RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Сенчак И.И.

Оказание бесплатной юридической помощи малоимущим слоям населения студентами юридических вузов Украины

В статье рассматривается проблема оказания бесплатной юридической помощи. Акцентируется внимание на негосударственной системе бесплатной юридической помощи, элементом которой выступают юридические клиники. Рассматривается вопрос о правовом статусе юридических клиник на Украине.

Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, субъекты бесплатной юридической помощи, юридическая клиника.

Senchak I.I.

The providing of free legal aid to low-income people by law students in Ukraine

The article is dedicated to the problem of providing free legal aid. The author focuses on the non-state system of free legal aid, part of which legal clinics are. The question of the legal status of legal clinics in Ukraine is investigated here.

Keywords: free legal aid, subjects of free legal aid, legal clinic.

Всеобщая декларация прав человека[1] гласит, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона (ст. 7). Она формулирует также то, что каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет на основе полного равенства право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (ст. 10). Однако Декларация не предвидит обязательства гарантирования юридической помощи, при этом подчёркивая, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в ней, без какого бы то ни было различия, в том числе и имущественного (ст. 2).

В мировой, в том числе и европейской практике, существуют различные способы организации модели оказания юридической помощи гражданам, но чтобы надлежащим образом обеспечить возможность её получения малоимущими, нужно создать на государственном уровне эффективную систему бесплатной юридической помощи. Так вот, юрист онлайн подскажет как, действуя в рамках закона, решить вопрос в пользу клиента. Когда нужна помощь юристов?

С 15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Этим законом предусмотрено существование государственной системы бесплатной юридической помощи, участниками которой стали государственные юридические бюро и адвокаты. Кроме этого, очень прогрессивным и, на наш взгляд, позитивным было законодательное утверждение негосударственной системы бесплатной юридической помощи, участниками которой предвидятся юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

На Украине немногим раньше чем в России, 2 июня 2011 года, был принят Закон Украины «О бесплатной правовой помощи» № 3460-VI, но даже с его принятием не был решен важнейший вопрос – не определен правовой статус юридических клиник. В частности, юридические клиники до сих пор не были признаны субъектами предоставления бесплатной первичной и вторичной юридической помощи.

Юридическая клиника – это структурное подразделение высшего учебного заведения (осуществляющего подготовку юридических кадров), обеспечивающее сочетание теоретического и практического обучения студентов в целях оказания юридических услуг по правовой поддержке населения на безвозмездной основе. Во многих источниках говорится, что юридические клиники появились в США в 20–30 годах ХХ в. и уже длительное время пользуются там большой популярностью, хотя на самом деле первая в России юридическая клиника возникла при Казанском университете еще в 40-е годы XIX в.[2] Её создателем был известный цивилист Д.И. Мейер, который писал: «Бедные люди, нуждающиеся в советах и помощи по каким-либо касающимся их в присутственных местах делам, обращаются по усмотрению своему к заведующему практикою, в присутствии его учеников сообщают надлежащий случай, который и подвергается обсуждению, результатом чего может быть, смотря по данным, какое-либо одобряемое наставником указание. По желанию советующегося тут же может быть для него безвозмездно сочинена нужная бумага-прошение, докладная записка, проект акта и т. д. Если дело таково, что интересант станет являться неоднократно, то оно может быть поручено одному из практикантов, так что на попечении каждого из них может оставаться по одному делу или по нескольку, разумеется, под руководством и ответственностью наставника»[3].

В начале 80-х годов прошлого века идея «нового» образования распространилась среди многих зарубежных университетов, которые стали широко применять методики практической подготовки юристов. Целью этих методик было помещение студентов уже в ходе образовательного процесса именно в ту среду, где им предстоит работать после получения профессионального образования.

С середины 90-х годов юридические клиники снова формируются и на территории бывшего СССР. В России юридические клиники были созданы в Петрозаводске, Архангельске, Твери, Махачкале, Ставрополе, Санкт-Петербурге. Позже клиники появились во многих государственных и негосударственных вузах практически во всех регионах России. По мнению С.Л. Дегтярёва, расширение клинического движения во многом предопределено проводимой в Российской Федерации реформой образования и судебной реформой. Основные цели последней заключаются в усилении доступности правосудия, реализации права на судебную защиту всех граждан, особенно малоимущих и представителей социальных слоев, интересы которых наиболее часто нуждаются в судебной защите (например, беженцы; политические репрессированные; лица, пострадавшие от аварий; ветераны и т. д.), осуществлении конституционного права на предоставление квалифицированной юридической помощи не только в рамках уголовного судопроизводства, но и гражданского[4].

На Украине первая юридическая клиника создана в 1996 году. Это была юридическая клиника «Pro bono» (что в переводе значит «для добра») Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко. Вскоре после её создания юридические клиники сформировались практически во всех украинских вузах, осуществляющих подготовку юристов. В 2003–2004 гг. была организована Ассоциация юридических клиник Украины. Она является всеукраинской общественной организацией, деятельность которой направлена на предоставление поддержки юридическим клиникам, содействие развитию юридического клинического образования и реализацию соответствующих научно-образовательных программ на Украине.

Системное внедрение юридических клиник должно было, с одной стороны, разрешить будущим юристам развить и закрепить на практике свои знания, а с другой – позволить получить доступную и профессиональную помощь юриста обычным гражданам. Ведь согласно Положению о юридических клиниках в университетах, которое было разработано в Минобразования Украины и утверждено в августе 2006 г. специальным приказом министра образования и науки С. Николаенко, студенты старших курсов должны были предоставлять консультации всем желающим под руководством своих высококвалифицированных преподавателей – научных работников и практиков. Между тем внедрение этого положения, согласно неодиночными сообщениями из ряда отечественных вузов, сталкивается с рядом непредусмотренных проблем: недостаток помещений, достаточной мотивации, а иногда и обычной информации[5].

16 ноября 2003 года Ассоциацией юридических клиник Украины с целью обеспечения единого подхода к организации деятельности юридических клиник на Украине, обособления юридических клиник от других форм объединений студентов и молодых юристов, которые оказывают юридическую помощь населению, были принятые Стандарты юридических клиник[6]. Этот документ закрепил организационно-правовые формы деятельности клиник и в целом способствовал улучшению их деятельности.

Кроме этого, народными депутатами Украины С. Киваловым и Ю. Мирошниченко был разработан проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (относительно определения статуса юридических клиник как субъектов предоставления бесплатной первичной и вторичной правовой помощи) № 9502 от 25 ноября 2011 года[7]. 5 июля 2012 года он был принят в первом чтении Верховной Радой Украины. Соответственно этому проекту предлагается, как и в России, определить юридические клиники субъектами предоставления бесплатной юридической помощи. В проекте предусмотрено установление порядка предоставления бесплатной первичной и вторичной правовой помощи юридическими клиниками. Также предлагается закрепить норму, в соответствии с которой решение юридической клиники об отказе в предоставлении бесплатной первичной правовой помощи и бесплатной вторичной правовой помощи обжалованию в административном и судебном порядке не подлежит.

С другой стороны, окончательного решения Верховная Рада Украины по этому вопросу пока не приняла. Более того, 17 апреля 2013 года состоялось заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам верховенства права и правосудия, где рассматривался вопрос о юридических клиниках, и Министерство юстиции Украины в очередной раз настаивало на том, что возложение функций предоставления бесплатной вторичной правовой помощи не только на адвокатов, но и на студентов высших учебных заведений, которые еще не имеют высшего юридического образования и соответствующего практического опыта, не отвечает заложенному в Законе Украины «О бесплатной правовой помощи» принципу качества бесплатной правовой помощи[8].

Также одной из наиболее острых проблем в деятельности юридических клиник остаётся проблема их финансирования[9]. В соответствии со Стандартами юридических клиник Украины финансирование должно осуществляться за счет ресурсов соответствующего высшего учебного заведения или факультета либо других источников. Но общеизвестным является тот факт, что вопрос финансового обеспечения сегодня юридические клиники решают самостоятельно путем получения грантов, привлечения спонсорских средств.

Целесообразным видится законодательное закрепление обязанности финансирования деятельности клиник со стороны государства, что дало бы возможность обеспечить надлежащую организацию их работы, внедрить новейшие технологии в процесс клинического образования, сделать возможной реализацию многих клинических образовательных проектов.

Несмотря на негативную позицию Министерства юстиции Украины, мы считаем, что возможность участия студентов высших учебных заведений, которые еще не имеют высшего юридического образования, не будет нарушать права малоимущих слоёв населения на качественную бесплатную правовую помощь. Свое мнение мы обосновываем тем, что: во-первых, клиенты юридических клиник заранее знают, что помощь им будут оказывать не дипломированные специалисты, а студенты; во-вторых, как правило, участвуют в работе юридических клиник студенты 3–4 курсов, которые уже имеют определённый уровень профессиональной подготовки, и консультируют клиентов они под руководством своих преподавателей, занимающихся практической деятельностью. Кроме этого, подлежит сомнению возможность гарантии качественной бесплатной юридической помощи адвокатами, которые должны её оказывать по контракту, учитывая уровень оплаты их труда со стороны государства.

Принимая во внимание сложившиеся позитивные результаты деятельности юридических клиник, а также опыт других стран, в частности Российской Федерации, считаем необходимым внести изменения в Закон Украины «О бесплатной правовой помощи» и определить юридические клиники элементом негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

Пристатейный библиографический список

1. Мейер Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования. – Казань, 1855.

2. Сенчак І.І. Проблеми законодавчого визначення статусу юридичних клінік в Україні // Адвокат. – 2012. – № 11 (146).

3. Шматко Н. Юридические клиники: что мешает? // Юрид. газета. – 2006. – № 19 (79) (12 октября)

4. Юридическая клиника и современное юридическое образование в России: Учеб.-практ. пособ. / Отв. ред. С.Л. Дегтярев. – М.: Волтерс Клувер, 2004.

[1] Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена в резолюции 217 A (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года.

[2] Юридические клиники в России: возвращение через 150 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://legal-clinic.ru/articles.html?id=52.

[3] Мейер Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования. – Казань, 1855. – С. 44.

[4] Юридическая клиника и современное юридическое образование в России: Учеб.-практ. пособ. / Отв. ред. С.Л. Дегтярев. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – С. 3.

[5] Шматко Н. Юридические клиники: что мешает? // Юрид. газета. – 2006. – № 19 (79) (12 октября).

[6] Стандарти юридичних клінік України [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://pravo.prostir.ua/?news=379&lang=eng.

[7] Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України (щодо визначення статусу юридичних клінік як суб'єктів надання безоплатної правової допомоги) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_2?pf3516=9502&skl=7.

[8] На засіданні Комітету ВРУ розглядали статус юридичних клінік [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://legalaid.gov.ua/ua/holovna/kviten-2013/na-zasidanni-komitetu-vru-rozhliadaly-status-iurydychnykh-klinik.

[9] Сенчак І.І. Проблеми законодавчого визначення статусу юридичних клінік в Україні // Адвокат. – 2012. – № 11 (146).

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.