RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Читайте в следующем номере

Индексирование журнала

Импакт-фактор российских научных журналов

Группа ВКонтакте

Группа в FB

International scientific and practical law journal Eurasian Journal of International Law

Астахова В.С.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

в российской федерации

цель: Представленная статья направлена на изучение некоторых вопросов правового положения органов местного самоуправления в России.

Методология: Автором применялся формально-юридический метод.

Результаты: В работе раскрыто содержание нормативно-правовых основ правового положения органов местного самоуправления в России. Автор отмечает, что органы местного самоуправления обладают функциями и властными полномочиями, обеспечиваемыми государственным принуждени­ем. Они, как и государственные органы, имеют структуру, свои формы работы, формируются в точном соответствии с законом. По вопросам местного значения населением муниципального образования непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления могут приниматься муниципальные правовые акты.

Новизна/оригинальность/ценность: Научная ценность работы заключается в комплексном из­учении основ регламентации правового положения органов местного самоуправления в России.

Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, Российская Фе­дерация.

Astakhova V.S.

LEGAL STATuS of LoCAL GoVERNMENTS IN THE RuSSIAN FEDERATIoN

Purpose: The presented article is directed on studying of some questions of a legal status of local gov­ernments in Russia.

Methodology: The author applied a formal-legal method.

Results: In work the maintenance of standard and legal bases of a legal status of local governments in Russia is opened. The author notes that local governments possess the functions and powers of authority provided with the state coercion. Also they, as well as government bodies, have structure, the forms of work, are formed in strict accordance with the law. Concerning local value by the population of municipality directly, bodies and officials of local government municipal legal acts can be adopted.

Novelty/originality/value: The scientific value of work consists in complex studying of bases of a regula­tion of a legal status of local governments in Russia.

Keywords: local government, local governments, Russian Federation.

Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно является одной из форм осуществления на­родовластия и представляет собой независимую от государства, признаваемую и гарантируемую Конституцией систему власти, создаваемую для самостоятельного и под свою ответственность ре­шения населением муниципальных образований соответствующих вопросов местного значения, исходя из их интересов с учетом исторических и иных местных традиций.

В РФ правовую основу местного самоуправле­ния составляют нормативно-правовые акты, кото­рые делятся на четыре основные группы:

1) нормы международного права, междуна­родные договоры РФ;

2) Конституция РФ, федеральные конституци­онные законы, федеральные законы, акты Прези­дента, Правительства РФ, иных федеральных ор­ганов исполнительной власти;

3) конституции, уставы, законы субъектов Рос­сийской Федерации;

4) уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирую­щие вопросы организации и деятельности мест­ного самоуправления.

На первое место можно поставить нормы международного права, а основным правовым до­кументом является Европейская хартия местного самоуправления 1985 г., ратифицированная Рос­сийской Федерацией в апреле 1998 г.

Данное расположение нормативных актов не случайно и фактически объясняется тем, что Российская Федерация, как демократическое го­сударство, признает и гарантирует права и сво­боды человека и гражданина согласно общепри­знанным принципам и нормам международного права [2].

Основными актами, регулирующими осу­ществление местного самоуправления, являются Конституция РФ и Федеральный закон от 6 октя­бря 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции». Именно они в целях развития демократиче­

46

EURASIAN

> 5 (18) 2015 <

ADVOCACY

ских процессов на муниципальном уровне и эф­фективного решения вопросов местного значения закрепляют основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления, причём к ним относятся не только рассмотренные выше формы прямого волеизъявления населения муниципального образования, но и выборные ор­ганы местного самоуправления.

Как уже было сказано ранее, правовой статус органов местного самоуправления определяется прежде всего положениями Конституции Рос­сийской Федерации. Так, в соответствии со стать­ей 12 органы местного самоуправления не вхо­дят в систему органов государственной власти, часть 1 ст. 132 говорит о самостоятельности в ре­шении вопросов местного значения, например управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения мест­ного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка. Согласно части 2 ст. 132 они могут наде­ляться подконтрольными со стороны органов го­сударственной власти отдельными государствен­ными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансо­вых средств [1].

Нормы Конституции и принятые федераль­ные и региональные законы явно свидетельствуют об определенном дуализме правового положения органов местного самоуправления, то есть они не являются государственными органами, но в то же самое время не могут быть отделены от единой системы народовластия и от решения различных общегосударственных задач и функций.

Органы местного самоуправления обладают функциями и властными полномочиями, обе­спечиваемыми государственным принуждением. Они, как и государственные органы, имеют струк­туру, свои формы работы, формируются в точном соответствии с законом.

В статье 2 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» представ­лены основные термины и понятия, опираясь на которые, можно дать определение органов самоуправления. Так, под органами местного самоуправления понимаются избираемые не­посредственно населением и (или) образуемые представительным органом местного самоуправ­ления органы, обладающие определенной струк­турой и наделенные властными полномочиями для осуществления деятельности по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных

традиций и в организационно-правовых формах, установленных законодательством [4].

Согласно пункту 1 ст. 34 данного Федераль­ного закона в структуру органов местного само­управления входят:

- представительный орган муниципального образования;

- глава муниципального образования;

- местная администрация (исполнительно­распорядительный орган муниципального обра­зования);

- контрольный орган муниципального обра­зования;

- иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального обра­зования и обладающие собственными полномочи­ями по решению вопросов местного значения [4].

Для обеспечения демократического, консти­туционного и соответствующего европейским муниципально-правовым стандартам развития системы органов местного самоуправления в Рос­сийской Федерации в данном Федеральном за­коне также закрепляются обязательные для всех субъектов РФ и муниципальных образований тре­бования, например:

1) наличие в структуре органов местного са­моуправления представительного органа муни­ципального образования, главы муниципального образования, местной администрации. Все это является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных в данном Федеральном законе, когда:

- уставом муниципального образования, име­ющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно­распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим и полномочия председателя представительного ор­гана муниципального образования (п. 2 ст. 34) [4];

- в поселении с численностью жителей, обла­дающих избирательным правом, не более 100 че­ловек для решения вопросов местного значения сход граждан осуществляет полномочия предста­вительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к его исключительной компетенции (п. 1 и 2 ст. 25) [4];

2) порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Следует отметить, что в Законе (п. 5 ст. 34) устанавливаются еще и особые требования к по­

47

ЕВРАЗИЙСКАЯ

> 5 (18) 2015 <

АДВОКАТУРА

рядку определения структуры органов местного самоуправления. Например, структура подобных органов в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципаль­ного образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референ­думе (в муниципальном образовании с числен­ностью населения менее 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муни­ципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования. В свою очередь, назначение и обеспечение проведения местного референдума или схода граждан по этому вопро­су осуществляют органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь об­разованного муниципального образования. Та­кая инициатива должна последовать в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Федерации об установлении границ со­ответствующего муниципального образования от группы его избирателей численностью не менее 3 % от общей численности жителей, обладающих избирательным правом в форме представления в избирательную комиссию субъекта Федерации подписных листов [4].

В решении о структуре органов местного са­моуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме, устанав­ливаются:

1) структура (перечень) и наименования орга­нов местного самоуправления;

2) порядок избрания и полномочия главы му­ниципального образования.

В основе организации и деятельности орга­нов местного самоуправления лежат принципы, которые находят свое отражение в Конституции Российской Федерации и действующем законода­тельстве. Из их числа можно выделить принципы:

- демократического характера организации и деятельности органов местного самоуправления;

- разделения властей;

- территориальной организации органов местного самоуправления;

- самостоятельности (обособленности) орга­нов местного самоуправления;

- властного характера деятельности органов местного самоуправления [3].

Важнейшую роль на этапе формирования правовой основы местного самоуправления игра­ют указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Феде­рации по вопросам местного самоуправления,

48

например Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о военных комиссариатах», в котором были определены основные правила взаимодей­ствия военных комиссариатов с органами местно­го самоуправления, Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», регулирующее во­просы организации первичного воинского учета органами местного самоуправления.

Также важную роль в формировании право­вой основы местного самоуправления в РФ име­ют законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Основываясь на федеральном законодательстве о местном са­моуправлении, они определяют основы органи­зации местного самоуправления на территории субъекта, принципы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Кроме того, субъектами Российской Федерации осуществляется контроль за соблюдением законо­дательства о местном самоуправлении органами и должностными лицами местного самоуправле­ния. По вопросам местного значения населением муниципального образования непосредственно, органами и должностными лицами местного са­моуправления могут приниматься муниципаль­ные правовые акты.

Пристатейный библиографический список

1. Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

2. Курчатова К.М. Правовая основа деятельности органов местного самоуправления // Проблемы МСУ. URL: http://www.samoupravlenie.ru/43-01.php.

3. Понятие, особенности правового положения, структура, принципы организации и деятельности органов местного самоуправления // Муниципаль­ное право. Справочник по жилищным вопросам. 2015. URL: http://www.smena.info/ponyatieosobennosti- pravovogo-polozheniya-struktura-printsipy-organizatsii- i-deyatelnostiorganov-m.

References (transliterated)

1. Konstitudja Rossijskoj Federacii // SPS «Konsul'tantPljus», 2015.

2. Kurchatova K.M. Pravovaja osnova dejatel'nosti or- ganov mestnogo samoupravlenija // Problemy MSU. URL: http://www.samoupravlenie.ru/43-01.php.

3. Ponjatie, osobennosti pravovogo polozhenija, struk- tura, principy organizacii I dejatel'nosti organov mestnogo samoupravlenija // Municipal'noe pravo. 2015. Spravoch- nik po zhilishhnym voprosam. URL: http://www.smena. info/ponyatie-osobennosti-pravovogopolozheniya-struk- tura-printsipy-organizatsii-i-deyatelnosti-organov-m.

 

 

 

 

НОВОСТИ

Наши партнеры

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.