RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Читайте в следующем номере

Индексирование журнала

Импакт-фактор российских научных журналов

Группа ВКонтакте

Группа в FB

International scientific and practical law journal Eurasian Journal of International Law

№ 4 (23) 2016г.
Омаркадиева К.М-Х.

отозвана/retracted  25.09.2017


Органы надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в сфере производства и продажи ювелирных изделий

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи­нансированию терроризма» направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) до­ходов, полученных преступным путем, и финан­сированию терроризма [3].

В деятельности по выявлению и предупреж­дению легализации преступных доходов в юве­лирной сфере участвует ряд государственных органов, таких как Федеральная служба по фи­нансовому мониторингу - Росфинмониторинг, Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФ, однако надзор за исполнением законодательства о легализации преступных доходов в сфере производства и про­дажи ювелирных изделий осуществляют государ­ственные инспекции пробирного надзора и орга­ны прокуратуры. Статьей 14 Федерального закона № ФЗ-115 «О противодействии легализации (от­мыванию) доходов, полученных преступным пу­тем, и финансированию терроризма» Генераль­ный прокурор Российской Федерации и под­чиненные ему прокуроры наделены функцией надзора за его исполнением. При осуществлении надзора за исполнением закона о легализации преступных доходов органы прокуратуры не под­меняют иные государственные органы. Органы прокуратуры проверяют законность деятельно­сти органов государственного контроля, а также подконтрольных им организаций, если возникает соответствующая необходимость.

Приказом Генерального прокурора РФ от 19 января 2010 г. № 11 «Об организации прокурор­ского надзора за исполнением законов о противо­действии легализации (отмыванию) доходов, по­лученных преступным путем, и финансированию терроризма» прокурорам поручено обеспечить эффективную систему надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмы­ванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Органы прокуратуры постоянно обмениваются информацией о состоянии закон­ности в рассматриваемой сфере с Росфинмонито- рингом и его межрегиональными управлениями.

Прокурорский надзор за исполнением зако­нодательства о противодействии (легализации) преступных доходов в ювелирной сфере включает в себя надзор за соблюдением исполнения зако­нодательства государственными (контролирую­щими) органами, руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями, соот­ветствием законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами. Проверки исполнения законов проводятся на основании по­ступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих приня­тия мер прокурором.

В ювелирной сфере законодатель установил следующие меры, направленные на противодей­ствие легализации преступных доходов:

-      организация и осуществление внутреннего контроля;

-        обязательный контроль;

-      запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия ле­гализации (отмыванию) доходов.

Рассмотрим более подробно внутренний и обязательный контроль.

Внутренний контроль - деятельность органи­заций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контро­лю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Прави­ла внутреннего контроля должны содержать по­рядок документального фиксирования информа­ции, критерии выявления и признаки необычных сделок, обеспечения конфиденциальности ин­формации, ее хранения и использования, квали­фикационные требования к ответственному лицу, к подготовке и обучению кадров. При изменении в законодательстве нужно своевременно вносить изменения в правила внутреннего контроля. Если правила не соответствуют закону, и это выясняет­ся в ходе проверки соответствующими органами, организация привлекается к штрафу.

Прокурор при проведении проверки в ча­сти исполнения требований закона о разработ­ке организациями правил внутреннего контро­ля предусматривает выяснение и изучение ряда обстоятельств. В первую очередь он проверяет, подписаны ли правила руководителем ювелир­ной компании или индивидуальным предпри­нимателем. Правила внутреннего контроля в ювелирной сфере согласованию в Росфинмони- торинге и (или) Пробирной палате не подлежат. Их просто нужно утвердить руководителю орга­низации. Раньше правила внутреннего контроля нужно было согласовывать с инспекциями про­бирного надзора, и штамп «согласовано» означал, что документ более или менее соответствует за­конодательству [2]. Прокурор устанавливает факт наличия или отсутствия в правилах определен­ных действий по выявлению и документальному фиксированию операций, подлежащих обяза­тельному контролю, подозрительных операций, определяет, имеются ли положения, предусма­тривающие форму сообщения об операции при выявлении признаков операций, подлежащих обязательному контролю, утверждённую руко­водителем организации. Кроме того, прокурор проверяет, докладывается ли руководству органи­зации о выявлении подозрительных операций и сделок, подлежащих обязательному контролю, для решения вопроса о направлении сообщений о таких сделках в Росфинмониторинг, предусмо­трена ли в правилах идентификация клиентов, разработана ли анкета клиента, учитываются ли наиболее распространенные способы легали­зации преступных доходов в ювелирной сфере, предусмотрен ли порядок обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализа­ции преступных доходов, назначено ли руководи­телем компании специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, и его соответствие квалификационным требованиям [1].

Обязательный контроль вменяет организа­ции, осуществляющей скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, обязанность до приема на обслуживание иденти­фицировать клиента. Идентификация включает в себя комплекс мер, направленных на письмен­ное фиксирование данных в отношении покупате­ля ювелирного изделия. Для физических лиц это установление фамилии, имени, отчества, граж­данства, даты рождения, реквизитов документа, удостоверяющего личность, данных миграцион­ной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без граждан­ства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный но­мер налогоплательщика (при его наличии), а в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государствен­ный регистрационный номер, место государ­ственной регистрации и адрес местонахождения.

Обязательному контролю подлежат опера­ции с денежными средствами или иным имуще­ством, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб. Кроме того, в течение трех дней, сле­дующих за днем совершения операции, продавец ювелирных изделий обязан представить в упол­номоченный орган сведения о виде операции и основаниях ее совершения, дате совершения опе­рации, сведения, необходимые для идентифика­ции физического и (или) юридического лица.

Проверка исполнения требований закона о выявлении операций, подпадающих под обяза­тельный контроль, и подозрительных операций предполагает изучение направленных в Росфин- мониторинг сообщений о них, в процессе кото­рого прокурор оценивает правильность отнесе­ния операции к указанным категориям, полноту фиксации сведений об операции. Необходимым условием проверки является оценка прокуро­ром правильности оформления сообщений, со­блюдения порядка передачи сообщений в Рос- финмониторинг, наличия защиты информации, соблюдения требований закона о неинформиро­вании клиента о реализованных процедурах обя­зательного и внутреннего контроля. Прокурор проверяет соблюдение предусмотренных зако­ном сроков направления информации в Росфин- мониторинг [1]. Прокурор, выявив укрытую опе­рацию, подлежащую обязательному контролю или в отношении которой возникло подозрение о том, что она связана с легализацией преступных доходов, должен потребовать от организации на­править соответствующее сообщение в Росфин- мониторинг.

По результатам проверки при выявлении на­рушений прокурор применяет соответствующие меры реагирования: вносит представление, на­правляет предостережение, выносит постановле­ние о возбуждении дела об административном правонарушении или направлении соответству­ющих материалов в следственный орган для ре­шения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений.

Необходимо отметить, что существует поро­говая сумма, до которой идентификация может не проводиться. Если физическое лицо приобретает ювелирные изделия на сумму, не превышающую 40 тыс. руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 тыс. руб., при расчетах налич­ными средствами, а также при расчётах юриди­ческими и (или) физическими лицами персо­нифицированными электронными средствами платежа для совершения покупки ювелирных изделий в розницу на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., либо сумму в иностранной валю­те, эквивалентную 100 тыс. руб., идентификация клиента владельцем не проводится.

В соответствии с п. 11 ст. 7 Федерального за­кона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ювелирная орга­низация (магазин, ИП) имеет право отказать в продаже клиенту соответствующего товара, если возникают подозрения, что операция совершает­ся в целях легализации (отмывания) доходов, по­лученных преступным путем, или финансирова­ния терроризма. Кроме того, п. 12 той же статьи закона устанавливает, что отказ от выполнения операций не является основанием для возник­новения гражданско-правовой ответственности

 

организаций, осуществляющих операции с де­нежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров. То есть если покупатель не предоставляет свой паспорт для проведения продавцом идентифи­кации, продавец имеет полное право отказать ему в продаже ювелирного изделия без каких-ли­бо негативных для себя последствий. Некоторые правозащитники считают, что положение дан­ной статьи противоречит нормам Гражданского кодекса и Закона «О защите прав потребителей», и потому продавцы ювелирных изделий будут не исполнять Федеральный закон № ФЗ-115 по юридическим причинам. По их мнению, в соот­ветствии с российским законодательством покуп­ка ювелирного изделия не требует лицензии, не подлежит государственной регистрации и явля­ется обычной сделкой, соответственно, продавец просто не сможет отказать покупателю в прода­же изделия, если тот отказывается от процеду­ры идентификации. А если покупателю все-таки откажут, то он сразу же получит право подать в суд на ювелирный магазин, ссылаясь на Консти­туцию, ГК, Федеральные законы «О защите прав потребителей» и «О персональных данных». Так, Конституционным Судом РФ была рассмотрена жалоба гражданина А.Д. Кухтенкова, который оспаривает конституционность подпункта «а» пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в от­дельные законодательные акты Российской Феде­рации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физиче­ских лиц, осуществляемой платежными агента­ми», которым пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О проти­водействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирова­нию терроризма» был изложен в новой редак­ции. Как следует из представленных материалов, решением Тушинского районного суда города Москвы от 23 сентября 2014 года было отказано в удовлетворении исковых требований А.Д. Кух- тенкова о понуждении ООО «ЗолоТорг» заклю­чить публичный договор о продаже ювелирного изделия без идентификации потребителя. Кон­ституционный Суд РФ пояснил, что возможно установление федеральным законодателем в по­рядке реализации возложенных на него конститу­ционных полномочий определенных требований в целях обеспечения защиты конституционно значимых ценностей, в том числе в контексте взя­тых на себя Российской Федерацией международ­но-правовых обязательств, и определил отказать в принятии к рассмотрению жалобы, поскольку она не отвечает требованиям Федерального кон­ституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которы­ми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

Гражданский кодекс РФ устанавливает пра­вила заключения публичного договора и соответ­ствующие последствия при отказе от заключения такового. Договор купли-продажи ювелирных из­делий не выделен в отдельную группу договоров как, например, договор купли-продажи недви­жимости. Но Закон о легализации преступных доходов является специальным законом, который выделяет определенные требования к указан­ным в законе сделкам, куда относятся и сделки с ювелирными изделиями. Конечно, почему за­конодатель считает, что финансирование терро­ризма и легализация преступных доходов может осуществляться через куплю-продажу ювелир­ных изделий, остается не до конца ясным. Ведь приобретенное ювелирное изделие сразу теряет первоначальную цену, хотя внесение в перечень ломбардов и пунктов скупки можно объяснить, так как оно препятствует сбыту полученных пре­ступным путем ценностей.

Прокурорский надзор за исполнением требо­ваний закона об идентификации клиентов про­веряет факт наличия у ювелирной компании и (или) ИП необходимых для идентификации до­кументов и сведений, являются ли документы действительными на момент предъявления, обе­спечено ли соответствующее хранение данных в течение пяти лет. Необходимо обратить особое внимание на выявление фактов уклонения клиен­тов организаций от идентификации. В этом слу­чае прокурор выясняет, воспользовалась ли орга­низация в соответствии с п. 1.1 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмы­ванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» правом отказать в выполнении распоряжения клиента о соверше­нии операции, по которой не представлены доку­менты, необходимые для фиксирования инфор­мации.

При проведении прокурорской проверки не­обходимо выяснить, имеет ли место формальный подход ювелирной организации при анкетирова­нии. Например, прокурор может позвонить по указанному в анкете телефону клиента либо об­ратиться к клиенту по указанному адресу лично. При проведении проверки прокурор истребует и изучает дела с анкетами (досье) клиентов; пра­вила внутреннего контроля, разработанные в ор­ганизации; приказы о назначении специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления; должностные инструкции участ­ников системы внутреннего контроля; отчеты и сообщения организаций в Росфинмониторинг о сделках, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных сделках; финансово-бухгалтер­скую документацию со сведениями о финансовых операциях и сделках [1].

Органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением «антиотмывочного» за­конодательства чаще всего проводят проверки при поддержке инспекций пробирного надзора, и уровень таких проверок обычно очень высок. По результатам проведения таких совместных прове­рок зачастую выносятся постановления о возбуж­дении административного дела, которые в даль­нейшем передаются в суды.

Постановлением Правительства РФ от 1 октя­бря 2015 г. № 1052 «О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей, осуществляющих операции с драго­ценными металлами и драгоценными камнями» закреплен порядок оформления деятельности по производству и продаже ювелирных изделий. Он заключается в том, что необходимо в первую оче­редь зарегистрировать юридическое лицо либо ИП и встать на специальный учет в Российской государственной пробирной палате при Мин­фине РФ через государственные инспекции про­бирного надзора. Постановка на специальный учет осуществляется при подаче в уполномочен­ный орган непосредственно или заказным пись­мом с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа в порядке, определяе­мом Министерством финансов РФ, заявления о постановке на специальный учет в произвольной форме, подписанного руководителем юридиче­ского лица или индивидуальным предприни­мателем, и карты специального учета по форме, утверждаемой Министерством финансов Россий­ской Федерации. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2016 г. № 394 «Об опробовании, ана­лизе и клеймении ювелирных и других изделий из драгоценных металлов» в соответствии с Фе­деральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых из­делий из драгоценных металлов, прав изгото­вителей этих изделий от недобросовестной кон­куренции, а также в целях защиты интересов государства устанавливает опробование и клейме­ние государственным пробирным клеймом всех изготовляемых на территории Российской Феде­рации и ввезенных в РФ для продажи ювелирных изделий из драгоценных металлов. Опробование и клеймение ювелирных изделий из драгоцен­ных металлов в Российской Федерации осущест­вляется Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов Российской Федерации, образованной в соответствии с поста­новлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 106. Помимо вышеуказан­ных функций, федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федера­ции» (ФКУ «Пробирная палата России») осущест­вляет контроль за исполнением организациями, осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, требова­ний законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) до­ходов, полученных преступным путем, и финан­сированию терроризма (ст. 5 Федерального зако­на от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодей­ствии легализации (отмыванию) доходов, полу­ченных преступным путем, и финансированию терроризма») в части фиксирования, хранения и представления информации, а также за организа­цией внутреннего контроля. Приказом Минфина РФ от 21 июня 2005 г. № 76н «Об утверждении По­ложения о порядке осуществления органами фе­дерального пробирного надзора контроля за ис­полнением организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законодатель­ства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию террориз­ма» установлен порядок осуществления органами федерального пробирного надзора контроля за исполнением организациями, осуществляющи­ми скупку, куплю-продажу драгоценных метал­лов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законода­тельства РФ о противодействии легализации (от­мыванию) доходов, полученных преступным пу­тем, и финансированию терроризма. Проверки указанных организаций проводятся на основании распоряжений (приказов), подписанных руково­дителем Пробирной палаты России или его заме­стителем, если проверка проводится Пробирной палатой России, либо начальником госинспекции или его заместителем, если проверка проводится госинспекцией. Контроль за устранением обнару­женных нарушений может осуществляться путем проведения повторной проверки. Кроме того, следует отметить, что предложения о привлече­нии к ответственности за данные нарушения Про­бирная палата России направляет в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Обобщая вышеизложенное, мы приходим к тому, что законодатель ввел жесткий контроль в сфере продажи ювелирных изделий. Требуется обязательная идентификация клиента, если сум­ма сделки по ювелирному изделию достигает или превышает указанную в законе. Контроль за вы­полнением всех требований закона о легализации возложен на ряд государственных органов, однако в силу прямого указания статьи 14 данного Феде­рального закона надзор за его исполнением осу­ществляет прокуратура. Для того чтобы надзор показал свои положительные результаты, проку­рору необходимо в совершенстве знать законода­тельство в данной сфере, своевременно реагиро­вать на сигналы о нарушениях законодательства, взаимодействовать с контролирующими органа­ми. Кроме того, нужно проводить систематиче­ский анализ эффективности используемых мер реагирования и совершенствовать эти меры.




НОВОСТИ

Наши партнеры

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.