RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Кузнецова О.Б.

Право осужденных на получение юридической помощи в зарубежном законодательстве

Цель: Исследование вопросов, связанных с оказанием юридической помощи осужденным, в законодательстве зарубежных стран.

Методология: Использовались сравнительный, оценочный и формально-юридический методы.

Результаты: В предлагаемой статье рассмотрены особенности оказания юридической помощи осужденным в зарубежных странах. Охарактеризованы возможности получения юридической помощи осужденными к наказанию в виде лишения свободы в странах Северной Америки, Европы, Африки, Азии, Австралии. Проанализировано законодательство стран Евразийского экономического союза, регулирующее права осужденных в части получения ими юридической помощи. Выявлен негативный и позитивный опыт реализации осужденными права на получение юридической помощи в различных государствах.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку отражает результаты одного из первых исследований зарубежного законодательства в области оказания юридической помощи осужденным.

Ключевые слова: юридическая помощь осужденным, защита осужденного за рубежом, адвокат осужденного.

Kuznetsova O.B.

The right of prisoners to receive legal assistance in foreign legislation

Purpose: Research of issues related to the provision of legal assistance to convicts, the law of foreign countries.

Methodology: Comparative, evaluation and formally-legal method was used.

Results: The author describes the possibility of obtaining legal assistance to prisoners sentenced to the penalty of deprivation of liberty in North America, Europe, Africa, Asia, Australia. The article analyzes the legislation of the countries of the Eurasian economic Union, governing the rights of prisoners to obtain legal advice. Negative and positive experience of realization of convicted persons the right to receive legal assistance are revealed in different states.

Novelty/originality/value: The article has a high scientific value, because it reflects the results of one of the first studies of foreign law in providing legal assistance to prisoner.

Keywords: legal assistance to the prisoners, the defense of the prisoner in foreign law, the prisoner’s lawyer.

Организация юридической помощи осужденным к лишению свободы в современном мире является показателем отношения государства к правовому статусу личности, уважению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Говоря о значении юридической помощи осужденным, обратимся к отчету ООН о Доступе к правовой помощи в системах уголовного правосудия в Африке, опубликованному в 2011 г. Законодательство большинства африканских стран предусматривает возможность осужденных встречаться с адвокатом в тюрьме, однако проведенные сотрудниками ООН опросы показали, что на практике такие встречи происходят лишь иногда. Как отмечено в указанном отчете, длительное отсутствие возможности обращения к адвокату за юридической помощью помещает осужденных в «правовой вакуум». Предоставление независимых услуг юридической помощи в тюрьме позволяет заключенным обосновать их позицию, снижает напряженность и помогает продвинуть уголовные дела, которые требуют обжалования [1]. Полученные в результате проведенных представителями ООН опросов сведения показывают, что после отправки в Кении в 2006 г. в тюрьму для помощи заключенным юристов в отношении более 30000 заключенных был применен правильный уголовный закон, их интересы по вопросам освобождения под залог, подачи жалоб, условно-досрочного освобождения были представлены в суде. В кенийской тюрьме Langata ассистенты ООН отметили сокращение численности заключенных на 80 % в течение шестинедельного периода оказания юридической помощи. В Малави в период с мая 2000 по февраль 2009 г. юристы оказали помощь более 150000 заключенным, правильно применив уголовный закон, способствуя общему снижению заключенных в Малави с 40 % в 2000 г. до 18 % в 2009 г. Генеральный комиссар тюрем в Уганде объясняет снижение числа заключенных (с 63 до 56 % в настоящее время) работой юристов, оказывающих юридическую помощь осужденным. В Сьерра-Леоне ассистенты, работающие с адвокатами в рамках пилотного проекта оказания юридической помощи осужденным, приняли участие в 405 делах и обеспечили освобождение заключенных по 112 делам в связи с отсутствием правовых оснований для уголовного преследования, а также освобождение 27 несовершеннолетних за шесть недель [1]. Приведенный отчет о деятельности юристов в развивающихся странах Африки свидетельствует об огромном значении оказания юридической помощи осужденным, особенно в развивающихся странах.

В большинстве развитых зарубежных государств оказание социальной и юридической помощи осужденным является приоритетным направлением государственной политики, поскольку лица, находящиеся в заключении, подвержены незаконным ограничениям и нарушениям их прав. В целях реализации пенитенциарной политики законодательство некоторых стран устанавливает специальные должности в исправительных учреждениях, уполномоченные оказывать юридическую помощь нуждающимся в ней осужденным. Так, в исправительных учреждениях Ирландии есть должность инспектора тюрем, который призван обеспечивать независимый контроль и критику пенитенциарной системы. Его независимость предусмотрена в Законе о тюрьмах 2007 г. В его обязанности входят встречи с заключенными и представительство осужденных перед тюремными властями, а также надзор за пенитенциарными учреждениями [4]. Аналогичный опыт встречается и в Италии, где в каждой тюрьме есть социальные работники, которые оказывают юридическую и социальную помощь, к примеру, содействуют поддержанию контактов с семьей. Они также участвуют во всех производствах, связанных с любыми улучшениями в положении осужденных, помогают подавать заявления и ходатайства. Регулирование оказания адвокатом юридической помощи осужденным в Италии во многом схоже с подобной процедурой в российском законодательстве. Адвокат автоматически предоставляется заключенному за счет государства на стадии следствия и суда по назначению следственных органов в случае, если заключенный не имеет возможности пригласить собственного адвоката. Юридическая помощь осужденному в Италии (Patrocinio gratuito), как и в отечественном законодательстве, может быть доступна на любой стадии судебного процесса в уголовном судопроизводстве. Юридические расходы по общему правилу возмещаются осужденными. Осужденный может ходатайствовать в суде о возмещении расходов на юридическую помощь государством, если докажет, что его доход меньше, чем 10766,33 евро в год [6].

В Великобритании до 2012 г. действовала Комиссия по юридическим услугам, the Legal Services Commission, функциями которой было создание и управление программами юридических услуг в Англии и Уэльсе. В 2012 г. в результате реформирования законодательства о юридической помощи в связи с необходимостью сокращения расходов на юридические услуги был принят Акт «О порядке оказания юридической помощи, вынесения приговоров и мерах правовой ответственности» (the Legal Aid, Sentencing and Punishment of Offenders Act 2012). Данным актом функции упраздненной комиссии по юридическим услугам были переданы лорду-канцлеру и министерству юстиции. Пункт B статьи 14 Акта «О правовой помощи, вынесении приговора и наказании преступников 2012» указывает на то, что право на юридическую помощь при разбирательстве в суде предоставляется по обращению лица, осужденного за преступление, в том числе при обжаловании приговора или постановления. Статья 21 данного Акта устанавливает, что если осужденный не имеет средств для оплаты услуг адвоката, адвокат предоставляется за счет государственных средств. При этом соответствующий орган вправе делать информационные запросы в государственные органы в целях выяснения информации о финансовых ресурсах лица. В соответствии с информацией, опубликованной на официальном сайте Российского агентства правовой и судебной информации, к 2013 г. ежегодный объем субсидируемой юридической помощи в Англии и Уэльсе составлял 2 млрд. фунтов стерлингов, являясь наиболее значительной статьей государственных расходов. Из расчетов на душу населения эти расходы примерно вдвое превышали издержки по программам субсидируемой помощи в Ирландии и примерно в четыре раза – издержки по аналогичным программам в Канаде [3]. Отметим, что правовое регулирование оказания юридической помощи осужденным в Великобритании, на наш взгляд, является одним из лучших в мире в части обеспечения реализации осужденными своих прав. Оказание юридической помощи адвокатами за счет государственных средств по качеству идентично тем же услугам, предоставляемым адвокатами за счет средств осужденных. Обусловлено это вполне объяснимыми факторами: британское правительство выделяет солидные суммы для оплаты работы адвокатов, оказывающих юридическую помощь осужденным за счет средств государства. При этом в Великобритании в последние десятилетия выявлено общее существенное снижение уровня преступности, особенно понизился уровень насильственных преступлений [9]. Считаем, данные показатели частично обусловлены проводимой пенитенциарной политикой в области оказания юридической помощи осужденным.

На негосударственном уровне в Великобритании существует учрежденная в 1981 г. благотворительная организация «Prison reform trust» (PRT), которая оказывает юридическую помощь осужденным, родственникам осужденных. PRT работает в целях создания гуманной и эффективной пенитенциарной системы, улучшения тюремных условий, отстаивания прав заключенных, содействия созданию альтернатив лишению свободы, парламентского лоббирования интересов заключенных [5].

В США в соответствии с Актом об уголовной юстиции (18 U.S. Code § 3006A – Adequate representation of defendants) установлен порядок оказания бесплатной юридической помощи различным категориям граждан, осужденным к лишению свободы, в том числе малоимущим и несовершеннолетним. Адвокат в соответствии с планом должен быть определен из группы адвокатов, назначенных или утвержденных судом, или из коллегии адвокатов, адвокатской конторы. В каждом случае суд уведомляет лицо, что адвокат будет представлять его по назначению, если он финансово не в состоянии оплатить услуги адвоката. Если человек отказывается от представления адвокатом его интересов, суд обязан выяснить, не отказывается ли человек от услуг адвоката из-за финансовой несостоятельности. Если на любой стадии производства, включая обжалование, мировой судья или суд приходит к выводу, что человек финансово не в состоянии оплатить адвоката, суд может назначить адвоката в любой стадии судебного разбирательства. Услуги любого адвоката, назначенного из ассоциации, или агентства по оказанию правовой помощи, или сообщества организации защитников, возмещаются из бюджетных средств в размере, не превышающем 60 долларов в час за время, потраченное в суде, и 40 долларов в час – за работу вне суда. За представление интересов обвиняемого (осужденного) компенсация вознаграждения адвокату не должна превышать 7000 долларов для каждого адвоката в деле о преступлении и 2000 долларов для каждого адвоката в деле о проступке.

Также, учитывая особенности уголовно-правовой системы Соединенных Штатов, необходимо уточнить, что уголовную политику регулирует не только федеральное законодательство, но и законодательство штатов. Различные штаты по-разному определяют право осужденных на юридическую помощь. Однако во всех штатах существуют «jailhouse lawyers». Этот разговорный термин в американском английском применяется для обозначения заключенного в тюрьме, который неофициально оказывает помощь другим заключенным в правовых вопросах, связанных с осуждением (например, освобождением от отбывания наказания, помилованием, отсрочкой исполнения наказания и т. п.), или в вопросах, связанных с условиями содержания в тюрьме. Иногда они также оказывают помощь другим заключенным по гражданским вопросам правового характера [7]. Верховным судом США была признана важной роль, которую «тюремные адвокаты» играют в системе уголовного правосудия. В решении по делу Johnson v. Avery, 393 U.S. 483 (1969) Верховный суд США постановил, что «тюремные адвокаты» должны быть разрешены для оказания юридической помощи неграмотным заключенным в подаче ходатайств о помощи по вопросам наказания, если государство не обеспечивает разумную альтернативу.

В Австралийском союзе, имеющем федеративное устройство, подобное США, штаты наделены правом регулировать правоотношения в сфере правовой помощи осужденным. Так, в штате Виктория в соответствии с Актом о правовой помощи (Legal Aid Act 1978) государство может оказывать юридическую помощь лицу, в том числе осужденному, если оно не в состоянии позволить себе оплатить услуги частного юриста. При принятии решения, нуждается ли лицо в государственной правовой помощи по причине того, что оно не в состоянии позволить себе полную стоимость юридических услуг частнопрактикующего юриста, учитываются доходы лица; денежные средства, которые доступны для лица или могут быть доступны; долги, обязательства и другие финансовые обязанности лица; стоимость жизни в местности, в которой лицо проживает; затраты на получение юридических услуг от частных практикующих юристов; любые другие вопросы, касающиеся возможности оплаты полной стоимости юридических услуг от частного юриста. Примечательно, что в случае обращения осужденного за юридической помощью в связи с обжалованием приговора решение о предоставлении юридической помощи за счет средств государственного бюджета принимается в зависимости от того, есть ли разумные основания для обжалования. Данное условие оказания юридической помощи, на наш взгляд, нарушает права и законные интересы осужденных, поскольку лишь суд вправе устанавливать обоснованность поданной жалобы на приговор. Также отметим, что в штате Виктория юридическая помощь не предоставляется в соответствии с Актом о правовой помощи человеку, который не имеет постоянного места жительства в государстве, если помощь не относится к судебному разбирательству.

Статья 22 (I) Конституции Индии устанавливает, что ни одно лицо, подвергшееся аресту, не может содержаться в заключении, если ему не будут сообщены в возможно короткий срок основания такого ареста, и ему не может быть отказано в праве пользоваться консультацией и защитой адвоката по своему выбору [8]. Это законное право расширено в уголовно-процессуальном кодексе (раздел 30441), где указано, что право пользоваться консультацией и защитой адвоката, а также выбирать адвоката возникает с момента ареста. Верховный суд Индии по одному из уголовных дел постановил, что конституционным правом каждого обвиняемого, который не может нанять адвоката и обеспечить юридические услуги по причинам бедности, нищеты, является право на бесплатные юридические услуги, предоставляемые ему государством, и государство обязано обеспечить адвоката такому человеку, если интересы правосудия того требуют. Если бесплатные юридические услуги не предоставляются в суде, суд сам по себе может быть признан незаконным. В соответствии с законом о юридических услугах 1987 г. бесплатная правовая помощь осужденным доступна не только в уголовных делах, но и в гражданских, экономических и административных [2]. Данное положение индийского законодательства может служить примером для реформирования отечественного законодательства в части предоставления юридической помощи осужденным по гражданским делам, поскольку законодательство РФ регулирует вопросы оказания бесплатной юридической помощи осужденным на общих основаниях, не выделяя осужденных в отдельную категорию лиц, нуждающихся в бесплатной юридической помощи по ряду дел.

В законодательстве Республики Беларусь установлено, что осужденные вправе для получения юридической помощи пользоваться услугами адвокатов или иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи (ч. 8 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь). В соответствии с ч. 6 статьи 83 УИК Республики Беларусь для получения юридической помощи осужденным по их заявлению предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. Свидания не ограничены по количеству и продолжительности. Нормы УИК Республики Беларусь о правах и обязанностях адвоката, оказывающего юридическую помощь в местах лишения свободы, конкретизированы в Инструкции о поведении адвоката в местах содержания под стражей и исправительных учреждениях, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 18 мая 2005 года № 22. В соответствии с данным документом для предоставления свидания (встречи, общения) с осужденным адвокат обязан иметь ордер юридической консультации, а также паспорт гражданина Республики Беларусь. Также устанавливаются требования к свиданиям (встречам, общениям) адвоката с осужденным, которые проводятся во время, установленное правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения, и не ограничиваются по количеству и продолжительности.

Кроме того, на основе анализа норм УИК Республики Беларусь можно сделать вывод о том, что коммуникации осужденного с адвокатом подлежат цензуре на общих основаниях. Безусловно, данные факты являются грубыми нарушениями международных стандартов оказания юридической помощи, режима профессиональной тайны адвоката, в связи с чем законодательство Республики Беларусь в указанной сфере требует реформирования.

В законодательстве Республики Казахстан закреплено право осужденных на получение квалифицированной юридической помощи в виде консультаций, справок, составления документов правового характера, а также в иных формах в порядке, установленном законами Республики Казахстан. Часть 4 статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан указывает, что переписка осужденного к лишению свободы, аресту или смертной казни с адвокатом контролю не подлежит. Нормы, установленные положениями п. 5 ч. 2 ст. 86, п. 2 ч. 2 ст. 159 УИК Республики Казахстан, закрепляют права осужденных на свидания с адвокатом без ограничения их количества, продолжительности и в условиях, обеспечивающих их конфиденциальность. В соответствии с ч. 6 ст. 106 для получения квалифицированной юридической помощи осужденным по их письменному или устному заявлению предоставляются свидания с адвокатами без ограничения их количества, продолжительности и в условиях, обеспечивающих их конфиденциальность. Нельзя не обратить внимание на то, что права осужденных, связанные с получением юридической помощи, в Республике Казахстан урегулированы более прогрессивно, чем в Российской Федерации, в соответствии с мировыми стандартами правового положения осужденных. Так, в УИК РФ содержатся нормы о праве на юридическую помощь без указания на такой важный признак, как квалифицированность; в УИК Республики Казахстан данный пробел устранен. Также положения о возможности цензуры переписки осужденного с адвокатом в российском законодательстве, критикуемые в настоящем исследовании, не нашли своего отражения в законодательстве Республики Казахстан. В связи с изложенным считаем, что опыт Республики Казахстан может служить образцом для модернизации некоторых норм законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 12 УИК Республики Армения осужденный вправе получать юридическую помощь; на то, какие субъекты вправе ее оказывать, указаний нет. В иных нормах фигурирует слово не «адвокат», а «защитник». В соответствии с ч. 2 ст. 50 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Армения осужденному предоставляются свидания с защитником без ограничения их количества и продолжительности. Свидания осужденного с защитником проходят изолированно, а по желанию осужденного на свидании могут присутствовать представитель или представители дисциплинарного батальона. В соответствии с ч. 5 ст. 50 переписка осужденного осуществляется через командование дисциплинарного батальона и без ознакомления с содержанием переписки; она подлежит внешнему осмотру в целях исключения передачи запрещенных предметов и веществ, то есть цензуре не подлежит не только переписка в связи с оказанием юридической помощи, но и любая переписка осужденного, допускается лишь внешний осмотр без прочтения. Данная норма коррелирует с мнением Европейского суда по правам человека, выраженным, в частности, в Постановлении Европейского суда по правам человека «Фокс, Кэмпбелл и Хартли против Соединенного Королевства» (Fox, Campbell and Hartley v. United Kingdom) от 30 августа 1990 г.

В законодательстве Киргизии установлено право на получение осужденным квалифицированной юридической помощи (п. 8 статьи 11 УИК Кыргызской Республики), согласно п. 6 ст. 121 для получения юридической помощи осужденным могут предоставляться свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. По желанию осужденного и адвоката свидания могут предоставляться наедине и без ограничения времени. В Киргизии вся отправляемая и получаемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре, кроме переписки осужденных военно-служащих (п. 2 ст. 63, п. 3 ст. 123 УИК Кыргызской Республики), никаких специальных норм о переписке с адвокатом в киргизском законодательстве не содержится. Анализируя правовое регулирование получения юридической помощи в Киргизии, нужно особо отметить наличие указания на необходимость оказания осужденным квалифицированной юридической помощи. В то же время нормы, устанавливающие правила оказания юридической помощи, в частности, касающиеся конфиденциальности правовых услуг, требуют изменения.

Подводя итоги изложенному в настоящей статье, резюмируем основные выводы:

1. Рассмотренный опыт оказания юридической помощи представителями Организации Объединенных Наций демонстрирует огромное значение своевременно оказанной юридической помощи осужденным для защиты их прав, а также для реализации целей уголовной политики, в том числе освобождения невиновных от уголовной ответственности и наказания.

2. Во многих развитых странах мира существуют государственные должности социальных работников, призванных оказывать юридическую помощь заключенным, а также негосударственные организации, предоставляющие нуждающимся осужденным юридические услуги бесплатно.

3. В законодательстве большинства изученных стран есть нормы о предоставлении юридической помощи осужденным по вопросам, связанным с исполнением наказания и обжалованием приговора, за счет средств государственного бюджета. Однако в разных странах условия предоставления бесплатной юридической помощи различаются. Нормы о предоставлении бесплатной юридической помощи по вопросам в сфере гражданского права в законодательстве большинства стран отсутствуют.

4. Государства, имеющие федеративное устройство, регулируют отношения по оказанию юридической помощи осужденным как на уровне федерации (союза), так и на уровне штатов, входящих в состав федерации. Двухступенчатая система правового регулирования оказания юридической помощи во многом способствует учету интересов каждого штата (члена) федерации (союза), что является положительным опытом для применения в отечественном праве.

5. Регулирование оказания юридической по-

мощи в государствах – членах Евразийского экономического союза во многом схоже с регулированием в российском законодательстве, что обусловлено исторически сложившимися особенностями становления этих государств. Однако, к примеру, в Республике Беларусь условиям оказания юридической помощи осужденным к лишению свободы посвящен отдельный нормативный документ, устраняющий многие пробелы в уголовно-исполнительном законодательстве, характерные и для аналогичных правоотношений в РФ.

Пристатейный библиографический список

1. Access to Legal Aid in Criminal Justice Systems in Africa / Survey Report / UNITED NATIONS New York, 2011.

2. Beniwal Nidhi. Assistant Professor, Department of Law, Kurukshetra University. «Role of Judiciary in Protecting the Rights of Prisoners», January, 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.legalservicesindia.com/article/article/role-of-judiciary-in-protecting-the-rights-of-prisoners-1616-1.html.

3. http://rapsinews.ru/international_news/20130409/

266963822.html#ixzz3TMCGaJFF.

4. http://www.defence.ie/WebSite.nsf/Sub+Document+

ID/B3AB5F97ED2DED6A80257A4800348A.29.

5. http://www.prisonreformtrust.org.uk.

6. Information Pack for British Prisoners in Italy / British Embassy, Rome, British Consulate-General, Milan, 30th July 2014.

7. Mumia Abu-Jamal, Angela Y. Davis. Jailhouse layers. Prisoners defending. Prisoners v. the U.S.A., City Lights Books. – San Francisco, 2009.

8. Конституции зарубежных государств: Учеб. пособ. / Сост. проф. В.В. Маклаков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2003.

9. Сморгунова А.Л. Современное состояние преступности в США и Великобритании (обзор основных тенденций) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 87.

References (transliterated)

1. Access to Legal Aid in Criminal Justice Systems in Africa / Survey Report / UNITED NATIONS New York, 2011.

2. Beniwal Nidhi, Assistant Professor, Department of Law, Kurukshetra University. «Role of Judiciary in Protecting the Rights of Prisoners», January, 2014 [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: URL: http://www.legalservicesindia.com/article/article/role-of-judiciary-in-protecting-the-rights-of-prisoners-1616-1.html.

3. http://rapsinews.ru/international_news/20130409/

266963822.html#ixzz3TMCGaJFF.

4. http://www.defence.ie/WebSite.nsf/Sub+Document+

ID/B3AB5F97ED2DED6A80257A4800348A.29.

5. http://www.prisonreformtrust.org.uk.

6. Information Pack for British Prisoners in Italy / British Embassy, Rome, British Consulate-General, Milan, 30th July 2014.

7. Mumia Abu-Jamal, Angela Y. Davis. Jailhouse layers. Prisoners defending. Prisoners v. the U.S.A., City Lights Books. – San Francisco, 2009.

8. Konstitucii zarubezhnyh gosudarstv: Ucheb. posob. / Sost. prof. V.V. Maklakov. – 4-e izd., pererab. i dop. – M.: Volters Kluver, 2003.

9. Smorgunova A.L. Sovremennoe sostojanie prestupnosti v SShA i Velikobritanii (obzor osnovnyh tendencij) // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. – 2009. – № 87.

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.