RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Фёдорова К.С.

Организация и порядок деятельности адвокатуры Республики Словения

В статье описаны основные принципы, вопросы организации и функционирования адвокатуры Республики Словения.

Ключевые слова: Словения, адвокатура, Ассоциация адвокатов, дисциплинарная ответственность.

Fedorova K.S.

Аctivity arrangement of advocacy in Slovenia

The article describes basic principles, problems of organization and functioning of Slovenian advocacy.

Keywords: Slovenia, advocacy, Slovene Bar Association, disciplinary liability.

В соответствии со ст. 137 Конституции Республики Словения[1] адвокатура является самостоятельной и независимой организацией, деятельность которой регулируется законом. Положения Конституции[2] конкретизируются в ст. 1, 3 Закона Республики «Об адвокатуре» 1993 г.[3] (с изм. и доп. 2009 г.[4]). 28 сентября 2012 года Ассоциация адвокатов Словении (Odvetniška zbornica Slovenije)[5] приняла Решение о самостоятельности и независимости словенских адвокатов[6].

Помимо Конституции и Закона адвокаты Словении при осуществлении своей деятельности руководствуются следующими нормативными актами: Уставом ассоциации адвокатов Республики Словения[7], Кодексом профессиональной адвокатской этики[8], Законом «Об оплате труда адвокатов»[9], Законом «О государственном квалификационном экзамене»[10], Правилами «О внешнем виде адвоката»[11], Положением «О квалификационном экзамене для адвокатов из других государств»[12], Правилами, регулирующими проведение экзамена на знание законодательства, гонораров адвоката и Кодекса профессиональной этики адвоката[13].

23 ноября 2003 года Ассоциация адвокатов Республики Словения стала постоянным членом Совета адвокатов и адвокатских объединений Европейского Союза[14]. В силу этого словенская адвокатура руководствуется также документами ЕС: Уставом Совета адвокатов и адвокатских объединений Европейского Союза[15], Кодексом профессиональной этики адвокатов Совета адвокатов и адвокатских объединений Европейского Союза[16], Хартией основных принципов Совета адвокатских объединений и юридических обществ Европы[17], Кодексом правил Совета адвокатов и адвокатских объединений Европейского Союза[18].

Правила и принципы, закрепленные в Кодексе правил Совета адвокатов и адвокатских объединений Европейского Союза, не являются обязательными для словенских адвокатов. Вместе с тем, в случае противоречия национального законодательства Кодексу последний имеет большую юридическую силу[19]. Положения Кодекса были включены в национальное законодательство Словении. Исключение составили п. 3.3 «Pactum de quota litis»[20], 3.6 «Разделение гонораров с лицами, не являющимися адвокатами», 5.4 «Гонорары за рекомендацию».

Согласно ст. 2 закона об адвокатуре при оказании юридической помощи адвокат дает консультации по правовым вопросам, участвует в судопроизводстве, в органах государственной власти и иных организациях, осуществляет защиту доверителя, составляет заявления, жалобы, другие документы правового характера, представляет интересы доверителя[21].

В соответствии со ст. 25 Закона статус адвоката может приобрести лицо, отвечающее следующим требованиям: имеет гражданство Словении; способно выполнять свои профессиональные обязанности, в том числе и по состоянию здоровья; обладает безупречной репутацией; имеет степень не ниже бакалавра права, полученную в Словении или в другом государстве, но соответствующую стандартам Словении; успешно сдало государственный квалификационный экзамен[22] и экзамен на знание законодательства, гонораров адвоката и Кодекса профессиональной этики адвоката; имеет стаж работы по юридической специальности не менее четырех лет, в том числе прошло годовую стажировку в адвокатском учреждении, в суде, у нотариуса или под руководством прокурора, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет; свободно общается на словенском языке; имеет помещение в собственности или в аренде, подходящее для адвокатской практики[23].

Адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально либо в составе адвокатского общества. Название фирмы в своей вспомогательной части должно обязательно содержать указание на форму его деятельности (o.p. = словен.).

Иностранному адвокату для получения разрешения заниматься адвокатской деятельностью на территории Словении помимо указанных выше требований необходимо сдать экзамен[24] на знание правовой системы Республики Словения[25].

Что касается иностранных адвокатов из государств – членов Европейского Союза, то нормы европейского права упростили их деятельность на территории Союза (ст. 14 Договора о ЕС[26]). Осуществление адвокатской деятельности в странах Европейского Союза регулируется ст. 49 Договора об учреждении Европейского Сообщества (в ред. Лиссабонского договора)[27], которая запрещает любые ограничения на предоставление услуг на территории Сообщества частными лицами, которые учреждены в государстве Сообщества, отличном от того, в котором учреждено лицо, которому услуги предназначаются. Вместе с тем Директива 2006/123/ЕС[28] исключает адвокатские услуги из общего режима свободы передвижения услуг.

Осуществление адвокатской деятельности в странах ЕС, иных, чем то, в котором зарегистрировано, на уровне Евросоюза регулируется тремя документами. В их числе:

1) Директива Совета ЕС от 22 марта 1977 г. (77/249/СЕЕ), направленная на упрощение порядка реализации адвокатами свободы оказания услуг[29]. В соответствии с ней лица, которые приобрели статус адвоката в одном из государств ЕС, могут осуществлять на непостоянной основе адвокатскую деятельность в любом другом государстве-члене. При этом данное лицо не приобретает правового статуса адвоката в принимающем государстве и действует под своим профессиональным титулом, полученным в государстве происхождения.

2) Директива Совета ЕС от 21 декабря 1988 г. (89/48/СЕЕ)[30], направленная на создание системы взаимного признания дипломов о высшем профессиональном образовании, продолжительность

которого составляет не менее трёх лет, если эти дипломы дают право заниматься определённой профессиональной деятельностью. Согласно ст.3 Директивы 1988 года каждое государство ЕС обязано признавать дипломы о высшем профессиональном образовании, полученные в любом другом государстве ЕС. Так, для того чтобы быть допущенным к осуществлению адвокатской деятельности на территории Республики Словении без дополнительных условий, иностранному адвокату необходимо предоставить диплом или иной документ, подтверждающий право заниматься адвокатской деятельностью в другом государстве Европейского Союза. Однако следует учитывать, что диплом юриспруденции, полученный в одном государстве, не всегда предполагает наличие у лица достаточных юридических знаний по правовым системам других государств – членов ЕС (ст. 4 Директивы). Именно поэтому лицо, претендующее на допуск к адвокатской деятельности в Словении, обязано сдать специальный квалификационный экзамен и экзамен на знание правовой системы страны[31].

3) Директива Европейского Парламента и Совета ЕС от 16 февраля 1998 г. (98/5/СЕ)[32], направленная на упрощение порядка реализации адвокатами права заниматься адвокатской деятельностью на постоянной основе в государстве-члене, ином, чем то, в котором статус адвоката был первоначально приобретён. Согласно положениям Директивы любое лицо, которое в течение трёх лет осуществляло в принимающем государстве адвокатскую деятельность под профессиональным титулом, приобретённым в государстве происхождения, вправе получить статус адвоката в принимающем государстве без необходимости сдачи квалификационного экзамена или выполнения иных дополнительных требований. Для этого достаточно представить доказательства того, что адвокатская деятельность осуществлялась непрерывно в течение трёх лет по вопросам права принимающего государства либо европейского или международного права[33].

Согласно ст. 1 Закона об адвокатуре лицо имеет право заниматься адвокатской деятельностью в Словении только после внесения его имени в Реестр адвокатов[34]. Для внесения в реестр необходимо: а) получить согласие Ассоциации адвокатов; б) предоставить документы, указанные в Приложении к Заявке на вступление в Реестр адвокатов (Priloge k predlogu za vpis v imenik odvetnikov)[35].

В Реестр включаются словенские адвокаты; иностранные адвокаты, действующие под профессиональным титулом, полученным в государстве происхождения; иностранные адвокаты, действующие под профессиональным титулом адвоката Словении «Odvetnik». Адвокат, включенный в Реестр, в присутствии Председателя Ассоциации адвокатов Словении приносит присягу следующего содержания: «Клянусь уважать правовой порядок Республики Словения, выполнять свои функции адвоката честно и с достоинством».

В соответствии со ст. 21 Закона адвокат не имеет права заниматься любой деятельностью, за исключением научной, преподавательской или творческой. Профессия адвоката несовместима с работой в качестве нотариуса, а также с любой деятельностью, не соответствующей репутации адвоката.

Законодательство Словении запрещает адвокатам сообщать о количестве клиентов, выигранных дел, сравнивать себя с коллегами, предоставлять ложные сведения о своей работе, проводить акции и участвовать в коммерческих СМИ для привлечения клиентов, рекламировать свои услуги. Допустимой считается информация о предоставляемых услугах, месте расположения, часах работы, ценах на услуги, членах адвокатской фирмы и об их специализации.

В ст. 30 Закона предусмотрены следующие основания для прекращения деятельности адвоката: смерть адвоката; личное письменное заявление адвоката об увольнении; вступление в законную силу приговора с наказанием в виде лишения свободы на шесть и более месяцев за совершение умышленного преступления; несоответствие занимаемой должности; совершение поступка, порочащего честь и достоинство адвоката; исключение из Реестра адвокатов Словении; дисциплинарное взыскание в виде отстранения от должности; несоответствие требованиям, предъявляемым к профессии адвоката; банкротство; невыполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей более одного года без уважительных причин.

Согласно ст. 41 Закона адвокат Словении обязан быть членом словенской Ассоциации адвокатов.

На территории Республики Словения Ассоциация адвокатов фактически существует с 1849 года, хотя первый законодательный акт Odvetniškim redom (Advokaten Ordnung), регулирующий основные положения, был принят в 1868 году.

Ассоциация адвокатов Словении – это профессиональная организация адвокатов, задачами которой являются: обеспечение и укрепление правовой подготовки, профессиональных стандартов, повышение квалификации и правового образования адвокатов, защита их независимости и интересов, утверждение Кодекса профессионального поведения, осуществление дисциплинарного разбирательства, решение вопроса принятия в члены Ассоциации адвокатов, ведение реестра адвокатов и другие задачи, предусмотренные законом (ст. 1, 7 Устава Ассоциации адвокатов Словении, ст. 42 Закона).

Ассамблея Ассоциации (skupščina) является высшим органом и общим собранием всех адвокатов, созываемым не реже одного раза в год. Стажеры и кандидаты в адвокаты права голоса не имеют. Ассамблея утверждает Устав Ассамблеи, Кодекс профессионального поведения адвоката, Регламент, ежегодный бюджет, на основании результатов тайного голосования избирает и отзывает Председателя Ассоциации, его заместителей, избирает и отзывает членов Наблюдательного совета, заслушивает отчёт о работе Совета и Наблюдательного совета, устанавливает тарифы на адвокатские услуги, осуществляет иные полномочия. Ассамблея имеет право принимать решение большинством голосов, если присутствуют более трети членов.

Члены Совета Ассоциации (upravni odbor) избираются сроком на три года. Совет наделен следующими полномочиями: ведёт Реестр адвокатов, имеющих право осуществлять адвокатскую деятельность; регистрирует договоры о стажировке; заключает договоры страхования гражданской ответственности в целях обеспечения компенсации материального ущерба, причиненного в процессе осуществления адвокатской деятельности; устанавливает критерии пригодности помещения для адвокатской практики; принимает решения по вопросам профессиональной подготовки и повышения квалификации адвокатов; выполняет иные функции, предусмотренные законом.

Председатель Ассоциации (predsednik zbornice) и два его заместителя избираются на трехлетний срок. Председатель исполняет постановления Ассоциации, ведет заседания, руководит работой Ассоциации, присутствует при принесении присяги адвокатом, решает другие вопросы, предусмотренные словенским законодательством.

Наблюдательный совет (nadzorni odbor) осуществляет надзор за финансовыми операциями Ассамблеи.

Дисциплинарный прокурор (disciplinski tožilec) возбуждает дисциплинарное производство и поддерживает обвинение в дисциплинарной комиссии или в дисциплинарном суде. Прокурор и его помощники назначаются Ассамблеей на трехлетний срок.

Дисциплинарная комиссия I степени (disciplinska komisija I. stopnje) – Председатель и 15 членов комиссии – назначается Ассамблеей сроком на три года. Дисциплинарная комиссия возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката и применяет дисциплинарную санкцию за совершение проступков небольшой тяжести (например, несоблюдение манеры поведения и стиля одежды, соответствующих деловому общению; отказ вернуть доверителю документы по делу после расторжения или исполнения договора).

Дисциплинарная комиссия II степени (disciplinska komisija II. stopnje) – Председатель и 15 членов комиссии – назначается Ассамблеей сроком на три года. Основной функцией комиссии является пересмотр в апелляционном порядке решений, вынесенных дисциплинарной комиссией I степени.

Дисциплинарный суд (disciplinsko sodišče) Республики Словения состоит из двух судей Верховного суда, трех адвокатов и их заместителей. Срок полномочий адвокатов и заместителей – два года.

Для более успешного выполнения своих задач и функций Ассамблеей могут быть созданы постоянные либо временные комиссии, комитеты и иные рабочие органы.

Согласно Принципам VI Рекомендации Комитета министров Совета Европы о свободе осуществления профессии адвоката от 25 октября 2000 г.[36] в случае, если адвокаты не соблюдают правила и стандарты, изложенные в разработанных ассоциациями адвокатов кодексах поведения, или нарушают законодательство, к ним следует применять необходимые меры, в том числе дисциплинарное разбирательство. Адвокат привлекается к ответственности в дисциплинарном суде в случае установления совершения им серьезных проступков, влекущих его отстранение от выполнения профессиональных обязанностей, например, нарушения им сохранения профессиональной тайны, совершения умышленного преступления, повлекшего наказание в виде лишения свободы на срок более шести месяцев, при неуплате членских взносов более шести месяцев, несоблюдении запрета на рекламу.

В ст. 61 Закона перечислены следующие виды дисциплинарных санкций: предупреждение, выговор, штраф (не менее 500 евро и не более 5000 евро), лишение права на юридическую деятельность сроком до трех лет, лишение права на юридическую деятельность сроком до пяти лет. Дисциплинарное взыскание остается в силе два года с момента принятия решения о его наложении. По истечении этого периода адвокат считается не имеющим взыскания.

Региональные адвокатские палаты Словении объединяют адвокатов в соответствии с судебными округами. В соответствии со ст. 44 Устава Ассоциации выделено 11 регионов: Целе, Ново место, Крань, Копер, Кршко, Любляна, Марибор, Нова Горица, Мурска Собота, Птуй, Словень Градец.

На 29 февраля 2012 г. в Словении было зарегистрировано 824 адвоката, в том числе 14 иностранных, из них 10 граждан ФРГ[37]. В настоящее время в Ассоциации адвокатов Словении насчитывается 1492 члена – адвокаты, стажеры адвокатов, кандидаты в адвокаты[38].

Пристатейный библиографический список

1. Деханов С.А. Организация адвокатуры и профессиональная этика адвокатов в Западной Европе. – М.: Юрлитинформ, 2012.

2. Рагулин А.В. Регламентация профессиональных прав адвоката в России и за рубежом: Монография. – Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, Germany, 2012.

3. Федорова К.С. Процедура законотворчества в Республике Словения // Международно-правовые чтения. – Воронеж: Издательско-полиграф. центр Воронеж. гос. ун-та, 2009, Вып. 8.

[1] Ustava Republike Slovenije // UL št. 33, 28.12.1991.

[2] Федорова К.С. Процедура законотворчества в Республике Словения // Международно-правовые чтения. - Воронеж: Издательско-полиграф. центр Воронеж. гос. ун-та, 2009, Вып. 8. – С. 197–201

[3] Zakon o odvetništvu (ZOdv) // Uradni list RS, št. 18/1993 z dne 9.4.1993.

[4] Zakon o spremembah in dopolnitvah Zakona o odvetništvu (ZOdv-C) // Uradni list RS, št. 35/09 z dne 8.5.2009.

[5] Dnevnik / odgovorna urednica edicij Dnevnik in Dnevnik.si Suzana Rankov – Ljubljana. Türk: «Ideje o posegih» v neodvisnost odvetništva niso dobre, 23 oktober 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.dnevnik.si/clanek/1042554464.

[6] Resolucija o samostojnosti in neodvisnosti odvetništva // Odvetniška zbornica Slovenije [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.odvzb.si/upload/novice/2012/Resolucija%20in%20podpisniki.pdf.

[7] Statut Odvetniške zbornice Slovenije // Ur.l. RS, št. 15/1994.

[8] The Council of Bars and Law Societies of Europe (CCBE) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.ccbe.eu/fileadmin/user_upload/NTCdocument/Kodeks_odvetnike_et5_1237885877.pdf.

[9] Zakon o odvetniški tarifi (ZOdvT), Stran 9029 // Uradni list RS, št. 67/2008 z dne 4.7.2008.

[10] Zakon o pravniškem državnem izpitu – (ZPDI-UPB1) (uradno prečiščeno besedilo), Stran 12165 // Uradni list RS, št. 83/2003 z dne 22.8.2003.

[11] Pravilnik o vrsti in primerih nošenja službenega oblačila odvetnika, Stran 2237 // Uradni list RS, št. 32/1995 z dne 9.6.1995.

[12] Uredba o preizkusnem izpitu za odvetnike iz drugih držav // Uradni list RS, št. 132/2004 z dne 10.12.2004.

[13] Pravilnik o preizkusu iz poznavanja zakona, ki ureja odvetništvo, odvetniške tarife in Kodeksa odvetniške poklicne etike // Ur.l. RS, št. 107/2009.

[14] The Council of Bars and Law Societies of Europe (CCBE) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.ccbe.eu/index.php?id=265&L=0.

[15] The Council of Bars and Law Societies of Europe (CCBE) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.ccbe.eu/fileadmin/user_upload/document/statuts/statutes_en.pdf.

[16] Deutscher Anwaltverein [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://anwaltverein.de/downloads/praxis/berufsrecht/2006-code-of-conduct.pdf.

[17] The Council of Bars and Law Societies of Europe (CCBE) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.ccbe.eu/fileadmin/user_upload/NTCdocument/EN_Code_of_conductp1_1306748215.pdf.

[18] Деханов С.А. Организация адвокатуры и профессиональная этика адвокатов в Западной Европе. – М.: Юрлитинформ, 2012.

[19] The Council of Bars and Law Societies of Europe (CCBE) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.ccbe.eu/fileadmin/user_upload/NTCdocument/Table_adoption_of_th1_1358409892.pdf.

[20] «Рactum de quota litis» – соглашение, заключаемое между адвокатом и клиентом до вынесения заключительного решения относительно находящегося в разбирательстве дела, в котором клиент является одной из заинтересованных сторон. В соответствии с соглашением клиент обязуется в случае вынесения решения в его пользу выплатить адвокату вознаграждение в виде денежной суммы или какой-либо другой форме.

[21] Рагулин А.В. Регламентация профессиональных прав адвоката в России и за рубежом: Монография. – Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, Germany, 2012. – P. 120.

[22] Zakon o pravniškem državnem izpitu – (ZPDI-UPB1) (uradno prečiščeno besedilo), Stran 12165.

[23] Pravilnik o merilih in postopku za ugotavljanje primernosti poslovnih prostorov in opreme, potrebne za opravljanje odvetniškega poklica 19.04.1994 in ga dopolnil na seji dne 02.07.2002, 12.12.2002, dne 30.11.2004 ter dne 14.12.2006.

[24] Uredba o preizkusnem izpitu za odvetnike iz drugih držav.

[25] Pravilnik o preizkusu iz poznavanja zakona, ki ureja odvetništvo, odvetniške tarife in Kodeksa odvetniške poklicne etike, Stran 14743 // Uradni list RS, št. 107/2009 z dne 24.12.2009.

[26] Treaty establishing the European Community (Nice consolidated version) // Official Journal C 325, 24/12/2002. P. 0033–0184 // Official Journal C 340, 10/11/1997. P. 0173 – Consolidated version.

[27] Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union // OJ C 326, 26.10.2012, p. 47–390 (BG, ES, CS, DA, DE, ET, EL, EN, FR, IT, LV, LT, HU, MT, NL, PL, PT, RO, SK, SL, FI, SV).

[28] Directive 2006/123/EC of the European Parliament and of the Council of 12 December 2006 on services in the internal market // OJ L 376, 27.12.2006, p. 36–68 (ES, CS, DA, DE, ET, EL, EN, FR, IT, LV, LT, HU, MT, NL, PL, PT, SK, SL, FI, SV).

[29] Directive 77/249/CEE du Conseil, du 22 mars 1977, tendant à faciliter l'exercice effectif de la libre prestation de services par les avocats // Journal officiel n°L 078 du 26/03/1977 p. 0017–0018. Special edition in Slovene: Chapter 06 Volume 01 P. 52–53.

[30] Council Directive 89/48/EEC of 21 December 1988 on a general system for the recognition of higher-education diplomas awarded on completion of professional education and training of at least three years' duration // Official Journal L 019, 24.01.1989 P. 0016–0023. Special edition in Slovene: Chapter 05 Volume 01 P. 337–344.

[31] Pravilnik o preizkusu iz poznavanja zakona, ki ureja odvetništvo, odvetniške tarife in Kodeksa odvetniške poklicne etike, Stran 14743.

[32] Directive 98/5/EC of the European Parliament and of the Council of 16 February 1998 to facilitate practice of the profession of lawyer on a permanent basis in a Member State other than that in which the qualification was obtained // OJ L 77, 14.3.1998, p. 36–43 (ES, DA, DE, EL, EN, FR, IT, NL, PT, FI, SV). Special edition in Slovene: Chapter 06 Volume 03 P. 83–90.

[33] The Council of Bars and Law Societies of Europe (CCBE) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.ccbe.eu/index.php?id=6&id_rubrique=1&L=0.

[34] Odvetniљka zbornica Slovenije [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.odv-zb.si/imenik/imenik-odvetnikov.

[35] Odvetniљka zbornica Slovenije [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.eugo.gov.si/si/dovoljenja/dovoljenje/100/prikazi Dovoljenje.

[36] Recommendation № R(2000)21 of the Committee of Ministers to Member States on the freedom of exercise of the profession of lawyer [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://wcd.coe.int/com.instranet.InstraServlet?command=com.instranet.CmdBlobGet&InstranetImage=533749&SecMode=1&DocId=370286&Usage=2.

[37] The Council of Bars and Law Societies of Europe (CCBE) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.ccbe.eu/fileadmin/user_upload/NTCdocument/2012_table_of_lawyer1_1356088494.pdf.

[38] Odvetniљka zbornica Slovenije [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.odv-zb.si/imenik/imenik-odvetnikov.

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.