RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Воронцов С.А.

О необходимости совершенствования системы отбора, подготовки и воспитания юристов уголовно-правовой специализации, призванных защищать публичные ценностно-правовые начала

Цель: Исследование причин и факторов, снижающих эффективность отбора, подготовки и вос­питания юристов уголовно-правовой специализации, составляющих основу кадрового состава орга­нов государственной и муниципальной власти, суда, полиции, прокуратуры, следственного комитета и спецслужб. Выработка мер, направленных на решение отмеченных проблем.

методология: Использовались историко-правовой, формально-юридический, структурно-функ­циональный и аналитический методы.

результаты: В статье проанализированы причины повышенного интереса молодежи к получению юридического образования. Обосновано положение о том, что количественный рост числа юристов не привел к качественным изменениям в правовой сфере. Исследованы последствия тенденции пе­реориентации юридического образования на рыночно-цивилистическую модель, что может привести к дисбалансу в квалификационных характеристиках будущего юриста между частными и публичны­ми ценностно-правовыми началами. Установлено негативное воздействие на формирование будущих юристов комплекса факторов, сформировавшихся в процессе разрушения культурных ценностей. Выделены причины и факторы, способствующие кризису в сфере правовой культуры, снижению антикоррупционной устойчивости выпускников юридических факультетов. Сформулирован комплекс мер по модернизации системы подготовки и переподготовки юридических кадров, базовым элемен­том которой должна стать модернизация сознания. Установлена необходимость обеспечения непре­рывного антикоррупционного образования и воспитания, воздействующего на подсознательные, ра­циональные и ценностные компоненты сознания, что призвано обеспечить противодействие форми­рованию коррупционных моделей поведения.

новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток выделить и проанализировать систему причин и факторов, отри­цательно влияющих на уровень подготовки юристов уголовно-правовой специализации, составляю­щих основу кадрового состава полиции, прокуратуры, следственного комитета и спецслужб. Автором предложен комплекс мер, направленных на решение отмеченных проблем.

ключевые слова: юридическое образование, уголовно-правовая специализация, антикоррупци­онное воспитание, полиция, прокуратура, спецслужбы.

Vorontsov S.A.

about of the improvement of the system of selection, TRAINING AND education of lawyers criminal law specialization, designed to protect public values and legal principles

purpose: Research of the causes and factors that reduce the effectiveness of selection, training and edu­cation of lawyers criminal law specialization, forming the basis of the staff of the state and municipal authori­ties, courts, police, prosecutors, investigative committee and special services. Development of measures addressed to the noted problems.

Methodology: In this article used historical and legal, formally legal, structural and functional analytic methods.

Results: The article analyzes the reasons for the increased interest of youth to obtain a legal education. Position that the quantitative increase in the number of lawyers did not lead to qualitative changes in the legal sphere justified. Investigated the effects of trends reorientation of legal education on market-civil law model, which can lead to an imbalance in the qualifying characteristics of the future lawyer between private and pub­lic values and legal principles. Established a negative impact on the development of future lawyers complex factors formed in the process of destruction of cultural property. Highlighted the causes and factors contribut­ing to the crisis in the legal culture, reducing the stability of the anti-corruption law graduates. Formulated a set of measures to modernize the system of training and retraining of the legal profession, the basic element of which should be to modernize consciousness. The necessity of providing continuous anti-corruption edu­cation and training, acting on the subconscious, rational and value components of consciousness, which is designed to counteract the formation of corrupt behavior.

Novelty/originality/value: This article has a high scientific value, since it is one of the first attempts to identify and analyze the system of causes and factors that adversely affect the level of training of law­yers criminal law specialization, forming the basis of the staff of the police, prosecutors, investigative com-


mittee and special services. The author suggests a series of measures aimed at addressing the problems noted.

Keywords: legal education, criminal law specialization, anti-corruption education, police, prosecutors, intelligence agencies.


В последние два десятилетия в России отме­чается повышенный интерес молодежи к полу­чению юридического образования. Подобный феномен обусловлен рядом причин: появлением частной собственности, требующей соответствую­щего оформления и защиты; ростом интереса со стороны бизнеса к правовому обеспечению своей деятельности; повышением требований к нали­чию правовых знаний у государственных и муни­ципальных служащих; возрастанием интереса к правоохранительной службе в силу стабильного дохода; наконец, просто модой на юридическое образование. Так вот, помощь юриста в Перми поможет разрешить любые вопросы. Выход даже из самой тяжелой правовой ситуации. Преимущества наших юридических консультаций. Если раньше консультация юриста воспринималась сугубо как помощь в уголовных делах, то сегодня к специалистам обращаются по самым разным вопросам. Невыплаченная зарплата или уклонение от алиментов, нарушение прав потребителей или раздел имущества – за советом к юристу приходят в разных ситуациях.

Период бурного роста числа выпускников ву­зов с дипломами юристов совпал с ростом пре­ступности в ее особо опасных формах, прежде всего, коррупции, организованной преступной деятельности, экстремизма и терроризма, проис­ходящих на фоне судебной реформы и хаотично­го процесса реформирования спецслужб. Однако количественный рост числа юристов не привел к качественным изменениям в правовой сфере: Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев констатировал «закритично высокое» количество юристов, которые, будучи «не до конца грамот­ными», создают «очень серьезный негативный эффект для всей нашей страны» [3].

При этом заслуживает внимания следующая тенденция: если в советский период подавляю­щее большинство студентов-юристов выбирало уголовно-правовую специализацию, то в послед­ние годы, как отметил судья Конституционного суда РФ доктор юридических наук, профессор

Н.С. Бондарь, отмечается «декриминализация» юридического образования, его переориентация на некую рыночно-цивилистическую, предпри­нимательскую модель. По меньшей мере, каж­дый второй студент юридического вуза желал стать банкиром или, в крайнем случае, юристом- предпринимателем. При наличии бесспорно по­зитивных моментов, связанных с преодолением господства правоохранительных ориентиров в профессиональной подготовке юристов, здесь вы­явились и очевидные издержки. Цивилистическая модель базируется в своей основе на приоритете частно-правовых ценностей, что при существен­ном росте студентов-юристов цивилистической специализации неизбежно ведет к дисбалансу в квалификационных характеристиках будущего юриста между частными и публичными ценност­но-правовыми началами [2].

Негативно сказались на уровне подготов­ки значительной части студентов юридических факультетов высших учебных заведений такие факторы, как снижение, начиная с 90-х годов прошлого столетия, общего уровня подготовки выпускников школ, кратное увеличение числа учебных заведений, подготавливающих юристов, не обеспеченных квалифицированным профес­сорско-преподавательским составом, отток про­фессуры в более оплачиваемые сферы и ее ста­рение, проблемы с учебными помещениями и учебно-методическими материалами.

Но наиболее весомый комплекс негативных факторов, воздействующих на формирование будущих юристов, был порожден в результате разрушения культуры. Как известно, влияние культуры на жизнь как общества, так и конкрет­ной личности, весьма велико. Оно определяет и политику, и экономику, и право. Чем культурнее общество, чем больше оно руководствуется нор­мами морали и права, тем легче и безопаснее в нем жить. Как известно, согласно Гегелю, тремя основными степенями развития понятия права являются абстрактное право, мораль и нравствен­ность. Из этого определения следует, что великий философ считал мораль и нравственность неотъ­емлемыми составляющими права.

Значимой частью системы культуры выступа­ет ее подсистема, называемая правовой культу­рой, в которой кризис общей культуры сказался наиболее болезненно. За прошедшие два десятка лет у населения сформировались противоречи­вые, зачастую негативные взгляды на правовые институты, отношения и нормы. Большинство россиян, особенно молодежь, считают, что жить в России, не нарушая законов, невозможно. Пре­словутая формула «если нельзя, но очень хочет­ся - значит можно» - это изобретение исключи­тельно российского менталитета последних лет, в соответствии с которым запрет, оформленный в неформальное, но исключительно очевидное пра­вило, постоянно подвергается сомнению. Стало привычным иронично воспринимать общепри­нятые запреты: «не переходите улицу в неполо­женном месте», «не проезжайте на красный свет», «не садитесь за руль в нетрезвом состоянии», «не берите взятки» и пр. Можно сказать, что все это стало неформальной общепринятой формой по­ведения, в которой движущей силой является мо­тив: «а я хочу, а мне надо!».

Упразднение пионерской организации и ком­сомола, обеспечивавших идейно-воспитатель­ную работу в среде молодежи, привело к тому, что формированию у будущих юристов таких качеств, как уважение к закону, к правам и сво­бодам человека и гражданина, антикоррупцион­ная устойчивость личности, уделяется внимание только на бумаге.

Киевский Майдан - это урок всем государ­ствам, органы власти и управления которых пора­жены коррупцией. И России в том числе. И хотя ситуация у нас несколько иная, но повод для тре­воги имеется. Так, согласно итогам февральского опроса Левада-центра, коррупция находится на третьем месте в списке наиболее актуальных про­блем в России - после роста цен и бедности на­селения [5].

По материалам исследования, проведен­ного в России международной организацией Transparency International, замеряющей уровень коррупции в разных странах, 50 % участников опроса считают, что коррупция в 2013 году воз­росла, 39 % россиян не заметили никаких пере­мен в сфере борьбы с коррупцией, и лишь 12 % считают, что уровень коррупции снизился. 92 % опрошенных россиян считают наиболее коррум­пированными государственную и муниципаль­ную службу, 89 % - полицию, 84 % - судебную систему, 83 % - законодателей [1].

Справедливости ради следует отметить, что продажность части правоохранительного корпуса - отнюдь не национальная черта рос­сийских правоохранителей. По данным той же Transparency International, сразу в 36 странах, подвергшихся обследованию, самым коррумпи­рованным органом власти респонденты назвали полицию, 53 % опрошенных в этих государствах признались, что давали взятки полицейским. Еще в 20 странах лавры главных коррупционеров достались судьям (им давали взятки 30 % респон­дентов) [6].

По мнению депутата Государственной Думы РФ, генерала армии Николая Ковалева, россий­ская коррупция особая, так как она в значитель­ной мере поразила те органы, которые должны вести борьбу с коррупцией: прокуратуру, суды, полицию, спецслужбы [4]. При этом следует от­метить, что «перерождение» сотрудников право­охранительных органов произошло не на службе, а гораздо раньше - на этапе обучения будущего юриста. Сложившаяся в высших учебных заведе­ниях (в том числе и в ведомственных вузах, пре­жде всего, МВД) система вымогательства денег, которая начинается с момента, когда молодой человек переступает порог учебного заведения, становясь абитуриентом, и не прекращается до получения им диплома, оказывает существенное влияние на формирование в последующем си­стемной коррупции в органах государственной и муниципальной власти. Иными словами, уже на этапе обучения в сознании будущих юристов за­крепляются элементы коррупционного мышле­ния и поведения.

Выпускник юридического факультета, сдавав­ший в период обучения экзамены за деньги или по звонку высокопоставленных родственников, в последующем неминуемо будет использовать служебные возможности для компенсации по­несенных затрат. Особую опасность подобные выпускники будут представлять при зачислении в правоохранительные органы, так как по опреде­лению не смогут противостоять коррупционному давлению криминальной и социально-аномаль­ной среды, не смогут работать с агентурой, тонко чувствующей продажную натуру, более того, по­добные «правоохранители» предадут интересы службы и своих коллег при первой возможности. Примеров более чем достаточно.

Для исправления сложившегося положения необходимо в первоочередном порядке модерни­зировать систему образования, реанимировав от­дельные аспекты советской системы подготовки и переподготовки юридических кадров. Базовым элементом этой модернизации должна стать мо­дернизация сознания, на которую у лиц, опреде­ляющих будущее отечественного юридического образования, пока не хватает не только средств, но и интеллекта.

Для будущих юристов, поступающих в акаде­мии и университеты ФСБ и МВД, служба в рос­сийской армии должна стать обязательной. Так, в советские времена в учебные заведения спец­служб мог поступить только человек, отслужив­ший в армии, со сложившейся жизненной пози­цией, получивший опыт профессиональной или общественной работы. Целесообразно вернуться к этому опыту и покончить с зачислением в ве­домственные вузы сразу после окончания школы выпускников, не имеющих жизненного опыта, навыков обращения с людьми, необходимых лич­ных и деловых качеств.

Следует возродить систему средних спе­циальных учебных заведений (так называемые «школы полиции», «Высшие курсы ФСБ»), ко­торые должны стать опорным звеном системы ведомственного образования. Достойно служа­щим офицерам, если этого требуют интересы службы, следует предоставить возможность полу­чить высшее образование.

И в ведомственных, и в классических вузах необходимо сосредоточить усилия на модерни­зации воспитательной работы [7]. В условиях падения прежней идеологической парадигмы «старые» идеалы разрушены, новые не созданы. Уровень современной воспитательной работы не соответствует остроте вызовов криминальной и социально-аномальной среды. Ректораты и де­канаты испытывают существенные затруднения в подборе научно обоснованного материала, ме­тодически предназначенного для использования в воспитательном процессе будущих юристов, который в своем большинстве существует только на бумаге. Как и на основе чего воспитывать у бу­дущих полицейских, прокуроров, судей предан­ность долгу, присяге, неподкупность, готовность к самопожертвованию во имя Родины? Какие книги и фильмы использовать? Ну, не сериал же «Менты», где у персонажей лучше всего получа­ются на экране коллективные пьянки и «беспре­дел», который они называют «оперативной рабо­той».

Особое внимание следует уделить реализа­ции требований антикоррупционного законо­дательства, в которых содержатся положения о непрерывном антикоррупционном образовании и антикоррупционном воспитании, воздейству­ющем на ориентационный уровень обучающих­ся, то есть на подсознательные, рациональные и ценностные компоненты сознания. Антикорруп­ционное воспитание должно стать важной со­ставляющей профессионального образования, обеспечивающей противодействие формирова­нию коррупционных моделей поведения в сфере государственной, муниципальной и правоохра­нительной службы, ибо коррупцию нельзя мини­мизировать исключительно силовым, законода­тельным и финансовым инструментарием.

Пристатейный библиографический список

  1. Барометр стабильности: россияне не видят про­гресса в борьбе с коррупцией [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.forbes.ru/sobytiya/ obshchestvo/241870-barometr-stabilnosti-rossiyane-ne- vidyat-progressa-v-borbe-s-korruptsiei.
  2. Бондарь Н. Правовая грамота // Российская газе­та. - 2009. - 17 декабря (№ 5067 (243)).
  3. Вступительное слово на встрече с членами пре­зидиума Ассоциации юристов России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/ appears/2009/04/16/1446_type63376_215143.shtml.
  4. Ковалев Н. От «копейки» до «мерседеса» // Рос­сийская газета. - 2012. - 27 июля (№ 171).
  5. Милюкова Я. Кто формирует рынок взяток объ­емом $300 млрд? [Электронный ресурс]. - Режим до­ступа: URL: http://www.bfm.ru/news/213152.
  6. Осипов И. Forbes: россияне не видят прогресса в борьбе с коррупцией [Электронный ресурс]. - Ре­жим доступа: URL: http://newsland.com/news/detail/ id/1210071/.
  7. Щербак Е.Н. Становление и развитие управ­ления высшим профессиональным образованием в России // Образование и право. - 2013. - № 10 (50). - С. 29-46.

References (transliterated)

  1. Barometr stabil'nosti: rossijane ne vidjat progressa v bor'be s korrupciej [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://www.forbes.ru/sobytiya/obshchestvo/241870- barometr-stabilnosti-rossiyane-ne-vidyat-progressa-v- borbe-s-korruptsiei.
  2. Bondar' N. Pravovaja gramota // Rossijskaja gaze- ta. - 2009. - 17 dekabrja (№ 5067 (243)).
  3. Vstupitel'noe slovo na vstreche s chlenami prezidiuma Associadi juristov Rossii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://www.kremlin.ru/ appears/2009/04/16/1446_type63376_215143.shtml.
  4. Kovalev N. Ot «kopejki» do «mersedesa» // Rossijskaja gazeta. - 2012. - 27 ijulja (№ 171).
  5. Miljukova Ja. Kto formiruet rynok vzjatok ob#emom $300 mlrd? [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://www.bfm.ru/news/213152.
  6. Osipov I. Forbes: rossijane ne vidjat progressa v bor'be s korrupciej [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://newsland.com/news/detail/id/1210071/.
  7. Shherbak E.N. Stanovlenie i razvitie upravlenija vysshim professional'nym obrazovaniem v Rossii // Obrazovanie i pravo. - 2013. - № 10 (50). - S. 29-46.

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.