RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Резолюция по результатам работы круглого стола "Адвокатура как институт защиты прав человека", проведенного в рамках Общероссийского гражданского форума - 2017 (г. Москва, 25 ноября 2017 г.)

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ 

Рабочая группа "Развитие адвокатуры"

РЕЗОЛЮЦИЯ

по результатам работы круглого стола

"Адвокатура как институт защиты прав человека",

проведенного в рамках Общероссийского гражданского

форума - 2017

 (г. Москва, 25 ноября 2017 г.)

 

Важнейшими предпосылками для достижения Российской Федерацией уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан, являются развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону, развитие институтов, направленных на обеспечение прав человека и верховенства права.

          Планируемая в рамках реализации Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи работа по объединению российских юристов на базе адвокатуры, требует, чтобы при подготовке нормативных правовых решений в российское законодательство были имплементированы лучшие мировые практики и традиционные решения в сфере правового регулирования оказания юридической помощи.

          К этим практикам и решениям, среди прочих, следует отнести обеспечение своевременного доступа адвоката к подзащитному и конфиденциальности контактов адвоката с ним, закрепление в законодательстве такого объема гарантированных профессиональных прав адвоката, который, в современных условиях развития государства и общества, является достаточным для эффективного выполнения соответствующей процессуальной функции, исключение любой возможности наказания адвоката за осуществление законной профессиональной деятельности, обеспечение невмешательства в законную профессиональную деятельность адвоката, эффективную защиту от незаконных посягательств на личность, собственность и профессиональную деятельность адвоката со стороны государства.

          Проведенный рабочей группой Общероссийского гражданского форума анализ положений действующего в настоящее время Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и процессуального законодательства, практики применения соответствующих нормативных правовых актов, а также имеющихся к настоящему времени научных данных показывает, что многие правовые нормы, призванные способствовать адвокату надлежащим образом осуществлять свою процессуальную функцию, недостаточно эффективны, как в силу несовершенства и пробелов в их содержании, так и в силу существенных дефектов правоприменения, препятствующих их полноценной реализации.

 

          В то же время, надлежащее обеспечение гарантированного в ст. 48 Конституции Российской Федерации права каждого на квалифицированную юридическую помощь возможно лишь тогда, когда специально уполномоченный на её оказание адвокат, как независимый профессиональный советник по правовым вопросам, имеет реальную возможность осуществить реализацию всех предоставленных ему законодательством профессиональных прав без какого-либо воспрепятствования, незаконного и необоснованного вмешательства в его профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было и при неукоснительном обеспечении государством законодательных гарантий адвокатской деятельности и сохранения адвокатской тайны.

Участники круглого стола, проведенного в рамках Общероссийского гражданского форума-2017 отмечают, что для создания необходимой нормативно-правовой основы эффективной реализации Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи требуется проведение системного совершенствования нормативной правовой регламентации профессиональных прав адвоката, устранение ограничений, затрудняющих организацию эффективной адвокатской деятельности, создание нормативной основы для исключения из правоприменительной практики фактов незаконного вмешательства в деятельность адвоката и воспрепятствования ей.

          Участники круглого стола отмечают, что они в полной мере поддерживают позицию Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, сформулированную им в Рекомендацияхот 18.08.2015 по итогам специального заседания на тему:
"О роли адвокатуры в правозащитной деятельности" (http://president-sovet.ru/documents/read/384/) и Рекомендациях от 27.03.2016, принятых по итогам специального заседания "О дополнительных гарантиях независимости адвокатов при исполнении ими служебных обязанностей" (http://president-sovet.ru/documents/read/447/).

          Наряду с этим, участники круглого стола поддерживают обобщенные рабочей группой "Развитие адвокатуры" Общероссийского гражданского форума предложения по совершенствованию законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, а также процессуального законодательства и проекты правовых норм, направленные на повышение эффективности адвокатской деятельности и укрепление гарантий независимости адвоката, а в конечном итоге - на эффективную реализацию конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь.

Соответствующие идеи и конкретные предложения изложены в приложении к настоящей резолюции.

          Участники круглого стола полагают необходимым предложить уполномоченным органам государственной власти рассмотреть вопрос о возможности внесения предлагаемых изменений в законодательство Российской Федерации.

 


Приложение к резолюции по результатам работы круглого стола "Адвокатура как институт защиты прав человека",

проведенного в рамках Общероссийского гражданского форума - 2017  (г. Москва, 25 ноября 2017 г.)

1. Суть предложения: Ввести уголовную ответственность за незаконное воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката и (или) незаконное вмешательство в эту деятельность.

Статья, нормативного правового акта предлагаемая к изменению/дополнению/принятию

Предлагаемая редакция статьи нормативного правового акта

Действующая редакция статьи нормативного правового акта

Предложено включить в Особенную часть УК РФ статью 144.1 в следующей редакции:

Статья 144.1 Вмешательство в законную профессиональную деятельность адвоката или воспрепятствование такой деятельности

1. Вмешательство в законную профессиональную деятельность адвоката путем нарушения установленных законом гарантий независимости адвоката или адвокатской тайны, либо путем воздействия на адвоката любым способом, с целью склонить его к отказу от оказания квалифицированной юридической помощи, либо к совершению или воздержанию от совершения каких-либо действий при осуществлении им деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. Воспрепятствование адвокату в законной реализации прав и исполнению им обязанностей при осуществлении деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

3. Деяние, предусмотренное частью первой или второй настоящей статьи, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, соединенные с насилием над адвокатом или его близким лицом, а равно с угрозой применения насилия, либо с уничтожением или повреждением их имущества, - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

ч. 3 ст. 20 УПК РФ изложить в следующей редакции:

3. Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат. К уголовным делам частно-публичного обвинения относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 116, 131 частью первой, 132 частью первой, 137 частью первой, 138 частью первой, 139 частью первой, 144.1, 145, 146 частью первой, 147 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 159 - 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.

 

3. Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат. К уголовным делам частно-публичного обвинения относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 116, 131 частью первой, 132 частью первой, 137 частью первой, 138 частью первой, 139 частью первой, 145, 146 частью первой, 147 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 159 - 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.

 

2. Суть предложения: Сократить срок ответа на адвокатский запрос, придать удостоверению адвоката статус документа, удостоверяющего личность и позволяющего эффективно реализовывать адвокату свои права и обязанности.

Статью 6 Федерального Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» изложить в новой редакции:

Статья 6.1. Адвокатский запрос

1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос).

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в пятнадцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на десять дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

3. Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

4. В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

5. Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.

Статья 6.1. Адвокатский запрос

1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос).

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

3. Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

4. В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

5. Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.

Часть 3 статьи 15 Федерального Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» изложить в новой редакции:

3. Удостоверение является документом, подтверждающим личность и статус адвоката. Личность и статус адвоката может подтверждаться также документом, указанным в пункте 5 настоящей статьи. Удостоверение подтверждает право беспрепятственного доступа адвоката в здания Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, арбитражных апелляционных судов, здания иных судов, в здания, в которых правосудие осуществляется мировыми судьями, в здания Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, прокуратур субъектов Российской Федерации, здания органов, осуществляющих предварительное расследование, производство по делам об административных правонарушениях, а также в помещения иных государственных органов, общественных объединений и организаций, в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

3. Удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи. Удостоверение подтверждает право беспрепятственного доступа адвоката в здания районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, в здания, в которых правосудие осуществляется мировыми судьями, в здания прокуратур городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

 

 

 

 

3. Суть предложения: Закрепить в законодательстве возможность  передачи заявления (иного сообщения) о преступлении, материалов проверки, уголовного дела для проведения необходимых процессуальных мероприятий в вышестоящий следственный орган при выявлении сведений, из которых усматривается заинтересованность в результатах проверки или расследования по делу со стороны руководителей органов местного самоуправления, либо органов государственной власти.

Статья, нормативного правового акта предлагаемая к изменению/дополнению/принятию

Предлагаемая редакция статьи нормативного правового акта

Действующая редакция статьи нормативного правового акта

статью 144 УПК РФ, дополнить ч. 10 следующего содержания:

 

10. Если в ходе проверки, проводимой в порядке, установленном ст. 144 настоящего Кодекса, выявляются сведения, из которых усматривается заинтересованность в результатах проверки со стороны руководителей органов местного самоуправления, либо органов государственной власти, заявление (иное сообщение) о преступлении, материалы проверки подлежат передаче для производства проверки в вышестоящий следственный орган по мотивированному постановлению руководителя вышестоящего следственного органа с письменным уведомлением прокурора.

-

статью 152 УПК РФ, дополнить новой ч. 6.1 следующего содержания:

 

6.1. Если в ходе предварительного расследования выявляются сведения, из которых усматривается заинтересованность в исходе уголовного дела со стороны руководителей органов местного самоуправления, либо органов государственной власти, уголовное дело подлежит передаче для производства дальнейшего расследования в вышестоящий следственный орган по мотивированному постановлению руководителя вышестоящего следственного органа с письменным уведомлением прокурора.

 

 

 

4. Суть предложения: Предусмотреть в положениях УПК РФ возможность получения адвокатом, участвующим в уголовно деле, сведений, составляющих государственную тайну, иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную информацию, на основании судебного решения, принимаемого в соответствии с предлагаемой ст. 165.1 УПК РФ, а также закрепить  в числе основных понятий, используемых в тексте УПК РФ такие понятия как "государственная тайна", " иная охраняемая законом тайна", "конфиденциальная информация". Также предложено закрепить в положениях ГПК РФ возможность получения адвокатом, участвующим в качестве представителя стороны в гражданском деле, деле об административном правонарушении либо деле, рассматриваемом в порядке административного судопроизводства, сведений, составляющих государственную тайну, иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную информацию, на основании постановления суда, выносимого в порядке, предусмотренном ГПК РФ для дел особого производства.

Статья, нормативного правового акта предлагаемая к изменению/дополнению/принятию

Предлагаемая редакция

статьи нормативного

правового акта

Действующая редакция статьи нормативного правового акта

статью 5 УПК РФ дополнить пунктом 5.1. в следующей редакции:

 

5.1. Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Примечание:

Сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию;

-

статью 5 УПК РФ дополнить пунктом 5.2. в следующей редакции:

5.2. Иная охраняемая законом тайна - охраняемые законодательством Российской Федерации сведения о фактах, событиях и обстоятельствах;

-

 

 

статью 5 УПК РФ дополнить пунктом 14.2. в следующей редакции:

14.2 Конфиденциальная информация – сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), а также сведения ограниченного доступа и иные сведения, согласно Перечню сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации;

-

часть вторую  статьи 29 УПК РФ дополнить пунктом 7.1. в следующей редакции:

7.1) об истребовании предметов, документов или сведений, составляющих государственную тайну, иную охраняемую законом тайну и (или) конфиденциальную информацию;

-

Ввести в положения УПК РФ статью 165.1 в следующей редакции

Статья 165.1. Получение адвокатом предметов, документов или сведений, составляющих государственную тайну, иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную информацию

 

1. Предметы, документы или сведения, составляющие государственную тайну, иную охраняемую законом тайну или конфиденциальную информацию могут быть получены адвокатом, участвующим в деле, на основании судебного решения.

2. В ходатайстве адвоката, участвующего в деле, указываются:

1) уголовное дело, при производстве по которому необходимо получить предметы, документы или сведения, составляющие государственную тайну, иную охраняемую законом тайну или конфиденциальную информацию;

2) основания, по которым необходимо получить предметы, документы или сведения;

3) период, за который необходимо получить соответствующие предметы, документы или сведения;

4) наименование лица, от которого необходимо получить предметы, документы или сведения;

5) иные необходимые сведения.

3. Ходатайство адвоката об истребовании предметов, документов или сведений, составляющих государственную тайну, иную охраняемую законом тайну или конфиденциальную информацию, подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня, по месту производства предварительного расследования, не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства, с участием адвоката, заявившего соответствующее ходатайство и прокурора.

4. Рассмотрев ходатайство адвоката, судья выносит постановление о разрешении истребования предметов, документов, или сведений составляющих государственную тайну, иную охраняемую законом тайну или конфиденциальную информацию, либо об отказе в разрешении на истребование соответствующих сведений с указанием мотивов такого отказа.

5. В случае принятия судом решения об истребовании предметов, документов, или сведений составляющих государственную тайну, иную охраняемую законом тайну или конфиденциальную информацию, адвокат направляет заверенную копию судебного решения соответствующему лицу, которое обязано предоставить ему соответствующие сведения или информацию.

6. Отказ в удовлетворении ходатайства адвоката об истребовании предметов, документов или сведений составляющих государственную тайну, иную охраняемую законом тайну или конфиденциальную информацию, может быть обжалован в порядке, предусмотренном положениями глав 45.1, 47.1 настоящего Кодекса.

-

Включить в положения ГПК РФ главу 38.1, ст. 319.1, 319.2, 319.3 в следующей редакции:

Глава 38.1 Получение адвокатом предметов, документов и сведений, составляющих государственную тайну, иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную информацию

 

Статья 319.1 Ходатайство адвоката о получении предметов, документов и сведений, составляющих государственную тайну, иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную информацию

 

1. Предметы, документы или сведения составляющие государственную тайну, иную охраняемую законом тайну или конфиденциальную информацию, могут быть получены адвокатом, участвующим в качестве представителя стороны в гражданском деле, деле об административном правонарушении, деле, рассматриваемом в порядке административного судопроизводства, на основании постановления суда.

2. В ходатайстве адвоката указываются:

1) дело, при производстве по которому необходимо получить предметы, документы или сведения, составляющие государственную тайну, иную охраняемую законом тайну или конфиденциальную информацию;

2) основания, по которым необходимо получить предметы, документы или сведения;

3) период, за который необходимо получить соответствующие предметы, документы или сведения;

4) наименование лица, от которого необходимо получить предметы, документы или сведения;

5) иные необходимые сведения.

3. В судебном заседании по рассмотрению ходатайства адвоката о получении предметов, документов и сведений,  составляющих государственную тайну, иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную информацию, участвуют адвокат, заявивший соответствующее ходатайство  и прокурор.

 

Статья 319.2. Постановление суда по ходатайству адвоката о получении предметов, документов и сведений, составляющих государственную тайну, иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную информацию

1. Рассмотрев ходатайство адвоката о получении предметов, документов и сведений, составляющих государственную тайну, иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную информацию, судья выносит постановление об установлении обязанности соответствующих лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций по выдаче адвокату запрашиваемых им предметов, документов или сведений, либо постановление об отказе в установлении соответствующей обязанности, с указанием мотивов  такого отказа.

2. Постановление суда, которым удовлетворено ходатайство адвоката о получении предметов, документов или сведений, составляющих государственную тайну, иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную информацию, является основанием для передачи адвокату соответствующих предметов, документов или сведений.

 

Статья 319.3. Порядок обжалования решения суда, принятого по ходатайству адвоката о получении предметов, документов и сведений, составляющих государственную тайну, иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную информацию

 

1. Судебные постановления, принятые по результатам рассмотрения ходатайства адвоката могут быть обжалованы адвокатом или прокурором в порядке, установленном главами 39 или 41 настоящего Кодекса.

2. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение трех дней со дня принятия постановления суда об установлении обязанности соответствующих лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций по выдаче адвокату запрашиваемых им предметов, документов или сведений, либо об отказе в установлении соответствующей обязанности.

-

Пункт 11 ч.1 ст. 262 ГПК РФ изложить в следующей редакции:

11) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства;

 

11) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Включить в ч.1 ст. 262 ГПК РФ пункт 12 в следующей редакции:

12) по заявлениям адвоката о получении сведений, составляющих государственную тайну, иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную информацию, если получение этих сведений не связано с участием адвоката в качестве защитника или представителя стороны при производстве по уголовному делу.

-

 

5. Суть предложения: Предложено усовершенствовать процедуру ознакомления подозреваемого, обвиняемого, адвоката-защитника с материалами уголовного дела, как в ходе предварительного расследования, так и по его окончании, в том числе  предусмотреть возможность ознакомления с документами, которые составляются по результатам не только следственных, но и иных процессуальных действий, предусмотреть гарантии от изменения нумерации и дополнения материалов уголовного дела после ознакомления с ним по окончании предварительного расследования, предусмотреть возможность стороны защиты получать заверенные копии материалов дела, в т.ч. в ходе осуществления предварительного расследования, а также описи материалов дела. Также предложено определить, что в случае установления судом срока для ознакомления стороны защиты  с материалами уголовного дела, это срок не может быть менее срока, установленного из расчета ознакомления с 50 страницами уголовного дела за 8 часов времени, предоставленного для ознакомления.

Статья,

предлагаемая к изменению/дополнению/принятию

Предлагаемая редакция статьи нормативного правового

 акта

Действующая редакция статьи нормативного правового акта

части 1-4 статьи 217 УПК РФ изложить в новой редакции

1. После выполнения требования статьи 216 настоящего Кодекса следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику материалы уголовного дела в полном объеме, в подшитом, пронумерованном виде с описью, за исключением случаев, предусмотренных частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса. Изменение нумерации страниц материалов уголовного дела не допускается. Для ознакомления предъявляются также вещественные доказательства и по просьбе обвиняемого или его защитника фотографии, материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки и иные приложения к протоколам следственных действий. В случае невозможности предъявления вещественных доказательств следователь выносит об этом постановление. По ходатайству обвиняемого и его защитника следователь предоставляет им возможность знакомиться с материалами уголовного дела раздельно. Если в производстве по уголовному делу участвуют несколько обвиняемых, то последовательность предоставления им и их защитникам материалов уголовного дела устанавливается следователем.

2. В процессе ознакомления с материалами уголовного дела, состоящего из нескольких томов, обвиняемый и его защитник вправе повторно обращаться к любому из томов уголовного дела, а также выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. По ходатайству обвиняемого и (или) его защитника полученные в ходе ознакомления с помощью технических средств копии документов материалов дела, подлежат заверению подписью следователя (дознавателя), в производстве которого находится уголовное дело, и печатью соответствующего следственного органа (органа дознания). Копии документов и выписки из уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, хранятся при уголовном деле и предоставляются обвиняемому и его защитнику во время судебного разбирательства.

3. Обвиняемый и его защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления с материалами уголовного дела. Если обвиняемый и его защитник, приступившие к ознакомлению с материалами уголовного дела, явно затягивают время ознакомления с указанными материалами, то на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса, устанавливается определенный срок для ознакомления с материалами уголовного дела, который не может быть менее срока, установленного из расчета ознакомления с 50 страницами материалов уголовного дела за 8 часов времени, предоставленного для ознакомления. В случае, если обвиняемый и его защитник без уважительных причин не ознакомились с материалами уголовного дела в установленный судом срок, следователь вправе принять решение об окончании производства данного процессуального действия, о чем выносит соответствующее постановление и делает отметку в протоколе ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.

4. По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь вручает им заверенную копию описи материалов уголовного дела и выясняет, какие у них имеются ходатайства или иные заявления. При этом у обвиняемого и его защитника выясняется, какие свидетели, эксперты и специалисты подлежат вызову в судебное заседание для допроса и подтверждения позиции стороны защиты. На основании заявления обвиняемого и его защитника о лицах, подлежащих вызову в суд со стороны защиты, следователь составляет список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, в соответствии с частью 4 статьи 220 настоящего Кодекса.

 

 1. После выполнения требования статьи 216 настоящего Кодекса следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела, за исключением случаев, предусмотренных частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса. Для ознакомления предъявляются также вещественные доказательства и по просьбе обвиняемого или его защитника фотографии, материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки и иные приложения к протоколам следственных действий. В случае невозможности предъявления вещественных доказательств следователь выносит об этом постановление. По ходатайству обвиняемого и его защитника следователь предоставляет им возможность знакомиться с материалами уголовного дела раздельно. Если в производстве по уголовному делу участвуют несколько обвиняемых, то последовательность предоставления им и их защитникам материалов уголовного дела устанавливается следователем.

2. В процессе ознакомления с материалами уголовного дела, состоящего из нескольких томов, обвиняемый и его защитник вправе повторно обращаться к любому из томов уголовного дела, а также выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. Копии документов и выписки из уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, хранятся при уголовном деле и предоставляются обвиняемому и его защитнику во время судебного разбирательства.

3. Обвиняемый и его защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления с материалами уголовного дела. Если обвиняемый и его защитник, приступившие к ознакомлению с материалами уголовного дела, явно затягивают время ознакомления с указанными материалами, то на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса, устанавливается определенный срок для ознакомления с материалами уголовного дела. В случае, если обвиняемый и его защитник без уважительных причин не ознакомились с материалами уголовного дела в установленный судом срок, следователь вправе принять решение об окончании производства данного процессуального действия, о чем выносит соответствующее постановление и делает отметку в протоколе ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.

4. По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь выясняет, какие у них имеются ходатайства или иные заявления. При этом у обвиняемого и его защитника выясняется, какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное заседание для допроса и подтверждения позиции стороны защиты.

часть 1 статьи 218 УПК РФ изложить в новой редакции:

1. По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь составляет протокол в соответствии со статьями 166 и 167 настоящего Кодекса. В протоколе указываются даты начала и окончания ознакомления с материалами уголовного дела, номера томов и количество листов каждого тома, с которыми ознакомился обвиняемый и (или) его защитник, а также ходатайства и заявления стороны защиты, о чем в протоколе делается соответствующая отметка. Заявления и ходатайства могут быть изложены на отдельном листе (листах), в этом случае они являются неотъемлемой частью протокола.

1. По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь составляет протокол в соответствии со статьями 166 и 167 настоящего Кодекса. В протоколе указываются даты начала и окончания ознакомления с материалами уголовного дела, заявленные ходатайства и иные заявления.

пункт 8 части четвертой статьи 46 УПК РФ изложить в новой редакции:

8) знакомиться с протоколами следственных и иных процессуальных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания, а также вправе получать заверенные печатью следственного органа или органа дознания, в производстве которого находится уголовное дело, копии документов с которыми он был ознакомлен либо должен был быть ознакомлен, и которые составлены в результате следственных и иных процессуальных действий, которые могут быть им обжалованы в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

8) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

часть четвертую статьи 46 УПК РФ дополнить п. 12 в следующей редакции:

12) В ходе производства предварительного расследования получать заверенные печатью следственного органа или органа дознания, в производстве которого находится уголовное дело, копии документов с которыми он был ознакомлен либо должен был быть ознакомлен, и которые составлены в результате следственных и иных процессуальных действий, которые могут быть им обжалованы в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

-

часть четвертую статьи 47 УПК РФ дополнить п. 11.1 в следующей редакции:

11.1.) В ходе производства предварительного расследования получать заверенные печатью следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, копии документов и с которыми он был ознакомлен либо должен был быть, и которые составлены в результате следственных и иных процессуальных действий, которые могут быть им обжалованы в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

-

пункт 6 части первой статьи 53 УПК РФ изложить в новой редакции:

6) знакомиться с документами, составленными до возбуждения уголовного дела с участием лица, в интересах которого выступает защитник, в ходе предварительного расследования знакомится с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, , с постановлением о создании следственной (следственно-оперативной) группы, с протоколами следственных и иных процессуальных действий, произведенных с участием подозреваемого, обвиняемого, иными документами, с которыми был ознакомлен либо должен был быть ознакомлен подозреваемый, обвиняемый, и которые составлены в результате следственных и иных процессуальных действий, которые могут быть им обжалованы в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, а также вправе получать заверенные печатью следственного органа или органа дознания, в производстве которого находится уголовное дело, копии этих документов.

6) знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, протоколами следственных действий, произведенных с участием подозреваемого, обвиняемого, иными документами, которые предъявлялись либо должны были предъявляться подозреваемому, обвиняемому;

часть вторую статьи 163 УПК РФ изложить в новой редакции

2. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому, защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителю.

 

2. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему.

часть вторую статьи 223.2 УПК РФ изложить в новой редакции:

2. Решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава принимает начальник органа дознания. В постановлении должны быть перечислены все дознаватели, которым поручено производство дознания, в том числе указывается, какой дознаватель назначается руководителем группы дознавателей. К работе группы дознавателей могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав группы дознавателей объявляется подозреваемому, защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителю.

2. Решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава принимает начальник органа дознания. В постановлении должны быть перечислены все дознаватели, которым поручено производство дознания, в том числе указывается, какой дознаватель назначается руководителем группы дознавателей. К работе группы дознавателей могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав группы дознавателей объявляется подозреваемому, обвиняемому.

 

6. Суть предложения: . Усовершенствовать процедуру составления протокола судебного заседания по уголовному делу путем введения обязательных требований о составлении основной протокола и рассмотрения замечаний на него до начала судебных прений, ведении обязательной аудиозаписи и (или) видеозаписи судебного заседания.  Также предложено ввести в число безусловных оснований для отмены или изменения приговора такое основание как  отсутствие результатов аудиопротоколирования при ведении протокола судебного заседания.

Статья, нормативного правового акта предлагаемая к изменению/дополнению/принятию

Предлагаемая редакция статьи нормативного правового акта

Действующая редакция статьи нормативного правового акта

статью 253 УПК РФ дополнить частью 1.1 в следующей редакции:

1.1 При возникновении препятствий для использования технических средств ведения протокола судебного заседания, в том числе систем аудиопротоколирования и (или) видео-аудиопротоколирования, либовидеоконференц-связи, суд объявляет перерыв в предварительном слушании или судебном заседании по уголовному делу, либо выносит определение о его отложении на определенный срок. 

-

статью 259 УПК РФ изложить в новой редакции

Статья 259. Протокол судебного заседания

1. В ходе каждого судебного заседания, а также при совершении отдельного процессуального действия вне судебного заседания, ведется аудиопротоколирование и (или) видео-аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме.

2. Протокол может быть написан от руки или составлен с использованием технических средств. Для обеспечения полноты протокола при его ведении может быть использовано стенографирование. Председательствующий обеспечивает ведение протокола, а также аудиозаписи и (или) видеозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания.

3. В протоколе о совершении отдельного процессуального действия указываются также сведения, полученные в результате совершения этого процессуального действия.

4. В протоколе судебного заседания обязательно указываются:

1) место и дата заседания, время его начала и окончания;

2) отметка об использовании средств аудиозаписи, систем видеоконференц-связи и (или) иных технических средств, о проведении кино- и фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в ходе судебного заседания. При проведении трансляции судебного заседания указывается также наименование средства массовой информации или сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посредством которых осуществлялась трансляция;

3) какое уголовное дело рассматривается;

4) наименование и состав суда, данные о секретаре, переводчике, обвинителе, защитнике, подсудимом, а также о потерпевшем, гражданском истце, гражданском ответчике, их представителях и других вызванных в суд лицах;

5) данные о личности подсудимого и об избранной в отношении него мере пресечения;

6) подробное изложение действий и заявлений суда, в том порядке, в каком они имели место в ходе судебного заседания;

7) подробное изложение содержания заявлений, возражений и ходатайств участвующих в уголовном деле лиц, в том порядке, в каком они имели место в ходе судебного заседания;

8) подробное изложение содержания определений или постановлений, вынесенных судом без удаления в совещательную комнату;

9) основное содержание определений или постановлений, вынесенных судом с удалением в совещательную комнату;

10) сведения о разъяснении участникам уголовного судопроизводства их прав, обязанностей и ответственности;

11) подробное содержание показаний;

12) содержание вопросов, заданных допрашиваемым лицам и подробное содержание их ответов;

13) результаты произведенных в судебном заседании осмотров и других действий по исследованию доказательств;

14) обстоятельства, которые участники уголовного судопроизводства просят занести в протокол;

15) подробное изложение сведений и фактов, ставших известными в ходе судебного заседания в том порядке, в каком они имели место в ходе судебного заседания;

16) подробное содержание выступлений сторон в судебных прениях и последнего слова подсудимого;

17) сведения об оглашении приговора и о разъяснении порядка ознакомления с протоколом судебного заседания и принесения замечаний на него;

18) сведения о разъяснении оправданным, потерпевшим и осужденным порядка и срока обжалования приговора, а также о разъяснении права ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции;

19) сведения о разъяснении оправданным порядка реабилитации по правилам главы 18 настоящего Кодекса;

20) сведения о мерах воздействия, принятых в отношении лица, нарушившего порядок в судебном заседании;

21) дата составления протокола.

5. Протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиопротоколирования и (или) видеозаписи ведется непрерывно. Материальный носитель с результатами аудиопротоколирования и (или) видеозаписи приобщается к протоколу.

В случае если судом проводится стенографическая запись, фотографирование, киносъемка, видеосъемка допросов, об этом указывается в протоколе, составленном в письменной форме. Материальные носители результатов таких действий приобщаются к протоколу.

Председательствующий в течение трех суток со дня изготовления и подписания протокола судебного заседания обеспечивает сторонам и иным участникам судебного разбирательства возможность ознакомления с протоколом и приобщенными к нему материалами.

6. Протокол судебного заседания, отражающий ход и результаты судебного следствия по делу, подготавливается и подписывается председательствующим и секретарем судебного заседания до перехода к судебным прениям. В ходе судебных прений также осуществляется ведение протокола судебного заседания.

Стороны имеют право знакомиться с протоколом и аудиозаписью и (или) видеозаписью судебных заседаний, протоколами о совершении отдельных процессуальных действий и представлять замечания относительно полноты и правильности их составления после подписания соответствующего протокола и до перехода к судебным прениям.

Ходатайства сторон об ознакомлении с протоколом судебного заседания, аудиозаписью и (или) видеозаписью судебного заседания и иными носителями, указанными в части 5 настоящей статьи, подаются сторонами суду в письменном виде до окончания судебного следствия.

Суд уведомляет стороны о готовности протокола судебного заседания.

7. Лица, участвующие в деле имеют право знакомиться с протоколом судебного заседания,  аудиозаписью и (или) видеозаписью судебного заседания, протоколами о совершении отдельных процессуальных действий, и представлять замечания относительно полноты и правильности записи их показаний.

Ходатайства об ознакомлении с протоколом судебного заседания, аудиозаписью и (или) видеозаписью судебного заседания и иными носителями, указанными в части 5 настоящей статьи, подаются иными участниками судебного разбирательства в письменном виде до судебных прений.

Председательствующий устанавливает срок ознакомления с протоколом судебного заседания и прилагаемыми к нему материалами в зависимости от объема протокола, однако срок ознакомления с протоколом не может быть менее пяти суток с момента начала ознакомления. В исключительных случаях председательствующий по ходатайству лица, знакомящегося с протоколом, может продлить установленное время. В случае если участник судебного разбирательства явно затягивает время ознакомления с протоколом, председательствующий вправе своим постановлением установить определенный срок для ознакомления.

8. Копия протокола изготавливается по письменному ходатайству стороны, иного участника судебного разбирательства в части его показаний.

9. Копия результатов аудиопротоколирования и (или) видеозаписи, либо иного носителя, указанного в части 5 настоящей статьи, изготавливается по письменному ходатайству стороны, иного участника судебного разбирательства и за его счет.

Статья 259. Протокол судебного заседания

1. В ходе судебного заседания ведется протокол.

2. Протокол может быть написан от руки, или напечатан на машинке, или изготовлен с использованием компьютера. Для обеспечения полноты протокола при его ведении могут быть использованы стенографирование, а также технические средства.

3. В протоколе судебного заседания обязательно указываются:

1) место и дата заседания, время его начала и окончания;

2) какое уголовное дело рассматривается;

3) наименование и состав суда, данные о секретаре, переводчике, обвинителе, защитнике, подсудимом, а также о потерпевшем, гражданском истце, гражданском ответчике, их представителях и других вызванных в суд лицах;

4) данные о личности подсудимого и об избранной в отношении его мере пресечения;

5) действия суда в том порядке, в каком они имели место в ходе судебного заседания;

6) заявления, возражения и ходатайства участвующих в уголовном деле лиц;

7) определения или постановления, вынесенные судом без удаления в совещательную комнату;

8) определения или постановления, вынесенные судом с удалением в совещательную комнату;

9) сведения о разъяснении участникам уголовного судопроизводства их прав, обязанностей и ответственности;

10) подробное содержание показаний;

11) вопросы, заданные допрашиваемым, и их ответы;

12) результаты произведенных в судебном заседании осмотров и других действий по исследованию доказательств;

13) обстоятельства, которые участники уголовного судопроизводства просят занести в протокол;

14) основное содержание выступлений сторон в судебных прениях и последнего слова подсудимого;

15) сведения об оглашении приговора и о разъяснении порядка ознакомления с протоколом судебного заседания и принесения замечаний на него;

16) сведения о разъяснении оправданным и осужденным порядка и срока обжалования приговора, а также о разъяснении права ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

4. В протоколе также указывается о мерах воздействия, принятых в отношении лица, нарушившего порядок в судебном заседании.

5. Если в ходе судебного разбирательства осуществлялись фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка допросов, трансляция по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", то об этом делается отметка в протоколе судебного заседания. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки прилагаются к материалам уголовного дела. При осуществлении трансляции судебного заседания в протоколе судебного заседания указывается также наименование средства массовой информации или сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посредством которых осуществлялась трансляция.

6. Протокол должен быть изготовлен и подписан председательствующим и секретарем судебного заседания в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания. Протокол в ходе судебного заседания может изготавливаться по частям, которые, как и протокол в целом, подписываются председательствующим и секретарем. По ходатайству сторон им может быть предоставлена возможность ознакомиться с частями протокола по мере их изготовления.

7. Ходатайство об ознакомлении с протоколом судебного заседания подается сторонами в письменном виде в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания. Указанный срок может быть восстановлен, если ходатайство не было подано по уважительным причинам. Ходатайство не подлежит удовлетворению, если уголовное дело уже направлено в апелляционную инстанцию или по истечении срока, предоставленного для апелляционного обжалования, находится в стадии исполнения. Председательствующий обеспечивает сторонам возможность ознакомления с протоколом судебного заседания в течение 3 суток со дня получения ходатайства. Председательствующий вправе предоставить возможность ознакомления с протоколом и иным участникам судебного разбирательства по их ходатайству и в части, касающейся их показаний. Если протокол судебного заседания в силу объективных обстоятельств изготовлен по истечении 3 суток со дня окончания судебного заседания, то участники судебного разбирательства, подавшие ходатайства, должны быть извещены о дате подписания протокола и времени, когда они могут с ним ознакомиться. Время ознакомления с протоколом судебного заседания устанавливается председательствующим в зависимости от объема указанного протокола, однако оно не может быть менее 5 суток с момента начала ознакомления. В исключительных случаях председательствующий по ходатайству лица, знакомящегося с протоколом, может продлить установленное время. В случае, если участник судебного разбирательства явно затягивает время ознакомления с протоколом, председательствующий вправе своим постановлением установить определенный срок для ознакомления с ним.

8. Копия протокола изготавливается по письменному ходатайству участника судебного разбирательства и за его счет.

 

статью 260 УПК РФ изложить в новой редакции:

Статья 260. Замечания на протокол судебного заседания

1.Стороны, иные участники уголовного судопроизводства (в части данных ими показаний) имеют право знакомиться с результатами аудиопротоколирования и (или) видеозаписи судебного заседания, иными носителями, указанными в части 5 статьи 259 УПК РФ, протоколами судебных заседаний и о совершении отдельных процессуальных действий и представлять замечания относительно полноты и правильности их составления до судебных прений.

К замечаниям могут быть приложены материальные носители проведенной лицом, участвующим в деле, аудиозаписи и (или) видеозаписи судебного заседания.

2. Замечания на протокол рассматриваются председательствующим незамедлительно с участием сторон, а если замечания были поданы иными участниками уголовного судопроизводства – также и с участием этих лиц с исследованием результатов аудиозаписи и (или) видеозаписи судебного заседания.

3. По результатам рассмотрения замечаний председательствующий выносит постановление об удостоверении их правильности либо об их отклонении. Замечания на протокол и постановление суда приобщаются к протоколу. Постановление суда может быть обжаловано одновременно с итоговым решением по делу.

Статья 260. Замечания на протокол судебного заседания

1. В течение 3 суток со дня ознакомления с протоколом судебного заседания стороны могут подать на него замечания.

2. Замечания на протокол рассматриваются председательствующим незамедлительно. В необходимых случаях председательствующий вправе вызвать лиц, подавших замечания, для уточнения их содержания.

3. По результатам рассмотрения замечаний председательствующий выносит постановление об удостоверении их правильности либо об их отклонении. Замечания на протокол и постановление председательствующего приобщаются к протоколу судебного заседания.

 

Часть 2 статьи 291 УПК РФ изложить в  следующей редакции:

2. После разрешения ходатайств и выполнения связанных с этим необходимых судебных действий председательствующий объявляет судебное следствие оконченным и осуществляет подготовку и вручение сторонам протокола судебного заседания, в порядке, предусмотренном статьей 259 настоящего Кодекса, а также, при наличии замечаний на протокол судебного заседания, рассмотрение этих замечаний, в порядке, предусмотренном ст. 260 настоящего Кодекса.

2. После разрешения ходатайств и выполнения связанных с этим необходимых судебных действий председательствующий объявляет судебное следствие оконченным.

Часть 1 статьи 292 УПК РФ изложить в следующей редакции

1. Прения сторон состоят из речей обвинителя и защитника. При отсутствии защитника в прениях сторон участвует подсудимый. Проведение прений сторон не допускается при отсутствии в материалах дела протокола судебного заседания, составленного, в порядке предусмотренном статьей 291 настоящего Кодекса, а также постановления, принятого по результатам рассмотрения замечаний на протокол судебного заседания, составленного, в порядке предусмотренном статьей 260 настоящего Кодекса. Содержание прений сторон отражается в отдельном протоколе судебного заседания.

1. Прения сторон состоят из речей обвинителя и защитника. При отсутствии защитника в прениях сторон участвует подсудимый.

статью 389.17 УПК РФ дополнить пунктом 12 в следующей редакции:

12) отсутствие результатов аудиопротоколирования и (или) видео-аудиопротоколирования при ведении протокола судебного заседания;

 

-

 

7. Суть предложения: Включить руководителя следственного органа число лиц, решения и действия которого могут быть обжалованы стороной защиты в рамках досудебного производства по уголовному делу.

Статья, нормативного правового акта предлагаемая к изменению/дополнению/принятию

Предлагаемая редакция статьи нормативного правового акта

Действующая редакция статьи нормативного правового акта

пункт 10 части четвертой статьи 46 УПК РФ изложить в новой редакции:

10) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда;

10) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда;

пункт 14 части четвертой статьи 47 УПК РФ изложить в новой редакции:

14) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда и принимать участие в их рассмотрении судом;

14) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда и принимать участие в их рассмотрении судом;

,

8. Суть предложения: Уточнить содержание прав защитника и права адвоката как участника производства по делу об административном правонарушении.

Статья, нормативного правового акта предлагаемая к изменению/дополнению/принятию

Предлагаемая редакция статьи нормативного правового акта

Действующая редакция статьи нормативного правового акта

Часть пятую статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложить в новой редакции:

5. Защитник и представитель, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом, а также использовать иные не запрещенные настоящим Кодексом средства и способы защиты. Адвокат, участвующий в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника или представителя, также вправе пользоваться всеми правами, предусмотренными законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

 

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.