Ямалетдинова Н.В.
В последние годы в системе социального аудита обозначились присущие только ему признаки, процедуры, технологии, специфические проблемы и, соответственно, способы и методы их анализа и разрешения. В рамках данной статьи будет предпринята попытка определения содержания внутреннего социального аудита правоохранительной деятельности и определения места в системе контроля над деятельностью ОВД. Под внутренним аудитом правоохранительной деятельности предлагаем понимать процесс разового или систематического мониторинга сотрудниками правоохранительной структуры состояния ее социальной среды, диагностирования системы управления, выявления внутренних резервов и обеспечения руководства рекомендациями по повышению эффективности ее функционирования [4].
Феномен внутреннего социального аудита заключается в том, что он может быть лишен значительного числа недостатков в организации ведомственного контроля, вытекающих из принципа единоначалия, исторически являющегося доминантным в правоохранительной системе
России. Э.А. Смирнов считает, что «применительно к организационной системе аудит дает следующие преимущества по отношению к обычному контролю: гармонизация, достоверность, независимость, объективность, однозначность, повторяемость, понятность, профессионализм, уместность, сопоставимость, стабильность, своевременность» [3].
Особенно актуальным это станет, если нормативно закрепить положение о том, что ОВД, подлежащие процедуре ведомственного контроля, могут иметь право по собственной инициативе проводить проверки в рамках социального аудита, которые не заменяют ведомственный контроль, но могут иметь значение при вынесении решения руководителем контролирующего или вышестоящего органа. Подобным образом организован в настоящее время пожарный аудит.
Внутренний социальный аудит, в отличие от внешнего, проводится представителями самой правоохранительной структуры. Его основной задачей является мониторинг системы отношений, сложившихся в организации, определение уровня работоспособности и эффективности системы управления и выявление скрытых внутренних резервов. Он может проводиться специальным структурным подразделением ОВД (например, кадровыми и воспитательными подразделениями, подразделениями собственной безопасности), специально созданным отделом или управлением, а также временно назначенными специалистами различных служб и подразделений. Социальный аудит должен является неотъемлемой частью управленческого контроля в сфере правоохранительной деятельности.
Исходя из этого, внутренний социальный аудит можно представить, с одной стороны, как мониторинг состояния внутренней социальной среды ОВД, а с другой - как совокупность процедур диагностирования системы управления ею, выявления скрытых социальных резервов и оценки потенциальных рисков в деятельности организации. Как справедливо отмечает П.Э. Шлендер, суть социального аудита - диагностика причин возникающих в организации проблем, оценка их важности и возможности разрешения [5].
Основная целевая группа, на которую может быть направлен внутренний социальный аудит в МВД России, - руководители нижестоящих по отношению к контролирующему органу территориальных и местных органов министерства, а также их службы и подразделения.
Цели внутреннего аудита должны определяться руководством правоохранительной структуры в зависимости от предоставленных ей государством функций и полномочий путем закрепления их в ведомственных нормативных актах. Его стратегической целью является диагностика всей структуры управления правоохранительным органом, сопровождаемая оценкой отдельных проблем и рисков в деятельности управленческих систем, т. е. по своей сути внутренний социальный аудит является аудитом системы управления человеческими ресурсами организации.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
- оценка потенциальных социальных рисков в организации деятельности ОВД;
- своевременное информирование руководства о выявленных в процессе аудита недостатках для принятия оперативных мер по их нивелированию;
- определение «узких» мест в организации устойчивого взаимодействия всех элементов ОВД;
- своевременное определение очагов социальной напряженности в организации и предупреждение социальных конфликтов между отдельными сотрудниками и коллективами в целях бесперебойного и сбалансированного функционирования правоохранительной структуры;
- организация обучения персонала, привлекаемого к проведению внутреннего аудита;
- применение современных социальных технологий в процессе проведения аудита;
- совершенствование системы внутреннего аудита;
- организация агрегирования результатов ведомственного контроля и социального аудита с целью объединения их в единую систему, которая, тем не менее, должна исключать дублирование целей и задач различных форм контроля.
Формы и методы. Результаты внутреннего социального аудита могли бы существенно дополнить реальную картину состояния социальных отношений в правоохранительных коллективах, основанную на докладах руководителей служб и подразделений ОВД и показателях ведомственного контроля. Открытость результатов социального аудита могла бы внести свой вклад в антикоррупционную деятельность, которая организуется в последнее время в правоохранительных органах.
С.В. Егорышев и Н.В. Егорышева выделяют форму внутреннего социального аудита, которую они условно назвали «самоаудитом» [1]. Он заключается в мониторинге общественного мнения сотрудников, при котором они сами оценивают свою работу и работу своих коллег, функционирование всей системы правоохранительных органов, наличие имеющихся проблем и результатов их решения.
Важной особенностью внутреннего социального аудита правоохранительной деятельности является и то, что он носит многоуровневый характер, т. е. может проводиться правоохранительными структурами федерального, территориального и местного уровней. Он может быть обязательным и добровольным, может отличаться масштабами, быть разовым и развернутым, частичным и полным, может использоваться как инструмент тактического, оперативного и стратегического управления подчиненными службами и подразделениями.
Основным методом внутреннего социального аудита является диагностический метод. Он позволяет сделать вывод о существующих рисках, степени эффективности деятельности организации и о способах ее совершенствования.
В настоящее время в России резко возрос интерес к общепринятым на Западе стандартам менеджмента, однако в реальной практике управления правоохранительными органами они применяются крайне редко. Многие руководители этих органов не знакомы или почти не знакомы с инновационными технологиями в сфере менеджмента, это касается и руководителей различных служб и функциональных подразделений.
Объектом внутреннего социального аудита является состояние внутренней социальной среды организации.
Предметом внутреннего социального аудита должна являться объективная информация, поступающая к руководству правоохранительной структуры со всех уровней обследования социоэкономических отношений. Источником такой информации может являться анализ реализации существующей нормативно-правовой документации (законы, указы, соглашения, договоры, приказы, положения, инструкции и другие нормативные акты), а также социальные исследования, т. е. опросы, интервью, мониторинг, статистические данные и тому подобное.
Как правило, социальное обследование становится желаемым или необходимым, если в правоохранительной структуре ухудшается социальный климат или меняется в худшую сторону ее социальный имидж. Наиболее часто подобный дисбаланс может возникнуть в периоды внедрения новых социальных технологий, проведения реструктуризации правоохранительной структуры или всей правоохранительной системы. Величина его зависит от масштабности проводимых реформ в пространстве и во времени.
Использование внутреннего социального аудита правоохранительной деятельности возможно на различных уровнях: федеральном (центральном) - деятельность федеральных правоохранительных органов исполнительной власти; региональном (территориальном) - деятельность структурных подразделений федеральных правоохранительных органов исполнительной власти в федеральных округах и субъектах РФ; местном - деятельность городских, районных и приравненных к ним структурных подразделений федеральных правоохранительных органов исполнительной власти.
Важнейшим предназначением внутреннего социального аудита правоохранительной деятельности как комплексного института обследования социальной сферы является выявление социальных факторов и рисков, имеющих решающее значение для правоохранительной структуры, оценка уровня их развития и того влияния, которое они оказывают на выполнение сотрудниками служебных задач. Основным показателем эффективности внутреннего социального аудита будет являться достижение правоохранительным органом более высоких результатов в оперативнослужебной деятельности.
НОВОСТИ
- "Назад к ничтожеству: контрреформа закона об адвокатуре" стрим Андрея Рагулина и Романа Мельниченко
- Заявление Специального докладчика ООН по вопросу о положении в области прав человека в Российской Федерации
- Первый Всероссийский съезд адвокатов: рождение «монстра» стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Новый закон об адвокатуре: в ожидании золотого века: стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Международная научно-практическая конференция «Российская адвокатура: независимость, самоуправляемость, защищенность» (9 декабря 2023 г., 10-00 Мск.).
- Беседа с Адвокатом Андреем Рагулиным
- Принятие антиадвокатских поправок в закон об адвокатуре
- Independent expert assessment on the Draft Law to amend the Federal Law “On legal practice and legal profession in the Russian Federation”, no. 301952-8
- Антиадвокатская сущность адвокатских палат: стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Обращение Правления Межрегиональной общественной организации "Инициатива 2018" в органы Организации Объединенных Наций, к международным ассоциациям адвокатов и правозащитным организациям
- Круглый стол «Российская адвокатура: защита для защитников» (28 октября 2023 г., 10-00 Мск).
- Круглый стол «Законодательство об адвокатуре в России: прогрессивное развитие или деградация?» (25 ноября 2023 г., 10-00 Мск).
- Научно-практическая Конференция Союза "Негосударственный Экспертный Научно-Исследовательский Центр Судебных Экспертов и Специалистов"
- Мнение Комиссии по продвижению законодательных инициатив в сфере социальных и профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга / о проекте Федерального закона №301952-8 /
- Защитим российскую адвокатуру - 2023!
- Обращение Совета АП Новосибирской области о содержании Законопроекта о внесении изменений в законодательство об адвокатуре
- Независимое экспертное заключение на проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 301952-8
- Обращение в защиту российских адвокатов, подвергающихся преследованию
- 9-й форум по криптовалютам и майнингу Blockchain Life 2022
- 14-15 сентября в Москве состоится 9-й международный форум по криптовалютам и майнингу Blockchain Life 2022.