RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Касьяненко М.А.

К проблеме уголовно-правовой ответственности за преступления, совершаемые из ксенофобских побуждений

Цель: Исследование уголовно-правовой ответственности за преступления, совершаемые из ксенофобских побуждений.

Методология: Использовались формально-юридический и сравнительный методы.

Результаты. В статье рассмотрены некоторые аспекты уголовно-правового характера, направленные на противодействие преступлениям, совершаемым на почве ксенофобии.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток исследовать некоторые уголовно-правовые аспекты, направленные на противодействие преступлениям, совершаемым на почве ксенофобии.

Ключевые слова: ксенофобия, экстремизм, преступление, национальная ненависть, вражда.

Kasyanenko M.A.

To the problem of criminal liability for crimes committed from xenophobic motives

Purpose: To study the criminal liability for crimes committed out of xenophobic motives.

Methodology: Formal legal and comparative methods were used.

Results: The article deals with some aspects of criminal law aimed at combating crime committed on xenophobic.

Novelty/originality/value: This article has high scientific value because it is one of the first attempts to examine some aspects of criminal law, aimed at combating crime committed on xenophobic.

Keywords: xenophobia, extremism, crime, national hatred, enmity.

В любой стране, население которой не составляет единое национальное целое или исповедует различные религии, национальные и религиозные конфликты переходят иногда в открытую вражду и столкновения насильственного характера. Свидетельством такого положения могут быть конфликты в Сербии, Сирии, на Украине [1, 2].

Чтобы не допустить вспышку таких конфликтов, на наш взгляд, государство должно иметь действенную систему органов государственной власти, обеспечивающую реальное функционирование различных норм права. РФ в этом случае не должна быть исключением.

Приоритетным в данном случае должен стать круг норм, направленных на охрану конституционного строя в интересах государства, закрепленный в законодательстве Российской Федерации.

В рамках исследуемой проблемы, прежде всего по объекту посягательства, следует обозначить формы преступной деятельности с единым квазимотивом совершения преступления – ксенофобией. Это те действия, которые причиняют вред отношениям, обеспечивающим равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от социальной разности (пола, расы, этнической принадлежности, социального положения и т. д.), гарантированных ст. 19 Конституции РФ.

Конституцией нашей страны запрещены любые формы ограничения прав и свобод граждан по признакам социальной, национальной или религиозной принадлежности. При этом равенство граждан обеспечивается несколькими механизмами:

– закреплением прав и свобод в Конституции и международных актах, ратифицированных РФ;

– утверждением, что основные права и свободы не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

– наделением Конституционного суда РФ в соответствии с Конституцией РФ правом защиты нарушенных конституционных прав граждан;

– уголовной ответственностью за преступное посягательство на права и свободы граждан и конституционный строй Российской Федерации [4].

Анализируя посягательства на национальное и религиозное равноправие, особое внимание следует обратить на статью 29 Конституции РФ, которая запрещает пропаганду и агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть, а также пропаганду расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

При этом, на наш взгляд, приоритетными в комплексе борьбы и противодействия этим негативным проявлениям должны быть меры законодательного и, прежде всего, именно уголовно-правового характера. Следует отметить, что уголовное законодательство РФ в Особенной части содержит ряд составов, предусматривающих ответственность за преступления экстремистского характера. В частности, к данным нормам можно отнести: возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; организацию экстремистского сообщества, деятельности экстремистской организации, а также иных составов, предусмотренных особенной частью УК РФ, где совершение данного преступления сопряжено с мотивами, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, и данный признак выделен законодателем как квалифицирующий или особо квалифицирующий.

То есть в результате обобщенного анализа уголовно-правовых норм ныне действующего УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность за преступления экстремисткой направленности, можно сделать вывод, что одной из основных в данной совокупности статей будет являться статья 282 УК РФ. Следует отметить, что достаточный период времени данная норма являлась, по сути, единственной нормой обобщенного характера, предусматривающей уголовную ответственность за преступные деяния экстремистского характера. В свою очередь эта, не только одна из ведущих, но и общих норм, предусматривающих ответственность за группу преступлений экстремисткой направленности, была подкреплена законодателем и двумя другими смежными составами: ст. 282.1 УК РФ «Организация экстремистского сообщества» и ст. 282.2 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации». Социальная необходимость введения этих норм в УК РФ была обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, это постоянное увеличение в геометрической прогрессии преступлений экстремисткой направленности, а также развитие и защита уголовно-правовыми средствами норм закона «О противодействии экстремисткой деятельности» № 114-ФЗ, принятого 25 июля 2002 г.

В то же время, хотя указанные поправки вполне оправданны и социально необходимы, анализ правоприменительной практики по рассматриваемой категории преступлений порождает социальную необходимость не только изменения санкций статей по указанным составам в сторону их ужесточения, но и внесение в УК РФ более радикальных изменений в виде новых составов преступлений. На наш взгляд, необходимо введение в текст УК РФ предлагаемой нами нормы: ст. 282.3 «Содействие и поддержание ксенофобских проявлений».

1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение преступлений, предусмотренных статьями 282, 282.1, 282.2 настоящего Кодек-са, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно поддержание и финансирование идей ксенофобского свойства наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет;

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или организованной группой – наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет, с лишением права занимать определенную должность, или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового или штрафом в размере от ста до трехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного или без такового.

3. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 7 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет или без такового [3].

Пристатейный библиографический список

1. Борисов С.В., Васнецова А.С. Противодействие экстремистской деятельности – важный аспект обеспечения национальной безопасности // Правовая инициатива. 2014. № 3. С. 8.

2. Володина Н.В. Деятельность исламских экстремистских организаций: «Аль-кайда» и «Талибан» в России и за рубежом // Правовая инициатива. 2014. № 2. С. 2.

3. Касьяненко М.А., Рощин А.С. О криминогенном потенциале проявления ксенофобских настроений в российском обществе // Евразийский юридический журнал. 2012. № 6 (49). С. 159.

4. Конституция РФ с комментариями / под ред. М.М. Орехова. М.: Юрид. лит., 1994. С. 29.

References (transliterated)

1. Borisov S.V., Vasnecova A.S. Protivodejstvie jekstremistskoj dejatel’nosti – vazhnyj aspekt obespechenija nacional’noj bezopasnosti // Pravovaja iniciativa. 2014. № 3. S. 8.

2. Volodina N.V. Dejatel’nost’ islamskih jekstremistskih organizacij: «Al’-kajda» i «Taliban» v Rossii i za rubezhom // Pravovaja iniciativa. 2014. № 2. S. 2.

3. Kas’janenko M.A., Roshhin A.S. O kriminogennom potenciale projavlenija ksenofobskih nastroenij v rossijskom obshhestve // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. – 2012. № 6 (49). S. 159.

4. Konstitucija RF s kommentarijami / pod red. M.M. Orehova. M.: Jurid. lit., 1994. S. 29.

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.