RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Габитов М.Р.

Концепция юридического образования будущего

В статье рассмотрены проблемы российского юридического образования в контексте мирового информационного пространства и сделаны предложения по повышению его качества.

Ключевые слова: основы юридического образования, республиканская форма правления, информационные точки, модернизация юридического образования.

Gabitov M.R.

Concept of legal education of the future

The article deals with the problems of Russian legal education in the context of world-wide informational space and there are proposals concerring its quality.

Keywords: the basics of legal education, republican form of gaerning, informational points, moderating of legal education.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и ряде последующих концептуальных документов были поставлены проблемы модернизации образования, основные из которых: «изменение образовательной политики России для вступления ее в мировое сообщество для решения глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, …и для этого общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования…». Из Концепции следует, что российское образование (и высшее юридическое в том числе) имеет следующие недостатки: ориентированность на прошлое, а не на будущее; перегруженность материала; направленность на ответы, а не на четкие вопросы, которые вскрывали бы суть вещей, и отсутствие овладения навыками будущей профессии. Предлагая новую программу системы современного юридического образования, нужно учитывать современные составляющие: мировую глобализацию, состояние, содержание и проблемы мирового информационного пространства[1].

Мы предлагаем следующую концепцию: сделать основы юридического образования универсальными во всем информационном пространстве, как образование в вузе любой страны, так и образование через Интернет. Мы Компания Курсовик выполняем рефераты, курсовые, контрольные и дипломные работы на заказ по всем специальностям, в том числе экономическим, гуманитарным, юридическим или техническим предметам. Можем выполнить любую научную работу, которая предусмотрена программой Вашего ВУЗа. Нами представлены услуги всех видов студенческих работ на заказ.

В настоящее время в России принята западная модель обучения, основанная на разных тренингах, целью которых является освоение конкретного

навыка. Но российская высшая школа базируется на приоритете теории в процессе обучения, независимо от того, о какой области знаний идет речь[2]. И задача в том, как соединить российскую образовательную традицию, основанную на освоении фундаментальных теоретических знаний, с:

а) западными образовательными технологиями, прагматичными по своей сути;

б) образовательными курсами, получаемыми через Интернет.

С появлением Интернета информационное сообщество стало глобальным[3]. Но Интернет состоит из программ, а образовательные программы в классических университетах и Интернет-программы сегодня не развиваются, и «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» тому пример. Модернизация в ней видится только в организационных методах, а содержание и новая учебная программа при этом отсутствуют. Поэтому новые образовательные технологии должны создать содержание образовательных программ, востребованных и применимых в любой стране.

Для этого с самого начала гуманитарные образовательные программы должны основываться на законах теории информации. Авторы программного обеспечения к компьютерам Норберт Винер и Клод Шеннон разработали теорию информации и сформулировали ее основные понятия[4].

Классическая теория информации, предложенная Винером–Шеноном, базируется на точечном образе окружающего мира и заключается в том, что:

а) информация – это содержание сообщения, которое передается в обществе от человека к человеку или от человека машине;

б) содержание сообщения искажается во время передачи. Информация может быть сформулирована неясно, и чем более неясно она сформулирована, тем больше она дезорганизуется во время передачи;

в) информация, доставленная по адресу, вызывает то, что называется «обратная связь». Чем четче и яснее сформулировано сообщение, тем меньше оно искажается при передаче и, соответственно, тем более предсказуемую «обратную связь»

вызовет.

Следовательно, в основу гуманитарных образовательных информационных систем должны быть введены четко и однозначно зафиксированные сведения, которые станут точечной основой содержания сообщения, не исказятся при межведомственной передаче и вызовут однозначную обратную связь.

Показателен подход технических дисциплин. В них показано движение от первых образцов к последним моделям, направление движения, указаны ошибки, тупиковые варианты и самые удачные решения. С высоты современной модели видны технические просчеты, недоработки и недостатки, и при историческом анализе и современном уровне можно делать прогнозы дальнейшего развития.

Отсутствие такого подхода в гуманитарных дисциплинах приводит к тому, что они (в нашем случае юридические дисциплины) лишены фундаментальности!

Следовательно, нужно сделать фундаментальными основы учебного материала: первое – по содержанию, второе – по форме.

В соответствии с вышесказанным предложим взять основой содержания Концепции модернизации юридического образования историческое движение государств к общим мировым правовым принципам, по которым работают современные государства, и выделить в этом движении однозначно понимаемые ключевые точки.

1. Фундаментом юридического образования являются общетеоретические дисциплины («История государства и права зарубежных стран», «История государства и права России», «Теория государства и права»). Однако в них нет единства, каждый предмет сам по себе, между ними нет связи и перекрестных ссылок. В учебниках по «всеобщей» истории, по истории любой страны (и России в частности), хрестоматиях и в компьютерных программах[5] имеется общий набор фактов без какой-либо системы и, соответственно, отсутствует общая направленность в подаче этих фактов. Больше того, малый объем информации «размазан» по большому количеству нестыкующихся учебников. То есть основы теории информации, применяемые при создании даже простых информационных систем, не учитываются авторами учебников и не применяются составителями программ и программистами, которые наполняют сообщение «шумом» и хаосом. Отсутствие системы в фундаменте, естественно, влечет разбалансировку всех последующих «этажей». Поэтому указанные предметы нужно связать в последовательную и скоординированную систему, а для этого в этих предметах должна быть основная идея, проходящая через содержание всех этих дисциплин. Первый из предметов, «Историю государства и права зарубежных стран», нужно рассматривать не как фрагментарный набор сведений о различных странах (каким он в настоящее время является), а как целостную картину движения ведущих мировых государств к наиболее оптимальной форме правления – выборной форме государственной власти и к оформлению международных правовых принципов;

а) взяв точкой отсчета становление современной системы, расставим ориентиры в историческом калейдоскопе событий, и «движение» «Истории государства и права зарубежных стран» получит сюжет: становление выборной формы государственной власти и общих принципов права в пространстве и времени. Акцентируя внимание именно на этом, проявим закономерности этого становления, которые и станут ключевыми информационными точками: 1) юридически закрепляется право собственности на землю; 2) создается представительный орган правления (сенат, парламент, генеральные штаты), куда поначалу входят только собственники земли, а впоследствии – представители всего населения; 3) соответственно для равных выборов закрепляется равноправие всех граждан; 4) складывается единая система суда и правосудия.

Четкое выделение ключевых информационных точек, то есть исторических фактов, которые сдвигают исторический процесс к формированию современной модели государства, создаст единый образовательный знаменатель. Из большого объема исторических фактов выделятся значимые смысловые точки, формирующие организованность истории государства и права. История каждой страны будет похожа на уровень, после прохождения которого добавится еще одна составляющая к общей картине, а целью будет составление из разрозненных фрагментов мировой истории картины движения к форме оптимальной государственной власти. Подобная четкость подачи сообщения вызовет четкую «обратную связь», так как сфокусирует большой объем материала на конкретных вопросах, и возможность практического применения: можно будет посмотреть, насколько отраслевое законодательство или вновь принимаемые законы соответствуют общей теоретической платформе. Такая подача материала, в свою очередь, станет основой для изучения теории государства и права, и любой национальной истории, и законодательства, подчиняющегося международным договорам, а значит, ляжет в основу единой правовой образовательной системы;

б) применяемые на практике теории образования государства и права создаются на основе исторических фактов. И нужно различать: 1) теории, являющиеся абстрактными и описательными, которые создают или придумывают авторы, не опирающиеся на конкретные исторические факты; 2) теории, опирающиеся на конкретные исторические факты, обосновывающие оптимальность современной модели формы государственной власти и принципов международного права. Прообраз современной модели государственной власти с разделением властей на законодательную, исполнительную, судебную и системы права сложился в Нидерландах в XVIII веке, в Англии в XVII веке, во Франции и США – в XVIII веке. Теоретические тексты, которые обосновали такую форму государства, впервые появились: в Нидерландах – в работе Гуго Гроция «О праве войны и мира» (1623 г.)[6]; в Англии – в работах Томаса Гоббса «Философские основания учения о гражданстве» (De Give) (1642 г.)[7], Джона Локка «О государственном правлении» (1690 г.)[8]; во Франции – в работе Шарля Монтескье «О духе законов» (1748 г.)[9]. Все эти трактаты были написаны во время революций – нидерландской, английской и французской, они дали теоретическую оценку современному государственному устройству, стали теоретической основой для его деятельности и принципов международного права. К настоящему времени сложились международные нормы

в области прав человека (которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации) и комментарии к ним[10]. В «комментариях» международных документов в области прав человека приводится работа англичанина Джона Локка 1690 года. Следовательно, «теорию государства и права» должно пронизывать теоретическое обоснование наиболее оптимальной модели государственности и правовой системы. И закладываться этот практический подход должен в основах юридического образования, т. е. в «теории государства и права» нужно акцентировать те знания, которые применимы на практике;

в) в 1993 году Россия приняла именно эту модель государственного устройства. Соответственно, историю государства и права России нужно рассматривать с позиции движения российской истории к выборной форме власти и к приоритету международного права, нормы которого имеют высшую юридическую силу согласно ст. 15 («Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы») и ст. 17 («В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией») Конституции РФ;

г) предлагаемая модель образования может быть самостоятельной и применима к истории и теории права, но может быть и более широкой и распространяться на отраслевые предметы тоже. Например, в курсе «Земельного права» после краткого исторического экскурса, который покажет повторение исторических закономерностей оформления выборной формы правления и в России, т. е. как закрепление частной собственности на землю сдвигает и изменяет всю политическую и правовую надстройку, будет показано правовое регулирование собственности на землю и вытекающих из него других правовых институтов.

Учебники «Земельное право России» построены по такой схеме: предмет, система курса, история земельных правоотношений, право собственности на землю, государственное управление в области землепользования и охраны земель, земельно-правовая ответственность. Если же следовать предложенной направленности, то учебник «Земельное право» должен быть составлен с учетом вышеизложенного, а именно: ключевой в теории земельного права должна быть мысль, что право собственности именно на землю явилось основой для становления современной модели государственного устройства и системы права, а следовательно, базовой составляющей прав и свобод человека и института собственности в гражданском праве. Самостоятельность института земельного права в том, что он детализирует нормы, касающиеся только земельных отношений: особенности совершения сделок с землей, государственный земельный кадастр, землеустройство, государственный земельный контроль, мониторинг земель.

Тогда сразу высветятся недостатки законодательства, регулирующего основной институт земельного права, и гаранта права частной собственности на землю – земельного кадастра. Без кадастровых характеристик право собственности на землю не может быть оформлено, а недостатки и пробелы в кадастре искажают всю правовую систему и конституционные гарантии прав гражданина. Действующие системы учета недвижимости не обеспечивают достаточный уровень идентификации недвижимого имущества, что создает дополнительные сложности в совершенствовании кадастровых вопросов[11].

Наиболее значимые недоработки Федерального закона «О государственном кадастре недвижи-мости»[12] от 24 июля 2007 года – нечеткость кадастровых характеристик (ст. 7) и неопределенность и «расплывчатость» органов, ведущих кадастровый учет (ст. 4, 6, 13, 18, 24, 25, 28– 30, 36, 38, 39, 41, 45, 46). Есть и другие недостатки, но достаточно выделить эти два, чтобы утверждать, что Закон «О государственном кадастре недвижимости» в такой редакции работать не будет, и, следовательно, земельный кадастр не станет гарантом собственности. А это в свою очередь нарушит конституционные права собственника, поскольку ч. 2 ст. 55 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», а в ч. 3 ст. 55 указано: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства».

При таком содержании учебного материала система юридического образования будет соответствовать своему значению, она даст упорядоченные и систематизированные основы знаний.

История государства и права будет направлена на то, чтобы показать принятие наиболее оптимальной модели государства, а каждая тема в ней будет показывать определенный эпизод движения в этом направлении. В теории государства и права будет акцентировано внимание на теории, обосновывающей становление принципов международного права, а все это станет основанием для изучения

последующих дисциплин, законодательства и юридической практики. Кроме того, это: 1) избавит исторический и теоретический материал от балластных тем, неприменимых на практике; 2) заложит системную основу для приобретения «умений и навыков»; 3) покажет направление для дальнейшего развития.

2. Как классическая система образования должна «сотрудничать», сочетаться и дополнять Интернет-образование в условиях мировой глобализации, многоканальности, вариативности, объема, доступности и скорости получения информации? Как модернизировать классическую систему образования, и что может предложить высшее учебное заведение, если вся информация уже есть в виртуальном пространстве?!

Введение в юридическое образование содержания и формы предлагаемой программы изменит и Интернет-образование. Сегодня стандартная форма получения и обмена компьютерной информацией – это то, что можно назвать информационным потоком. Информационный поток – это последовательность всех информационных сообщений, которые создаются, получаются или отправляются. Элемент потока может быть картиной, видео- или аудиофрагментом, документом, факсом, Интернет-закладкой или любой другой единицей данных. Однако при этом существует главная проблема: поток должен обеспечить ясную, четкую и простую структуру киберпространства, но этот поток льется без четких ключевых информационных точек (сформулированных теорией Винера–Шеннона), которые должны структурировать весь материал. Поэтому основная проблема любого образования – выделить эти информационные точки!

В настоящее время нахождение в виртуальном тематическом пространстве напоминает путешествие, однако это путешествие без четкой цели, без карты и ориентиров движения. Поэтому любая система образования должна предоставить такую карту, научить ставить цель, прокладывать маршрут, расставлять ориентиры и увеличивать скорость движения. В образовательной системе, к сожалению, этих составляющих нет! Но и в виртуальном образовательном пространстве вопросы метода подачи материала и проблемы уровней

научения не поднимаются вообще! Университет может (и должен) расставить и показать ориентиры, предложить маршрут движения в учебном материале, начиная с первого семестра, а на последующих курсах ставить цели решения практических проблем, – то, чего виртуальные курсы сделать не могут. Учебное заведение (это зависит от администрации вуза и конкретных преподавателей) может

(и должно) создавать возможность для сотрудников и студентов разрабатывать и внедрять идеи, которые будут сдвигать качество образования, юридическую науку и влиять на государственно-правовую жизнь в целом.

При введении такого подхода с изучением мировой истории и выделением в ней ключевых точек юриспруденция станет напоминать географию. Исследования и образование в целом станут спланированными, а умение прокладывать маршрут увеличит скорость, качество, широту и охват путешествия. Опыт в разных дисциплинах потребует разных усилий и составления разных «карт», хотя общий принцип одинаков: в информационном «потоке» высветятся ориентиры движения. Со школой или университетом все должно быть (и будет) сходным образом. Класс или курс можно представить себе в виде потока, последовательно представляющего учебный материал с выделением ключевых точек. В юридическом образовании начинать нужно именно с «фундамента» – с общетеоретических дисциплин. «История государства и права» покажет «сдвиги» в мировой истории, которые привели к образованию современной модели государства и современной системы международных правовых норм. «Теория права» ознакомит с правовыми теориями, применимыми на практике, и аппаратом общепринятых и однозначно понимаемых во всем мире юридических определений. Отраслевые дисциплины должны быть надстроены на указанных ключевых точках и мировых правовых принципах и показывать, как принципы международного права реализуются и преломляются в российском (и любом национальном) законодательстве. При таком подходе юридическое образование будет иметь единую «базу знаний», что в свою очередь усилит изучение отраслевого права и законодательства. Например, при знакомстве с системой кадастра недвижимости сразу будет видно соответствие или несоответствие (например, российского) законодательства о кадастре и законодательства развитых европейских стран с его компьютерным оформлением и применением. С созданием единых точечных основ в недалеком будущем основной задачей образования станет создание виртуального правового опыта, на практике применимого в любой стране. С вводом предложенной программы в систему образования и Интернет студенты в любом месте смогут одновременно изучать единую систему, а преподавание будет заключаться в наблюдении за всем потоком, выделении смысловых ядер, обновлении материала и ответах на вопросы. Например, закон, подлежащий применению сегодня, завтра может перейти в область истории права, поэтому ориентироваться в праве как раз поможет навык работы с историческим и теоретическим материалом. Такая система образования будет основана на движении к мировым правовым стандартам и существующей мировой юридической практике, и приобретаться будут навыки, а не отвлеченные знания. Кроме того, такой подход позволит получить четкую обратную связь.

Такой же подход применим к юридической практике: в организации работы всей организации, например, в начале правового потока, слева – точка правового отсчета, тот правовой акт, который лег в основу создания государства, международной организации или компании, а прямо перед нами, в «настоящем», материализуется современное электронное состояние системы права и законода-

тельства.

При работе с конкретным документом, например с его версией, он копируется, копия помещается в «настоящее», и ведется работа с ней. При этом акцентируется внимание на том, насколько рабочий документ соответствует базовым нормативным актам.

Повторимся, в подобном режиме можно будет работать в любой точке земного шара, в любой стране, в любой правовой системе, и, самое главное, и в теоретическом материале, и в нормативном акте будут выделяться ключевые информационные точки, чему и должна научить система классического образования, начиная с первого курса.

3. Исходя из основной позиции – создать единую основу юридического образования, – ее технологическое обеспечение нужно перевести: а) в текстовый формат учебника; б) в режим учебного фильма; в) в формат компьютерной программы, в которой (как и в тексте) можно расширить (или сузить) историю любой страны до движения к принятию выборной формы правления, и (или) вступления в мировое сообщество, или создания международных организаций или мирового правительства.

Предлагаемый подход совместит исторический процесс движения, теоретическую базу и освоение практических навыков. Естественно, что та школа, которая предложит единую модель правового

образования, будет иметь научное преимущество. Так страны, которые первыми приняли на вооружение информационные технологии, доминировали в XX веке. Предложенное:

а) ускорит образовательный процесс, большой объем текста не будет обузой, поскольку будет уложен в простую, четкую схему без ущерба для «базы данных»; повысит качество образования, сделав эффективной подачу исторического и теоретического материала, поскольку учебный материал даст разные углы восприятия: он будет распечатан в текстовом варианте, режиме фильма и компьютерной программы, в которых ключевые точки будут четко выделены и информационно насыщены;

б) сделает эту «простоту» универсальной, так как предложенная информация интернациональна, так же как международные нормы приоритетны для всех государств;

в) при большом выборе образовательных учреждений вуз, предлагающий по содержанию и по форме качественно новую программу, станет брендом. Причем характеристики качества материала, скорость получения новых знаний и освоение навыков можно будет сравнить с традиционными программами;

г) в современных условиях такое «звучание» государственных и правовых теорий приобретет особое значение: когда начались революции в ряде мусульманских стран Северной Африки и Ближнего Востока, изложенные закономерности становления выборной формы правления приобрели особую актуальность. В западных странах тоже были волнения и протесты, но в них политические режимы и, самое главное, юридические конструкции устояли и окрепли. Дело в том, что страны, формально провозгласившие республиканскую форму правления, сделали это без учета длительной устоявшейся правовой конструкции и без учета западных исторических характеристик этой модели – четкого и гарантированного права частной собственности на землю, которое является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Во время существования вновь провозглашенных в середине XX века

правовых режимов по западному образцу не были сделаны шаги по укреплению вышеуказанных базовых юридических характеристик, что (на наш взгляд) и стало одной из причин требований отставки правительства и смены режимов в этих странах. Отсутствие в образовательных программах исторических схем, которые должны показывать устойчивость демократических режимов и предлагать варианты устранения недоработок в правовых системах, мешающих их функционированию, сыграло в разрушительном процессе не последнюю роль.

Пристатейный библиографический список

1. Винер Н. Человек управляющий. Человеческое использование человеческих существ. Кибернетика и общество. – СПб.: Питер, 2001.

2. Винер Н. Творец и Будущее. Я математик. – М.: АСТ, 2003.

3. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданстве. – Минск: Харвест, 2001.

4. Гуго Гроций. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. – М.: Ладомир, 1994.

5. Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека: Практика и комментарии. – М., 1997.

6. Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. – Т. 2. О государственном правлении. – М., 1960.

7. Костюк М.Ф., Ростокинский А.В. Как нам обустраивать Интернет? // Бизнес в законе. – 2012. – № 5.

8. Монтескье Ш. Избранные произведения. О духе законов. – М., 1955.

9. Попов А.В., Анцупов Д.В., Борзунова А.А., Лебединская М.А. Проблемы юридического образования: взгляд молодежи // Образование и право. – 2012. – № 9.

10. Шайхуллин М.С. Муниципальные образования как участники земельных правоотношений: проблемы правового и организационного регулирования. – Уфа: РИО БашГУ, 2007.

11. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. – М.: Иностранная лит., 1963.

12. Щербак Е.Н. Развитие высшего  образования – базис экономического суверенитета государства в условиях рыночной экономики и глобализации // Образование и право. – 2012. – № 6.

[1] Щербак Е.Н. Развитие высшего образования – базис экономического суверенитета государства в условиях рыночной экономики и глобализации // Образование и право. – 2012. – № 6. – С. 27–35.

[2] Попов А.В., Анцупов Д.В., Борзунова А.А., Лебединская М.А. Проблемы юридического образования: взгляд молодежи // Образование и право. – 2012. – № 9. – С. 232–249.

[3] Костюк М.Ф., Ростокинский А.В. Как нам обустраивать Интернет? // Бизнес в законе. – 2012. – № 5. – С. 68–77.

[4] Винер Н. Человек управляющий. Человеческое использование человеческих существ. Кибернетика и общество. – СПб.: Питер, 2001; Винер Н. Творец и Будущее. Я математик. – М.: АСТ, 2003; Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. – М.: Иностр. лит., 1963; Разговор человека с машиной // Что нового в науке и технике. – 2006. – № 6.

[5] Диски: История мировых цивилизаций. Доиндустриальная эпоха; Энциклопедия истории России 862–1917. Интерактивный мир.

[6] Гуго Гроций. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. – М.: Ладомир, 1994.

[7] Гоббс Т. Философские основания учения о гражданстве. – Минск: Харвест, 2001.

[8] Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. – Т. 2. О государственном правлении. – М., 1960. – С. 5–137.

[9] Монтескье Ш. Избранные произведения. О духе законов. – М., 1955.

[10] Напр.: Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека: Практика и комментарии. – М., 1997.

[11] Шайхуллин М.С. Муниципальные образования как участники земельных правоотношений: проблемы правового и организационного регулирования. – Уфа: РИО БашГУ, 2007. – С. 41.

[12] СЗ РФ. – 2007. – 30 июля. – № 31. – Ст. 4017.

 

 

 

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.