RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Читайте в следующем номере

Индексирование журнала

Импакт-фактор российских научных журналов

Группа ВКонтакте

Группа в FB

International scientific and practical law journal Eurasian Journal of International Law

Ямалетдинова Н.В.

В последние годы в системе социального ау­дита обозначились присущие только ему при­знаки, процедуры, технологии, специфические проблемы и, соответственно, способы и методы их анализа и разрешения. В рамках данной статьи будет предпринята попытка определения содер­жания внутреннего социального аудита правоох­ранительной деятельности и определения места в системе контроля над деятельностью ОВД. Под внутренним аудитом правоохранительной дея­тельности предлагаем понимать процесс разово­го или систематического мониторинга сотрудни­ками правоохранительной структуры состояния ее социальной среды, диагностирования систе­мы управления, выявления внутренних резервов и обеспечения руководства рекомендациями по повышению эффективности ее функционирова­ния [4].

Феномен внутреннего социального аудита за­ключается в том, что он может быть лишен зна­чительного числа недостатков в организации ведомственного контроля, вытекающих из прин­ципа единоначалия, исторически являющегося доминантным в правоохранительной системе

России. Э.А. Смирнов считает, что «применитель­но к организационной системе аудит дает следу­ющие преимущества по отношению к обычному контролю: гармонизация, достоверность, неза­висимость, объективность, однозначность, повто­ряемость, понятность, профессионализм, умест­ность, сопоставимость, стабильность, своевремен­ность» [3].

Особенно актуальным это станет, если норма­тивно закрепить положение о том, что ОВД, под­лежащие процедуре ведомственного контроля, могут иметь право по собственной инициативе проводить проверки в рамках социального ау­дита, которые не заменяют ведомственный кон­троль, но могут иметь значение при вынесении решения руководителем контролирующего или вышестоящего органа. Подобным образом орга­низован в настоящее время пожарный аудит.

Внутренний социальный аудит, в отличие от внешнего, проводится представителями самой правоохранительной структуры. Его основной за­дачей является мониторинг системы отношений, сложившихся в организации, определение уров­ня работоспособности и эффективности системы управления и выявление скрытых внутренних резервов. Он может проводиться специальным структурным подразделением ОВД (например, кадровыми и воспитательными подразделения­ми, подразделениями собственной безопасности), специально созданным отделом или управлени­ем, а также временно назначенными специали­стами различных служб и подразделений. Со­циальный аудит должен является неотъемлемой частью управленческого контроля в сфере право­охранительной деятельности.

Исходя из этого, внутренний социальный аудит можно представить, с одной стороны, как мониторинг состояния внутренней социальной среды ОВД, а с другой - как совокупность проце­дур диагностирования системы управления ею, выявления скрытых социальных резервов и оцен­ки потенциальных рисков в деятельности органи­зации. Как справедливо отмечает П.Э. Шлендер, суть социального аудита - диагностика причин возникающих в организации проблем, оценка их важности и возможности разрешения [5].

Основная целевая группа, на которую может быть направлен внутренний социальный аудит в МВД России, - руководители нижестоящих по отношению к контролирующему органу терри­ториальных и местных органов министерства, а также их службы и подразделения.

Цели внутреннего аудита должны определять­ся руководством правоохранительной структуры в зависимости от предоставленных ей государ­ством функций и полномочий путем закрепле­ния их в ведомственных нормативных актах. Его стратегической целью является диагностика всей структуры управления правоохранительным ор­ганом, сопровождаемая оценкой отдельных про­блем и рисков в деятельности управленческих си­стем, т. е. по своей сути внутренний социальный аудит является аудитом системы управления че­ловеческими ресурсами организации.

Для реализации этой цели необходимо реше­ние следующих задач:

-      оценка потенциальных социальных рисков в организации деятельности ОВД;

-      своевременное информирование руковод­ства о выявленных в процессе аудита недостатках для принятия оперативных мер по их нивелиро­ванию;

-      определение «узких» мест в организации устойчивого взаимодействия всех элементов ОВД;

-      своевременное определение очагов соци­альной напряженности в организации и пред­упреждение социальных конфликтов между от­дельными сотрудниками и коллективами в целях бесперебойного и сбалансированного функцио­нирования правоохранительной структуры;

-      организация обучения персонала, привле­каемого к проведению внутреннего аудита;

-      применение современных социальных тех­нологий в процессе проведения аудита;

-      совершенствование системы внутреннего ау­дита;

-      организация агрегирования результатов ве­домственного контроля и социального аудита с целью объединения их в единую систему, кото­рая, тем не менее, должна исключать дублирова­ние целей и задач различных форм контроля.

Формы и методы. Результаты внутреннего со­циального аудита могли бы существенно допол­нить реальную картину состояния социальных отношений в правоохранительных коллективах, основанную на докладах руководителей служб и подразделений ОВД и показателях ведомственно­го контроля. Открытость результатов социально­го аудита могла бы внести свой вклад в антикор­рупционную деятельность, которая организуется в последнее время в правоохранительных органах.

С.В. Егорышев и Н.В. Егорышева выделяют форму внутреннего социального аудита, которую они условно назвали «самоаудитом» [1]. Он за­ключается в мониторинге общественного мнения сотрудников, при котором они сами оценивают свою работу и работу своих коллег, функциони­рование всей системы правоохранительных орга­нов, наличие имеющихся проблем и результатов их решения.

Важной особенностью внутреннего социаль­ного аудита правоохранительной деятельности является и то, что он носит многоуровневый ха­рактер, т. е. может проводиться правоохрани­тельными структурами федерального, террито­риального и местного уровней. Он может быть обязательным и добровольным, может отличать­ся масштабами, быть разовым и развернутым, частичным и полным, может использоваться как инструмент тактического, оперативного и страте­гического управления подчиненными службами и подразделениями.

Основным методом внутреннего социального аудита является диагностический метод. Он по­зволяет сделать вывод о существующих рисках, степени эффективности деятельности организа­ции и о способах ее совершенствования.

В настоящее время в России резко возрос интерес к общепринятым на Западе стандартам менеджмента, однако в реальной практике управ­ления правоохранительными органами они при­меняются крайне редко. Многие руководители этих органов не знакомы или почти не знакомы с инновационными технологиями в сфере менед­жмента, это касается и руководителей различных служб и функциональных подразделений.

Объектом внутреннего социального аудита является состояние внутренней социальной сре­ды организации.

Предметом внутреннего социального аудита должна являться объективная информация, по­ступающая к руководству правоохранительной структуры со всех уровней обследования социо­экономических отношений. Источником такой информации может являться анализ реализации существующей нормативно-правовой документа­ции (законы, указы, соглашения, договоры, при­казы, положения, инструкции и другие норма­тивные акты), а также социальные исследования, т. е. опросы, интервью, мониторинг, статистиче­ские данные и тому подобное.

Как правило, социальное обследование ста­новится желаемым или необходимым, если в правоохранительной структуре ухудшается соци­альный климат или меняется в худшую сторону ее социальный имидж. Наиболее часто подобный дисбаланс может возникнуть в периоды внедре­ния новых социальных технологий, проведения реструктуризации правоохранительной структу­ры или всей правоохранительной системы. Вели­чина его зависит от масштабности проводимых реформ в пространстве и во времени.

Использование внутреннего социального аудита правоохранительной деятельности воз­можно на различных уровнях: федеральном (цен­тральном) - деятельность федеральных право­охранительных органов исполнительной власти; региональном (территориальном) - деятельность структурных подразделений федеральных право­охранительных органов исполнительной власти в федеральных округах и субъектах РФ; мест­ном - деятельность городских, районных и при­равненных к ним структурных подразделений федеральных правоохранительных органов ис­полнительной власти.

Важнейшим предназначением внутреннего социального аудита правоохранительной дея­тельности как комплексного института обсле­дования социальной сферы является выявление социальных факторов и рисков, имеющих реша­ющее значение для правоохранительной струк­туры, оценка уровня их развития и того влияния, которое они оказывают на выполнение сотрудни­ками служебных задач. Основным показателем эффективности внутреннего социального аудита будет являться достижение правоохранительным органом более высоких результатов в оперативно­служебной деятельности.

НОВОСТИ

Наши партнеры

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.