RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Самигуллин В.К.

Быть адвокатом модно и почетно! Мысли, навеянные воспоминаниями о деятельности Башкирской республиканской коллегии адвокатов в предперестроечный период

Цель: Рассмотрение отдельных правовых и организационных аспектов деятельности российской адвокатуры в конце 80-х – начале 90-х годов XX века.

Методология: Применялись историко-правовой и формально-юридический методы, метод включенного наблюдения.

Результаты: В работе рассмотрены отдельные аспекты организации и деятельности адвокатуры, а также профессиональной деятельности адвокатов в Республике Башкортостан и Российской Федерации в конце 80-х – начале 90-х годов XX века.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья представляет определенную научную и практическую ценность, поскольку в ней с использованием метода включенного наблюдения приведена авторская оценка деятельности отдельных адвокатов и органов адвокатского самоуправления в Республике Башкортостан и Российской Федерации в конце 80-х – начале 90-х годов XX века.

Ключевые слова: адвокатура, адвокат, история адвокатуры, адвокатура Республики Башкортостан.

Samigullin V.K.

To be an advocate is fashionable and honourable! The thoughts cast by memories of activity of the Bashkir Republican Bar during the preperestroika period

Purpose: Consideration of separate legal and organizational aspects of activity of the Russian legal profession in the late eighties - the beginning of the 90th years of the XX century.

Methodology: Historical and legal and formal-legal methods and method of the included supervision were applied.

Results: In work separate aspects of the organization and activity of legal profession and also professional activity of lawyers in the Republic of Bashkortostan and the Russian Federation in the late eighties - the beginning of the 90th years of the XX century are considered.

Novelty/originality/value: Article is of a certain scientific and practical value as in it with use of a method of the included supervision the author’s assessment of activity of certain lawyers and bodies of lawyer self-government is given in the Republic of Bashkortostan and the Russian Federation in the late eighties - the beginning of the 90th years of the XX century.

Keywords: legal profession, lawyer, legal profession history, legal profession of the Republic of Bashkortostan, advocacy.

Существует мнение, что по признаку уровня профессионализма, способностей и возможностям адвокатов можно разделить на следующие группы: адвокаты-звезды, государственные адвокаты, просто адвокаты и адвокаты-посредники.

Адвокаты-звезды – те, чьи имена на слуху. О них пишет пресса. Они постоянно светятся в телепередачах. Они же во многих ссылках поисковых систем Интернета. Цена их адвокатской услуги – это всегда крупная, а порой колоссальная сумма.

Государственные адвокаты – те, кто защищает в уголовном процессе обвиняемых по назначению следователя, прокурора или суда. Обычно это недавние выпускники юридических высших учебных заведений. На первых порах им бывает непросто. Но в последующем они становятся «зубрами», имеющими широкую клиентуру.

Просто адвокаты – это то большинство адвокатов-пчелок, которые самым добросовестным образом делают свое дело: консультируют доверителей, составляют документы, представляя своих клиентов во всевозможных учреждениях и организациях, в том числе в судах, усердно отрабатывают свои гонорары. Они профи высокой пробы, которым можно доверять.

Адвокаты-посредники ходят по лезвию ножа. Их деятельность очень трудно квалифицировать как законную. Тем не менее, они не переводятся. Суть их «работы» заключается в том, чтобы убедить клиента раскошелиться в пользу следователя, прокурора или судьи. Они обычно прозрачно намекают клиенту на то, что дашь на лапу, и все будет не просто sehergud, а даже ausgezeichnet. Иные «златоусты» лишь создают видимость работы, цинично присваивая «гонорары». Привыкнув к легкому хлебу с маслом, они со временем как специалисты деградируют. При всей схематичности эта классификация, думается, имеет право на существование. Тесное общение с адвокатами, особенно с адвокатами Башкирской республиканской коллегии адвокатов в бытность работы в 1984–1988 гг. в Министерстве юстиции Башкирской АССР, сформировало во мне уважительное отношение к адвокатуре. Я убежден, что адвокатура – действительно важный правовой институт гражданского общества, стоящий на защите прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц, а порой и суверенных прав государства [11, с. 4; 6, с. 9; 5, с. 22–28]. И, по моим наблюдениям, в адвокатуре работает много замечательных людей, профессионалов в своем деле. Быть адвокатом стало модно и

почетно.

Я частенько присутствовал на заседаниях Президиума Башкирской республиканской коллегии адвокатов. Знал всех членов Президиума, с некоторыми из них, например, с М.Ш. Муртаевым, Х. С. Зиганшиным, дружил. Адвокаты – народ неуемный, энергичный, грамотный, даже, я бы сказал, хитрый. Разбором жалоб на них занималась консультант Министерства юстиции Башкирской АССР Наташа Алмаева – строгая, выдержанная, принципиальная. Адвокаты, как мне казалось, побаивались ее. Ныне она заместитель Министра труда и социальных отношений Республики Башкортостан.

Запомнился один случай.

На одного адвоката, работавшего в юридической консультации отдаленного района, постоянно писала жалобу молодая учительница начальных классов, обвиняя его в непристойных приставаниях к ней. Решили разобраться, в чем все же все-таки дело. Вызвали и адвоката, и жалобщицу «на ковер» к Ларисе Порфирьевне Росиной – заместителю Министра юстиции Башкирской АССР.

Росина:

– Зачем пишите жалобы на нашего адвоката – отличного специалиста, настоящего «профи»?

Жалобщица, как уже было сказано, молодая учительница:

– Пристает ко мне. Мне стыдно. Уймите его.

Адвокат:

– Лариса Порфирьевна, я человек молодой, холостой. Она мне нравится. Ничего плохого я не делаю. Приглашу ее в кино – она пишет жалобу. Приглашу в кафе – опять жалоба. Пригласить на лоно природы боюсь. Обвинит еще в чем-нибудь. Не отмоешься.

Забавно. Чем же все это, думаю, кончится.

Лариса Порфирьевна, выслушав стороны, говорит:

– Вот что, девушка. Адвокаты могут быть мужчинами и женщинами. В данном случае адвокат – мужчина. И очень неплохой. Дело мужчины – предлагать. Дело женщины – отказать или согласиться, а не писать жалобы в государственное учреждение. Прекратите писать необоснованные жалобы и определитесь: «да» или «нет».

Воистину: соломоново решение. Вскоре адвокат и учительница поженились и уехали куда-то.

Большой стаж адвокатской практики был у адвоката Рината Латыповича Рахимова. Вообще-то продолжительная работа на ниве защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц для адвокатов – обычное дело. Но применительно к адвокату Р.Л. Рахимову ситуация эта имела необычный характер в том отношении, что он был незрячим. Не слабовидящим, а именно незрячим. И при этом адвокатом очень высокой квалификации и весьма популярным среди населения. Если сложное, запутанное дело, то люди говорили: «Наймем слепого адвоката. Он добьется правды». Когда же ему как профессионалу задавали вопрос, чем занимается, то он обычно отвечал:

– Да глупостями!

– ?

– Поясняю: либо предотвращаю глупости, либо ликвидирую их последствия.

Вел Р.Л. Рахимов преимущественно гражданские дела.

На служебной почве познакомился с «черным генералом» – Даяном Баяновичем Мурзиным, работавшим тогда председателем Президиума этой коллегии.

Даян Баянович – интереснейший человек с удивительной судьбой

Родился Д.Б. Мурзин 20 января 1921 г. в деревне Старые Балыклы Бакалинского района Башкирской АССР. Окончил Кушнаренковское педучилище. Работал сельским учителем в деревне Старые Балыклы, директором Тактагуловской неполной средней школы. Кстати, в то время он квартировал в доме родителей Фаниса Мансуровича Раянова – известного юриста. Возможно, Даян Баянович так бы и продолжал учительствовать, если бы не Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

После окончания Рижского военного училища с первых дней войны Даян Баянович на действующем фронте. Начал он воевать в составе 10-й стрелковой дивизии Северо-Западного фронта. С 1942 года занимался формированием партизанских отрядов в Белоруссии, Украине, Молдавии. В 1944 году для организации партизанского движения Д.Б. Мурзин был заброшен в Словакию. Здесь он являлся начальником штаба партизанского отряда, затем стал командиром интернациональной партизанской бригады имени Яна Жижки. Воевал на территории Моравии и Чехии вплоть до 9 мая 1945 г.

Был тяжело ранен.

За ратные подвиги по защите Отечества Д.Б. Мурзин награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, иностранными орденами, в том числе Золотой Звездой за свободу Чехословацкой Социалистической Республики. Всего же у него было более 80 орденов и медалей. В честь Даяна Баяновича, ставшего легендой при жизни, в Чехословакии установлен бронзовый памятник.

После демобилизации Даян Баянович долгие годы работал на различных ответственных должностях в правоохранительных органах республики. Был прокурором Бакалинского района, заместителем министра МВД Башкирской АССР.

С 1969 по 1986 год, в течение 17 лет, возглавлял Башкирскую коллегию адвокатов. Его на этом посту сменил Шамиль Ахметович Махмутов – председатель Кировского районного народного суда г. Уфы. Он руководил этой коллегий тоже долго, вплоть до перестройки.

С 1987 по 1990 год Даян Баянович был директором Музея интернациональной дружбы. Даже уйдя на заслуженный отдых, он продолжал работать в президиуме Башкирского республиканского совета ветеранов, принимал активное участие в общественной жизни. Особых слов заслуживает неустанная работа Даяна Баяновича по военно-патриотическому и нравственному воспитанию молодежи. В общении его отличали доброжелательность и простота, желание помочь людям. Особенно это было заметно, когда разбирались жалобы на адвокатов. А их было немало.

Умер Даян Баянович Мурзин 10 февраля 2012 г., на 92 году жизни, после тяжелой продолжительной болезни.

Баян Данович был очень остроумным человеком. Вот несколько баек, которые адвокаты приписывают ему.

Мурзин спрашивает у адвоката:

– Как дела?

Адвокат отвечает:

– Справедливость восторжествовала.

Мурзин:

– Немедленно готовьте кассационную жалобу!

Возмущенный клиент упрекает Мурзина:

– Вы гарантировали мне оправдательный приговор, а суд вынес обвинительный.

Мурзин:

– Ну, мой друг, вы же не дали мне на суде и слова сказать.

Молодой адвокат пришел к Д.Б. Мурзину за советом.

– Двое спорят. И истец, и ответчик предлагают мне выступить в качестве защитника. При этом истец предлагает гонорар в 1000 рублей, а ответчик – 1200 рублей. Как мне быть?

Мурзин:

– Возьмите деньги у обоих. Но 200 рублей верните ответчику, а 2000 рублей переведите на счет Президиума и поручитесь отстаивать интересы в один день истца, а в другой – ответчика. Будьте объективны и справедливы.

Общие собрания Башкирской республиканской коллегии адвокатов обычно завершались продолжительной прогулкой на теплоходе по реке Белой.

Адвокат:

– Даян Баянович, можно в этот раз я приду на прогулку с женой?

Мурзин:

– Со своей или с чужой?

Работник ГАИ остановил адвоката-женщину и хочет ее оштрафовать за грубое нарушение Правил дорожного движения. Она говорит:

– Отпустите меня. Не то я пожалуюсь Мурзику.

И начинает звонить по сотовому телефону. Тут работник ГАИ вырывает у нее трубку и кричит:

– Что за дела, Мурзик! Почему Вы вмешиваетесь в работу службы дорожной безопасности?

Мурзин:

– Для кого-то может быть и Мурзик. Для Вас же Герой Чехословакии Даян Баянович Мурзин.

В мою бытность в Министерстве юстиции Башкирской АССР в 68 юридических консультациях Башкирской республиканской коллегии работало 376 адвокатов, в том числе 155 (или 41,2 %) женщин.

На это обстоятельство хочется обратить особое внимание. Дело в том, хотя термин «адвокат» производен от латинского слова «advocare» – призывать на помощь, и адвокаты в Древнем Риме были очень активны, в России термин «адвокат» стал популярен только с 1864 года. При этом до 1939 года его в нормативно-правовых актах его не было. В обиходе был термин «правозаступник» или «правозащитник». В конце XIX века адвокатов стали представлять как сословие. Однако женщин в это сословие не допускали вплоть до февральской революции 1917 г. [3, с. 123–124; 7, с. 210–227; 12, с. 3].

Принято считать, что первой женщиной, которой удалось добиться статуса адвоката, является Екатерина Абрамовна Флейшиц (1888−1968). Действительно, после блестящего завершения обучения в Парижском университете (Сорбонне) ее приняли в Петербургскую коллегию адвокатов, но лишь в качестве помощника присяжного поверенного. Однако утвердиться Е.А. Флейшиц даже в этом качестве власти не дали. Нашла она себя в правовой науке и в юридическом образовании.

Уже в 80-е годы абсолютное большинство Башкирской республиканской коллегии адвокатов (371, или 98,6 %) имели высшее юридическое образование. В коллегии трудились 35 участников Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Многие из них были отмечены боевыми наградами – орденами и медалями.

Адвокаты не только вели гражданские и уголовные дела, но и оказывали юридическую помощь предприятиям и учреждениям, колхозам и совхозам. По численности адвокатов Башкирская республиканская коллегия адвокатов была крупнейшей среди 73 адвокатских коллегий Российской Федерации, а по качеству и эффективности оказания юридических услуг гражданам и организациям считалась одной из лучших [8, с. 54–71]. За большие заслуги в деле укрепления законности и правопорядка ряду адвокатов, в частности Р.Г. Кабировой, М.А. Калачевой, Ш.А. Махмутову, А.И. Моргунову, С.И. Рыскову, было присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Башкирской АССР».

Сейчас же Адвокатская палата Республики Башкортостан объединяет в своих рядах более 1600 юристов-профессионалов. И она остается одной из крупнейших и ведущих в Российской Федерации. А это показатель возрастания роли и значения адвокатуры в жизни общества и государства.

Правда, есть и один, на мой взгляд, недостаток в деятельности Адвокатской палаты Республики Башкортостан. Почему-то нигде не публикуются лучшие защитительные речи ведущих адвокатов в суде. Судебные же речи же многих адвокатов таковы, что, слушая их, никто не плачет и не смеется. Наши адвокаты хороши, но они явно не Ф.Н. Плевако [1, 2, 4, 9].

Кроме того, все еще нет ни одной глубокой работы, всесторонне и полно отражающей становление и развитие, организацию и деятельность института адвокатуры в Башкирском крае. Между тем в других регионах ситуация иная. Так, например, значительный интерес представляет изданная четырехтысячным тиражом книга Владимира Николаевича Смирнова и Рашида Рафгатовича Усманова, в которой освещается история адвокатуры Среднего Урала от ее возникновения (1874 г.) и вплоть до 1997 года [10].

Пристатейный библиографический список

1. Адвокатура в СССР. – М.: Юрид. лит., 1971.

2. Барщевский М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры в России. – М.: Юристъ, 1997.

3. Власов А.А. Адвокатура в конституционно-правовом поле // Евразийский юридический журнал. – 2014. – № 4 (71). – С. 123–124.

4. Гольдинер В.Д. Защитительная речь. – М.: Юрид. лит., 1970.

5. Казаков В.Н., Добриева М.Д. Квалифицированная юридическая помощь (иностранный и международно-правовой опыт) // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. – 2013. – № 4 (31). – С. 22–28.

6. Линейцева К.С. К вопросу о правовой культуре и развитии институтов гражданского общества // Правозащитник. – 2013. – № 2. – С. 9.

7. Орешников В.И. Становление и формирование института адвокатуры в царской России // Образование и право. – 2011. – № 4. – С. 210–227.

8. Поташник И.М. Проблемы реализации правозащитной функции адвокатуры по оказанию квалифицированной юридической помощи населению в условиях реформирования судебной системы Российской Федерации // Образование и право. – 2013. – № 11 (51). – С. 54–71.

9. Роль и задачи советской адвокатуры / Под ред. А.Я. Сухарева. – М.: Юрид. лит., 1972.

10. Смирнов В.Н., Усманов Р.Р. История адвокатуры Среднего Урала. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 1999.

11. Чернышов В.В. К вопросу о месте и роли правоохранительной деятельности // Правозащитник. – 2013. – № 2. – С. 4.

12. Чилингарян К.П. Советы адвокатам: речь и как донести ее в суде // Правовая инициатива. – 2012. – № 2. – С. 3.

References (transliterated)

1. Advokatura v SSSR. – M.: Jurid. lit., 1971.

2. Barshhevskij M.Ju. Organizacija i dejatel’nost’ advokatury v Rossii. – M.: Jurist#, 1997.

3. Vlasov A.A. Advokatura v konstitucionno-pravovom pole // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. – 2014. – № 4 (71). – S. 123–124.

4. Gol’diner V.D. Zashhititel’naja rech’. – M.: Jurid. lit., 1970.

5. Kazakov V.N., Dobrieva M.D. Kvalificirovannaja juridicheskaja pomoshh’ (inostrannyj i mezhdunarodno-pravovoj opyt) // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. – 2013. – № 4 (31). – S. 22–28.

6. Linejceva K.S. K voprosu o pravovoj kul’ture i razvitii institutov grazhdanskogo obshhestva // Pravozashhitnik. – 2013. – № 2. – S. 9.

7. Oreshnikov V.I. Stanovlenie i formirovanie instituta advokatury v carskoj Rossii // Obrazovanie i pravo. – 2011. – № 4. – S. 210–227.

8. Potashnik I.M. Problemy realizacii pravozashhitnoj funkcii advokatury po okazaniju kvalificirovannoj juridicheskoj pomoshhi naseleniju v uslovijah reformirovanija sudebnoj sistemy Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo. – 2013. – № 11 (51). – S. 54–71.

9. Rol’ i zadachi sovetskoj advokatury / Рod red. A.Ja. Suhareva. – M.: Jurid. lit., 1972.

10. Smirnov V.N., Usmanov R.R. Istorija advokatury Srednego Urala. – Ekaterinburg: Gumanitarnyj universitet, 1999.

11. Chernyshov V.V. K voprosu o meste i roli pravo-ohranitel’noj dejatel’nosti // Pravozashhitnik. – 2013. – № 2. – S. 4.

12. Chilingarjan K.P. Sovety advokatam: rech’ i kak donesti ee v sude // Pravovaja iniciativa. – 2012. – № 2. – S. 3.

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.