RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов


Права человека в евразийском пространстве
Хасанов Ф.З.
Обеспечение принципа недискриминации как основа конституционного права в сфере охраны здоровья

Конституционное право на охрану здоровья человека напрямую связано с социальными обя­зательствами государства, взятыми на себя или возложенными на правительство и общественные (частные) организации по обеспечению населе­ния страны медицинской помощью. Данное пра­во является достоянием всего общества и предпо­лагает равную доступность медицинской помощи для всех жителей какого-либо государства или географического региона, устраняя финансовые, географические, культурные, социальные, психо­логические и иные дискриминирующие барьеры. Так вот, тонус фит в аптеках способствует уменьшению желудка без хирургических вмешательств, снижает аппетит, выводит вредные токсины и шлаки. Препарат сразу же после применения начинает свое воздействие на организм и в короткие сроки показывает отличные результаты. Состав TonusFit – исключительно натуральные ингредиенты и полное отсутствие химически синтезированных веществ, что делает его возможным к употреблению для людей всех возрастов.

Не случайно в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ за­креплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинская помощь в государственных и муниципальных уч­реждениях здравоохранения оказывается гражда­нам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В принципе все государства - участники Гене­ральной Ассамблеи ООН в своих обязательствах делают упор именно на «равенство» и «отсутствие дискриминации» в сфере здоровья и доступность медицинского обслуживания «для каждого че­ловека». Согласно принятым документам, го­сударства осуждают расовую дискриминацию, обязуются безотлагательно всеми возможными способами проводить политику ликвидации всех форм расовой дискриминации и способствовать взаимопониманию между всеми расами, обязу­ются запретить и ликвидировать расовую дис­криминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в особенности и в отношении осуществления права на здраво­охранение, медицинскую помощь, социальное обеспечение и социальное обслуживание. В этой связи в прошлом веке данной международной организацией принят ряд важных документов, затрагивающих вопросы предотвращения и за­прета дискриминации, в том числе и в сфере здра­воохранения: Декларация о предоставлении неза­висимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 года, Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 20 ноября 1963 года, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 года; Конвенция о предотвращении дискриминации в области образования, науки и культуры от 14 де­кабря 1960 года; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года и др.

Термин «охрана здоровья» впервые упо­треблен в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 де­кабря 1979 года, которая признала право на ох­рану здоровья и безопасные условия труда, в том числе по сохранению функции продолжения рода. Признавая, что здравоохранение в отноше­нии женщин является особенным в силу мате­ринства, конвенция установила, что материнство и продолжение рода и есть часть права на здо­ровье.

Дискриминация в сфере здравоохранения, как правило, имеет скрытую форму, наблюдается в отношении неимущих и малоимущих групп на­селения. В эту категорию чаще всего входят жен­щины, дети, люди с ограниченными возможно­стями, больные СПИД / ВИЧ, мигранты и члены их семей. Об этом свидетельствует, в частности, постановление ЕСПЧ от 10.03.2011 по делу «Ки- ютин против Российской Федерации» (жалоба № 2700/10) [4]. По делу обжалован отказ в предо­ставлении заявителю разрешения на временное проживание в Российской Федерации вместе с семьей в связи с наличием у него ВИЧ-инфекции. ЕСПЧ установил, что по делу нарушены требова­ния статей 8 и 14 Конвенции о защите прав чело­века и основных свобод.

Большую группу лиц, подвергающихся дис­криминации в сфере охраны здоровья, составля­ют лица, имеющие психические заболевания, ко­торые не получают должного лечения во многих странах. Большинство стран даже не имеют чет­кой стратегии в области лечения подобных забо­леваний, порой в бюджете отсутствует графа для этих целей.

В средствах массовой информации часто встречаются публикации по поводу дискримина­ции по состоянию здоровья (увольнение работни­ка), отказа скорой помощи приехать к тяжело­больному мигранту, избиения участников ЛГБТ- сообщества, отказа в медицинской помощи ВИЧ- инфицированным и т. д.

В стенах ООН в последние годы все чаще мож­но услышать призывы покончить с дискримина­цией. В своем обращении к Международному олимпийскому комитету генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подчеркнул, что ненависти лю­бого рода нет места в ХХ! веке, нужно возвысить свой голос против атак на лесбиянок, геев, бисек­суалов, трансгендеров и интерсексуалов.

Так, ежегодно 1 марта ЮНЭЙДС (Объединен­ная программа ООН по ВИЧ / СПИДу) проводит акцию «Ноль дискриминации», или день без дис­криминации, к которой присоединились мно­гие страны. Организаторы отметили, что почти в 80 странах есть законы, криминализирующие од­нополые отношения. В Малави, Намибии и Бот­сване почти каждый пятый мужчина, имеющий половые отношения с мужчинами, сообщает о том, что он боится обращаться за медицинской помощью. В мире более 10 % женщин и 23 % муж­чин, живущих с инвалидностью, сообщают о том, что они не обращались повторно за медицинской помощью, так как к ним плохо относились во вре­мя предыдущего посещения.

Как должен работать принцип недискрими­нации, отчетливо прослеживается, в частности, в концепции прав пациента в европейских странах, где права здорового / больного потребителя ме­дицинских услуг условно подразделены на пять групп.

В первую группу входят права человека и че­ловеческие ценности в здравоохранении, включа­ющие право на уважение собственной личности, на самоопределение, на сохранение физической и психической целостности, на уважение тайн че­ловека, на собственные моральные и культурные ценности, религиозные и философские убежде­ния, на защиту здоровья в той мере, в которой позволяют существующие меры профилактики и лечения болезней. Особо подчеркивается, что ре­ализация перечисленных прав должна осущест­вляться не в ущерб законным интересам других членов общества.

Вторая группа включает права, гарантиру­ющие доступ к информации о состоянии своего здоровья, в том числе к данным о возможном ри­ске лечения, сведениям о возможных последстви­ях отказа от лечения, информации о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий. Если больной не говорит на обычном в данной стране языке, необходимо обеспечить ту или иную фор­му перевода.

В третьей группе регламентированы условия и процедуры получения согласия на медико-био­логическое вмешательство, в четвертой группе закреплены права, обеспечивающие конфиден­циальность и приватность сведений о состоянии здоровья пациента, диагнозе и т. д.

В пятой группе провозглашено право каждо­го человека на получение медицинской помощи, соответствующей состоянию его здоровья, вклю­чая помощь профилактического и лечебного ха­рактера. Отмечено, что предоставление медицин­ских услуг должно соответствовать финансовым, человеческим и материальным ресурсам данного общества и обеспечивать постоянную доступ­ность необходимой медицинской помощи для всех в равной мере без какой-либо дискримина­ции. В ситуациях, когда медицинская помощь должна быть оказана одновременно нескольким больным, а работник учреждения здравоохране­ния вынужден определить очередность ее ока­зания, пациенты вправе надеяться, что выбор очередности будет основан исключительно на ме­дицинских критериях, избегая дискриминацион­ных факторов.

Все же разница в экономических и социаль­ных ресурсах отдельных государств в сфере здра­воохранения может стать причиной неравной доступности медицинской помощи для каждо­го человека. Доступность медицинской помощи напрямую связана с достаточностью денежных средств, выделяемых из бюджета на нужды систе­мы здравоохранения [2]. Инвестиции в дорогосто­ящие лечебные услуги, которые зачастую доступ­ны лишь небольшой привилегированной части населения, не должны носить непропорциональ­ный характер в ущерб первичным и профилакти­ческим медико-санитарным услугам, в которых нуждается большая часть населения.

Недискриминация - это когда учреждения здравоохранения, медицинские товары и услуги де-юре и де-факто доступны для всех, особенно для наиболее уязвимых или социально отчужден­ных слоев населения. Очень важным представля­ется конституционное закрепление права на ох­рану здоровья, учитывая, что здоровье населения без преувеличения является основой националь­ной безопасности страны. Ответственность орга­нов власти в РФ за обеспечение конституционных прав граждан на охрану здоровья и получение гарантированной медицинской помощи надле­жащего качества должна стать приоритетом госу­дарственной политики. Несмотря на негативные последствия экономических спадов (1998-2001, 2007-2009, осень-зима 2014 г.), действия государ­ственной власти по стабилизации экономической ситуации в социальной сфере ни в коем случае не должны ущемлять права граждан на охрану здо­ровья.

 

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.