№ 4 (23) 2016г.
Сангаджиев Б.В.
Доступность правосудия и перспективы развития гражданского процессуального права на современном этапе
Цель судебной реформы - обеспечить каждому заинтересованному лицу реальную возможность в случае возникновения спора или предъявления обвинения по уголовному делу защитить свои права, свободы или охраняемые законом интересы в суде, т. е. реализовать свое право на судебную защиту, основанное на Конституции РФ и нормах международного права, которое включает в себя право на беспрепятственное, без каких-либо ограничений, обращение в суд, на справедливое рассмотрение дела в разумный срок беспристрастным, независимым и законным составом суда, а также на исполнение судебного решения, вступившего в законную силу [2].
Обращаясь к Концепции судебной реформы, принятой Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., следует отметить, что в этом году она отмечает свое 25-летие. Значимым событием в рамках проводимой реформы было признание суверенитета Российской Федерации, объявление ее демократическим правовым государством, которое основано на принципе разделения властей (п. 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 2 июня 1990 г.).
В рамках Концепции была провозглашена необходимость существенных преобразований в сфере уголовного, уголовно-процессуального законодательного регулирования организации правоохранительной и судебной деятельности.
Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2002-2006 гг.», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805, явилась документом, который сориентировал ход дальнейшей реформы, но не на развитие судебной системы, а лишь на обеспечение ее функционирования. Хотя это явилось незначительным шагом вперед, однако все же перемены были направлены на оптимизацию структуры судебной системы и ее звеньев.
Целью судебной реформы в узком смысле остается создание суда скорого и справедливого, а главное - доступного. Нельзя не согласиться с А.П. Гуськовой, полагающей, что важным в реформировании судебной деятельности остается вопрос об общественном контроле, поскольку судебная и правоохранительная система должна быть прозрачной, а их деятельность - доступной для контроля со стороны гражданского общества [1]. Однако на современном этапе развития судебной системы институт народного заседателя, который перестал существовать с принятием нового Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, фактически потерял свою актуальность и изжил себя. Сегодня народные заседатели не участвуют в рассмотрении и разрешении дел.
Обеспечение открытости судебной власти, в том числе подотчетности и контроля со стороны общества, реализация антикоррупционной политики должны осуществляться путем принятия следующих мер:
- формирование информационных ресурсов правовой базы и банков данных судебных решений и судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции;
- обеспечение открытого доступа к правовой базе и указанным банкам данных при условии соблюдения необходимого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации;
- учет общественного мнения о работе судов на основе регулярного общественного мониторинга ее качества.
В рамках задачи обеспечения открытости и прозрачности правосудия приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизационное обеспечение деятельности судебной системы, в том числе:
- создание электронного архива, формирование информационно-коммуникационной системы Конституционного Суда Российской Федерации и электронной специализированной общедоступной библиотеки Конституционного Суда Российской Федерации;
- реализация проекта электронного обеспечения правосудия в системе арбитражных судов;
- создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда Российской Федерации, интегрированной с информационной системой судов общей юрисдикции «Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»;
- введение информационной системы судов общей юрисдикции «Государственная автоматизированная система Российской Федерации
«Правосудие»;
- формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия арбитражных судов, судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Обеспечение открытости правосудия потребует значительных финансовых затрат, в частности для создания систем по размещению необходимой информации (прежде всего текстов судебных решений) в сети Интернет, обеспечения свободного доступа в залы судебных заседаний.
Качественное осуществление правосудия невозможно в условиях нехватки площадей для размещения судейского корпуса, аппарата суда, залов судебных заседаний. Требования к проектированию зданий судов должны быть также обусловлены стоящей перед судами задачей обеспечения права на открытое судебное разбирательство. Залы судебных заседаний обязательно должны иметь соответствующие места для посетителей и представителей средств массовой информации. В большинстве случаев залы суда не способны вместить до десяти участников процесса. Лица, желающие посетить судебные слушания, не должны подвергаться каким-либо сложным процедурам допуска в такие залы. Возможность посещения суда не может ставиться в зависимость от процессуального статуса лица. Кроме того, в целях обеспечения прозрачности судебной системы и независимости судей при вынесении судебного акта предполагается закрепление процедуры, препятствующей оказанию воздействия (давления) на судью в связи с рассматриваемым им делом.
Как уже отмечалось выше, направления реформирования судебной системы в России определялись Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 20022006 годы [4] и Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы [5].
Реализация основных целей, обозначенных в Концепции 2006 г., - повышение авторитета правосудия, его открытости и прозрачности - невозможна без правовой определенности, единообразия судебной практики. Достичь этого можно, только если структура судов общей юрисдикции будет сориентирована на решение данной задачи. Сегодня в самой структуре судебной власти отсутствуют механизмы, направленные на выработку единообразной судебной практики. Она представлена путем толкования, а вернее, детализацией тех лаконичных правовых формул, которые изложены в законе. Анализ сложившейся ситуации свидетельствует, что ни один из существующих сегодня факторов не является определяющим. В результате нет субъекта, ответственного за то, что происходит с эволюцией судебной практики, а она происходит стихийно. Рассмотрим основных участников этого процесса [3].
Потенциально наиболее сильным участником, определяющим, в каком направлении пойдет эволюция уголовного процесса, является Верховный Суд РФ. Факультативный метод управления судебной практикой, прекрасно зарекомендовавший себя в советский период, сегодня не срабатывает. Имеется в виду опубликование принятых решений в «Бюллетене Верховного Суда РФ». Отчасти это надо связывать с повышением темпа судебной деятельности и нарастанием ее сложности. Теперь уже не всегда по единичному случаю можно найти «соломоново решение». Кроме того, падение авторитета судебной власти проявляется внутри системы, отношение к вышестоящим судам уже далеко не напоминает то уважение, которое было в СССР. Формальное отсутствие обязанности руководствоваться решением вышестоящего суда усугубляет ситуацию [3].
Отдельно надо отметить стиль разъяснений Верховным Судом РФ сложных процессуальных вопросов, когда распространяются письма без выходных данных, т. е. официально не существующие. Получается, что в этом случае Верховный Суд уходит от ответственности? Очевидно, что такой способ управления судебной практикой не согласуется с теми полномочиями, которые предоставлены высшей судебной инстанции, и должен быть признан неприемлемым.
Следует констатировать, что как минимум в отношении уголовного судопроизводства, а как максимум по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции (ведь рассмотренная проблема не отраслевая, а исходит из несовершенства структуры судебной власти), процесс формирования судебной практики не является контролируемым. Формирование судебной практики должно представлять ритмичную, ежедневно воспроизводящуюся деятельность. Без решения этого вопроса бессмысленно приступать к последующей реализации судебной реформы.
НОВОСТИ
- "Назад к ничтожеству: контрреформа закона об адвокатуре" стрим Андрея Рагулина и Романа Мельниченко
- Заявление Специального докладчика ООН по вопросу о положении в области прав человека в Российской Федерации
- Первый Всероссийский съезд адвокатов: рождение «монстра» стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Новый закон об адвокатуре: в ожидании золотого века: стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Международная научно-практическая конференция «Российская адвокатура: независимость, самоуправляемость, защищенность» (9 декабря 2023 г., 10-00 Мск.).
- Беседа с Адвокатом Андреем Рагулиным
- Принятие антиадвокатских поправок в закон об адвокатуре
- Independent expert assessment on the Draft Law to amend the Federal Law “On legal practice and legal profession in the Russian Federation”, no. 301952-8
- Антиадвокатская сущность адвокатских палат: стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Обращение Правления Межрегиональной общественной организации "Инициатива 2018" в органы Организации Объединенных Наций, к международным ассоциациям адвокатов и правозащитным организациям
- Круглый стол «Российская адвокатура: защита для защитников» (28 октября 2023 г., 10-00 Мск).
- Круглый стол «Законодательство об адвокатуре в России: прогрессивное развитие или деградация?» (25 ноября 2023 г., 10-00 Мск).
- Научно-практическая Конференция Союза "Негосударственный Экспертный Научно-Исследовательский Центр Судебных Экспертов и Специалистов"
- Мнение Комиссии по продвижению законодательных инициатив в сфере социальных и профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга / о проекте Федерального закона №301952-8 /
- Защитим российскую адвокатуру - 2023!
- Обращение Совета АП Новосибирской области о содержании Законопроекта о внесении изменений в законодательство об адвокатуре
- Независимое экспертное заключение на проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 301952-8
- Обращение в защиту российских адвокатов, подвергающихся преследованию
- 9-й форум по криптовалютам и майнингу Blockchain Life 2022
- 14-15 сентября в Москве состоится 9-й международный форум по криптовалютам и майнингу Blockchain Life 2022.