RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Создание сайта - это требование времени. Наши сотрудники имеют богатый опыт создания успешных сайтов. Все на сайте  http://goodwork-studio.com/

Жданов И.Н.

Корегулятивная модель деятельности адвокатуры Финляндии

В статье рассматривается современная модель адвокатуры Республики Финляндия на основе анализа Закона Финляндии «Об адвокатуре», статистических данных и исследований финских правоведов, автор определяет ее особенности, достоинства и недостатки.

Ключевые слова: адвокатура, адвокатура Финляндии, правовой статус финского адвоката.

Zhdanov I.N.

Coregulatory model of the Bar of Finland

The article deals with the modern model of the Bar of the Republic of Finland on the basis of the analysis of the Finnish Advocates Act, statistics and studies of Finnish Lawyers, the author defines its features, advantages and disadvantages.

Keywords: advocacy, the Bar of Finland, the legal status of the Finnish аdvocate.

В соответствии с положениями Закона Финляндии «Об адвокатуре» (496/1958) только члены Финской Ассоциации адвокатов[1] (Suomen Asianajajaliitto) правомочны наделять то или иное лицо статусом адвоката (Аsianajaja). Иные лица юридической профессии, как-то: судебные представители или юрисконсульты именуются в Финляндии «юристами».

Финская Ассоциация адвокатов была основана в 1959 г., вскоре после того, как был принят Закон «Об адвокатуре».[2] Ей предшествовали частные организации со схожим названием. Таким образом, с 1959 г., благодаря вышеупомянутому Закону, саморегулируемая система адвокатуры в Финляндии превратилась в образец так называемой корегулятивной (coregulatory) модели – то есть урегулированной с использованием публичного права в виде императивных норм государственных органов. На сегодняшний день Финская Ассоциация адвокатов насчитывает около 1800 членов, которые обязаны контролировать деятельность около 700 партнеров в различных юридических фирмах на территории всего государства. Ассоциация полностью финансируется за счет взносов ее членов.

Согласно Секции 1 Закона Финляндии «Об адвокатуре» 1958 г., адвокатом является лицо, которое зарегистрировано в Реестре адвокатов в качестве члена Финской Ассоциации адвокатов.

Секция 2 данного Закона закрепляет основные положения относительно Финской Ассоциации адвокатов. В Уставе Ассоциации[3] должны, как минимум, быть определены: официальное наименование Ассоциации; муниципалитет Финляндии, в котором Ассоциация имеет свой юридический адрес; цели деятельности Ассоциации; взносы, подлежащие оплате членами Ассоциации, их величина и порядок внесения; порядок создания высшего исполнительного органа Ассоциации – Совета, а также срок его полномочий; порядок распоряжения активами Ассоциации, организации ее бухгалтерии и аудита; способ избрания высшего органа – Делегации, порядок проведения ее заседаний, круг вопросов, подлежащих рассмотрению; порядок принятия в члены Ассоциации; процесс принятия внутренних актов Ассоциации; использование активов при расформировании, упразднении Ассоциации.

Кроме того, внутренние акты Ассоциации могут содержать и иные положения, касающиеся ее членов, различных сфер деятельности Ассоциации. Все принимаемые Ассоциацией акты или поправки к ним должны быть утверждены соответствующим решением Министерства Юстиции Финляндии[4] и опубликованы в официальном «Собрании законов Финляндии».

Основы внутреннего управления в Ассоциации устанавливает Секция 2а Закона. Решения, относящиеся к порядку деятельности Ассоциации, принимаются Делегацией, состоящей из ее избранных членов. Действиями Ассоциации руководит Совет, члены которого избираются Делегацией и должны иметь статус адвокатов.

Квалификационные требования на должность адвоката закреплены в Секции 3 Закона. Лицо может быть признано адвокатом, если оно является гражданином Финляндии или государства – члена ЕС, достигло возраста 25 лет, имеет безупречную репутацию, соответствующий образ жизни и иные характеристики, подходящие для адвокатской дея-тельности; имеет необходимые академические требования для замещения судебных должностей и приобрело необходимые навыки для практики в качестве адвоката, предусмотренные в Уставе Финской Ассоциации адвокатов. Кроме того, оно не должно являться банкротом и быть недееспособнным.

Лицо, занимающее государственную или муниципальную должность или же находящееся в трудовых отношениях с публичной властью, не может быть адвокатом, если только Совет Ассоциации не признает его таковым по особым причинам. Более того, лицо, которое занимается иной оплачиваемой деятельностью в порядке, который может быть воспринят как умаление его адвокатской независимости, не может быть адвокатом.

В соответствии с Секцией 4 Закона Ассоциация имеет право признать лицо ее членом. В случае если заявка лица на получение статуса адвоката была отклонена, должны быть изложены причины данного решения. Совет Ассоциации ведет Реестр адвокатов и вносит изменения в Регистр адвокатов ЕС, данные из которых ежегодно направляются Министерству юстиции Финляндии. Совет должен обеспечивать общественную доступность к списку адвокатов в Реестре посредством предоставления копии списка или его части за разумную плату.

Нормы секции 5 Закона закрепляют профес-сиональные и этические основы деятельности адвоката. Согласно им, адвокат должен честно и добросовестно выполнять задачи, возложенные на него, он должен соблюдать правила надлежащего профессионального поведения и адвокатской этики. Секция также устанавливает особенности адвокатской практики. Так, адвокат не имеет права работать в компании, за исключением случая, если он работает с другим адвокатом и если Совет Ассоциации дает на это разрешение, основанное на конкретных основаниях.

Возможность адвокатской практики в форме общества с ограниченной ответственностью также ограничена и допускается только при наличии разрешения Совета Ассоциации и конкретных условий, указанных в нем. Любые действия подобного общества также требуют разрешения Совета, адвокат несет солидарную ответственность перед обязательствами общества совместно с другими членами общества, независимо от наличия или отсутствия у них статуса адвоката. Адвокат не имеет право заниматься юридической практикой за рубежом и за пределами ЕС без разрешения Совета Ассоциации. Адвокат должен держать любые средства и иные активы своих клиентов отдельно от своих собственных средств и активов. Обязанность адвоката для оказания помощи или по защите лиц в суде по распоряжению суда регулируется иными законодательными актами.

1 апреля 2009 г. были обновлены Правила надлежащего профессионального поведения адвокатов.[5] В них были детально регламентированы современные принципы и правила адвокатской этики и необходимого поведения в тех или иных сферах профессиональной деятельности адвоката.[6]

Секции 5a, 5b Закона указывают на возможность финского адвоката заниматься юридической практикой в государствах – членах ЕС. Для этого ему необходимо быть включенным Ассоциацией в финский Реестр адвокатов, а также в Реестр ЕС с указанием квалификации лица.

Адвокат или его помощник не вправе без разрешения раскрывать индивидуальные, семейные, деловые или профессиональные тайны своих клиентов, которые были получены им в ходе своей профессиональной деятельности. За нарушение конфиденциальности адвокат подлежит ответственности по секциям 1 и 2 Главы 38 УК Финляндии (39/1889).[7]

В 2004 г. Закон «Об адвокатуре» был дополнен правилами секции 6, 7а-7j, посвященными регулированию надзора за адвокатской деятельностью, повышению ее эффективности и репутации в обществе.

Секция 6 Закона устанавливает общие основы данного надзора.

Совет Ассоциации адвокатов должен осуществлять надзор за деятельностью адвокатов, проверять, выполняют ли адвокаты свои обязательства перед судами или иными органами, а также в других видах профессиональной деятельности. В свою очередь, адвокат обязан предоставлять Совету необходимую информацию для надзора и разрешать проведение аудита в своем кабинете лицу, уполномоченному на данные действия Советом Ассо-

циации.

Аудит заключается в проверке аудитором необходимых документов профессиональной деятельности адвоката. Сведения, полученные аудитором в процессе надзора, не могут быть разглашены им или членом Совета Ассоциации. При решении вопросов, связанных с членством в Ассоциации адвокатов, члены Совета Ассоциации несут ответственность государственных должностных лиц за свои действия. Министр юстиции Финляндии вправе инициировать надзор за деятельностью адвокатов,

а также требовать принятия мер со стороны Ассоциации в отношении конкретного адвоката, если он сочтет, что последний не имеет право служить в качестве адвоката по определенным обстоятельствам. Совет Ассоциации, в свою очередь, обязан предоставлять Министру юстиции отчеты и всю необходимую информацию, касающуюся адвокатской практики в государстве.

Дисциплинарная комиссия рассматривает и решает вопросы по делам надзора за адвокатской деятельностью согласно Секции 7c Закона, а также рекомендации относительно споров между адвокатом и клиентом по секции 7e Закона.

Если будет установлено, что адвокат нарушил положения секции 5 Закона, Дисциплинарная комиссия обязана наложить на него дисциплинарное взыскание в виде: а) отстранения от должности; б) денежного штрафа; в) предупреждения; г) вы-говора.

Так, если адвокат действует нечестным образом или иначе сознательно нарушает интересы другого лица в процессе своей профессиональной деятельности, он должен быть лишен звания адвоката. Если есть смягчающие обстоятельства, санкция может быть в виде денежного штрафа или предупреждения. Если адвокат действует с нарушением правил надлежащего профессионального поведения, могут быть использованы такие санкции, как предупреждение или выговор. В случае если подобные нарушения носят систематический характер или же существуют известные отягчающие обстоятельства, адвокат также может быть лишен своего звания или ему будет объявлен денежный штраф, равно как и в ситуации, когда адвокат наносит значительный ущерб репутации Ассоциации адвокатов Финляндии в целом.

Сумма денежного штрафа, выплачиваемого адвокатом, должна быть не менее 500 евро и не более 15000 евро. Оценка суммы штрафа основана на комплексном анализе обстоятельств нарушений адвоката, его профессионального опыта, финансового положения. Дисциплинарная комиссия правомочна вынести решение о том, что отстранение от должности адвоката вступает в силу, несмотря на любые апелляции. Если адвокат, лишенный своего статуса, имеет сведения в Реестре ЕС, соответствующая запись должна быть удалена, равно как и из национального Реестра адвокатов.

Согласно Секции 7a Закона Дисциплинарная комиссия состоит из Председателя и восьми других членов, а также личных заместителей членов. Председатель, пять других членов и их заместители должны быть адвокатами, в то время как остальные три члена и их заместители не должны быть членами Ассоциации, но должны иметь ученые степени в области права и хорошо разбираться в адвокатской деятельности, заниматься научными исследованиями в данной области или же преподавательской деятельностью. Срок полномочий членов и их заместителей составляет три года. Комиссия формируется Делегацией Ассоциации, которая назначает Председателя комиссии и пять членов и их заместителей. Правительство Финляндии назначает остальных членов и их заместителей по представлению Министерства юстиции. Члены Дисциплинарной комиссии несут ответственность судей, не вправе разглашать секретную информацию из дел о надзоре и иных рассмотренных

споров.

Секция 7b Закона устанавливает, что Дисциплинарная комиссия может работать в трех группах, каждая из которых состоит из двух членов-адвокатов и одного не являющегося членом Ассоциации. Председатель Дисциплинарной комиссии и два его заместителя избираются ежегодно комиссией из числа ее членов. Дела рассматриваются либо одной из трех групп, либо всем составом комиссии на пленарном заседании. Пленарное заседание имеет кворум при присутствии на нем Председателя или его заместителя и не менее шести других членов комиссии. Кворум одной из трех групп комиссии составляют все члены данной группы. В решениях дел по надзору за адвокатской деятельностью голосование регулируется положениями Главы 10 Судебно-процессуального кодекса Финляндии (4/1734).[8]

Секции 7c, 7d устанавливают порядок решения дел по надзору за адвокатской деятельностью. Данный вид дел подлежит рассмотрению Дисциплинарной комиссии при получении Секретариатом Ассоциации: а) письменной жалобы на действие адвоката; б) уведомления Министра юстиции; в) жалобы суда, в соответствии с нормой Секцией 10а Главы 15 Судебно-процессуального кодекса Финляндии. Дело также должно подлежать рассмотрению, если оно инициировано Советом Ассоциации.

Если жалоба содержит определенные недостатки, что вопросы, указанные в ней, не могут быть приняты комиссией к разрешению, заявителю должно предоставляться время для их исправления, он должен быть уведомлен о характере данных недостатков и о том, что его жалоба не будет подлежать рассмотрению комиссии, если он не в состоянии их исправить. Дисциплинарная комиссия не должна возобновлять рассмотрение уже разрешенных дел, если только не подана новая

жалоба, содержащая новые обстоятельства по решенному делу. Если обстоятельства, на которых основана жалоба, имели место более пяти лет назад, Дисциплинарная комиссия вправе отказать в рассмотрении подобной жалобы.

Дела по надзору должны разрешаться одной из групп Дисциплинарной комиссии или всем составом комиссии на пленарном заседании. Дела, которые отмечены важными лично Председателем комиссии или группы, должны быть рассмотрены в ходе пленарных заседаний. Решения об отстранении от должности или наложении денежного штрафа всегда должны рассматриваться в рамках пленарного заседания. В делах по надзору должна применяться письменная процедура. Тем не менее, решения об отстранении от должности или наложении денежного штрафа могу быть сделаны только при проведении устного слушания по делу. Дисциплинарная комиссия или ее группа вправе проводить устные слушания и по другим обстоятельствам.

Адвокат, на которого подана жалоба, а также заявитель должны лично присутствовать в ходе устных слушаний. Адвокат должен иметь возможность быть выслушанным до того, как будет принято решение по делу. Адвокат обязан предоставить необходимую информацию, записи и документы открыто и правдиво. Заявитель вправе прокомментировать позицию адвоката по делу. В свою очередь, комиссия или группа комиссии должна рассматривать дело тщательно, с учетом изложенных адвокатом и заявителем фактов.

Секциями 7e, 7f освещен порядок разрешения дел по спорам с клиентами об оплате адвокатских услуг. Жалоба клиента адвоката подлежит рассмот-рению с момента, когда письменное заявление получено Секретариатом Ассоциации адвокатов Финляндии. Если заявление содержит недостатки, то разрешение вопроса может быть отложено до устранения данных недостатков заявителем, аналогично случаям по делам о надзоре. Сторонами данного спора выступают адвокат либо компания, в которой работает адвокат и представляет ее, а также клиент-заявитель.

Как правило, данные споры разрешаются группой Дисциплинарной комиссии в ходе устных слушаний с соблюдением письменной процедуры. В итоге по делу выносится рекомендация группы, которая не подлежит принудительному исполнению и не имеет юридической силы в суде. Также рекомендация не может быть осуществлена, если истек срок у заявителя требовать сокращения оплаты адвокатских услуг. Если же подобный спор находится одновременно и в рассмотрении Дисциплинарной комиссии, и в суде, суд должен приостановить разбирательство до вынесения рекомендации комиссией.

Согласно Секции 7g, решение или рекомендация, принятые в рамках Дисциплинарной комиссии по делам о надзоре и иным спорам, должны быть оформлены письменно в виде конкретного документа.

В документе должны быть указаны: вид дела и дата выдачи решения; наименование сторон и заявителя; описание требований и ответов на них с пояснением причин подобных решений; отчет о причинах решений; правовые положения, разделы Устава Ассоциации адвокатов, Правил надлежащего профессионального поведения, используемых в деле; итоговое решение по делу; фамилии и должности лиц, участвующих в принятии решения по делу, сведения о проведенном голосовании, особых мнениях должны быть приложены к документу; инструкция о процедуре решения спора в судебном порядке должна быть приложена к рекомендации по спорам.

Секция 7h закрепляет наличие публичного журнала решенных и рассматриваемых Дисциплинарной комиссией дел. В данном журнале ведется учет всех дел о надзоре, споров и прочих вопросов, содержит информацию о заявителях, адвокатах, дате выдачи решения, результат дел. В журнале также отражается статус рассматриваемых дел. В нем также содержатся записи о том, выполнил ли адвокат рекомендации комиссии по спору с клиентом или нет с соответствующей отметкой.

Записи подлежат удалению из журнала: а) спустя десять лет с момента вынесения решения об отстранении от должности или наложении денежного штрафа; б) спустя шесть лет, когда информация касается вынесенного предупреждения; в) спустя три года, когда информация касается выговора или решения по делам о надзоре без применения конкретных санкций; г) спустя три года в отношении сведений по вынесенным рекомендациям.

Секция 7j Закона закрепляет общую норму публичности в деятельности Ассоциации по предоставлению информации по решенным и рассматриваемым делам в рамках своей надзорной деятельности. Также норма является отсылочной, указывает на правила Закона «О гласности в деятельности правительства» (621/1999),[9] которые должны применяться при предоставлении информации Ассоциацией. Пределы публичности ограничиваются той мерой конфиденциальности, которая устанавливается Законом в силу профес-сиональной деятельности адвоката и не может быть разглашена до принятия решения Ассоциацией.

Секции 8, 9, 10 Закона отражают вопросы, связанные с дисквалификацией адвоката. Согласно их положениям, в случае если адвокат отстранен от своей должности и исключен из национального Реестра адвокатов, Реестра ЕС, он может по истечении трех лет с момента отстранения от должности подать заявление на его повторное включение в Ассоциацию и соответствующие Реестры, если она одобрит данное заявление.

Адвокат, который утрачивает финское гражданство, является банкротом или перестает обладать полной дееспособностью, перестает быть членом Ассоциации и исключается из Реестра адвокатов и Реестра ЕС по общему правилу. Если адвокат перестает отвечать требованию о безупречной репутации, соответствующем образе жизни и иным характеристикам, подходящим для адвокатской деятельности, Совет Ассоциации отстраняет его от должности. Если адвокат перестает заниматься профессией адвоката или же приобретает трудовые отношения с органами публичной власти, он должен без промедления выйти из Ассоциации, сняв с себя статус адвоката. В противном случае Совет Ассоциации отстранит данное лицо.

Лицо, чье заявление о вступлении в Ассоциацию адвокатов было отклонено, либо адвокат, который был отстранен от своей должности, имеет право обжаловать в судебном порядке решение Совета Ассоциации или ее Дисциплинарной комиссии. Подобные жалобы рассматривает Апелляционный суд Хельсинки. Министр юстиции имеет право также обжаловать решения Ассоциации в судебном порядке в течение тридцати дней с момента вынесения ими подобных решений.

Обращаясь к статистике, следует отметить, что ежегодно Дисциплинарная комиссия Ассоциации рассматривает около 340 дел о надзоре за адвокатской деятельностью, а также 65 споров. Общее число дел составляет более 20 % от общего числа адвокатов, состоящих в Ассоциации. Приблизительно в 30 % решениях по вышеуказанным делам применяются дисциплинарные санкции, самые строгие из которых (отстранение от должности, денежный штраф) редки. На основе вышеизложенного анализа Закона «Об адвокатуре» Финляндии, материалов монографии П. Халлберга, М. Яймя,[10] а также

исследования Национального исследовательского института правовой политики Финляндии, проведенного Ю. Тала, А. Пакаринен, К. Китта,[11] можно прийти к выводу о том, что существующая в настоящее время корегулятивная модель деятельности финской адвокатуры вполне рациональна, но имеет как свои сильные, так и слабые стороны.

К достоинствам финской модели адвокатуры следует отнести следующее:

– руководители и эксперты финской Ассоциации адвокатов вправе проводить детализированные экспертизы деятельности адвокатов и применять эффективные инструменты коррекции нарушений;

– Дисциплинарная комиссия ежегодно решает значительное количество дел и сравнительно часто применяет различные санкции;

– финская Ассоциация юристов пытается повышать профессиональные навыки адвокатов, предлагая образовательные программы, юридические журналы и учебную литературу, проводит консультации до возникновения проблем;

– данная модель является дешевой для госу-

дарства.

К недостаткам данной модели адвокатуры можно отнести:

– отсутствие необходимого уровня доверия и юридических знаний среди населения;

– недостаточную гибкость этических норм, а также надзорной деятельности Ассоциации;

– незначительное использование инструментов по надзору и совершенствованию деятельности адвокатуры со стороны органов публичной власти;

– достаточно высокую стоимость услуг адвоката, что ухудшает юридическую защиту малообес-печенной части населения.

Дальнейшее совершенствование финской модели адвокатуры, как нам представляется, состоит в увеличении влияния на ее деятельность органов публичной власти, в частности, в сфере надзора за адвокатской деятельностью, добавлении новых инструментов для эффективной реализации надзорной функции.

Пристатейный библиографический список

  1. Бондарев Е.М. Анализ правил надлежащего профессионального поведения для адвокатов Финляндии для разработки единых стандартов российской адвокатуры // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2009. – № 4.
  2. Халлберг П., Яймя М. Основы правовой защиты в Финляндии / Пер. с фин. Т. Кайвола. – Хельсинки: Sitra, 2002.

[1]URL: http://www.asianajajaliitto.fi/english (дата обращения: 11.01.2013).

[2] Advocates Act (496/1958). – URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1958/en19580496.pdf (дата обращения: 11.01.2013).

[3] URL: http://elixir.bham.ac.uk/Country%20information/Finland/frules97.html (дата обращения: 11.01.2013).

[4] URL: www.om.fi/en/Etusivu (дата обращения: 11.01.2013).

[5] URL: http://ccbe.eu/fileadmin/user_upload/NTCdocument/Code_of_Conduct__En1_1242643286.doc (дата обращения: 11.01.2013).

[6] Бондарев Е.М. Анализ правил надлежащего профессионального поведения для адвокатов Финляндии для разработки единых стандартов российской адвокатуры // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2009. – №4. – С. 153–156.

[7] URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1889/en18890039 (дата обращения: 11.01.2013).

[8] Code of Judicial Procedure (4/1734) // URL: www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1734/en17340004.pdf (дата обращения: 11.01.2013).

[9] Act on the Openness of Government Activities (621/1999) // URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1999/en19990621 (дата обращения: 11.01.2013).

[10] Халлберг П., Яймя М. Основы правовой защиты в Финляндии / Пер. с фин. Т. Кайвола. – Хельсинки: Sitra, 2002. – С. 218.

[11] URL: http://www.optula.om.fi (дата обращения: 11.01.2013).

 

 

 

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.