравнение положений о деятельности комиссий, существующих в рамках ГРА и в рамках АП, а также анализ практики их деятельности позволяет указать на необходимость расширения сферы деятельности комиссий, функционирующих в составе АП. Представляется, что в рамках основной деятельности членам комиссий АП также необходимо проводить разъяснительную работу среди адвокатов с целью недопущения оставления без внимания и надлежащего правового реагирования посягательств на их независимость и фактов нарушений их профессиональных прав; разрабатывать методические рекомендации по защите профессиональных прав адвоката от посягательств; проводить разъяснительную работу среди сотрудников правоохранительных органов и судей с целью недопущения посягательств на профессиональные права и гарантии независимости адвоката с их стороны; привлекать внимание средств массовой информации к конкретным фактам нарушений профессиональных прав адвокатов и гарантий их независимости с целью пропаганды общественной и профессиональной нетерпимости к этим негативным явлениям.

Важным звеном в организации защиты прав адвокатов является непосредственная деятельность Совета ФПА РФ и советов АП. Ю.С. Пилипенко вполне обосновано рекомендует им при выявлении случаев нарушений профессиональных прав адвоката инициировать применение мер прокурорского реагирования или обращения в суд одновременно с информированием о каждом подобном факте представителя ФПА РФ в соответствующем федеральном округе, а также сотрудников центрального аппарата ФПА РФ. Кроме того, органам адвокатского самоуправления и адвокатским образованиям следует письменно требовать от руководителей соответствующих органов или организаций привлечения к ответственности лиц, допустивших в своей деятельности нарушения профессиональных прав адвоката[11]. Также полагаем, что советам АП необходимо организовать взаимодействие с органами законодательной и

исполнительной ветвей государственной власти, а также с органами местного самоуправления в целях активизации законодательной и правотворческой деятельности этих органов в направлении борьбы с посягательствами на профессиональные права адвокатов. Это направление деятельности АП на сегодняшний день, к сожалению, практически не развивается.

В научной литературе справедливо отмечается, что «адвокат обязан участвовать в правотворчестве и, прежде всего, в роли критика текущего законодательства и судебной практики. Каждый отдельный адвокат может указать на несовершенство закона, выступая в суде. Но этого явно недостаточно: чтобы исцелять пороки действующего права, должен быть слышен голос целого сословия»[12]. В связи с этим полагаем необходимым рекомендовать Совету ФПА РФ активно использовать предоставленное п. 7 ч. 3 ст. 37 ФЗ «Об адвокатуре» полномочие по участию в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности. Представляется, что в этом вопросе требуется привлечение Советов АП и последующее активное доведение мнения представителей адвокатского сообщества до законодательных органов государственной власти. При этом следует согласиться с мнением о необходимости введения в законодательство эффективного механизма реализации права адвокатского сообщества на проведение экспертиз законопроектов, относящихся к адвокатской деятельности и касающихся защиты прав и свобод[13].

Важным аспектом влияния адвокатуры на законотворческий процесс, по нашему мнению, является установление и развитие сотрудничества корпоративных объединений адвокатов с таким институтом гражданского общества, как Общест-венные палаты, созданные и функционирующие на уровне РФ и субъектов федерации[14]. Направления взаимодействия адвокатуры и Общественной палаты, во-первых, определяются участием представителей адвокатуры в качестве членов в Общественной палате на уровне РФ и субъектов РФ, а во-вторых, взаимодействие обусловлено общностью в целевой направленности деятельности Общественной палаты и адвокатуры, вследствие

чего соответствующими институтами в рамках их деятельности проводятся взаимообусловленные, взаимосогласованные и (или) совместные мероприятия.

Полагаем, что представители адвокатуры должны активно сотрудничать с Общественными палатами, как в качестве ее членов, так и в качестве приглашенных экспертов по отдельным направлениям деятельности Общественных палат, а именно: участвовать во взаимообмене информацией, в проведении мероприятий, организованных Общественными палатами, в общественной экспертизе законопроектов, в работе органов государственной власти в рамках сотрудничества с палатами. Представляется, что на этих же основах следует строить взаимодействие адвокатуры с Общественными советами, созданными при государственных органах исполнительной власти. Сегодня же деятельность большинства АП по сотрудничеству с Общественными палатами и Общественными советами сводится лишь к участию в официальных заседаниях этих органов.

Наряду с этим представляется необходимым, чтобы советы АП и совет ФПА систематически проводили региональный и общефедеральный мониторинг посягательств на профессиональные права и гарантии независимости адвоката с целью установления их действительных количественных показателей и доводили собранные сведения как до членов адвокатского сообщества, так и до высшего руководства правоохранительных и судебных органов. Причем информирование последних должно сопровождаться настоятельным письменным требованием принятия конкретных мер ответственности к лицам, нарушающим профессиональные права адвоката.

Для совместного обсуждения проблем, связанных с реализацией и охраной профессиональных прав адвоката, а также для решения конкретных проблемных вопросов, представляется необходимым создание на уровне субъектов федерации и общефедеральном уровне межведомственных комиссий по рассмотрению и разрешению конфликтных ситуаций, возникающих между участниками уголовного судопроизводства. Примером успешной организации подобных совещаний и их результативного проведения является деятельность адвокатской палаты г. Москвы[15].

Представляется, что вышеперечисленные правовые и организационные средства при их внедрении в деятельность Федеральной палаты адвокатов РФ и адвокатских палат субъектов РФ способны вывести правовую регламентацию и обеспечение практической реализации профессиональных прав адвоката-защитника на новый уровень, соответствующий международным стандартам и потребностям адвокатского сообщества.

Пристатейный библиографический список

1. Воробьев А.В., Поляков А.В., Тихонравов Ю.В. Теория адвокатуры. – М.: Гранть, 2002.

2. Галоганов А.П. Адвокатура в системе государственных институтов оказания юридической помощи гражданам // Новый юридический журнал. – 2012. – № 1.

3. Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. – М., 2011.

4. Грудцына Л.Ю. Направления и результаты сотрудничества государства и профессиональных юридических сообществ // Право и жизнь. – 2012. – № 169.

5. Диалоги о профессии. Защита для защитника // Российский адвокат. – 2004. – № 4.

6. Жуйков В.М. Общая концепция развития процессуального законодательства // Концепции развития российского законодательства. – М.: Эксмо, 2010.

7. Либанова С.Э. Адвокатура Российской Федерации в механизме конституционной защиты прав и свобод: Монография. – Курган, 2009.

8. Мирзоев Г.Б., Стецовский Ю.И. Профессиональный долг адвоката и его статус // Адвокатская этика. – М., 2003

9. Пилипенко Ю.С. Адвокатская тайна: Законодательный, этический, правоприменительный аспекты. – М.: Информ-Право, 2009.

10. Пилипенко Ю.С. Некоторые аспекты взаимоотношений адвокатов с правоохранительными органами и судом // Адвокатская практика. – 2007. – № 2.

11. Пономарев Г.С. Прокуратура в условиях кризиса законности и правовых реформ в России: Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 1995.

12. Рагулин А.В. Гильдии Российских Адвокатов – 15 лет. Интервью с Президентом Гильдии Российских адвокатов Гасаном Борисовичем Мирзоевым // Евразийский юридический журнал. – 2009. – № 10 (17).

13. Резник Г.М. Отчет Совета Адвокатской палаты г. Москвы о работе в 2006 г. // Адвокат. – 2007. – № 2.

14. Темнов С.В. Цели и задачи государственного регулирования адвокатуры как правовая основа института адвокатской тайны // Новый юридический журнал. – 2012. – № 1.

15. Тихомиров Ю.А. Правоприменение как условие эффективности законодательства // Концепции развития российского законодательства. – М.: Эксмо, 2010.

[1] Галоганов А.П. Адвокатура в системе государственных институтов оказания юридической помощи гражданам // Новый юридический журнал. – 2012. – № 1. – С. 35–43.

[2] Рагулин А.В. Гильдии Российских Адвокатов – 15 лет. Интервью с Президентом Гильдии Российских адвокатов Гасаном Борисовичем Мирзоевым // Евразийский юридический журнал. –2009. – № 10 (17). – С. 6–9.

[3] См.: Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. – 2010. – № 2 (28). – С. 40.

[4] См.: Жуйков В.М. Общая концепция развития процессуального законодательства // Концепции развития российского законодательства. – М.: Эксмо, 2010. – C. 587; Диалоги о профессии. Защита для защитника // Российский адвокат. – 2004. – № 4.

[5] См.: Пономарев Г.С. Прокуратура в условиях кризиса законности и правовых реформ в России: Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 1995; Пилипенко Ю.С. Адвокатская тайна: Законодательный, этический, правоприменительный аспекты. – М.: Информ-Право, 2009. – С. 409.

[6] См.: Тихомиров Ю.А. Правоприменение как условие эффективности законодательства // Концепции развития российского законодательства. – М.: Эксмо, 2010. – С. 84.

[7] Темнов С.В. Цели и задачи государственного регулирования адвокатуры как правовая основа института адвокатской тайны // Новый юридический журнал. – 2012. – № 1. – С. 44–51.

[8] Мирзоев Г.Б., Стецовский Ю.И. Профессиональный долг адвоката и его статус // Адвокатская этика. – М., 2003. – С. 526.

[9] Уставы Федеральной палаты адвокатов, а также адвокатских палат Московской области, Ленинградской области, Брянской области, Пензенской области, Нижегородской области, Самарской области, Калининградской области, Новгородской области, Новосибирской области, Воронежской области, Волгоградской области, Ростовской области, Республики Башкортостан, Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Республики Хакасия, Республики Адыгея, Камчатского края, Приморского края, Пермского края, а также регламенты деятельности советов соответствующих палат.

[10] Они в различных палатах именуются различным образом: Комиссия по защите социальных и профессиональных прав адвокатов при Совете Адвокатской палаты г. Москвы, Комиссия Адвокатской Палаты Санкт-Петербурга по защите профессиональных прав адвокатов и взаимодействию с Уполномоченным по правам человека, Комиссия по представительству и защите адвокатов адвокатской Палаты Кировской области, Комитет Адвокатской палаты Ростовской области по защите прав адвокатов и т. п.

[11] См.: Пилипенко Ю.С. Некоторые аспекты взаимоотношений адвокатов с правоохранительными органами и судом // Адвокатская практика. – 2007. – № 2.

[12] Воробьев А.В., Поляков А.В., Тихонравов Ю.В. Теория адвокатуры. – М.: Гранть, 2002. – С. 138.

[13] См.: Либанова С.Э. Адвокатура Российской Федерации в механизме конституционной защиты прав и свобод: Монография. – Курган, 2009. – С. 91.

[14] См.: Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. – М., 2011. – С. 18.; Грудцына Л.Ю. Направления и результаты сотрудничества государства и профессиональных юридических сообществ // Право и жизнь. – 2012. – № 169. – С. 177–180.

[15] См.: Резник Г.М. Отчет Совета Адвокатской палаты г. Москвы о работе в 2006 г. // Адвокат. – 2007. – № 2.

Основными функциями адвоката по уголовным делам в ходе предварительного следствия или дознания в суде является защита интересов доверителя. Адвокат Шкромида Ю.В. вся подробная информация на сайте http://lawyers.in.ua

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.