RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

IV Petersburg international legal forum. Conference on legal education: action review

19 Июня 2014 года в рамках работы IV Петербургского международного юридического форума была проведена конференция по юридическому образованию.

Модератором мероприятия выступил Андрей Александрович Клишас, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права РУДН, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Ведущими спикерами мероприятия выступили Виктор Владимирович Блажеев, ректор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Александр Константинович Голиченков, декан юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Марина Юрьевна Лаврикова, проректор по учебно-методической работе Санкт-Петербургского государственного университета, Виктор Дмитриевич Перевалов, президент Уральского государственного юридического университета.

В качестве экспертов на конференцию были приглашены Николас Аллард, декан Бруклинской школы права, Николай Семёнович Бондарь, судья Конституционного Суда Российской Федерации, Армандо Серхио Прадо Де Толедо, директор Школы судей Сан-Паулу, Кендалл Коффи, адъюнкт-профессор факультета права Международного университета Флориды, Даниель Левин, партнер фирмы White and Case LLP, Иоаннис Лианос, директор центра права, экономики и общества Университетского колледжа Лондона, и Александра Константиновна Нестеренко, президент НП «ОКЮР».

В начале конференции слово было предоставлено министру юстиции РФ А.В. Коновалову. Он приветствовал участников конференции и отметил исключительную важность форума и конференции для развития отечественного юридического образования. В своем выступлении А.В. Коновалов подчеркнул, что, несмотря ни на что, сегодня в России, как и иных странах, вряд ли можно говорить о переизбытке юристов, а речь следует вести о переизбытке именно неквалифицированных лиц, обладающих дипломом о юридическом образовании, которые не могут доказать свою профессиональную состоятельность и обеспечить необходимый стандарт своей квалификации. Участие в конференции состоявшихся, лучших в своей профессии юристов может стать важным вкладом в развитие юридического образования как в части подготовки специалистов отдельными вузами, так и в части задания общих стандартов подготовки юристов. Особое внимание в подготовке юристов, по мнению А.В. Коновалова, следует уделять международно-правовым формам взаимодействия, стажировкам в зарубежных вузах и организациях.

В.В. Блажеев кратко рассказал об истории развития вуза и подчеркнул, что МГЮА недавно отметил 80-летний юбилей и имеет давние традиции подготовки высококвалифицированных юридических кадров. МГЮА представляет собой многопрофильный, многофункциональный научно-образовательный комплекс, реализующий программы ВПО, и одновременно является мощной научно-практической площадкой. В рамках МГЮА функционирует 11 институтов, образованных по отраслям права, а также ряд специализированных институтов. Кроме того, в МГЮА функционируют кафедры, в том числе такие, каких нет более нигде в России, например кафедра спортивного права. В рамках МГЮА активно работает центр юридической помощи, основной функцией которого является практикоориентированное обучение студентов. В.В. Блажеев отметил, что МГЮА уделяет огромное внимание формированию библиотечного фонда и отбору абитуриентов, проводя ежегодную олимпиаду школьников, а также активно способствует трудоустройству выпускников.

Важную роль в деятельности МГЮА играет проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе и по хозяйственным договорам, проведение научно-практических конференций, издание научных журналов.

На базе МГЮА функционируют диссертационные советы по всем юридическим специальностям, что призвано подчеркнуть и углублять связь юридической науки с образовательной деятельностью.

Важным фактором успешного развития современного юридического вуза, по мнению В.В. Блажеева, является информатизация образовательной деятельности, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных программ, внедрение в педагогическую деятельность мультимедийного оборудования, внедрение системы видеозаписи лекций.

В программе стратегического развития МГЮА планируются внедрение новых методик обучения и новых образовательных направлений, развитие системы электронного управления образованием, совершенствование механизмов внедрения результатов научной работы в учебный процесс, развитие системы студенческих конкурсов, реализация программы академической мобильности, развитие кампусной системы, разработка комплексных электронных учебно-методических ресурсов. Наличие разветвленной и высокотехнологичной инфраструктуры МГЮА качественно влияет на содержательную часть образовательного процесса, и это дает возможность студентам МГЮА активно овладевать знаниями и применять их на практике.

На вопрос А.А. Клишаса о содержании образовательных стандартов по юриспруденции и его соответствии требованиям, предъявляемым к профессиональной квалификации юриста, В.В. Блажеев ответил, что в новом стандарте заложены те компетенции, достижение которых требуется юристу, а профессиональных стандартов пока еще просто не существует. В связи с этим очень сложно говорить о достижении их соответствия друг другу. Также В.В. Блажеев отметил, что сейчас активно обсуждается стандарт, условно называемый «3+», проект которого вывешен на веб-сайте Министерства образования. В ходе дискуссий было предложено убрать часть классических дисциплин, обеспечивающих фундаментальный уровень подготовки, и высказано предложение о необходимости дать свободу вузам определять свой набор дисциплин. Ректор МГЮА подчеркнул, что, с его точки зрения, это не будет способствовать повышению качества образования.

Затем В.В. Блажеев продемонстрировал участникам конференции видеопрезентацию МГЮА.

А.К. Голиченков в своем выступлении отметил, что главными вопросами образования традиционно являются вопросы: кого учить, кому учить и как учить? Традиционно классические университеты готовили специалистов широкого профиля, и только на этой основе человек развивался в нужном направлении. О результативности этого формата, по мнению выступающего, свидетельствует то, что выпускники этих вузов занимают высокие государственные посты.

Также А.К. Голиченков отметил, что вуз должен готовить таких специалистов, для подготовки которых у него есть определенные условия, стандарты, оснащение, преподаватели. Важнейшим аспектом является формирование профессионала-преподавателя. Почему-то многие практики думают, что они умеют преподавать, но это

далеко не всегда так. Адвокат и судья могут быть преподавателями, лишь если они умеют передавать знания и навыки, а делать это умеет далеко не каждый практик. Практики в юридическом образовании должны быть, но это должны быть практики высочайшего уровня!

Говоря о качестве юридического образования, А.К. Голиченков отметил, что сложившаяся за последние годы тенденция критиковать образование в итоге привела к тому, что сформировалось мнение, что плохо все образование, а если говорить о юридическом образовании, сформировалась своеобразная презумпция виновности юридического вуза, он стал «плохим изначально». Докладчик отметил, что нельзя давать всем вузам полную свободу в выборе учебных дисциплин, но все же есть ведущие по всем рейтингам вузы, которым можно и нужно давать такую свободу.

А.К. Голиченков обратил внимание и на новый порядок присвоения ученых степеней, а именно как незначительные формальные нару-шения могут привести к отказу в присвоении степени. При этом он привел пример о том, что одной женщине было отказано в присвоении степени по формальным нарушениям: защита шла 7,5 часов, на автореферат поступило 37 отзывов, а по новым правилам все отзывы необходимо прочитать именно целиком. Само по себе это странно: может быть наказан диссертационный совет, а не диссертант.

В.Д. Перевалов в начале своего выступления отметил, что Уральская государственная юридическая академия недавно получила статус университета, и продемонстрировал участникам конференции новую видеопрезентацию вуза.

В.Д. Перевалов рассказал, что он и коллеги по вузу в последнее время направляли свои усилия на устранение негативных последствий внедре-ния ЕГЭ и двухуровневой системы подготовки кадров. Внедрение в УрГюУ балльно-рейтинговой системы, несмотря на рутинность и сложность, также сыграло свою положительную роль в подготовке юридических кадров. Далее докладчик отметил, что в УрГюУ за последние несколько лет защищено несколько диссертаций на двух языках, вследствие чего диссертант получал две степени: российскую и зарубежного государства. Также он подчеркнул, что в УрГюУ завершаются работы в направлении осуществления двухдипломных образовательных проектов.

В завершение своего выступления В.Д. Перевалов поблагодарил присутствующих на конференции коллег и представителей общественных объединений юристов, вместе с которыми идет решение тех проблем юридического образования, которые ставит время.

М.Ю. Лаврикова в своем выступлении отметила, что рынок труда и профессиональные стандарты должны быть обязательно учтены при разработке образовательных стандартов, и требуется их взаимная гармонизация.

Докладчик указала, что все позитивные аспекты, о которых говорилось выше, имеются и в СПбГУ, при этом фундаментальное образование должно быть востребовано не только при проведении научных исследований и в педагогической деятельности, но и на практике. Системный подход, существующий в СПбГУ, предполагает вовлечение студентов в научную деятельность, использование научных наработок в учебном процессе, а также осуществление экспертной деятельности применительно ко всем сферам жизнедеятельности. Докладчик отметила, что СПбГУ, как и МГУ, имеет право учить по своим образовательным стандартам, при этом требования этих вузов выше, чем требования основных стандартов.

Эти стандарты предполагают широкое использование в образовательном процессе современных информационных ресурсов, знание иностранного языка на уровне профессионального общения, не ниже уровня В2.

Докладчик также обратила внимание на то, что в основе образовательных стандартов юридического образования СПбГУ лежит тезис о том, что выпускник-бакалавр на выходе должен иметь способность выявления противоречий в законодательстве и судебной практике, а выпускник-магистр должен иметь способность разрешения этих противоречий.

Важным аспектом образования в СПбГУ является активное взаимодействие с работодателями, с тем, чтобы они помогали определить то, чему нужно учить современного юриста. Необходимо понимать, чему учить юристов, чтобы они были востребованы на рынке труда. Представители работодателей участвуют и в реализации образовательных программ. Это предполагает привлечение к образовательному процессу не просто преподавателей или практиков, но преподавателей-практиков, или тех преподавателей, которые имеют определенные интересы в правоприменительной практике. Работодатели привлекаются к участию в работе юридических клиник и, в обязательном порядке, к работе государственных экзаменационных комиссий.

В СПбГУ имеется и опыт создания совместно с работодателями учебной юридической фирмы. В рамках этого формата студенты могут получить массу дополнительных компетенций, необходимых для самостоятельной практической деятельности.

Докладчик отметила, что в этом году СПбГУ запускает программу обучения, занятия по которой будут проводиться с использованием дистанционного доступа, поскольку опыт показал, что есть большой спрос на подобные образовательные услуги, а у университета есть огромная база материалов, которые будут способствовать использованию образовательных технологий нового поколения. В основе этой технологии – возможность виртуального присутствия на проводимых в университете занятиях, онлайн-консультациях и онлайн-аттестациях.

Важным направлением развития вуза, по мнению докладчика, является и создание новых разнообразных магистерских программ, обусловленных потребностями работодателей.

На вопрос А.А. Клишаса об основных компетенциях выпускника аспирантуры, заложенных в образовательном стандарте, докладчик ответила, что это очень сложный вопрос, и вряд ли можно сказать, что на него уже есть однозначные прямые ответы. В аспирантуре, по мнению докладчика, как минимум, требуется научить выпускника преподавать, а еще лучше – преподавать и исследовать.

Н.С. Бондарь в своем докладе отметил, что его собственный опыт практической и научно-педагогической работы и выступления докладчиков показывают, что юридическое образование, особенно в тех вузах, которые были презентованы, не просто хорошее, а очень хорошее. Он также отметил, что при проведении реформирования юридического образования следует учесть, что эта реформа должна лежать в основе всех других юридических преобразований, а не наоборот, а сами преобразования должны носить системный характер – характер преобразования всей правовой жизни.

В завершение Н.С. Бондарь отметил, что следует искать оптимальный баланс между национальными традициями юридического образования и международными стандартами. Подписывая так называемые «Болонские соглашения», мы в отличие от большинства развитых в правовом отношении стран Европы не сделали ни одной оговорки, и, наверное, зря. При поиске баланса между прагматизмом и фундаментальностью в подготовке юриста нужно в первую очередь учитывать национальную специфику. Самое сложное при подготовке юриста то, что его нужно научить находить ответы на конкретные вопросы практики через знание общих принципов и начал законодательства. Если специалист будет владеть этим инструментарием, он будет востребован.

А.К. Нестеренко в своем выступлении отметила, что многие выпускники-юристы, даже несмотря на отличную теоретическую подготовку, нередко не могут составить договор, проект акта, написать статью. На это следует обратить внимание и ввести курсы введения в профессию, чтобы выпускник мог, например, подготовить и более сложные документы, такие как устав, положение о договорной работе.

Д. Левин в своем выступлении подчеркнул, что в настоящее время особенно нужны курсы, которые могли бы помочь студентам понять, как работает система правоохранительных судебных органов, причем обязательно, чтобы их вели преподаватели-практики. Большое внимание, по мнению докладчика, нужно уделять и непрерывному образованию. Отметив, что в США продолжается спор о том, необходимо ли обучение в области этики для юристов и иным дополнительным предметам, которые могут быть им полезны, докладчик указал, что требуется осуществлять такое обучение.

Н. Аллард отметил, что нужно, чтобы больше студентов и ученых из России приезжали в Бруклинскую юридическую школу для взаимного обмена опытом, и поблагодарил за приглашение на форум и его отличную организацию. Н. Аллард также подчеркнул, что такие великие хоккеисты, как У. Грецки и А. Овечкин, говорят, что нужно всегда двигаться туда, где будет шайба, а не туда, где она сейчас. Этот подход применим и к юридическому образованию. Говоря о его развитии, он отметил, что если бы нужно было выбрать одно слово, характеризующее направление его развития, то он бы выбрал слово «баланс», баланс между теорией и практикой, баланс между академическими знаниями и профессиональной подготовкой. Поиск этого баланса – наша общая задача, но в то же время выпускник должен уметь хорошо и то, и другое. В завершение Н. Аллард отметил, что, кроме всего прочего, юристу нужно знать и право других стран, для того чтобы лучше понимать свое право и уметь использовать опыт зарубежных коллег.

Материал подготовили А.В. Рагулин и А.В. Кулагин

 

 

 

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.