RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Читайте в следующем номере

Индексирование журнала

Импакт-фактор российских научных журналов

Группа ВКонтакте

Группа в FB

International scientific and practical law journal Eurasian Journal of International Law

Тресков В.И.

Чем отличается российское образование от оксфордского?

В статье на основе анализа закона «Об образовании в Российской Федерации», мнений депутатов Госдумы и экспертов рассмотрены вопросы повышения качества российского образования.

Ключевые слова: закон об образовании, рейтинг, качество.

Treskov V.I.

What is the difference between Russian and Oxford education

The problems of russian education is given in the article on the basis of the analysis of the new legislation.

Keywords: the legislation of the education, quality, rating.

1. Российское образование в процессе интенсивной терапии

В последние годы руководство страны и общественность принимают решительные меры по оздоровлению российского образования, которое серьезно «захворало» в начале девяностых годов, в так называемый переходный период. В те годы бурных реформ и преобразований про образование как-то забыли и пустили его на самотек по коммерческим рельсам. В итоге экономика страны не может найти нужных специалистов, а масса дипломированных выпускников коммерческих институтов не могут найти высокооплачиваемую работу.

Стране нужны инженеры, педагоги, врачи, но вузы с экзотическими названиями упорно штампуют банкиров, журналистов, менеджеров и других гуманитарных специалистов престижных специальностей, на которых уже нет спроса. Более того, нередки случаи, когда специалисты оказываются с фальшивыми дипломами и аттестатами, купленными за деньги. Эти факты – тоже издержки коммерциализации образования, когда важен был не профессионализм специалиста, а «корочка» об образовании. Сегодня в этой сфере наблюдаются качественные изменения в лучшую сторону, усиливается контроль со стороны общественности, увеличиваются размеры финансирования. В последние шесть-семь лет инвестиции в систему образования выросли с 800 млрд. рублей до двух с лишним триллионов. Меняется и структура образовательных учреждений, принимаются новые действенные законы, направленные на кардинальное повышение качества российского образования, соизмеримого с потребностями общества.

Все большее значение приобретает форма пар-

ламентского контроля над качеством образования, в том числе деление вузов на эффективные и неэффективные. Законодатели, кроме того, предложили ввести ежегодный отчет или доклад Правительства о реализации государственной образовательной политики. Это позволит сделать образование по-настоящему качественным, современным и конкурентоспособным. В этом заинтересованы все ветви власти. Этим задачам, пожалуй, будет отвечать новый закон об образовании, над которым всю осеннюю сессию работал парламент. Один из действенных инструментов, предусмотренных в новом законе, направленном на повышение качества образования – это контроль над подготовкой учащихся в вузах. Он способен оптимизировать нормы, регулирующие вопросы лицензирования и государственной аккредитации, контроля и надзора в сфере образования. Среди предложенных мер по усилению контроля в образовательном процессе уместно назвать ряд законодательных поправок, недавно принятых депутатами Госдумы, устанавливающих ответственность для студентов, предоставивших при поступлении в вуз подложные документы.

По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по образованию Владимира Бурматова, нередкими бывают случаи, когда абитуриент, поступая в высшее учебное заведение, сообщает информацию, не соответствующую действительности. Это касается данных о результатах ЕГЭ, документов, дающих право на льготы при поступлении. В действующем законодательстве не предусмотрена ответственность для студента, который уже зачислен в вуз по подложным документам, если нарушение порядка приема выявлено уже после его зачисления. Рассматриваемый проект закона даёт возможность отчислять такого студента из образовательного учреждения в случае выявления нарушений. Причем на образовавшееся вакантное место может быть переведен студент, который обу-чается в этом же вузе, но на платной основе, – подчеркнул В. Бурматов, комментируя автору данной статьи свое видение решения проблемы качества отечественного образования.

2. Новый закон об образовании – долгож-данное лекарство?

И все же эксперты большие надежды возлага-ют на действенную роль в повышении качества образования нового закона «Об образовании в Российской Федерации», над которым депутаты Госдумы работали всю осеннюю сессию 2012 года. Этот закон необходим, этого требует и отрасль, и реалии сегодняшнего дня. Развивать систему образования по закону, который был принят 20 лет назад, в 1992 году, и действует до сегодняшнего дня, невозможно. Образование для этого – слишком динамично развивающаяся сфера. Во главу угла при принятии закона был поставлен человек, его интересы, защита и обеспечение этих интересов. В целом же закон должен решить накопившиеся проблемы в образовании и модернизировать его в соответствии с требованием времени. Нет нужды повторять, сколько споров и дискуссий было посвящено новому закону. Сегодня этот законодательный документ, имеющий юридическую силу, должен дать ответ на вопрос о том, чем наши вузы хуже оксфордских?

Многие эксперты называют его долгожданным лекарством, которое должно излечить наше образование от хронической хвори. Несколько слов о самом нормативе. Новый закон в три раза больше предыдущего, насчитывает более четырехсот страниц. В отличие от прежнего закона двадцатилетней давности он хорошо структурирован и систематизирован. Четко обозначен и упрощен для восприятия понятийный аппарат, который позволит работать с ним преподавателям, учителям, студентам и даже школьникам. Упразднены статьи и нормы, которые себя изжили, введены новые, отвечающие задачам нашего времени. Вместе с тем новый закон «Об образовании» сохраняет преемственность в части соблюдения демократических свобод, которые были записаны в законе 1992 года. Это конституционное право всех граждан в возрасте до 18 лет получить бесплатное общее полное образование. Также граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке и могут выбрать язык обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В пункте 6 ст. 6 четко прописано, что в Российской Федерации гражданам гарантируется образование на русском языке, государственном языке нашей страны. Но при этом закон дает право нашим гражданам всех национальностей, компактно проживающим в нашей стране, на получение дошкольного образования на родном национальном языке. То есть народы разных национальностей, проживающие на территории субъекта Федерации, имеют право учить своих детей в начальных классах на своем языке. При этом особый упор делается на тезис: «Качественное образование – основа развития инновационной экономики». Именно на развитие

инновационной экономики сегодня нацелено наше образование, и это направление четко отражено в новом законе «Об образовании» При этом особый акцент делается на поддержку и модернизацию среднего профессионального образования, которое как раз и должно готовить квалифицированных всесторонне грамотных рабочих, в которых так остро нуждается инновационная экономика. В новом законе возможности профессионального образования значительно расширены по сравнению с законом 1992 года. Эти возможности базируются на основе советского закона об образовании 1974 года, когда подготовке квалифицированных рабочих кадров в средне-профессиональных училищах относились с должной ответственностью. И сегодня новый закон возвращает нас к этой системе, которая позволит готовить в техникумах, колледжах, лицеях квалифицированных рабочих, умеющих работать не только молотком, но и компьютером, специалистов среднего звена, разбирающихся в сложнейших электронных схемах. Особо надо отметить инновационную направленность закона на раскрытие кадрового потенциала страны.

– Не секрет, что экономика государства зависит от квалификации специалистов, ее создающих, от того, насколько успешно они смогут перевести ее на инновационные рельсы. И потому важно осознать, что инновационным должно быть все. Экономика, культура, образование, медицина, человеческие взаимоотношения… Все должно быть построено и направлено на избавление от сырьевой зависимости и на переход на новый качественный рубеж, ориентированный на создание конечного продукта в любой отрасли хозяйственной и социальной деятельности, который способен конкурировать на мировом рынке. И во многом решение этой задачи зависит от качественной подготовки кадров в высшем и среднем звене образования, – сообщил председатель комитета Госдумы по образованию, доктор экономических наук Александр Дегтярев, комментируя данный законопроект.[1]

Отправные стартовые положения даны четко в новом нормативе. К примеру, глава 2, статья 20, которая так и называется «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования». Ни о чем подобном не говорилось двадцать лет назад. Сегодня это масштабная потребность в образовательных программах наших вузов, где инновационный подход в образовании стал нормой жизни. Там активно внедряются грантовые системы финансирования, создаются экспериментальные площадки, лаборатории и малые формы производства на базе учебных заведений. Вводятся новые формы поощрения одаренных студентов, разрабатываются системы стимулов для творчес-кой научной деятельности. Многое теперь будет зависеть от руководства вузов, насколько они смогут реализовать предоставленные новым законодательством возможности для усовершенствования качества образования.

3. Может ли найти достойную работу за рубежом специалист с дипломом российского вуза, или почему нас там не ценят?

Нет сомнения, что решительные меры по оздоровлению российского образования приведут к положительным результатам. В стране немало достойных вузов, а вот рейтинги их в мировом масштабе почему-то крайне низки. Как отметил недавно наш премьер Дмитрий Медведев, пока что «международные рейтинги не в нашу пользу». Чем российские университеты хуже гарвардских и оксфордских? – этот вопрос давно волнует нашу общественность. Возможно, это во многом связано с тем, что российские вузы не могут подать себя с максимальной выгодой. И это действительно так. Показать товар лицом на международной ярмарке знаний мы еще не научились. Да еще можно усомниться в объективности подобных рейтингов. Во многом эти рейтинги носят субъективный характер и не всегда отражают истину. Сегодня формируется сеть отечественных рейтинговых агентств, которые способны оценить деятельность наших вузов на уровне мировых требований.

Проводятся мониторинги деятельности вузов по подготовке специалистов, регламентируются затраты и реальная отдача от этого обучения. В новом законе в главе «Программа развития образовательных учреждений» системно излагаются вопросы диверсификации финансирования, наделения и ротации статуса образовательной организации на основе оценки уровня эффективности реализации программ развития. В результате этого мониторинга будет проводиться сокращение неэффективных вузов путем их слияния с более успешными.

В партии «Единая Россия» выступают за разработку новых критериев оценки эффективности вузов и намерены создать временную рабочую группу для анализа предложений по реформе высшей школы. И при этом в центре внимания – методика оценки качества. Как считает Владимир Бурматов, выражая точку зрения фракции единороссов, действующая ныне оценка эффективности вузов (по таким показателям как средний балл по ЕГЭ, объем средств на научно-исследовательскую деятельность, количество иностранных студентов, объемы общего финансирования на одного

научно-педагогического работника и количество квадратных метров на одного студента) не всегда адекватно отражает работу учебного заведения. Этот формальный подход привел к тому, что большинство педагогических вузов сегодня в стране, как утверждает Министерство образования и науки, имеют признаки неэффективности, а если быть точным – 60 % всех вузов. Основным критерием эффективности вуза должно стать не мифическое количество иностранных студентов, а востребованность студентов, потому что главная задача вуза – подготовить профессионального специалиста. И кому как не работодателю определять, хороший это вуз или нет. Потому необходимо добиваться того, чтобы эти критерии разрабатывались совместно с гражданским обществом, совместно с профессионалами, совместно с экспертным сообществом.

4. Вузы, которые не ждут милостыни от рейтингов, а реальными делами повышают свой рейтинг

Ряд российских вузов не ждет милостыни от рейтинговых компаний, их руководство пытается завоевать авторитет в мире своими реальными результатами и методиками в подготовке специалистов. В частности, показателен пример Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, ректорат которой регулярно проводит и организовывает международные конференции, симпозиумы по вопросам, представляющим совместный интерес для многих стран.[2] Активно ведется работа по обмену студентами, организовываются стажировки в самые престижные вузы – от Оксфорда до Кэмбриджа.

Проректор Академии по международному сот-рудничеству Дмитрий Кутафин убежден, что слабые международные связи, низкая цитируемость в мировых научных изданиях, устаревшие методики QS не дают российским вузам занять высокие позиции в рейтинге ведущих университетов мира. Напомним, в опубликованном ежегодном рейтинге ведущих университетов мира (QS World University Rankings 2012) два ведущих вуза России – МГУ имени Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет остались в рамках одной группы, как и в 2011 году, но потеряли пару строк. МГУ находится на 116 месте (112 место в 2011 году), СПбГУ – на 253 месте (251 место в 2011 году).

Д. Кутафин убежден: для того, чтобы в течение ближайших лет выполнить поручение президента России, к 2020 году российским вузам необходимо войти в первую сотню ведущих мировых университетов, преодолеть системную инертность и развивать связи с зарубежными вузами, демонстрируя на практике возможности российского образо-

вания.

– А они весьма эффективны и перспективны. И в этом убеждаются студенты из многих стран, которые обучаются у нас, – говорит Д. Кутафин. Сегодня в Академии учатся более 150 студентов из стран СНГ и дальнего зарубежья. В свою очередь, российские студенты имеют реальную возможность получать знания в лучших вузах разных стран и участвовать в совместных международных проектах. Один из них состоялся этим летом в Потсдаме и был посвящен актуальным проблемам немецкого и российского уголовного права. В настоящее время Академия взаимодействует с 46 зарубежными учебными заведениями и международными организациями, подписаны соглашения о научном и академическом сотрудничестве с Венским университетом, Хошиминским юридическим университетом. В ближайшее время планируется подписать соглашения о научном сотрудничестве и об обмене студентами с Казахским Гуманитарно-юридическим университетом, Юго-западным университетом «Неофит Рилски» (Болгария), Национальной университетской библиотекой Страсбурга (Франция), Китайским университетом политологии и права, с Объединенным Лотарингским университетом (Франция) и другими. Проводится большая работа по обмену студентами, в частности, с Университетом имени Жана Мулена – Лион (Франция), Университетом Монтескье в Бордо – (Франция), Юридическим факультетом Цюрихского университета (Швейцария) и другими.

5. За дело берутся студенты

Сегодня МГЮА имени О.Е. Кутафина – старейшее учебное заведение, отметившее свое восьмидесятилетие, – последовательно продолжает богатые традиции российской юридической школы и ищет новые пути совершенствования качества отечественного образования. Один из них – создание инновационных образовательных методик на основе расширения форм международного сотрудничества с ведущими мировыми учебными центрами. Идет поиск тем, которые представляют общий интерес. Взять хотя бы разработку проекта программы, обеспечивающей соблюдение юридических норм в последствиях, вызванных климатическими или техногенными катастрофами. Не менее важная тема – разработка концептуальных основ энергетического права, которое направлено на решение международных, экономических

и экологических проблем, возникающих при транзите нефти и газа.

Также интересно отметить и новые пути взаимодействия с иностранными вузами, которые находит руководство академии. Это участие в международных мероприятиях, проводимых международными студенческими организациями. Более того, активно формируются российские отделения ряда престижных объединений. К примеру, в России на базе МГЮА действует Московская молодежная общественная организация по развитию сотрудничества между студентами-юристами в Европе – «ЭЛСА Москва». Ее главная задача – содействие укреплению связей между студентами-юристами Москвы и студентами юридических вузов и факультетов других городов РФ и Европы в правовой и иных сферах, развитие взаимопонимания и сотрудничества. Особое место занимает деятельность в содействии в проведении конкурсов научных работ и организации научно-практических исследований студентов-юристов; в организации и проведении студенческих научных конференций и семинаров, «круглых столов»… При этом важно отметить, что студенты разных стран сами выбирают темы, которые кажутся им злободневными и актуальными для всего мира. Например, один из семинаров был посвящен инновационной деятельности как способу борьбы с конформизмом. Новые формы саморегулирования образования непосредственно в студенческой среде можно наблюдать во многих российских и зарубежных вузах. В отличие от чиновников, студенты лучше и тоньше осознают реальные проблемы современности и пытаются подстроить образовательный процесс в соответствие с вызовами времени.

В целом же сегодня идет кардинальное реформирование российского образования, создаются комплексные федеральные университеты, объединяющие лучшие кадры российских и зарубежных преподавателей, идет последовательное избавление от балласта тех вузов, которые не смогли вписаться в требование времени. И самое главное – в качестве образования заинтересовано руководство страны, которое не жалеет на это ни денег, ни административного ресурса.

Курс позволяет любому пользователю, имеющему доступ в Интернет, изучить основные возможности конфигурации "1С:Предприятие 8. Управление торговлей" и научиться их эффективно использовать. Курсы 1С Управление Торговлей, вся подробная информация на сайте http://vibor-center.ru

НОВОСТИ

Наши партнеры

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.