RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Читайте в следующем номере

Индексирование журнала

Импакт-фактор российских научных журналов

Группа ВКонтакте

Группа в FB

International scientific and practical law journal Eurasian Journal of International Law

К вопросу об унификации законодательства, регулирующего выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отдельным категориям должностных лиц

№ 1 (20) 2016г.
Хисматуллин О.Ю.

Жилищное законодательство Российской Фе­дерации содержит различные организационно­правовые формы удовлетворения жилищных по­требностей граждан. В то же время законодатель­ство не имеет единого организационно-правового режима жилищного обеспечения. В отступление от конституционного принципа равенства граж­дан преимуществами в жилищном обеспечении пользуются государственные служащие, военно­служащие и сотрудники некоторых органов ис­полнительной власти. Полагаем, за исключением отдельных особенностей, обусловленных специ­фикой осуществления функций соответствующих органов, условия, порядок и механизм реализа­ции права на жилище в отношении указанных лиц должны быть сходны. Однако проведенный анализ нормативных актов и практики их реали­зации свидетельствуют о наличии существенных расхождений установленного механизма денеж­ных выплат на приобретение или строительство жилых помещений.

Право на единовременную социальную вы­плату для приобретения или строительства жило­го помещения закреплено Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Порядок и условия получения единовременной социальной выплаты сотрудниками органов вну­тренних дел регулируются Правилами предо­ставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого по­мещения сотрудникам ОВД РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223 (далее - Правила о соц. выплате). Так вот, керамическая плитка Vendor Keramik — качественный и красивый стройматериал для облицовки поверхностей. Керамика прекрасно подходит для облицовки пола и стен влажных помещений. Для упрощения выбора и покупки напольного кафеля керамическая плитка распределена по популярным категориям, а также составлен рейтинг кафельной плитки и собраны отзывы покупателей.

Аналогичная по сути гарантия установлена Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам неко­торых федеральных органов власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В целях реализации положений ст. 4 указанного закона приняты Правила предоставления единовременной со­циальной выплаты для приобретения или стро­ительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федераль­ной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотроп­ных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденные постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (далее - Правила о соц. выплате сотрудни­кам УИС).

Предоставление субсидии на приобретение жилья предусмотрено ст. 53 Федерального за­кона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 27.01.2009 № 63 утверждены «Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субси­дии на приобретение жилого помещения» (да­лее - Правила о субсидии).

Обратим внимание на отсутствие единства в установлении условий предоставления выплат на жилье. Так, предоставление субсидии федераль­ному государственному гражданскому служаще­му возможно при условии замещения должности государственной гражданской службы не менее одного года (п. 1 Правил о субсидии) и принятии его на соответствующий учет. Принятие служа­щего на учет осуществляется на основании его заявления с приложением документов, перечень которых содержится в п. 6 Правил о субсидии. Отсутствие в данном перечне справки о стаже службы (послужного списка и т. п.) фактически позволяет государственному служащему быть принятым на учет непосредственно после при­ема на должность федеральной государственной службы независимо от стажа службы и полу­чить право на ее предоставление спустя один год службы.

В то же время в отношении сотрудников ор­ганов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, противопо­жарной службы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ условием принятия на соответствующий учет является наличие у них стажа не менее десяти лет. Право на получение социальной выплаты у данных лиц возникнет после состояния в соответствующей очереди при условии сохранения нуждаемости и несоверше­ния действий, ухудшающий или улучшающих жилищные условия сотрудника и проживающих совместно членов его семьи.

Полагаем, значимость и сложность выполне­ния служебных обязанностей у сотрудников пра­воохранительных органов не ниже, чем у иных государственных служащих. В этой связи заниже­ние стажа, требуемого для предоставления суб­сидии гражданским служащим, представляется необоснованным. Отметим, что в ряде исследова­ний поддерживается позиция о необходимости унификации правил осуществления социальных выплат различным категориям должностных лиц [1]. В целях унификации нормативных актов предлагаем для всех категорий должностных лиц установить в качестве основания принятия на со­ответствующий учет наличие стажа службы не менее десяти лет.

Следующее принципиальное различие в правовом регулировании исследуемых отноше­ний - очередность предоставления единовремен­ных выплат. Так, в соответствии с п. 4(1) Правил о субсидии преимущественное право на получение субсидии имеет принятый на учет гражданский служащий, воспитывающий трех и более детей. Оговоримся, что буквальное толкование данной нормы позволяет служащему получить выплату независимо от наличия у него стажа гражданской службы во внеочередном порядке. По-видимому, необходимо формировать отдельную очередь гражданских служащих, имеющих право на по­лучение субсидии во внеочередном порядке. По­ложительно можно оценить достаточно подроб­ное закрепление категорий лиц, относящихся к детям гражданских служащих.

Несколько в иной форме сформулировано преимущество сотрудников учреждений и орга­нов уголовно-исполнительной системы, противо­пожарной службы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющих трех и более совместно проживающих детей (абз. 2 п. 23 Пра­вил о соц. выплате сотрудникам УИС). Таким ли­цам выплата предоставляется ранее принятых в год постановки на учет.

В отношении сотрудников органов внутрен­них дел преимущество для лиц, имеющих трех и более детей, не предусмотрено.

В целях устранения неоднозначности в подхо­де законодателя к многодетным лицам возможно два варианта унификации законодательства.

С одной стороны, выплаты на жилище для указанных категорий установлены в целях под­держки отдельных категорий граждан, исходя из сферы их профессиональной (служебной) де­ятельности. В таком аспекте семейное положе­ние служащих, состав их семей во внимание при­ниматься не должны. Кроме того, в отношении многодетных семей существуют различные фор­мы социальной поддержки, в том числе направ­ленные на улучшение жилищных условий, пред­усмотренные постановлением Правительства РФ от 09.02.2012 № 108 «Об утверждении перечня категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с отдельными фе­деральными законами, и оснований включения указанных граждан, а также граждан, имеющих трех и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперати­вов», а также распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1119-р «Об утверждении комплек­са мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей». В этой связи с учетом экономической ситуации преимущество в полу­чении выплаты на жилое помещение можно ис­ключить.

С другой стороны, тенденции свидетельству­ют о приоритетном положении многодетных се­мей. Изменения в правила предоставления еди­новременных социальных выплат сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной про­тивопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Фе­дерации, имеющим трех и более детей, внесены постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 652. Полагаем, соответствующие изменения должны коснуться и Правил о соц. выплате.

В заключение отметим, что дальнейший ана­лиз указанных правовых актов позволит обеспе­чить единообразный подход к предоставлению субсидий для приобретения или строительства жилых помещений сотрудникам органов власти и управления.

НОВОСТИ

Наши партнеры

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.