RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Шайхуллин М.С.

Принцип законности во взаимоотношениях адвокатуры и органов государственной власти

В статье на основе анализа нормативно-правовых актов и юридической литературы рассмотрен вопрос о принципе законности во взаимоотношениях адвокатуры и органов государственной власти.

Ключевые слова: адвокатура, государство, власть, законодательство, право, норма, принцип, законность, адвокат, традиция.

Shaykhullin M.S.

Legality principle in relations hip of legal profession and public authorities

In article on the basis of the analysis of normative legal acts and legal literature the question of a legality principle in relationship of legal profession and public authorities is considered.

Keywords: advocacy profession, state, power, legislation, right, norm, principle, legality, advocate, tradition.

Принцип есть норма, правило поведения. Эта норма поведения может быть всеобщей (моральной) и частной. Что касается адвокатуры, то проникновение в адвокатуру многих иных юридических, социальных и других категорий и принципов выгодно не только ей, но и тем отраслям знаний, которые оказались вовлеченными в эту систему. Поскольку труд адвоката – это всегда творчество, в процессе последнего привлекаются и развиваются иноотраслевые идеи и принципы (1 Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России: учебник. – 2-е издание. – М.: ООО «Профобразование», 2002. – С. 14.). В этом смысле принципы взаимодействия адвокатуры и органов государственной власти следует понимать как исходные и межотраслевые коренные начала и идеи, лежащие в основе организации, деятельности и функционировании институтов гражданского общества в целях достижения правового и демократического государства. Вместе с этим не имеет никакого смысла сравнивать общие и специальные принципы деятельности адвокатских образований и органов государственной власти, ибо у них совершенно разная правовая природа и социальные начала, но цели могут совпадать – это защита прав и свобод граждан.

Как справедливо отмечает А.П. Галоганов, взаимодействие адвокатуры и государства должно строиться таким образом, чтобы на должном уровне российское население было обеспечено квалифицированной юридической помощью (2 Галоганов А.П. Российская адвокатура: история и современность. – М.: Юрлитинформ, 2003. – С. 124.). Однако оказания квалифицированной юридической помощи населению, как представляется, будет недостаточно для того, чтобы обеспечить стройную систему взаимодействия адвокатуры и органов государственной власти, особенно в условиях отсутствия должной поддержки со стороны последних – имеются в виду социальные гарантии адвокатам и членам их семей и др.

Проблему отрицания права в государственной среде следует снимать привлечением профессиональных советников по юридическим вопросам в работу правотворческих органов. Следует констатировать, что адвокаты практически не участвуют в обсуждении проектов правовых актов как на государственном, так и на муниципальном уровнях, тогда как от их участия в правотворческой деятельности во многом зависело бы качество правовых актов. В этом смысле формирование и последующее внедрение принципов взаимодействия адвокатуры и органов государственной власти до сих пор остается недооцененным.

Принципы деятельности адвокатуры представляют собой основополагающие базовые положения нормативного и ненормативного содержания, определяющие порядок организации и деятельности данного института. Особенность указанных принципов заключается в том, что они определяют характер действий как конкретного адвоката, так и адвокатуры в целом (3 Долгошеев И.С. Адвокатура как субъект правоотношений: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Саратов, 2008. – С. 8.). Принципы взаимодействия адвокатуры и органов государственной власти могут выражаться как в наиболее обобщенном виде, когда уполномоченные властные органы и адвокатские образования стремятся к воплощению одного из главных принципов правового государства – защите прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, так и в виде межотраслевых принципов. Кроме всего прочего взаимодействие адвокатуры и государственных органов строится на началах ФЗ №63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», при этом следует отметить, что нормы именно указанного закона закрепляют общие условные начала взаимодействия адвокатских образований, адвокатов и органов государственной власти, на основе которых возможно сформулировать качественные модели взаимоотношений.

Законность взаимодействия адвокатских образований и органов государственной власти доказывать нет смысла, ибо она гарантирована совокупностью норм, закрепленных в ФЗ № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». П.П. Глущенко отмечает, что строгое следование требованиям закона – обязательное условие деятельности адвоката и адвокатуры. Это означает, что адвокат призван защищать подлинные, а не мнимые права лица, не любые его интересы, а только законные (4 Глущенко П.П. Проблемы организации и совершенствования правового регулирования адвокатской деятельности // Адвокатская практика. – 2004. – № 2. – С. 6.). Таким образом, адвокатура обеспечивает принцип законности в условиях построения правового государства в России, где приоритетом становится соблюдение субъективных прав и законных интересов личности.

Правовое государство выступает в роли эталона при оценке государственной организации общества, предполагает, в частности, соблюдение принципа законности в деятельности всех государственных и негосударственных структур, обеспечение ими защиты прав человека, прав и законных интересов юридических лиц. Именно концепция правового государства предопределяет необходимость создания институтов для реализации перечисленных ценностей. Одним из таких институтов по праву является адвокатура (5 Ефимова В.В., Самсонов В.В. Лекции по адвокатуре и нотариату. URL: http://www.ravnovesie.com/files/rv/420716571574.htm (дата обращения: 7.10.2012).). Однако в настоящее время органы государственной власти действуют по принципу корпоративности интересов. Гибкие негативные социальные нормы, распространенные в государственно-управленческой среде, сдерживают позитивные тенденции взаимодействия органов государственной власти с адвокатурой. Правовое государство предполагает определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности. Осмысление права и его взаимосвязи с моралью – одна из самых давних традиций в истории общественной мысли. В ее основе лежат представления об универсальной значимости права как системы справедливых установлений, создающих условия для свободного осуществления разумной воли. Эта роль права сближает его с моралью, поскольку оба феномена являются социальными регуляторами и обеспечивают цивилизованную человеческую деятельность (6 Багоян Е.Г. Идея правового государства в российской либеральной мысли (конец XIX – начало XX века): Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2005. – С. 3.). В этом смысле возможно говорить о формировании механизма правового и социального регулирования взаимодействия адвокатуры и органов государственной власти.

Как отмечает В.В. Лазарев, целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках закона оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности (поведения), недопустимость противопоставления законности и целесообразности (7 Общая теория права и государства: учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – С. 234.).

Взаимодействие адвокатских образований и органов государственной власти может выстраиваться на основе принципа законности, когда адвокатура является связующим звеном в правоотношениях между местными сообществами, гражданами, юридическими лицами и т.п. и органами государственной власти. Однако необходимо отметить, что условное воплощение принципа законности в общественных отношениях между адвокатскими образованиями и органами власти и так подчеркивается в ФЗ № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Вместе с тем, условное закрепление основных начал взаимодействия адвокатских образований и органов государственной власти предстает как разрыв между основными и действующими институтами гражданского общества.

Е.Г. Тарло отмечает, что современная правовая ситуация в Российской Федерации представляет существенный разрыв между закрепленными в Конституции федеральными законами, иными правовыми актами страны, основополагающими правовыми принципами и реальной действительностью (8 Тарло Е.Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь: российская действительность и мировой опыт: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2001. – С. 24.). На сегодняшний день следует признать, что для граждан и частных организаций законность означает строгое и неуклонное соблюдение и исполнение норм права. В то время как для государственных органов и их должностных лиц в российском праве установлен и действует принцип условной законности их деятельности, при осуществлении которой обязательность для них процессуальных норм не является абсолютной – строгой и неуклонной (9 Поляков С.Б. Принцип условной законности деятельности государственных органов в российском праве // Адвокат. – 2008. – № 10. – С. 39.). Законность можно рассматривать в качестве режима общественно-политической жизни, принципа организации и деятельности государства и государственного аппарата, их взаимоотношений с человеком и обществом, средства ограничения государственной власти, а также в качестве метода государственного управления.

Законность является важным условием обеспечения правопорядка в обществе. В последнее время укрепление законности рассматривалось как важнейшая государственная задача, но ее решение нельзя считать в полной мере последовательным и эффективным. Юридическую ответственность государства можно рассматривать как специальное юридическое средство обеспечения законности (10 Агаджанов А.А. Юридическая ответственность государства как гарантия законности: проблемы теории и практики в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Челябинск, 2006. – С. 3.). Законность как явление непосредственно связана с правотворчеством  правоприменением, ее укрепление требует комплексного правового регулирования общественных отношений, подкрепленного организационно-управленческими мероприятиями, системного подхода к административно-процессуальной деятельности (11 Арбузова С.А. Государственно-исполнительный механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина (на материалах Российской Федерации): Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2008. – С. 20.). Однако, как справедливо отмечает А.Ф. Ефремов, законность нельзя относить к отраслевым или межотраслевым принципам. В системе собственно правовых принципов законность играет ключевую роль, поскольку законность, во-первых, является необходимым условием нормального функционирования любой правовой системы, во-вторых, она, по сути, включает в себя и другие правовые принципы (12 Ефремов А.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации принципов законности в Российском государстве: Автореф. дис. докт. юрид. наук. – Саратов, 2001. – С. 12.). Органы государственной власти, гарантирующие законность, тем не менее должны быть заинтересованы во взаимоотношениях с адвокатурой, поскольку профессиональные защитники обеспечивают качественное оказание юридической помощи населению России, чтобы каждый гражданин знал свои права и умел их защищать; представляют в суде интересы обвиняемых, подсудимых и потерпевших. Надо, чтобы в адвокатуре работали не скомпрометировавшие себя квалифицированные юристы, отвечающие всем требованиям профессии адвоката. Это тоже забота государства. И, наконец, создание нормальных условий для деятельности адвокатуры в России, обеспечение определенными правовыми и материальными гарантиями адвокатов, освобождение коллегии адвокатов от всех видов налогов и сборов (13 Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России. – М., 2002. – С. 215-216.) прямо и косвенно зависит от проблем гарантий законности в деятельности органов государственной власти, которые, по мнению Е.В. Железняковой, затрагивают интересы каждого гражданина, поскольку обеспечивают реализацию многих прав и свобод, в том числе конституционного права на участие в местном самоуправлении(14 Железнякова Е.В. Проблемы законности и ее гарантий в деятельности органов местного самоуправления: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Волгоград, 2006. – С. 4. 19).

Для обеспечения российской адвокатуры качественными условиями функционирования необходимо закрепить механизмы, которые обеспечат: 1) устойчивость и стабильность российской адвокатуры; 2) эффективность обеспечения социальных обязательств для адвокатов и членов их семей; 3) формирование толерантного отношения власти к институтам гражданского общества; 4) максимально возможное совпадение интересов государственной власти и институтов гражданского общества в связи с защитой прав и законных интересов физических и юридических лиц. Объективный интерес государства к адвокатуре может быть вызван необходимостью не только в защите от произвола и беззакония, но и формирования сегмента правовой грамотности населения в городах и сельских населенных пунктах. Так политика органов государственной власти, например в Волгоградской области по взаимодействию с некоммерческими организациями осуществляется на основе следующих принципов: признания права негосударственных организаций на участие в формировании и реализации мероприятий областной политики в социальной, гуманитарной и иных сферах; поддержки деятельности негосударственных некоммерческих организаций, добровольческой деятельности, социальных программ негосударственных некоммерческих организаций, общественных гражданских инициатив; гласности со стороны органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления за целевым использованием бюджетных средств, предоставленных негосударственным некоммерческим организациям в соответствии с законодательством Волгоградской области.

Взаимодействие органов власти и адвокатских образований, адвокатов должно основываться на следующих принципах: 1) принцип равноправного партнерства, который предполагает взаимную заинтересованность, открытость, доверие и социальную ответственность за выполнение взятых на себя обязательств, при этом равноправное партнерство не должно противоречить специфическим принципам организации и деятельности адвокатских образований и органов местной власти; 2) принцип консолидации при принятии правовых решений предполагает выработку совместных решений по вопросам, связанным с оказанием квалифицированной юридической помощи населению муниципальных образований и обязательности их выполнения сторонами, а также создание условий для оказания адвокатами правовой помощи, участие адвокатов и представителей адвокатских образований в работе коллегиальных органов власти; 3) принцип юридических гарантий соблюдения договорного партнерства в рамках подписанных соглашений о совместной деятельности, включая иные гарантии осуществления адвокатской деятельности в учреждениях разных типов; 4) принцип демократизма в консолидации усилий в условиях построения правового государства и формирования гражданского общества. Адвокатура и органы государственной власти способны сформировать такие правовые модели консолидации, при которых расширялись бы возможности построения правового государства; 5) принцип формирования нового образа адвокатуры на основе исторических традиций. Данный принцип предполагает консолидацию усилий государства и адвокатуры в процессе возрождения лучших традиций адвокатуры, способных закрепить истинный правовой образ адвокатов; 6) принцип ответственности за принятие совместных решений на основе заключенных соглашений между органами государственной власти и адвокатскими образованиями.

Государство, повинуясь историческим традициям, должно создавать условия для оказания квалифицированной юридической помощи. Необходимо предусмотреть административные санкции за нарушение конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления в законодательстве субъектов Российской Федерации. Также органы государственной власти должны принимать на себя бремя компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь, исходя из принципов индексации, включая учет индекса потребительских цен. К сожалению, материально-техническое и финансовое обеспечение оказания юридической помощи гарантируется государством в основном в отношении труднодоступных и малонаселенных местностей, причем гарантии расходных обязательств, судя по закону, может предоставить только бюджет субъекта РФ.

Как отмечает Ю.Ф. Лубшев, адвокатура – это юридически независимая от государства профессиональная организация специалистов-правоведов, которые в силу своих взглядов, навыков, имеющихся знаний взяли на себя обязанность защищать права и свободы человека. Это двуединая задача как государства, так и общества. Поэтому адвокатам должны быть даны гарантии и поддержка одного и другого. Так примерно и можно охарактеризовать саму суть взаимоотношений обоих явлений – государства и адвокатуры (15 Лубшев Ю.Ф. Курс адвокатского права. – М.: Профобразование, 2004. – С. 97.). Важно, чтобы государство не абстрагировалось от институтов гражданского общества, способствующих реализации важных внутригосударственных функций.

Развитию адвокатуры в нашей стране должно способствовать законодательство РФ, поэтому нормативно-правовые акты не должны находиться в застывшем состоянии. Имеются в виду бюджетное и налоговое законодательство, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие условия финансирования оказания профессиональной квалифицированной помощи на территории городов и сельских населенных пунктов. Только на основе взаимных объективных интересов возможно сформировать устойчивые принципы взаимодействия российской адвокатуры и государства.

Пристатейный библиографический список

1. Агаджанов А.А. Юридическая ответственность государства как гарантия законности: проблемы теории и практики в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Челябинск, 2006.

2. Арбузова С.А. Государственно-исполнительный механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина (на материалах Российской Федерации): Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2008.

3. Багоян Е.Г. Идея правового государства в российской либеральной мысли (конец XIX – начало XX века): Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2005.

4. Галоганов А.П. Российская адвокатура: история и современность. – М.: Юрлитинформ, 2003.

5. Глущенко П.П. Проблемы организации и совершенствования правового регулирования адвокатской деятельности // Адвокатская практика. – 2004. – № 2.

6. Долгошеев И.С. Адвокатура как субъект правоотношений: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Саратов, 2008.

7. Ефремов А.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации принципов законности в Российском государстве: Автореф. дис. докт. юрид. наук. – Саратов, 2001.

8. Железнякова Е.В. Проблемы законности и ее гарантий в деятельности органов местного самоуправления: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Волгоград, 2006.

9. Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России: учебник. – 2-е издание. – М.: ООО «Профобразование», 2002.

10. Лубшев Ю.Ф. Курс адвокатского права. – М.: Профобразование, 2004. – С. 97.

11. Общая теория права и государства: учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.

12. Поляков С.Б. Принцип условной законности деятельности государственных органов в российском праве // Адвокат. – 2008. – № 10.

13. Тарло Е.Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь: российская действительность и мировой опыт: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2001.


Рамки для гос номеров. Вся подробная информация здесь http://ty3.ru/shop/ramki-dlia-nomerov/

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.