RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Читайте в следующем номере

Индексирование журнала

Импакт-фактор российских научных журналов

Группа ВКонтакте

Группа в FB

International scientific and practical law journal Eurasian Journal of International Law

№ 4 (23) 2016г.
Политика и экономика евразии
Морин А.В.
Миграционная политика Евросоюза: некоторые аспекты

Миграция, будучи объективно существую­щим социальным явлением, оказывала и про­должает оказывать существенное влияние на по­литическую жизнь Европы, несмотря на то, что отдельные государства неоднократно пересма­тривали свои позиции относительно увеличения либо уменьшения ее объемов, а также интеллек­туальной ее составляющей [1, 3, 4, 5].

С середины прошлого столетия и по настоя­щее время заметное влияние на формирование указанной политики оказывают: богатое колони­альное прошлое ряда развитых государств Евро­пы, периодически возникающая и экономически обусловленная потребность в неквалифициро­ванной рабочей силе, проводимая на территории Евросоюза политика открытости границ, уста­новление единой мультикультурной интеграци­онной модели развития, повышенное внимание к угрозам национальной безопасности (прежде всего террористического плана) и т. д.

Рассматривая интеграционную составляю­щую, отметим, что в связи с переходом к муль­тикультурной от популярной ранее ассимиля­ционной модели интеграции мигрантов Европа столкнулась с множеством серьезных проблем. В условиях, когда в европейские страны стало ми­грировать большое количество людей из разных уголков мира, в каждом из принимающих госу­дарств сформировалась собственная специфика переселяющихся меньшинств в силу разнообраз­ных, в том числе и исторических, причин. Так, во Францию, например, устремились представители Северной Африки (Марокко, Алжира и Туниса), а также выходцы из ее бывших колоний, распо­ложенных к югу от Сахары. В Германию направи­лись выходцы из Турции и стран бывшей Югосла­вии. В Испанию - из Марокко, а также из бывших испанских колоний - стран Латинской Америки, а в Британию - выходцы из Южной Азии (Индии, Пакистана, Бангладеша) и Африки (ЮАР, Ниге­рии и Ганы).

Показателен тот факт, что сформированная нормативно-правовая и культурная основа до­стижения единства на практике привела к созда­нию конгломерата изолированных и замкнутых анклавов трудовых мигрантов, отказывающихся интегрироваться в европейское общество, соблю­дать законы принимающей их страны, считаться с ее социокультурными ценностями и образом жизни [2]. Итогом стало исключительно потре­бительское отношение мигрантов из стран Азии и Африки к странам Европы и рассмотрение по­следних исключительно с позиции возможности удачного трудоустройства. Параллельно с указан­ной тенденцией в среде мигрантов возникло мне­ние о том, что политика мультикультурализма в ЕС представляет собой некоторую контрибуцию колониальным народам, своеобразное право на вседозволенность [6]. Недопонимание же необ­ходимости интеграции в общество принимаю­щей страны и банальная безграмотность вызвали враждебное отношение приезжих к коренному населению, а имевшие место факты гибели от полицейской пули или дубинки мигрантов, пре­ступивших закон, были восприняты как акты на­силия исключительно в отношении исламского населения.

2015-2016 годы стали переломными для Ев­ропейского Союза в плане смены политических ориентиров в сторону резкого ограничения ми­грационных потоков и противостояния нелегаль­ной миграции. Интересным в этой связи пред­ставляется анализ попыток наднационального регулирования создавшейся в ЕС проблемы. Так, в ноябре 2015 года в столице Мальты состоялись встречи представителей более чем 40 европей­ских и африканских стран в целях поиска путей выхода из миграционного кризиса, порожденно­го резким наплывом мигрантов в Европу (плано­вый саммит ЕС-Африка и экстренное заседание глав государств и правительств Евросоюза).

Главным результатом встреч в Валлетте стало принятие Евросоюзом и государствами Африки совместного плана действий по борьбе с мигра­ционным кризисом до конца 2016 года, который сосредоточен на борьбе с коренными причинами миграции и нелегальными перевозчиками, уси­лении сотрудничества между странами в вопро­се легальной миграции и защиты перемещенных лиц, а также на возвращении на родину мигран­тов, которые не нуждаются в международной за­щите и не имеют права находиться в ЕС.

Вторым более-менее значимым решением саммитов стало учреждение целевого фонда для Африки объемом €1,8 млрд. Указанная сумма должна быть выделена на реализацию проектов по улучшению жизни потенциальных мигрантов, укреплению пограничного контроля и созданию «перехватывающих» лагерей беженцев в транзит­ных странах миграционного потока.

Знаковым представляется и состоявшийся в ноябре 2015 года саммит ЕС-Турция, на кото­ром стороны согласовали предоставление Анка­ре помощи в €3 млрд для беженцев, из которых 500 млн были предоставлены Еврокомиссией и 2,5 млрд - странами-членами из своих бюджетов. Однако уже в марте 2016 года на очередном сам­мите в Брюсселе, торгуясь, турецкие власти от­крыто требовали не только увеличения объемов выделяемых средств, но и членства в Евросоюзе.

По состоянию на конец мая 2016 года с начала текущего года в страны Евросоюза мигрировало уже более чем 200 тыс. человек, причем 197 тыс. прибыло по морю, остальные по земле. Ката­строфически растет, подтверждая прошлогодние опасения, уровень смертности среди мигрантов, пытающихся попасть в Европу морским путем (количество умерших / пропавших без вести на сегодняшний момент оценивается уже в 2861 че­ловек). Первыми нарастающий миграционный поток, ввиду особенностей своего территориаль­ного положения, встречают Греция - 157,9 тыс. человек, Италия - 55,5 тыс., Болгария - 3,5 тыс. и Испания - 1,4 тыс. (объемы иных стран на фоне обозначенных цифр представляются крайне не­значительными). Далее мигранты через страны транзита - Югославию, Сербию, Хорватию и Сло­вению - устремляются уже во Францию, Герма­нию, Финляндию и т. д., разбредаясь по всей Ев­ропе.

Корень проблем европейских государств, свя­занных с резко возросшим потоком мигрантов, видится, прежде всего, в отсутствии должного уровня их взаимодействия в политическом и эко­номическом плане с государствами-поставщика- ми мигрантов. Отсутствие же должного участия к регулируемым (переменным) факторам мигра­ции населения, имеющим место в развивающихся странах, на наш взгляд, рано или поздно должно было привести к ситуации, которая складывается в настоящий момент на территории Евросоюза.

 

 

 

НОВОСТИ

Наши партнеры

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.