№ 4 (23) 2016г.
Политика и экономика евразии
Морин А.В.
Миграционная политика Евросоюза: некоторые аспекты
Миграция, будучи объективно существующим социальным явлением, оказывала и продолжает оказывать существенное влияние на политическую жизнь Европы, несмотря на то, что отдельные государства неоднократно пересматривали свои позиции относительно увеличения либо уменьшения ее объемов, а также интеллектуальной ее составляющей [1, 3, 4, 5].
С середины прошлого столетия и по настоящее время заметное влияние на формирование указанной политики оказывают: богатое колониальное прошлое ряда развитых государств Европы, периодически возникающая и экономически обусловленная потребность в неквалифицированной рабочей силе, проводимая на территории Евросоюза политика открытости границ, установление единой мультикультурной интеграционной модели развития, повышенное внимание к угрозам национальной безопасности (прежде всего террористического плана) и т. д.
Рассматривая интеграционную составляющую, отметим, что в связи с переходом к мультикультурной от популярной ранее ассимиляционной модели интеграции мигрантов Европа столкнулась с множеством серьезных проблем. В условиях, когда в европейские страны стало мигрировать большое количество людей из разных уголков мира, в каждом из принимающих государств сформировалась собственная специфика переселяющихся меньшинств в силу разнообразных, в том числе и исторических, причин. Так, во Францию, например, устремились представители Северной Африки (Марокко, Алжира и Туниса), а также выходцы из ее бывших колоний, расположенных к югу от Сахары. В Германию направились выходцы из Турции и стран бывшей Югославии. В Испанию - из Марокко, а также из бывших испанских колоний - стран Латинской Америки, а в Британию - выходцы из Южной Азии (Индии, Пакистана, Бангладеша) и Африки (ЮАР, Нигерии и Ганы).
Показателен тот факт, что сформированная нормативно-правовая и культурная основа достижения единства на практике привела к созданию конгломерата изолированных и замкнутых анклавов трудовых мигрантов, отказывающихся интегрироваться в европейское общество, соблюдать законы принимающей их страны, считаться с ее социокультурными ценностями и образом жизни [2]. Итогом стало исключительно потребительское отношение мигрантов из стран Азии и Африки к странам Европы и рассмотрение последних исключительно с позиции возможности удачного трудоустройства. Параллельно с указанной тенденцией в среде мигрантов возникло мнение о том, что политика мультикультурализма в ЕС представляет собой некоторую контрибуцию колониальным народам, своеобразное право на вседозволенность [6]. Недопонимание же необходимости интеграции в общество принимающей страны и банальная безграмотность вызвали враждебное отношение приезжих к коренному населению, а имевшие место факты гибели от полицейской пули или дубинки мигрантов, преступивших закон, были восприняты как акты насилия исключительно в отношении исламского населения.
2015-2016 годы стали переломными для Европейского Союза в плане смены политических ориентиров в сторону резкого ограничения миграционных потоков и противостояния нелегальной миграции. Интересным в этой связи представляется анализ попыток наднационального регулирования создавшейся в ЕС проблемы. Так, в ноябре 2015 года в столице Мальты состоялись встречи представителей более чем 40 европейских и африканских стран в целях поиска путей выхода из миграционного кризиса, порожденного резким наплывом мигрантов в Европу (плановый саммит ЕС-Африка и экстренное заседание глав государств и правительств Евросоюза).
Главным результатом встреч в Валлетте стало принятие Евросоюзом и государствами Африки совместного плана действий по борьбе с миграционным кризисом до конца 2016 года, который сосредоточен на борьбе с коренными причинами миграции и нелегальными перевозчиками, усилении сотрудничества между странами в вопросе легальной миграции и защиты перемещенных лиц, а также на возвращении на родину мигрантов, которые не нуждаются в международной защите и не имеют права находиться в ЕС.
Вторым более-менее значимым решением саммитов стало учреждение целевого фонда для Африки объемом €1,8 млрд. Указанная сумма должна быть выделена на реализацию проектов по улучшению жизни потенциальных мигрантов, укреплению пограничного контроля и созданию «перехватывающих» лагерей беженцев в транзитных странах миграционного потока.
Знаковым представляется и состоявшийся в ноябре 2015 года саммит ЕС-Турция, на котором стороны согласовали предоставление Анкаре помощи в €3 млрд для беженцев, из которых 500 млн были предоставлены Еврокомиссией и 2,5 млрд - странами-членами из своих бюджетов. Однако уже в марте 2016 года на очередном саммите в Брюсселе, торгуясь, турецкие власти открыто требовали не только увеличения объемов выделяемых средств, но и членства в Евросоюзе.
По состоянию на конец мая 2016 года с начала текущего года в страны Евросоюза мигрировало уже более чем 200 тыс. человек, причем 197 тыс. прибыло по морю, остальные по земле. Катастрофически растет, подтверждая прошлогодние опасения, уровень смертности среди мигрантов, пытающихся попасть в Европу морским путем (количество умерших / пропавших без вести на сегодняшний момент оценивается уже в 2861 человек). Первыми нарастающий миграционный поток, ввиду особенностей своего территориального положения, встречают Греция - 157,9 тыс. человек, Италия - 55,5 тыс., Болгария - 3,5 тыс. и Испания - 1,4 тыс. (объемы иных стран на фоне обозначенных цифр представляются крайне незначительными). Далее мигранты через страны транзита - Югославию, Сербию, Хорватию и Словению - устремляются уже во Францию, Германию, Финляндию и т. д., разбредаясь по всей Европе.
Корень проблем европейских государств, связанных с резко возросшим потоком мигрантов, видится, прежде всего, в отсутствии должного уровня их взаимодействия в политическом и экономическом плане с государствами-поставщика- ми мигрантов. Отсутствие же должного участия к регулируемым (переменным) факторам миграции населения, имеющим место в развивающихся странах, на наш взгляд, рано или поздно должно было привести к ситуации, которая складывается в настоящий момент на территории Евросоюза.
НОВОСТИ
- "Назад к ничтожеству: контрреформа закона об адвокатуре" стрим Андрея Рагулина и Романа Мельниченко
- Заявление Специального докладчика ООН по вопросу о положении в области прав человека в Российской Федерации
- Первый Всероссийский съезд адвокатов: рождение «монстра» стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Новый закон об адвокатуре: в ожидании золотого века: стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Международная научно-практическая конференция «Российская адвокатура: независимость, самоуправляемость, защищенность» (9 декабря 2023 г., 10-00 Мск.).
- Беседа с Адвокатом Андреем Рагулиным
- Принятие антиадвокатских поправок в закон об адвокатуре
- Independent expert assessment on the Draft Law to amend the Federal Law “On legal practice and legal profession in the Russian Federation”, no. 301952-8
- Антиадвокатская сущность адвокатских палат: стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Обращение Правления Межрегиональной общественной организации "Инициатива 2018" в органы Организации Объединенных Наций, к международным ассоциациям адвокатов и правозащитным организациям
- Круглый стол «Российская адвокатура: защита для защитников» (28 октября 2023 г., 10-00 Мск).
- Круглый стол «Законодательство об адвокатуре в России: прогрессивное развитие или деградация?» (25 ноября 2023 г., 10-00 Мск).
- Научно-практическая Конференция Союза "Негосударственный Экспертный Научно-Исследовательский Центр Судебных Экспертов и Специалистов"
- Мнение Комиссии по продвижению законодательных инициатив в сфере социальных и профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга / о проекте Федерального закона №301952-8 /
- Защитим российскую адвокатуру - 2023!
- Обращение Совета АП Новосибирской области о содержании Законопроекта о внесении изменений в законодательство об адвокатуре
- Независимое экспертное заключение на проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 301952-8
- Обращение в защиту российских адвокатов, подвергающихся преследованию
- 9-й форум по криптовалютам и майнингу Blockchain Life 2022
- 14-15 сентября в Москве состоится 9-й международный форум по криптовалютам и майнингу Blockchain Life 2022.