RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Читайте в следующем номере

Индексирование журнала

Импакт-фактор российских научных журналов

Группа ВКонтакте

Группа в FB

International scientific and practical law journal Eurasian Journal of International Law

Аюпова З.К., Кусаинов Д.У.

Правовая политика как инструмент совершенствования правовой системы Республики Казахстан

В статье исследуются особенности реализации Концепции правовой политики в Республике Казахстан в свете необходимости совершенствования правовой системы страны.

Ключевые слова: право, концепция, правовая политика, правовая система, модернизация, правовая государственность, законность, правопорядок, демократизация, имплементация.

Ayupova Z.K., Kussainov D.U.

Legal policy as the instrument of the modernization of the legal system

of the Republic of Kazakhstan

In this article the peculiarities of the realization of the Concept of legal policy of the Republic of Kazakhstan in the context of modernization of the legal system of the country have been researched.

Keywords: law, concept, legal policy, legal system, modernization, legal statehood, legality, law order, democratization, implementation.

Проблема правовой политики представляет собой сложный и многогранный феномен, она требует пристального внимания и изучения. Поэтому перед учеными стоят задачи всестороннего исследования новых явлений и процессов правовой политики и теоретического обобщения, способствующих решению насущных социально-правовых проблем.

В современном казахстанском обществе правовая политика возведена в стратегическую политику государства на пути строительства демократического правового государства. Ярким подтверждением этому является «Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года», утвержденная Указом Президента РК Н.А. Назарбаева от 24 августа 2009 года № 858. В ней отмечается: «Нужны системные меры, обеспечивающие как режим законности в стране и стабильность правовой системы, так и поступательное развитие национального права в рамках действующей Конституции. Комплексный подход к правовой политике позволит модернизировать всю нормативно-правовую базу в контексте общей стратегии развития государства, в том числе выстраиванию качественно новой модели государственного управления на принципах результативности, прозрачности и подотчетности, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства».[1]

Современный вопрос о сущности правовой политики Республики Казахстан – это вопрос о том, к разряду каких социально-политических явлений относится данная разновидность политики. Политика и право во все времена были так тесно переплетены друг с другом, что в итоге этого взаимодействия появился термин – правовая политика, и он ныне часто встречается в юридической науке.

Под правовой политикой понимается деятельность, в основе которой лежат единство политики и права, концептуально оформленные политико-правовые идеи стратегического и тактического характера, то есть такие идеи доктрины, которые определяют направления развития общества, укрепляют законность и правопорядок, формирование правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности.

Основным содержанием постсоветского развития Казахстана, с точки зрения политико-правового государственного самоопределения, стала эволюция от Республики Советов к президентской республике. Институт президента за период своего недолгого, по историческим меркам развития, существования, всегда находился под пристальным вниманием ученых-правоведов, как один из современных институтов современности. Актуальным является и исследование нормативных актов президента Республики в обновленной правовой системе Казахстана. Пристальное внимание исследователей к данному институту в основном определяется тем, что с самого начала своей деятельности Президент Республики Казахстан стал активно и творчески использовать свои правотворческие полномочия. Им принимается значительное число нормативных указов, имеющих силу закона, проведение референдумов, издание ежегодных Посланий. Однако это направление деятельности президента не рассматривалось ранее в юридической науке, не проводилось всесторонних теоретических и методологических исследований по проблемам издания нормативных Указов президента.

Как известно, сущность правовой политики определяется типом общественно-политических, правовых отношений и культурой вообще. Правовая политика служит механизмом развития страны, обусловленным необходимостью взаимодействия личности, государства и общества. В связи с этим следует отметить, что изучение правовой политики является приоритетным и для Республики Казахстан.

По мнению доктора юридических наук, профессора В.А. Малиновского, «Провозглашение государственного суверенитета и реальное строительство независимого Казахстана с необходимыми атрибутами внутри – внешнеполитическими, экономическими, военными, территориальными и другими институтами, в условиях быстро меняющего мира, требовало от высших государственных органов и в первую очередь от президента – принятия решительных, зачастую смелых и неординарных мер в политической и социально-экономических сферах».[2] Одной из таких мер было внесение изменений в Закон РК «О временном делегировании президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий», принятый 10 декабря 1993 года.[3] Президенту Казахстана было предоставлено право на срок до начала работы первой сессии вновь избранного Верховного Совета РК издавать, на основании и во исполнение Конституции, акты, имеющие силу закона, которые действовали до принятия соответствующих законов РК. В целях реализации положений новой Конституции был издан Закон «О Президенте Республики Казахстан», определен его статус и полномочия Президента РК».[4] Следовательно, на отдельном этапе исторического развития основным действующим источником права были Указы Президента Республики Казахстан. История же свидетельствует, а теория подтверждает, что источником права должен быть признан закон, и только он.

Доктор юридических наук, профессор Р.З. Лившиц подчеркивает, что «обладание принудительной силой выступает в качестве главного критерия наличия права и правовой нормы».[5] В то же время в юридической науке не имеется исследований по вопросу соотношения закона и указа, которые настоятельно требуют научно обоснованного и ясного конституционного регулирования природы указов и законов.

Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента РК Н.А. Назарбаева от 24 августа 2009 г., нацеливает на модернизацию законодательства, укрепление государства, демократизацию политической системы, имплементацию норм ратифицированных актов международного права. В документе сочетается ориентация на развитие законодательства и государственного управления с преемственностью правовой политики, последовательной реализации потенциала норм Конституции и законодательства, на обеспечение правовыми средствами защиты прав и свобод граждан, национальных интересов страны, устойчивого развития общества.

С 2002 г., когда была принята предшествующая концепция правовой политики, было сделано немало по совершенствованию законодательства. Проведена конституционная реформа 2007 г., которая в соответствии с Посланием Президента РК народу Казахстана 2005 г. реализовала первый из двух объявленных этапов конституционной реформы, планировавшейся до 2011 г. включительно. Начато постепенное преобразование формы государства в президентско-парламентскую республику, реализация программы демократизации политической жизни.

Данная концепция ориентирует на правовое регулирование 17 отраслей законодательства имеющимися в настоящее время кодексами. В перспективе возможно выделение новых отраслей и принятие новых кодексов. В Концепции предусматривается широко и на постоянной основе привлекать к нормотворческой деятельности представителей общественности, НПО и объединения, представляющие интересы частного предпринимательства. Концепция правовой политики ориентирует на создание правовых инструментов, развивающих институты гражданского общества и реализации гражданских инициатив.

Концепция правовой политики Республики Казахстан содержит потенциал дальнейшей демократизации и модернизации правовой системы. Поэтому необходима серьезная работа по ее реализации, постоянный контроль над выполнением плана намеченных мероприятий. В целом, Концепция правовой политики призвана теснее связать в единую систему юридическую науку и практику, правотворчество и правоприменение, юридическое образование и правовое воспитание.

В этой связи скажем об адвокатской деятельности в нашей стране. Как известно, адвокатура является добровольным профессиональным объединением граждан, осуществляющим в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющим представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура – это общественная самоуправляющаяся организация, призванная на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг.

Конституция Республики Казахстан провозгласила в качестве одной из важнейших функций государства гарантирование права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, а Концепция правовой политики на 2010–2020 годы определила адвокатуру как ядро оказания квалифицированной юридической помощи. Но как успешно и эффективно адвокатура будет выполнять данную конституционную миссию, конечно, зависит от тех законопроектов, которые регулируют адвокатскую деятельность у нас в стране.

Реализация гражданами конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи является условием и гарантией доступа к правосудию. Механизмы реализации этого права нуждаются в совершенствовании, а процессуальные права адвоката как активного участника уголовного процесса требуют эффективных правовых механизмов реализации.

Вопрос развития адвокатуры и дальнейшего совершенствования системы оказания правовой помощи становится особенно актуальным сегодня. В конце 2009 года в Парламенте проводился Круглый стол, посвященный проблемам независимости правовой профессии в Республике Казахстан. Вопросы, там поднимавшиеся, следующие: развитие адвокатуры, правовой статус и обеспечение независимой реализации полномочий адвоката, правовое регулирование допуска адвокатов к участию в делах, содержащих государственные секреты, по-прежнему ждут своего разрешения в рамках институционального и законодательного совершенствования системы оказания правовой помощи в Казахстане.

Адвокатура занимает важное место в системе правоохранительных органов и организаций. Однако она не является правоохранительным органом, т.к. у адвоката нет полномочий по принуждению к соблюдению чьих-либо прав, он действует на принципиально иной основе: он – защитник, т.е. защищает.

Роль представителей юридической профессии, оказывающих помощь развитию демократического, правового общества, является ключевой в соблюдении обязательств, связанных с принципами справедливого судопроизводства, а также обязательств в области права на эффективные средства правовой защиты, верховенства права, свободы от произвольного ареста или задержания, запрета пыток и независимости судебной системы.

В наше время самое главное, что действительно нужно хорошему защитнику, – это смелая и сильная гражданская позиция, чтобы объективно представлять интересы клиента, выступая против обвинения. Кроме построения отношений со стороной обвинения, адвокат должен также наблюдать и за действиями судей. Уважая принятые в суде стандарты поведения, адвокат, тем не менее, обязан контролировать действия судьи, и, если судья совершает ошибку, подавать апелляционную жалобу в суд вышестоящей инстанции. Иногда адвокат должен оспаривать действия администрации тюрьмы, как, например, в делах о пытках. В демократическом обществе роль адвокатов заключается не только в защите интересов отдельных клиентов. Адвокаты во многих странах сталкиваются с различными угрозами своей независимости: с примерами можно ознакомиться в отчетах Специального докладчика ООН по вопросам независимости судей и адвокатов или в периодических отчетах, публикуемых Международной комиссией юристов «Нападения на правосудие». Адвокату, как никогда, сегодня требуется полная независимость.

Как известно, успешный выбор и реализация защиты обвиняемого во многом зависит от профессионального мастерства адвоката, от его умения анализировать материалы дела, вести допрос, формулировать вопросы к экспертам. В распоряжении защитника находятся различные средства, с помощью которых он спорит с обвинением. Как показала практика, внедрение суда присяжных, передача судам санкционирования ареста положительно сказались на роли адвокатуры. Однако процессуальные права адвоката как активного участника уголовного процесса требуют эффективных правовых механизмов реализации.

Главным критерием оценки качества работы адвоката может быть только одно – эффективность ведения им дела своего доверителя, подзащитного, убедительность его аргументов для следствия и суда. В этом смысле право оценивать работу адвоката принадлежит только клиенту и суду. Если суд увидит, что адвокатская работа осуществляется ненадлежащим образом, он может отреагировать в установленном законном порядке, равно как может принять все достаточные меры и коллегия адвокатов.

Существуют установившиеся способы обеспечения и гарантирования независимости адвокатов. Традиционно адвокаты – представители юридической профессии, и их профессиональная организация – коллегия адвокатов – является органом, независимым от государственной власти (членство в коллегии для адвоката обязательно). Независимость коллегии гарантируется Правительством, представляющим интересы граждан. Наряду с этим, положения о независимости закреплены и в законе, принимаемом Парламентом, где сторонами выступают члены коллегии адвокатов и общество. Согласно такому контракту коллегии адвокатов предоставляется независимость в вопросах решения о приеме новых членов коллегии, установления внутренних процедур деятельности, дисциплинарных процедур, разработки правил поведения и этики адвокатов. Как отмечается в Законе Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 года: «Адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи» (ст. 1). Однако, на наш взгляд, независимость – это гарантия смелого и профессионального представительства. Наиболее важной обязанностью в данном социальном контракте является предоставление высококачественных услуг подзащитным. Поэтому независимость адвокатуры не является полностью неограниченной; на самом деле отношения между адвокатурой и правительством – очень деликатный вопрос, они должны быть организованы так, чтобы при обеспечении независимости можно было также предусмотреть социальный контроль над профессиональным и надлежащим исполнением адвокатурой своих обязанностей. Четкое законодательное регулирование адвокатуры, как и прозрачность адвокатских коллегий, всех их действий и процедур – непременное условие независимости. Оно может предохранять коллегию от попыток недопустимого влияния каких-либо других институтов, одновременно обеспечивая социальный контроль над адвокатурой. Сейчас крайне необходимо наделить адвокатов самыми эффективными средствами процессуального реагирования на нарушение закона в ходе уголовного судопроизводства, в частности, повысить действенность института ходатайств и усилить ответственность должностных лиц за формальное к ним отношение.

Большинство казахстанских адвокатов подчеркивают: «Настало время сконцентрировать усилия на решении одной из наиболее принципиальных проблем в работе адвоката – потребовать введения особого порядка возбуждения и проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении адвокатов. Мы давно говорили об особом производстве, например, чтобы правом возбуждать уголовное дело в отношении адвоката обладал только Генеральный прокурор, во всяком случае, прокурор области. Осуществление в отношении адвоката оперативно-розыскных мероприятий должно быть только с санкции суда».[6] Таким образом, сохранение независимости адвокатуры от государства, повышение статуса адвоката – это отнюдь не вопрос ведомственного или корпоративного тщеславия, а вопрос созидания и укрепления правового государства.

Демократические преобразования, проводимые в Республике Казахстан, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели стал общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение в стране института президентской власти. Правовая система в современных условиях формируется как особая общественная система, правовые явления выводятся из политической организации общества. Правовая система предстает как самостоятельный и самодостаточный, предварительный и дополнительный, высоко значимый и эффективный фактор общественного развития наряду и во взаимодействии с другими факторами – духовно-культурными, социально-экономическими, государственно-политическими.

Ныне активизируется стремление в теории и на практике к систематизации, гармонизации и унификации многообразных правовых явлений. При этом, прежде всего, имеются в виду системные характеристики права – культурные и цивилизационные, субстанциональные и функциональные, общечеловеческие и формационные, социально-структурные (национальные, групповые, персоналистические, классовые, демографические и др.). В странах СНГ, в силу известных причин, повышен интерес к таким родовым правовым объединениям как естественное и позитивное право, частное и публичное право, право и закон. К ним примыкают такие правовые объединения, как материальные и формальные (процессуальные) отрасли права и законодательства, гуманитарные (социальные) и коллизионные подсистемы права. Представляет немалый интерес институциональная систематизация.

Более или менее системное содержание имеют такие понятия как правовая сфера, правовая жизнь, правовая структура общества, правовые явления и отношения, системы права и законодательства, правовой режим, режим правозаконности, судебно-правовая система, права человека; правовые феномены, факторы, условия, средства, механизмы и др. Если право как таковое не вызывает сомнения в его огромной значимости для общественного функционирования и развития, то системность права, с точки зрения ее места и роли, выявлена в нашей литературе недостаточно и слабо учитывается в практике право- и законотворчества, в правоприменении.

Система права – один из главных системообразующих элементов правовой системы. Она имеет объективный характер, так как отражает реально существующую систему общественных отношений и не может строиться по субъективному усмотрению людей. Национальная правовая система, имеющая историко-культурные особенности, определяет такие же параметры национальной системы права. Система права выступает в качестве одного из важнейших факторов, определяющих построение и развитие системы законодательства. Анализ не менее сложных взаимосвязей и взаимодействий правовой системы и системы законодательства, острых проблем современного законотворческого процесса, противоречий в соотношениях права и закона, новых явлений в отраслевом развитии законодательства и применении законов позволяет сделать вывод о значимости данных юридических категорий. Право – явление более объективное, ценностно-значимое, нравственное, справедливое,

гуманное, устойчивое… Закон – образование более субъективное, искусственное; в нем может содержаться немало элементов отчуждения государства, политически конъюнктурного; нередко он предстает как символ противостояния государства и общества; он менее устойчив… Поэтому система законодательства должна соответствовать системе права и правовой системе, чтобы не утрачивать своего правового содержания. Немалый интерес представляет анализ новых законодательных явлений с точки зрения их места и роли в системах законодательства и права, а также в правовой системе. Это законы, издаваемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан Президентом, Правительством; указы, имеющие силу закона; нормативные постановления, отнесенные в разряд действующего права (п. 1 ст. 4 Конституции РК), и др.

Тщательный анализ соотношения, взаимосвязей и взаимодействий правовой системы с правовым государством и гражданским обществом

закономерно приводит к выводу о том, что развитая правовая система является одним из главных признаков правового государства. Но, с другой стороны, само правовое государство является элементом правовой системы как большое правовое учреждение с собственной системой законодательных, судебных, правоприменяющих исполнительных и правоохранительных структур. В то же время государству как политической организации всегда в определенной степени присуще свойство отчуждения. Поэтому необходим приоритет права над властью, часто имеющей стремление к неправовым действиям. Основные положения концепции правового государства включают в себя верховенство гражданского общества над государством, подчинение государства контролю гражданского общества, первенство права над политикой и законом, закона над административным актом. В идеале правовое государство – это неполитическое государство или политическая деятельность в рамках закона.

Правовое государство должно способствовать максимальному сближению частного и публичного права в единой правовой системе. Негативы государственности и публичного права могут быть сведены к минимуму в числе других факторов и при системном функционировании правовых механизмов и средств. Проникновение частных начал в сферу действия правовых отношений, охватываемых публичным правом, – одна из тенденций в современной правовой системе, порождаемой взаимодействием последней с гражданским обществом при их совместном формировании, функционировании и развитии. Это можно легко проследить на примере появления категорий административных договоров, содержащихся в ст.ст. 32, 33, 34, 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, предусматривающих преступления и дела частного и частно-публичного преследования и обвинения.

В заключение отметим, что Республика Казахстан является суверенной республикой, в которой введен институт президентства, что способствует стабильному развитию республики.

SEO-оптимизация сайта. В ходе оптимизации сайта под поисковые системы проводиться проверка текстов на наличие ключевых слов, проверка индексации страниц сайта в поисковых системах, коррекция содержимого сайта. Быстрый переход. Оптимизация сайта по переходам, вся подробная информация на сайте http://stk-promo.ru

НОВОСТИ

Наши партнеры

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.