Персона
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заместителем первого проректора по учебной и методической работе и заведующей кафедрой «Гражданское право» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации С.А. Ивановой.
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN LEGAL EDUCATION
Interview with doctor of jurisprudence, professor, deputy first vice-rector for educational and methodical work and chief of Civil law chair of Financial University under the Government of the Russian Federation S.A. Ivanova.
Визитная карточка:
Иванова Светлана Анатольевна - доктор юридических наук, профессор.
С отличием окончила юридический факультет Красноярского государственного университета. Проходила стажировку в Великобритании (г. Оксфорд). С 1985 по 1990 год избиралась народным судьей Одинцовского городского народного суда, обучалась на курсах повышения квалификации судей России. В марте 1992 года защитила диссертацию с присуждением ученой степени кандидата юридических наук. В период 1992-1997 гг. С.А. Иванова принимала активное участие в научно-практических мероприятиях промышленных структур, конференциях, семинарах и совещаниях совместно с руководителями и специалистами различных секторов экономики. Публикует доклады и статьи, в которых формируются положения, направленные на эффективное развитие предпринимательской деятельности и законодательства в условиях перехода к рыночной экономике. С 1990 года - на научной и педагогической работе в Высшей школе профсоюзного движения имени Н.М. Шверника (ныне Академия труда и социальных отношений). С 1998 по 2009 год - заведующая кафедрой гражданского права и процесса юридического факультета АТиСО, а с февраля 2010 года - заведующая кафедрой «Гражданское право» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. В ноябре 2006 года защитила докторскую диссертацию по специальностям 12.00.01 и 12.00.03. В июле 2007 года утверждена в звании профессора. С 2007 года - член диссертационного совета Д 521.023.02 при Московской академии экономики и права.
Опубликовала более 70 научных и учебно-методических работ. За успешную работу по специальности и деятельность по подготовке специалистов С.А. Иванова неоднократно отмечалась премиями, грамотами и благодарностями руководства Управления юстиции Московской области, Федерации независимых профсоюзов России, АТиСО. Награждена почетным знаком отличия «За заслуги в образовании и науке».
****************************************************************************
- Здравствуйте, уважаемая Светлана Анатольевна! Благодарим Вас за то, что нашли время на интервью, и просим ответить на следующие вопросы. Начнем с нашего традиционного вопроса: расскажите, пожалуйста, о Вашем пути в юридической науке и практике.
- После окончания школы с золотой медалью я поступила на юридический факультет Красноярского государственного университета, который окончила с красным дипломом. Первое время по распределению работала в юридическом отделе Красноярского Крайпотребсоюза, затем - переезд в Подмосковье и избрание на должность народного судьи в Московской области. Так началась моя серьезная юридическая практика. Ничего не может быть более практикоемким и многосторонним, чем работа судьей. Меня привлекали споры гражданско-правового характера (жилищные, наследственные споры и т.п.), и как-то сложилось на практике, что мне чаще всего доводилось рассматривать трудовые споры: иски о восстановлении на работе, снятии дисциплинарных взысканий, с которыми обращались граждане.
Накопившийся с годами опыт практической работы стал хорошей базой для научных исследований, выразившихся в научных публикациях и участии в научных мероприятиях, обмене опытом с коллегами. В какой-то момент пришло понимание необходимости сделать выбор: связать свою судьбу с наукой и образованием либо заниматься только судейской работой, поскольку соединять научную и судейскую работу, на мой взгляд, практически невозможно. Добросовестный судья отдает все свое личное время работе, а наука требует круглосуточного погружения в научную проблематику. Мне посчастливилось поступить на очное отделение в аспирантуру Высшей школы профсоюзного движения имени Н.М. Шверника (ныне - Академия труда и социальных отношений). В итоге моего обучения в аспирантуре я защитила кандидатскую диссертацию по трудовому праву. Спустя 15 лет успешно защитила докторскую диссертацию по цивилистике. Гражданское право - ведущая отрасль юридической науки, в том числе, и потому, что в России издавна была интересная литература, интересные ученые, думаю, практически вся теория права выросла из цивилистических исследований. Это И.А. Покровский, Л.И. Петражицкий, Л.А. Лунц и многие другие блестящие российские цивилисты.
В 2010 г. из Академии труда и социальных отношений практически всем составом кафедры мы перешли на работу в Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации - мощнейший вуз федерального значения, на базе которого активно развивался и продолжает развиваться юридический факультет. Наш ректор Михаил Абдурахманович Эскиндаров согласился с тем, что необходима отдельная кафедра гражданского права, и вот уже пятый год мы работаем в этом авторитетнейшем вузе страны.
Мне кажется, я сейчас на своем месте, я не стала математиком, хотя мне пророчили хорошую карьеру в этой области, поскольку у меня получались в школе именно различные математические дисциплины. Но юриспруденция - это ведь тоже своеобразная математика: здесь должна быть определенная структурированность, логика и, конечно, определенный склад ума, позволяющий систематизировать те знания, которые передаешь студентам.
- Расскажите, пожалуйста, о проблемах, которые видятся Вам в связи с переходом России к двухуровневой системе подготовки кадров.
- Переход России к двухуровневой системе подготовки кадров обусловил необходимость существенного изменения подходов к обучению бакалавров и магистров. Если для бакалавров- юристов основной задачей является овладение действующей системой законодательства, то для магистров требуется глубокое знание как теории права в целом, так и доктрины отраслевых наук по выбранной специализации.
Подготовка магистров к научно-исследовательской деятельности обеспечивается включением в образовательную магистерскую программу дисциплин общенаучного цикла. В ходе обучения магистрант, принимая участие в научных мероприятиях (студенческих конференциях, круглых столах и т. д.), овладевает необходимыми для ученого коммуникативными навыками (умение вести дискуссию, приводить аргументы и т. д.).
Важным заключительным этапом в подготовке магистров является их работа над магистерской диссертацией. Вовлеченность магистранта в исследование способствует формированию устойчивого мотива к самосовершенствованию; появлению интереса к изучению различных точек зрения на исследуемое правовое явление; выработке собственной позиции, которая отстаивается автором в процессе защиты.
- А каким образом, на Ваш взгляд, должна осуществляться работа с магистрантами?
- Для обеспечения вовлеченности магистранта в научные исследования необходимо особенно тщательно выбирать темы магистерских диссертаций. Учитывая, что в магистратуре проходят обучение как студенты, имеющие профильное образование, так и не имеющие такового, выбор темы должен осуществляться, исходя из индивидуальных потребностей и интересов магистрантов. Кафедре целесообразно утверждать не примерный перечень тем магистерских диссертаций, а направления научных исследований, в рамках которых магистрант совместно с научным руководителем мог бы сформулировать конкретную тему. Конкретизация темы исследования исключительно важна, так как слишком широкая тема практически неизбежно обусловливает описательных характер работы и использование заимствований.
- В чем, на Ваш взгляд, заключаются основные различия между современной магистратурой и аспирантурой?
- Это актуальный сегодня вопрос. Важно то, что наша страна, перейдя на двухуровневую систему обучения, тем не менее, не отказалась от аспирантуры. В связи с этим необходимо четко разграничить задачи магистратуры и аспирантуры. Мне представляется, что научно-исследовательская деятельность аспиранта, в отличие от аналогичной деятельности магистранта, должна быть направлена не столько на изучение и присвоение знаний, сколько на выработку нового знания. Это отражается в требованиях, предъявляемых к кандидатской диссертации, прежде всего, в требовании научной новизны.
Учитывая, что первичные навыки научно-исследовательской деятельности аспирант должен был получить при обучении в аспирантуре, основное место в деятельности аспиранта должны занимать научные исследования. Аспирант, в отличие от магистра, должен четко представлять себе уже при поступлении в аспирантуру сферу своих научных интересов и направление своего исследования. Прием в аспирантуру лиц, у которых такие представления не сформулированы, обусловливает низкую эффективность аспирантуры как таковой, выражающуюся в большом количестве отчисленных и лиц, окончивших аспирантуру без защиты диссертации. Особенно опасна такая ситуация в сфере социальных наук, в частности, в юриспруденции, в связи с планами по сокращению бюджетных мест в аспирантуре по данным специальностям.
- Какова, по Вашему мнению, роль кафедры в организации научно-исследовательской деятельности магистрантов и аспирантов?
- Особо следует отметить, что научно-исследовательская деятельность магистрантов и аспирантов должна быть неотъемлемой частью научно-исследовательской деятельности соответствующей кафедры. В последние десятилетия в юридической науке наблюдается индивидуализация научных исследований. Это как раз тот случай, о котором принято говорить, что интерес ученого удовлетворяется за государственный счет. Такая индивидуализация затрудняет участие научных коллективов в грантовых работах. Вместе с тем, государство ставит задачу перевода финансирования научных исследований на грантовую систему.
Следует отметить, что действовавшая Федеральная целевая программа «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России 2009-2013 гг.» предполагала не только обязательное участие студентов и аспирантов в грантовых исследованиях, но и закрепление их в научных и образовательных учреждениях. Новые конкурсы Российского научного фонда также выдвигают в качестве обязательного требования участие в исследованиях студентов и аспирантов.
В связи с этим коллектив кафедры может участвовать в проектах, поддерживаемых грантами, только будучи объединенным единой научной проблемой. Поэтому должны быть повышены требования к планированию научной деятельности.
Особо следует отметить, что юридическая наука традиционно развивалась именно в вузах, но в постсоветское время из-за низкой зарплаты и большой педагогической нагрузки преподаватели утратили интерес к научной деятельности. Единственным стимулом для большинства преподавателей являлось лишь получение ученой степени. Вместе с тем научно-исследовательская деятельность должна оставаться неотъемлемой частью профессиональной деятельности преподавателя, что позволяет обеспечить большую вовлеченность в научные исследования магистрантов и аспирантов.
Здесь могу привести пример деятельности нашей кафедры в последние годы. Кафедра приняла активное участие в законотворческом процессе, связанном с Концепцией развития гражданского законодательства. Предложения кафедры были учтены при подготовке последней редакции проекта ГК. Кафедрой были подготовлены замечания и предложения к проекту закона «Об образовании», опубликованные в журнале «Образование и право» (№ 2 (18), 2011). В рамках научной деятельности университета кафедрой осуществляются исследования (в том числе совместно с Институтом проблем эффективного государства и гражданского общества Финуниверситета) в области актуальных проблем частного права, права интеллектуальной собственности, проблем формирования юридического лица публичного права, правового обеспечения образовательной деятельности.
- В связи с этим напрашивается следующий вопрос. Поскольку у Вас огромный опыт преподавания в различных ведущих вузах России, на Ваш взгляд, в чем отличие юридического образования в Финансовом университете при Правительстве РФ от юридического образования, которое дается в вузах общего плана, в том числе и в классических университетах?
- Во-первых, сам университет создан почти столетие назад, в этом году, в марте, мы отмечали его 95-летие. В его стенах формировались фундаментальные экономические и финансовые научные школы. Правовые школы в университете стали зарождаться только с появлением юридического факультета, в 2001 году, но условия для их создания, как раз благодаря уже сложившимся к этому времени экономическим и финансовым научным школам, были весьма благоприятными, ведь многие серьезные научные проблемы можно «потянуть» только на межотраслевом уровне, совместными усилиями разных отраслей науки. Сотрудничество с исторически сложившимися в Финуниверситете экономическими и финансовыми научными школами играет большую положительную роль в становлении правовых школ. И такое сотрудничество из года в год растет. При подготовке юристов высшей квалификации мы используем наработки экономистов и финансистов. В то же время появление юридического факультета, наверное, явилось также определенным стимулом для развития финансово-экономических направлений.
Фундаментальную базу экономических и финансовых дисциплин юридический факультет и, в частности, наша кафедра «Гражданское право» учитывает и использует, например, при формировании тем выпускных квалификационных работ. Например, я недавно была руководителем выпускной квалификационной работы одного достаточно успешного студента, которая была посвящена связи договорных обязательств и налогового законодательства. Интересным примером являются кредитные отношения, в которых смешиваются нормы финансового, налогового и гражданского права, интересно рассмотреть, как вид договора влияет на налоговые последствия сделки. Такой междисциплинарный подход, особенно на стыке частного и публичного права, в Финансовом университете очень хорошо прослеживается. Если задаться этой целью, можно подготовить специалиста с широким горизонтом профессиональных знаний и умением творчески мыслить. За такими творческими высококлассными юристами, которых готовит наш вуз, - будущее страны. В этом и состоит специфика Финансового университета.
- Как и с какого курса эта направленность начинает внедряться активно, с самого начала или уже со второго или третьего курса?
- В принципе, мы уже на первом курсе предлагаем бакалаврам задуматься о том, на какой профиль они пойдут, и какую в дальнейшем после бакалавриата выберут магистерскую программу. Мы им все подробно объясняем, потому что всегда надо готовить студента к тому, куда он хочет потом пойти, в бизнес или на государственную службу. Полагаю, что нужно заранее подготавливать его к конкретному поприщу. Ребята определяются с профилем на втором курсе, т. е. они в дисциплинах по выбору уже четко определяют тот блок, по которому они и дальше будут развиваться на третьем курсе и на четвертом.
- Это хорошо, конечно, когда гибкость программы есть, главное правильно выбрать, а если человек ошибся с выбором, что ему делать, может он обратно вернуться?
- Это важный вопрос. Мы прикладываем все усилия, чтобы студент не ошибся в выборе. Прежде чем ребятам предложить выбор, надо им рассказать, что сулит им конкретное направление или профиль, что они после подготовки этого профиля получат в жизни, какую должность они смогут занять, на какой работе смогут работать, т. е. какая должна быть соответствующая подготовка. Если мы этим заниматься не будем, то, Вы абсолютно правы, будут разочарования... Для этого надо монотонно, методично, на разных примерах рассказывать о различных направлениях юридической практики, но если мы этот вопрос затянем, то на третьем курсе уже будет поздно. Выбор должен начаться со второго курса, как бы мы ни привыкли к пятилетнему образованию, это всего четыре года, но, правда, у ребят есть возможность пойти в магистратуру, и мое глубокое убеждение состоит в том, что магистратуру по юриспруденции должны заканчивать только бакалавры, которые имеют квалификацию в сфере юриспруденции. Два года назад в магистратуру в основном шли лица, которые имеют другую квалификацию, другое направление подготовки. Обеспечить качественную подготовку таким обучающимся в сфере юриспруденции очень тяжело, почти невозможно, поскольку у этих лиц, как правило, нет понятийного аппарата, нет базы, нет юридического мышления, вырабатываемого годами, на котором строится дальше магистерская подготовка. И с точки зрения именно нашего направления, это большая ошибка законодателя: еще не поздно внести изменения и дополнения в законодательство об образовании. Сейчас же получается так: два года обучения в магистратуре - и человек уже магистр юриспруденции. Это нелепица!
Вообще, юрист должен учиться всегда, всю жизнь. Возможно, в некоторых зарубежных странах такой подход еще как-то приемлем, но для нашей системы права, для нашего менталитета это неприемлемо. Российский образовательный менталитет другой: нам необходимо как можно больше общаться с преподавателем, как можно больше начитывать лекций, проводить семинарских занятий, чтобы студент получил необходимую подготовку. К работе самостоятельно студенты, в большинстве своем, не привыкли. Вот я полгода обучалась в Оксфорде и видела: там забиты библиотеки, в выходные - особенно, студенты учатся сами, осваивают все то, что им поручил преподаватель при редких встречах.
- Еще мы хотели бы узнать Ваше мнение по поводу последних изменений в гражданском кодексе, связанных с реформированием института юридических лиц. Положительно или отрицательно повлияют вот эти изменения, которые были недавно приняты?
- Это покажет только практика. Дело в том, что, может быть, не стоило в отношении некоммерческих организаций расширять бесконечно этот перечень. Если мы посмотрим на новые редакции норм о юридических лицах, увидим, что там, по сути дела, больше вопросов, чем ответов, и, повторяю, только практика покажет, насколько это все жизнестойко. Я не считаю, что все изменения, которые сейчас произошли в ч. 1 и в ч. 2, позитивны. Мы собираемся на разных конференциях и пока обсуждаем это. Много еще «сырого», много нерешенных вопросов и у теоретиков, и практиков. Кроме того, почему-то не учитываются те предложения, которые законодателю адресуются, хотя юридическая общественность много предложений направляет, очень зрелых.
- Ваша кафедра каким-то образом принимает участие в этом процессе работы по законопроектам?
- Да, мы неоднократно отправляли свои предложения по совершенствованию законодательства. В свое время мы направляли предложения о том, чтобы законодатель несколько изменил предлагаемую редакцию ст. 179 ГК РФ. И к нам прислушались, прошла редакция нашего предложения.
По этому поводу отмечу, что субъективный подход к пониманию угрозы в сделке не был полностью воспринят советским правопорядком. В учебнике «Советское гражданское право» под редакцией В.А. Рясенцева изложен ряд признаков, характеризующих угрозу в сделке: «Угроза, служащая основанием для оспаривания сделки, должна характеризоваться серьезностью, значительностью и вероятностью осуществления. Шуточный характер угрозы исключает применение ст. 58 ГК РСФСР. Угроза является серьезной, значительной, когда создает представление об опасности в отношении важного имущественного или личного блага (например, угроза поджечь имущество, убить, оклеветать и т. д.). Угроза должна представляться потерпевшей стороне осуществимой. Поэтому для несуеверного человека не будут угрозой в смысле ст. 58 ГК слова старой женщины о том, что если ей не будет продана или подарена такая-то вещь, то она путем наговора «наведет» на его семью болезнь».
Представляется, что понятие «угроза» нет необходимости уточнять по сравнению с существующим теперь в ст. 179 ГК РФ (а ранее в ГК 1964 г.), поскольку законодатель выбрал субъективный характер восприятия угрозы, а не ее существенности. То, что судебная практика стала исследовать характер и обстоятельства угрозы, а не сам факт наличия субъективно воспринимаемой угрозы, означало расширительное толкование закона, в котором говорится только об угрозе, и не дается ее детализация. Но судебная власть не может заменять законодательную. Поэтому судебная практика не во всех случаях должна быть ориентиром для изменения закона; скорее, наоборот, практика судов нуждается в корректировке в соответствии с законом: для признания сделки недействительной достаточно доказать только сам факт угрозы и то, что лицо было этой угрозой подавлено, чтобы вынудить его на некоторое имущественное предоставление угрожающему.
По вещным правам тоже были некоторые предложения, но они не были учтены законодателем. Так что работа такая ведется. У нас достаточно много молодых кадров, которые полны идей, можно с гордостью сказать, по крайней мере, что свою «запятую» в законодательстве мы уже поставили.
- Большое спасибо Вам за интервью! Желаем здоровья и успехов Вам и Вашим коллегам!
Беседовали д.ю.н., доцентЛ.Ю. Грудцына, к.ю.н., доцент А.В. Рагулин и И.Т. Кантюкова
НОВОСТИ
- Международная научно-практическая конференция «Российская адвокатура: независимость, самоуправляемость, защищенность» (9 декабря 2023 г., 10-00 Мск.).
- Беседа с Адвокатом Андреем Рагулиным
- Принятие антиадвокатских поправок в закон об адвокатуре
- Independent expert assessment on the Draft Law to amend the Federal Law “On legal practice and legal profession in the Russian Federation”, no. 301952-8
- Антиадвокатская сущность адвокатских палат: стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Обращение Правления Межрегиональной общественной организации "Инициатива 2018" в органы Организации Объединенных Наций, к международным ассоциациям адвокатов и правозащитным организациям
- Круглый стол «Российская адвокатура: защита для защитников» (28 октября 2023 г., 10-00 Мск).
- Круглый стол «Законодательство об адвокатуре в России: прогрессивное развитие или деградация?» (25 ноября 2023 г., 10-00 Мск).
- Научно-практическая Конференция Союза "Негосударственный Экспертный Научно-Исследовательский Центр Судебных Экспертов и Специалистов"
- Мнение Комиссии по продвижению законодательных инициатив в сфере социальных и профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга / о проекте Федерального закона №301952-8 /
- Защитим российскую адвокатуру - 2023!
- Обращение Совета АП Новосибирской области о содержании Законопроекта о внесении изменений в законодательство об адвокатуре
- Независимое экспертное заключение на проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 301952-8
- Обращение в защиту российских адвокатов, подвергающихся преследованию
- 9-й форум по криптовалютам и майнингу Blockchain Life 2022
- 14-15 сентября в Москве состоится 9-й международный форум по криптовалютам и майнингу Blockchain Life 2022.
- Blockchain Lawyer: будущее в ваших руках
- Как юристу защитить бизнес от штрафов
- Интеллектуальная собственность: авторское и смежные права
- Москва соберет главных представителей криптоиндустрии 14-15 сентября.