RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Бушлякова Д.В.

К вопросу о проблемах применения наследственного договора в Российской Федерации

Цель: Исследование конструкции наследственного договора и его правового регулирования.

Методология: Использовались такие методы, как анализ и сравнение.

Результаты: В 2013 году Государственной Думой был рассмотрен законопроект, предусматривающий появление наследственного договора в России. С введением в российское законодательство конструкции наследственного договора появится целый ряд проблем, неурегулированных законопроектом. Потребуется пересмотр всего раздела V части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку рассматривается новый для российского законодательства институт – наследственный договор.

Ключевые слова: наследственный договор, правовое регулирование наследственного договора, третий вид наследования.

Bushlyakova D.V.

To a question of problems of application of the hereditary contract in the Russian Federation

Purpose: Research of the hereditary contract and its legal regulation.

Methodology: Analysis and comparison methods were used.

Results: In 2013 the State Duma considered the law providing emergence of the hereditary contract in Russia. With the introduction in the Russian legislation inheritance contract you will see a few problems that are not regulated by law. Will need to review all of section V of part three of the Civil code of the Russian Federation.

Novelty/originality/value: Article possesses the high scientific value as the institute, new to the Russian legislation, – the hereditary contract.

Keywords: hereditary contract, legal regulation of hereditary contract, the third type of inheritance.

Конструкция наследственного договора появилась в эпоху Средневековья [2]. В настоящее время наследование по договору активно применяется в Германии, Швейцарии, Австрии, Украине [1, 4, 6].

13 июня 2013 года в Государственной Думе был рассмотрен проект Федерального закона «О внесении изменений в раздел V части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [2], который подразумевает появление наследственного договора в России.

Целью законопроекта является создание дополнительных законодательных механизмов защиты имущественных прав граждан, прежде всего лиц пожилого возраста, посредством наследственного договора.

Наследственный договор – это договор, по которому одна сторона (приобретатель) обязуется выполнять по распоряжению другой стороны (отчуждателя) определенное действие (действия) имущественного или неимущественного характера и в случае его смерти (объявления его умершим) приобретает право собственности на определенное в данном договоре имущество отчуждателя.

Наследственный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению, а договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества, подлежит также государственной регистрации.

Со дня смерти отчуждателя приобретатель становится собственником имущества независимо от момента государственной регистрации.

В целях обеспечения исполнения наследственного договора определенное им имущество будет находиться в залоге у приобретателя. При этом данное имущество подлежит обязательной оценке независимым оценщиком.

Отчуждатель вправе назначить лицо, которое будет осуществлять контроль за исполнением наследственного договора после его смерти. При отсутствии такого лица контроль за исполнением наследственного договора осуществляет нотариус по месту открытия наследства.

Изменение и расторжение наследственного договора возможно только по соглашению сторон. Наследственный договор может быть изменен или расторгнут в одностороннем порядке по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях (например, по требованию приобретателя в случае невозможности выполнения им распоряжений отчуждателя).

Наследственный договор похож на договор пожизненной ренты на условиях пожизненного содержания с иждивением. Данное сходство проявляется в направленности на передачу одной стороной имущества в собственность другой стороне, за что другая сторона обязуется выполнить определенные распоряжения отчуждателя, предусмотренные договором. Однако между этими договорами имеется существенное различие, которое заключается в моменте перехода права собственности к приобретателю. В наследственном договоре таким моментом является день смерти отчуждателя, а в договоре пожизненного содержания с иждивением – момент заключения договора.

Законопроект предполагает изменение статей 1112 и 1120: в состав наследственной массы не будет входить имущество, подлежащее передаче в собственность приобретателя по наследственному договору. А завещание, содержащее распоряжение об этом имуществе, является ничтожным в части данного завещательного распоряжения. Таким образом, при вступлении в силу закрепится принцип приоритета наследственного договора перед завещанием. Целесообразно будет заметить, что наследственный договор станет третьим видом наследования.

По мнению законодателей, в связи с принятием рассматриваемого Федерального закона не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие актов федерального законодательства [5].

Однако с введением данного института возникнет целый ряд проблем.

Во-первых, наследственный договор делает завещание полностью или в определенной части ничтожным. С одной стороны, наследственный договор защищает права заключивших его сторон, а с другой – наделяет недобросовестных наследников дополнительным инструментом оспаривания неугодных завещаний, то есть возникает риск появления поддельных наследственных договоров. Чтобы этого избежать, необходимо усложнить процедуру заключения наследственного договора. Например, в Германии, Австрии и Швейцарии такая процедура включает в себя присутствие сторон, нескольких свидетелей и двух нотариусов, а Германия практикует заключение таких договоров в суде.

Во-вторых, возникает вопрос по поводу обязательной доли в наследстве. Очевидно, что в данном случае необходимо обезопасить имущество приобретателя, следовательно, право наследников на обязательную долю не должно распространяться на имущество, определенное в наследственном договоре. В данном случае представляется возможным учесть зарубежный опыт. Австрийский законодатель устанавливает так называемую «свободную четверть», то есть наследственный договор может распространяться только на три четверти наследства. В Швейцарии допускается заключение так называемого «негативного» договора, то есть наследник, обладающий правом на обязательную долю в наследстве, отказывается от своего права полностью или частично взамен на встречное предоставление.

В-третьих, возникает вопрос, как быть с долгами наследодателя? Очевидно, что в этом случае приобретатель не должен отвечать по долгам отчуждателя, в отличие от наследников. Данный вопрос не является урегулированным в законопроекте. Здесь будет уместно определение «свободной четверти», которая была упомянута выше.

В качестве предложения можно отметить следующее: по проекту Закона отчуждатель вправе назначить лицо, которое будет контролировать исполнение условий договора после его смерти. Контроль за исполнением договора необходимо распространить на период «до и после смерти отчуждателя». Данное положение будет еще больше дисциплинировать приобретателя в исполнении им своих обязательств.

Следует отметить ряд положительных сторон наследственного договора как для отчуждателя, так и для приобретателя:

– широкий круг обязанностей приобретателя (по сравнению с договором пожизненного содержания с иждивением);

– право собственности на предмет договора переходит к приобретателю после смерти отчуждателя, что дополнительно дисциплинирует приобретателя;

– после смерти отчуждателя приобретатель автоматически становится собственником определенного в договоре имущества независимо от государственной регистрации;

– наследственный договор можно изменить и расторгнуть только при согласии обеих сторон, в то время как завещание может быть изменено в любой момент.

Однако наследственное право России и так является достаточно сложным институтом. Пожилые люди, на которых в основном рассчитан законопроект, временами не имеют возможности в должной мере ознакомиться с законодательством. А введение дополнительного правового института еще больше затруднит понимание своих прав и возможностей.

Пристатейный библиографический список

1. Dudarev A.V., Hamidullina A.A. Theoretical bases of inheritance: features of formation of conceptual positions // Образование и право. 2011. № 1. С. 105–108.

2. Аболонин В.О. Общая характеристика наследственного договора в праве Германии, Австрии и Швейцарии // Нотариальный вестник. 2010. № 2. С. 3–9.

3. <Законопроект № 295719-6 «О внесении изменений в раздел V части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»> http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf.

4. Косовская В.А. Наследники по закону как участники частноправовых отношений с иностранным элементом // Юстиция. 2014. № 1. С. 4.

5. <Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона> http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf.

6. Рустамова Э.Р. Понятие, объект и субъект наследственных правоотношений // Правовая инициатива. 2012. № 3. С. 2.

References (transliterated)

1. Dudarev A.V., Hamidullina A.A. Theoretical bases of inheritance: features of formation of conceptual positions // Obrazovanie i pravo. 2011. № 1. S. 105–108.

2. Abolonin V.O. Obshhaja harakteristika nasledstvennogo dogovora v prave Germanii, Avstrii i Shvejcarii // Notarial’nyj vestnik. 2010. № 2. S. 3–9.

3. <Zakonoproekt № 295719-6 «O vnesenii izmenenij v razdel V chasti tret’ej Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii»> http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf.

4. Kosovskaja V.A. Nasledniki po zakonu kak uchastniki chastnopravovyh otnoshenij s inostrannym jelementom // Justicija. 2014. № 1. S. 4.

5. <Perechen’ aktov federal’nogo zakonodatel’stva, podlezhashhih priznaniju utrativshimi silu, priostanovleniju, izmeneniju, dopolneniju ili prinjatiju v svjazi s prinjatiem dannogo zakona> http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf.

6. Rustamova Je.R. Ponjatie, ob#ekt i sub#ekt nasledstvennyh pravootnoshenij // Pravovaja iniciativa. 2012. № 3. S. 2.

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.