RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Величко Д.С.

Конституционно-правовые основы деятельности дипломатической службы

Цель: Анализ правовых основ регулирования дипломатической деятельности в Украине и Российской Федерации.

Методология: Автором использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы.

Результаты: В статье сделан вывод о том, что с развитием современных средств связи и транспорта слабеет роль постоянных дипломатических представительств в сфере высшей политики. В то же самое время интенсификация межгосударственных связей обуславливает возрастание значения дипломатических связей для обеспечения национальных интересов государств в различных сферах общественной жизни. Автором отмечено, что впервые принципы правового регулирования дипломатической деятельности на международном уровне были закреплены в 1961 году с принятием Венской конвенции о праве международных договоров. В рамках национальных правовых систем Украины и Российской Федерации были приняты целые комплексы нормативно-правовых актов, призванные регулировать дипломатическую деятельность. Основные принципы организации всей внешней политики и, соответственно, деятельности дипломатических органов как в Украине, так и в России закреплены в проанализированных в статье законах этих государств.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья имеет определенную научную ценность, поскольку содержит авторские обобщения, позволяющие уяснить структуру внутригосударственного законодательства России и Украины в сфере регулирования дипломатической деятельности и выявить основные принципы ее организации.

Ключевые слова: дипломатия, постоянные дипломатические представительства, конституционально-правовой механизм реализации внешней политики государства.

Velichko D.S.

Constitutional and legal bases of activity of diplomatic service

Purpose: The analysis of legal bases of regulation of diplomatic activity in Ukraine and the Russian Federation.

Methodology: The author used formal-legal and comparative legal methods.

Results: In article the conclusion is drawn on that, with development of modern means of communication and transport the role of permanent diplomatic representations in the sphere of the highest policy weakens. At the same time the intensification of interstate communications causes increase of value of diplomatic communications for ensuring national interests of the states in various spheres of public life. It is noted that for the first time the principles of legal regulation of diplomatic activity at the international level were consolidated in 1961 with adoption of the Vienna convention on the right of international treaties. Within national legal systems of Ukraine and the Russian Federation the whole complexes of the normative legal acts, urged to regulate diplomatic activity were accepted. The basic principles of the organization of all foreign policy and, respectively, activity of diplomatic bodies both in Ukraine, and in Russia are enshrined in the laws of these states analyzed in work.

Novelty/originality/value: Article has a certain scientific value as contains the author’s generalizations, allowing to understand structure of the domestic legislation of Russia and Ukraine in the sphere of regulation of diplomatic activity and to reveal the basic principles of its organization.

Keywords: diplomacy, permanent diplomatic representations, constitutional legal mechanism of realization of foreign policy of the state.

Современные темпы развития технологий ве-

дут к значительному усилению взаимозависимости государств; линии, которые разделяют государства, становятся более размытыми и нечеткими. Уже сегодня можно утверждать, что международная система постепенно превращается в единый целостный, комплексный организм и перестает быть совокупностью разрозненных субъектов. А. Вотсон провел такую аналогию: международная система, которая еще недавно напоминала солнечную систему с большим количеством отдаленных друг от друга планет – государств, постепенно превращается в единый космический корабль под названием Земля [1, P. 12].

Интеграционные процессы содействуют тому,

что современная международная система переходит от «диалога» между государствами к управлению межгосударственными связями. Ярким примером такой тенденции может быть создание нового для международного сообщества явления –

Европейского Союза. В то же самое время достаточно маловероятной представляется возможность создания сообщества государств, подчиненных единой надгосударственной организации, в ближайшем будущем.

В современном мире происходит все большая координация и взаимопроникновение международного и конституционного права. Этому способствует, в частности, то, что границы, некогда довольно четко отделявшие внутреннюю политику и конституционное право от внешней политики и международного права, наталкиваются на глобальные процессы и проблемы современности. В результате интенсификации международных отношений жизнь государств и даже индивидов становится неотъемлемой от международной жизни [3].

В этом контексте большое значение приобретает реформирование конституционных механизмов осуществления внешней политики государств. Помимо верховных органов государственной власти, таких как глава государства, правительство и парламент, основную роль в реализации внешней политики играет дипломатический корпус. Именно дипломатическая служба во многом предопределяет успешность решения внешнеполитических задач, стоящих перед государством [2].

Понятия «дипломатия» и «дипломат» доста-

точно часто используются для обозначения посольств и их профессионального персонала, а также иногда для обозначения персонала зарубежных представительств и министерств иностранных

дел и противопоставляются главам правительств и министрам иностранных дел, которые фактически определяют дипломатический диалог и все чаще осуществляют его самостоятельно. Эти понятия приобрели такое значение, поскольку еще почти век назад условия передвижения и связи не давали возможности главам государств и правительств часто посещать международные конференции. Таким образом, дипломатический диалог между европейскими государствами в значительной степени осуществлялся через постоянные дипломатические представительства, а также специальные миссии «чрезвычайных посланников».

Сегодня основная функция постоянных дипломатических представительств, а именно переговоры по вопросам высшей политики, значительно уменьшилась. Современные технологии транспорта и связи (Интернет, телефонная связь, воздушный транспорт) позволяют тем, кто принимает решения, находиться в прямом и длительном контакте друг с другом [1, P. 236].

Однако с развитием технологий возрастает и количество сфер, касательно которых государствам необходимо согласовывать свои национальные политики, потому говорить о завершении эры дипломатии и постоянных дипломатических представительств не приходится. В то же время следует признать, что функции постоянных дипломатических представительств существенно меняются.

Современные международно-правовые и национальные конституционно-правовые механизмы регулирования деятельности дипломатических представительств нуждаются в критической научно-правовой оценке. Основным источником международно-правового регулирования дипломатической деятельности уже на протяжении более полувека остается Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, в то же время массив нормативно-правовых актов, призванных устанавливать правовые режимы деятельности дипломатов отдельных государств, необъятен. Учитывая это, в нашем исследовании мы рассмотрим национальные законы Российской Федерации и Украины.

В соответствии со статьей 2 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года «ус-тановление дипломатических отношений между

государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию». Статья 3 закрепила перечень

функций, которые возлагаются на постоянные дип-

ломатические представительства, а именно:

a)  представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

b) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

c) ведение переговоров с правительством государства пребывания;

d) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

e) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Правовые основы и порядок организации деятельности дипломатической службы в Украине урегулированы положениями Закона Украины «О дипломатической службе».

В соответствии со статьей 1 указанного закона дипломатическая служба Украины (далее – дипломатическая служба) – это профессиональная деятельность граждан Украины, направленная на практическую реализацию внешней политики Украины, защиту национальных интересов Украины в сфере международных отношений, а также прав и интересов граждан и юридических лиц Украины за рубежом.

Основу правового регулирования деятельности дипломатических учреждений в Украине составляют прежде Конституция Украины, Закон Украины «О дипломатической службе», Закон Украины «О государственной службе», Консульский устав Украины, другие нормативно-правовые акты, а также действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Основными принципами дипломатической службы являются: служение украинскому народу; отстаивание национальных интересов Украины; приоритет прав и свобод человека и гражданина; демократизм и законность; гуманизм и справедливость; профессионализм, компетентность, инициативность, объективность, честность, преданность делу; персональная ответственность за выполнение служебных обязанностей и соблюдение дисциплины.

Дипломатическая служба в Украине создана и функционирует для выполнения таких задач:

– обеспечение национальных интересов и безопасности Украины путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества на основе общепризнанных принципов и норм международного права;

– проведение внешнеполитического курса Ук-раины, направленного на развитие политических, экономических, гуманитарных, научных, других связей с другими государствами, международными организациями;

– защита прав и интересов граждан и юридических лиц Украины за рубежом;

– содействие обеспечению стабильности международного положения Украины, повышению ее международного авторитета, распространению в мире образа Украины как надежного и предсказуемого партнера;

– обеспечение дипломатическими средствами и методами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и нерушимости границ Украины, ее политических, торгово-экономических и других интересов;

– координация деятельности других органов исполнительной власти по обеспечению проведения единого внешнеполитического курса Ук-

раины;

– изучение политического и экономического положения в мире, внешней и внутренней политики иностранных государств, деятельности международных организаций;

– обеспечение органов государственной власти Украины информацией, необходимой для осуществления эффективной внешней и внутренней политики;

– осуществление других задач в соответствии с законодательством Украины.

С целью выполнения поставленных перед дипломатической службой Украины задач она должна выполнять следующие функции:

– обеспечение поддержания дипломатических отношений с другими государствами, представительство Украины в международных организациях и специальных миссиях;

– защита национальных интересов Украины, ее граждан и юридических лиц в сфере международных отношений;

– обеспечение единства внешнеполитического курса государства;

– использование преимуществ международного общения для содействия внутреннему развитию Украины, укреплению ее национальной безопасности и позиций в мире;

– осуществление внешнеполитической деятельности государства;

– организация проведения переговоров и подготовка заключения международных договоров Украины;

– подготовка совместно с другими центральными органами исполнительной власти предложений по заключению, исполнению, прекращению действия международных договоров и внесение их в установленном порядке на рассмотрение Президента Украины и Кабинета министров Украины;

– внесение в установленном порядке на рассмотрение Президента Украины, Верховной Рады Украины и Кабинета министров Украины предложений и рекомендаций по вопросам отношений Украины с другими государствами и международными организациями;

– подготовка предложений по совершенствованию законодательства Украины в области международных отношений;

– осуществление функций дипломатического протокола в сфере обеспечения внешних сношений с другими государствами, международными организациями;

– обеспечение функционирования единой государственной системы регистрации, учета и хранения международных договоров Украины;

– осуществление функций депозитария международных договоров, заключенных Украиной;

– содействие деятельности иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств международных организаций в Украине, а также осуществление контроля за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов;

– содействие взаимодействию органов законодательной, исполнительной и судебной власти в части осуществления ими внешних отношений и соблюдения международных обязательств

Украины;

– осуществление информационного обеспечения Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета министров Украины по вопросам внешнеполитической деятельности;

– распространение информации об Украине за рубежом;

– обеспечение развития связей с зарубежными украинскими представительствами и их общественными организациями, координация мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти в этой сфере.

В Российской Федерации правовое регулирование функционирования дипломатической службы прежде всего осуществляется на основании таких нормативно-правовых актов: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации», Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. в соответствии с частью третьей статьи 80 Конституции Российской Федерации

В соответствии со статьей 1 Федерального Закона «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» понятие дипломатической службы определяется как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации,

дипломатических представительствах и консуль-ских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при меж-

дународных организациях, территориальных ор-

ганахпредставительствах Министерства иност-

ранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, связанная с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации в сфере международных отношений.

Министерство иностранных дел Российской Федерации является головным органом в системе федеральных органов исполнительной власти в области отношений с иностранными государствами и международными организациями.

Согласно пункту 2 Положения о Министерстве иностранных дел основными задачами МИДа России являются:

1) разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

2) реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федера-ции, утвержденной Президентом Российской Фе-дерации;

3) обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, других ее интересов на международной арене;

5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;

6) содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее международных прав и обязательств;

7) координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации;

8) содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

Подводя итоги, следует отметить:

1. Значение дипломатии в современном мире нисколько не уменьшилось, хотя роль ее постепенно меняется. С развитием современных средств связи и транспорта слабеет роль постоянных дипломатических представительств в сфере высшей политики. В то же время интенсификация межгосударственных связей как на публичном, так и на частном уровне обуславливает возрастание значения дипломатических связей для обеспечения национальных интересов государств в различных сферах общественной жизни.

2. Впервые принципы правового регулирования дипломатической деятельности на международном уровне были закреплены в 1961 году с принятием Венской конвенции о праве международных договоров. В рамках национальных правовых систем Украины и Российской Федерации были приняты целые комплексы нормативно-правовых актов, призванные регулировать дипломатическую деятельность. Основные принципы организации всей внешней политики и, соответственно, деятельности дипломатических органов, как в Украине, так и в России, закреплены в Основных законах этих государств.

Пристатейный библиографический список

1. Watson A. Diplomacy: the Dialog Between States. – Routledge, 1982.

2. Денисов А.В., Кулешов И.В. Место дипломатической службы в системе государственной службы РФ // Вопросы управления. – 2009. – № 9 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2009/04/04.

3. Машин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: Юстицинформ, 2010. – C. 10.

References

1. Watson A. Diplomacy: the Dialog Between States. – Routledge, 1982.

2. Denisov A.V., Kuleshov I.V. Mesto diplomaticheskoy sluzhby v sisteme gosudarstvennoy sluzhby RF // Voprosy upravleniya. – 2009. – № 9 [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/

2009/04/04.

3. Mashin A.A. Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnykh stran. – M.: Yustitsinform, 2010. – C. 10.

 

Бухгалтерская экспертиза, как и любой иной вид судебных экспертиз по нашей экспертной практике была и продолжает, является наиболее эффективным средством защиты. Бухгалтерская экспертиза вся подробная информация на сайте http://knseu.com.ua

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.