Астахова В.С.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
в российской федерации
цель: Представленная статья направлена на изучение некоторых вопросов правового положения органов местного самоуправления в России.
Методология: Автором применялся формально-юридический метод.
Результаты: В работе раскрыто содержание нормативно-правовых основ правового положения органов местного самоуправления в России. Автор отмечает, что органы местного самоуправления обладают функциями и властными полномочиями, обеспечиваемыми государственным принуждением. Они, как и государственные органы, имеют структуру, свои формы работы, формируются в точном соответствии с законом. По вопросам местного значения населением муниципального образования непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления могут приниматься муниципальные правовые акты.
Новизна/оригинальность/ценность: Научная ценность работы заключается в комплексном изучении основ регламентации правового положения органов местного самоуправления в России.
Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, Российская Федерация.
Astakhova V.S.
LEGAL STATuS of LoCAL GoVERNMENTS IN THE RuSSIAN FEDERATIoN
Purpose: The presented article is directed on studying of some questions of a legal status of local governments in Russia.
Methodology: The author applied a formal-legal method.
Results: In work the maintenance of standard and legal bases of a legal status of local governments in Russia is opened. The author notes that local governments possess the functions and powers of authority provided with the state coercion. Also they, as well as government bodies, have structure, the forms of work, are formed in strict accordance with the law. Concerning local value by the population of municipality directly, bodies and officials of local government municipal legal acts can be adopted.
Novelty/originality/value: The scientific value of work consists in complex studying of bases of a regulation of a legal status of local governments in Russia.
Keywords: local government, local governments, Russian Federation.
Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно является одной из форм осуществления народовластия и представляет собой независимую от государства, признаваемую и гарантируемую Конституцией систему власти, создаваемую для самостоятельного и под свою ответственность решения населением муниципальных образований соответствующих вопросов местного значения, исходя из их интересов с учетом исторических и иных местных традиций.
В РФ правовую основу местного самоуправления составляют нормативно-правовые акты, которые делятся на четыре основные группы:
1) нормы международного права, международные договоры РФ;
2) Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента, Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти;
3) конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации;
4) уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
На первое место можно поставить нормы международного права, а основным правовым документом является Европейская хартия местного самоуправления 1985 г., ратифицированная Российской Федерацией в апреле 1998 г.
Данное расположение нормативных актов не случайно и фактически объясняется тем, что Российская Федерация, как демократическое государство, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права [2].
Основными актами, регулирующими осуществление местного самоуправления, являются Конституция РФ и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Именно они в целях развития демократиче
46
EURASIAN
> 5 (18) 2015 <
ADVOCACY
ских процессов на муниципальном уровне и эффективного решения вопросов местного значения закрепляют основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления, причём к ним относятся не только рассмотренные выше формы прямого волеизъявления населения муниципального образования, но и выборные органы местного самоуправления.
Как уже было сказано ранее, правовой статус органов местного самоуправления определяется прежде всего положениями Конституции Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, часть 1 ст. 132 говорит о самостоятельности в решении вопросов местного значения, например управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка. Согласно части 2 ст. 132 они могут наделяться подконтрольными со стороны органов государственной власти отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств [1].
Нормы Конституции и принятые федеральные и региональные законы явно свидетельствуют об определенном дуализме правового положения органов местного самоуправления, то есть они не являются государственными органами, но в то же самое время не могут быть отделены от единой системы народовластия и от решения различных общегосударственных задач и функций.
Органы местного самоуправления обладают функциями и властными полномочиями, обеспечиваемыми государственным принуждением. Они, как и государственные органы, имеют структуру, свои формы работы, формируются в точном соответствии с законом.
В статье 2 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представлены основные термины и понятия, опираясь на которые, можно дать определение органов самоуправления. Так, под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом местного самоуправления органы, обладающие определенной структурой и наделенные властными полномочиями для осуществления деятельности по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных
традиций и в организационно-правовых формах, установленных законодательством [4].
Согласно пункту 1 ст. 34 данного Федерального закона в структуру органов местного самоуправления входят:
- представительный орган муниципального образования;
- глава муниципального образования;
- местная администрация (исполнительнораспорядительный орган муниципального образования);
- контрольный орган муниципального образования;
- иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [4].
Для обеспечения демократического, конституционного и соответствующего европейским муниципально-правовым стандартам развития системы органов местного самоуправления в Российской Федерации в данном Федеральном законе также закрепляются обязательные для всех субъектов РФ и муниципальных образований требования, например:
1) наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации. Все это является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных в данном Федеральном законе, когда:
- уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительнораспорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим и полномочия председателя представительного органа муниципального образования (п. 2 ст. 34) [4];
- в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к его исключительной компетенции (п. 1 и 2 ст. 25) [4];
2) порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Следует отметить, что в Законе (п. 5 ст. 34) устанавливаются еще и особые требования к по
47
ЕВРАЗИЙСКАЯ
> 5 (18) 2015 <
АДВОКАТУРА
рядку определения структуры органов местного самоуправления. Например, структура подобных органов в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования. В свою очередь, назначение и обеспечение проведения местного референдума или схода граждан по этому вопросу осуществляют органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования. Такая инициатива должна последовать в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования от группы его избирателей численностью не менее 3 % от общей численности жителей, обладающих избирательным правом в форме представления в избирательную комиссию субъекта Федерации подписных листов [4].
В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме, устанавливаются:
1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.
В основе организации и деятельности органов местного самоуправления лежат принципы, которые находят свое отражение в Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве. Из их числа можно выделить принципы:
- демократического характера организации и деятельности органов местного самоуправления;
- разделения властей;
- территориальной организации органов местного самоуправления;
- самостоятельности (обособленности) органов местного самоуправления;
- властного характера деятельности органов местного самоуправления [3].
Важнейшую роль на этапе формирования правовой основы местного самоуправления играют указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления,
48
например Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о военных комиссариатах», в котором были определены основные правила взаимодействия военных комиссариатов с органами местного самоуправления, Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», регулирующее вопросы организации первичного воинского учета органами местного самоуправления.
Также важную роль в формировании правовой основы местного самоуправления в РФ имеют законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Основываясь на федеральном законодательстве о местном самоуправлении, они определяют основы организации местного самоуправления на территории субъекта, принципы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Кроме того, субъектами Российской Федерации осуществляется контроль за соблюдением законодательства о местном самоуправлении органами и должностными лицами местного самоуправления. По вопросам местного значения населением муниципального образования непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления могут приниматься муниципальные правовые акты.
Пристатейный библиографический список
1. Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
2. Курчатова К.М. Правовая основа деятельности органов местного самоуправления // Проблемы МСУ. URL: http://www.samoupravlenie.ru/43-01.php.
3. Понятие, особенности правового положения, структура, принципы организации и деятельности органов местного самоуправления // Муниципальное право. Справочник по жилищным вопросам. 2015. URL: http://www.smena.info/ponyatieosobennosti- pravovogo-polozheniya-struktura-printsipy-organizatsii- i-deyatelnostiorganov-m.
References (transliterated)
1. Konstitudja Rossijskoj Federacii // SPS «Konsul'tantPljus», 2015.
2. Kurchatova K.M. Pravovaja osnova dejatel'nosti or- ganov mestnogo samoupravlenija // Problemy MSU. URL: http://www.samoupravlenie.ru/43-01.php.
3. Ponjatie, osobennosti pravovogo polozhenija, struk- tura, principy organizacii I dejatel'nosti organov mestnogo samoupravlenija // Municipal'noe pravo. 2015. Spravoch- nik po zhilishhnym voprosam. URL: http://www.smena. info/ponyatie-osobennosti-pravovogopolozheniya-struk- tura-printsipy-organizatsii-i-deyatelnosti-organov-m.
НОВОСТИ
- Международная научно-практическая конференция «Российская адвокатура: независимость, самоуправляемость, защищенность» (9 декабря 2023 г., 10-00 Мск.).
- Беседа с Адвокатом Андреем Рагулиным
- Принятие антиадвокатских поправок в закон об адвокатуре
- Independent expert assessment on the Draft Law to amend the Federal Law “On legal practice and legal profession in the Russian Federation”, no. 301952-8
- Антиадвокатская сущность адвокатских палат: стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Обращение Правления Межрегиональной общественной организации "Инициатива 2018" в органы Организации Объединенных Наций, к международным ассоциациям адвокатов и правозащитным организациям
- Круглый стол «Российская адвокатура: защита для защитников» (28 октября 2023 г., 10-00 Мск).
- Круглый стол «Законодательство об адвокатуре в России: прогрессивное развитие или деградация?» (25 ноября 2023 г., 10-00 Мск).
- Научно-практическая Конференция Союза "Негосударственный Экспертный Научно-Исследовательский Центр Судебных Экспертов и Специалистов"
- Мнение Комиссии по продвижению законодательных инициатив в сфере социальных и профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга / о проекте Федерального закона №301952-8 /
- Защитим российскую адвокатуру - 2023!
- Обращение Совета АП Новосибирской области о содержании Законопроекта о внесении изменений в законодательство об адвокатуре
- Независимое экспертное заключение на проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 301952-8
- Обращение в защиту российских адвокатов, подвергающихся преследованию
- 9-й форум по криптовалютам и майнингу Blockchain Life 2022
- 14-15 сентября в Москве состоится 9-й международный форум по криптовалютам и майнингу Blockchain Life 2022.
- Blockchain Lawyer: будущее в ваших руках
- Как юристу защитить бизнес от штрафов
- Интеллектуальная собственность: авторское и смежные права
- Москва соберет главных представителей криптоиндустрии 14-15 сентября.