RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Читайте в следующем номере

Индексирование журнала

Импакт-фактор российских научных журналов

Группа ВКонтакте

Группа в FB

International scientific and practical law journal Eurasian Journal of International Law

Мартышкин В.Н.

Патриотизм как доминирующий вектор национальной правовой политики в современной России

отозвана/retracted  25.09.2017

Цель: Исследование понятия патриотизма, целей патриотического воспитания, его форм и средств.

Методология: Использовались историко-правовой, философско-правовой и формально-юридический методы.

Результаты:. В статье раскрываются понятие патриотизма, цели патриотического воспитания, формы и средства этой работы, значение формирования патриотизма XXI века на традициях прошлого и современного опыта, в основе которого лежит многовековой культурный код, основанный на чувстве долга, правосознания, объединяющей идее многонациональной России.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть понятие патриотизма в социально-правовом аспекте.

Ключевые слова: патриот, Россия, Родина, Отечество, культурный код.

Martyshkin V.N.

Patriotism as a dominant vector of national legal politic in modern Russia

Purpose: Research of concept of patriotism, purposes of patriotic education, its forms and means.

Methodology: Historical and legal, philosophical and legal and formally legal methods were used.

Results: In article the concept of patriotism, the purpose of patriotic education, a form and means of this work, value of formation of patriotism of the XXI century on traditions of last and modern experience, at the heart of which the centuries-old cultural code based on call of duty, sense of justice, the uniting idea of multinational Russia reveals.

Novelty/originality/value: Article possesses the high scientific value as is one of the first attempts to consider concept of patriotism of social and legal aspect.

Keywords: patriot, Russia, Homeland, Fatherland, cultural code.

Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник.

(В.И. Даль)

Научно-практическими конференциями юри-

дическое сообщество не удивить. Российские юристы довольно часто и весьма продуктивно обсуждают актуальные проблемы в подобном формате. Уровень проведения таких конференций неуклонно растет. Доказательство тому – прошедшие сравнительно недавно в г. Саранске всероссийские научно-практические конференции «Патриотизм XXI века и его формирование на традициях прошлого и современного опыта» и «Национальная правовая политика в современной России».

Примечательно, что в сообщениях большинства выступающих подчеркивалось, что для обеспечения безопасности государства, общества и личности необходимо формировать правовую культуру и идеологию служения Отечеству.

На пленарном заседании представители судейского сообщества Республики Мордовия всесторонне, в том числе с точки зрения исторических и юридических аспектов, осветили актуальную проблему патриотизма – стержня российского воспитания и правосознания, который ныне определяет вектор национальной правовой политики в современной России.

Для большинства россиян патриотизм неотделим от понятия Родина, Отечество.

Русский философ, государствовед И.А. Ильин (1882–1954) в статье «Почему мы верим в Россию?» справедливо писал: «Где бы мы, русские люди, ни жили, в каком бы положении мы ни находились, нас никогда и нигде не покидает скорбь о нашей Родине, о России» [7, с. 5]. Это происходит потому, что «истинный патриот любит свое оте-чество не обычным слепым пристрастием…, но духовною, зрячею любовью, исходящею из признания действительного, немнимого, объективного достоинства, присущего его родине. Родина обретается именно живым и непосредственным духовным опытом; человек, лишенный его, будет лишен патриотизма» [6, с. 246–247].

Понятие патриотизма в литературе многогранно, для осмысления его содержания необходимо иметь в виду не только исторический генезис этого явления, но и его сущностные правовые свойства. Например, отечественный философ Н.А. Бердяев (1874–1948) рассматривал это явление как «обнаружение любви к родине, своей земле, своему народу», а его отсутствие – как «ненормальное, дефектное состояние» [1, с. 11].

В работе «О сущности правосознания» И.А. Ильин отмечал: «Патриотическое единение людей имеет в корне духовную природу, слагаясь и протекая в формах права и государства. Любовь патриота посвящена тому же предмету, которому служит право: духовной жизни, её устроению и расцвету» [6, с. 242].

В условиях многонациональной и многоконфессиональной России тема патриотизма приобретает особое значение. Подтверждение этому – Государственная программа «Патриотическое во-

спитание граждан РФ на 2011–2015 годы» [5, c. 1].

Цель патриотического воспитания в современной России – формирование гражданина-патриота, защитника Отечества. Формы и средства конкретной работы в этом направлении различны: военно-патриотическое, героико-патриотическое, гражданско-патриотическое, мемориальное движение, поисковая деятельность, оборонно-спортивные, оздоровительные лагеря и т. п.

Необходимо, чтобы патриотизм не переродился в национализм (не путать с национальной гордостью). Чтобы этого не произошло, следует всем уважать основы конституционного строя Российской Федерации, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Поэтому так важно проявлять национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам (за 200 лет в мире исчезло 100 языков), традициям и культуре других народов. Это очень существенно, потому что, как обоснованно заметил президент России В.В. Путин, «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» [11, с. 12].

В России патриотизм был, есть и будет стержнем российского воспитания и высокого правосознания, потому что он неразрывно связан с концепцией национальной безопасности.

Известный дипломат, разведчик Н.С. Леонов считал, что «патриотизм – необходимое качество. Если его нет, вы будете или серой мышью, мало кому нужной, которая жует свое собственное зернышко, или, еще хуже, потенциальным предателем» [12, с. 93].

Вот почему молодым нашим согражданам, особенно избравшим юридическую стезю, необходимо своевременно прививать чувство отчизнолюбия, правосознания, национальной гордости, иные духовные, нравственные ценности, используя в формировании патриотизма традиции прошлого и современного опыта, как это делает мой педагог, ровесник Октябрьской революции Андрей Поликарпович Ивойлов. Фронтовик более 40 лет сеял разумное, доброе, вечное. И ныне учитель из села Пестрецы Республики Татарстан, обладающий энциклопедическими знаниями и феноменальной памятью, в свои 98 лет оказывает неоценимую помощь в деле патриотического воспитания молодежи.

Нередко новое – хорошо забытое прошлое. В связи с этим А.П. Ивойлов на юбилейной встрече его выпускников напомнил о сочинении выпускника Симбирской гимназии Александра Ульянова (брата В.И. Ленина), написанном им 130 лет назад (оно находится на стенде в доме-музее Ульяновых в Ульяновске (бывший Симбирск)): «Какими качествами необходимо обладать человеку, чтобы быть полезным обществу и государству?».

Преподав урок нравственности и патриотизма, Ульянов сквозь время прозорливо обращался к нынешнему поколению с напутствием: «Чтобы быть полезным обществу и государству, человеку надо иметь: честность, любовь к труду, твердость характера, ум, знание». Примечательно, что на первое место в служении обществу и государству он, как истинный патриот, поставил честность.

Во все времена отчизнолюбов отличало высокое правосознание. Уместно вспомнить образ древнегреческого философа Сократа (463–399 до н. э.). Афинский суд поставил ему в вину, что он «портит молодежь, не признает богов, которых признает город, а признает знамения каких-то новых гениев». За смертный приговор Сократу проголосовало 280 судей, против – 221. Сократ отверг предложение своих учеников спастись бегством, ибо полагал, что «законам своего государства следует повиноваться, даже если их применяют не правильно» [10, с. 91, 126–130]. Несмотря на судебные ошибки, традиционное вероучение наставляло паству на уважение к суду, законам государства: «народ, переставший питать уважение к правосудию, честности, правдивости, неподкупности, не имеет право на жизнь» [9, c. 92].

При формировании патриотизма XXI века активнее следует осуществлять поиск соотечественников с высокой гражданской позицией, твердым правосознанием, оставивших заметный след в истории страны. Таких, например, как Николай Семенович Мордвинов из Инсарского уезда (ранее Пензенской губернии). Современники отмечали его высокие правовые взгляды и нравственные качества: Мордвинов в 1826 г. единственный из членов Верховного уголовного суда отказался подписать смертный приговор декабристам [8, с. 1]. И как не гордиться реформатором Петром Аркадьевичем Столыпиным, который в начале

1900-х годов был избран почетным мировым судьей Инсарского уезда (он имел имения в Мордовском крае). По словам исследователя В.В. Вернадского, патриот «Петр Аркадьевич нанес монархии, или, по крайней мере, династии более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые». Оценку деятельности П.А. Столыпина дал В.И. Ленин: «Еще десять лет таких реформ, и в России революция будет невозмож-

на» [2, с. 38–39].

Отдельный урок для патриотического воспитания подрастающего поколения – изучение наследия законотворца Михаила Михайловича Сперанского (1772–1839), принадлежащего к созвездию крупнейших государственных деятелей России. Любитель своего Отечества, юрист с высокой нравственностью М.М. Сперанский, будучи губернатором Пензенской губернии, посетил 200 лет назад Мордовский край и впервые привнес в русское общественное сознание мысль о том, что «Законы существуют для пользы и безопасности людей, им подвластных. В государстве, где нет добрых исполнителей, конечно, не может быть просвещенных судей, внутренней изящности установлений. Народ рассуждает о вещах по внешнему их действию» [13, с. 166, 195].

Истинным патриотом Отечества восхищались великие, не случайно Наполеон юриста-отчизнолюба Сперанского назвал «единственной светлой головой России», А.С. Пушкин – «Гением Блага» [16, с. 222].

Ревнителем о благе России был юрист, граф Лев Николаевич Толстой, создавший монументальное произведение «Война и мир», на котором воспитывается не одно поколение защитников Отечества.

Отдавая дань уважения реформатору и патриоту Сперанскому, Л.Н. Толстой в уста героя своего романа «Война и мир» князя Андрея Болконского вложил пророческое высказывание: «Теперь судят и обвиняют Сперанского все те, которые месяц тому назад восхищались им, и те, которые не в состоянии были понять его целей. Судить человека в немилости очень легко и взваливать на него все ошибки других; а я скажу, что ежели что-нибудь сделано хорошего в нынешнее царствованье, то все хорошее сделано им – им одним… И потомство отдаст ему справедливость» [15, с. 380]. Сам всемирно известный писатель Л.Н. Толстой из патриотических побуждений весь свой гонорар от издания романа «Воскресение» отдал преследуемым царским правительством «духоборам» (названным так в честь провозглашения ими борьбы духовного начала с плотским), в числе которых было немало мордвы, переселившимся из России в Канаду (с декабря 1898 г. по апрель 1899 г. – до 7500 человек). Этот процесс проходил нелегко: в России у родителей нередко отбирали детей. Известен, например, случай, когда юридическое заступничество графа Л. Толстого, который, как известно, обучался (1844–1847) в Казанском университете на юридическом факультете, а затем в 1849 г. сдавал экзамены в Петербургском университете на степень кандидата права, помогло в 1898 г. трем мордовским крестьянам Самарской губернии вызволить из монастыря их детей, помещенных туда из-за отказа крестьян-духоборов от службы в царской армии по религиозным убеждениям [14, с. 41, 43, 45].

Такое неотеческое, бездушное и дискриминационное отношение государственных органов власти к российским людям вынуждало их семьями мигрировать за рубеж, в основном в Канаду и США. Всё это в совокупности сформировало у Толстого-писателя резко критическое отношение к нарушению идеи равенства людей. Поэтому к концу жизни гения в его трудах доминирует отрицание любви к царскому отечеству и патриотизму: «любовь к отечеству – есть нечто отвратительное и жалкое» («В чем моя вера», с. 252); о «диком суеверии патриотизма» писал он в трактате «Царство божие внутри нас» (с. 38, 72).

В каждом регионе необъятной многонациональной России, безусловно, есть выдающиеся деятели науки, юриспруденции, искусства, литературоведения, представители религиозных конфессий, которые просто обязаны помочь донести до молодежи и привить им наш многовековой культурный код, основанный на патриотизме, высоком правосознании, чувстве долга, объединяющей идеи.

Велика роль в этом литературы и киноискусства.

После просмотра картины «Излечить страх» [17], посвященной жизни и служению святителя Луки (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877–1961), великий хирург, спасший десятки тысяч больных), вспомнились душевные слова патриарха Кирилла о подлинной христианской святости и патриотизме, которые «опознаются не в громких словах и грандиозных деяниях, а в повседневных делах в осуществлении профессионального долга, в предельной личной честности и порядочности, в способности мужественно и стойко переносить испытания, сохранять спокойствие и присутствие духа перед лицом грозных опасностей» [4, с. 35].

«Святителя-хирурга», который, к слову сказать, оперировал до 68 лет, арестовали в 1937 г. по сфабрикованному так называемому Делу врачей. Его допрашивали 13 суток, не давая спать ни ночью, ни днем. Соответствующие органы требовали признаться в шпионаже, правда, не могли определиться, в пользу какого государства. На суде его спросили: «Как это вы верите в бога, профессор, разве вы его видели?».

«Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель, – отвечал отец Валентин. – Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести тоже не находил». (Колокольчик председателя потонул в долго не смолкавшем хохоте зала) [4].

Отрадно, что в нашей стране, и, в частности, на берегах Волги и Оки, Мокши и Суры накоплен многовековой и уникальный опыт взаимообогащающего, толерантного, дружелюбного отношения наций и культур друг к другу. И символично, что представители разных конфессий в России солидарны в этом. «Современные религиозные деятели должны видеть своей задачей воспитание в пастве ценностных ориентиров Единобожия…, справедливости и милосердия по отношению ко всем людям, патриотизма и любви к своей Родине» [3, c. 32].

Инновационные подходы, заложенные участниками патриотических форумов, при проведе-

нии научно-практических конференций и семинаров, уверен, помогут осознать на государственном и региональном уровне важность своевременного формирования у подрастающего поколения патриотизма – стержня российского воспитания и правосознания, основанного на объединяющей идее, как доминирующего направления национальной правовой политики в современной

России.

Пристатейный библиографический список

1. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. М., 1997.

2. Вехи развития земельного Банка / под ред. Т.С. Барговой. Саранск, 2010.

3. Гайнутдин Равиль. Напутствие // Саквояж. 2014. № 12.

4. Городова М.А. Излечить страх // Российская газета. 2015. № 97 (7 мая). С. 35.

5. <Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011–2015 годы»> www.gazeta.ru|socil//2010/10/11/3427461/shtml.

6. Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1994. Т. 4.

7. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию? М.: Эксмо, 2007.

8. Копия документа из фондов музея истории Верховного Суда Российской Федерации.

9. Мартышкин В.Н. Историческая преемственность нравственных воззрений о суде и правосудии // Право и безопасность. 2014. № 1 (46).

10. Платон. Апология Сократа // Соч.: в 3 т. М., 1968.  Т. 1.

11. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий // Моё Отечество. 2000. № 1.

12. Смалев В.И. Актуальность патриотического воспитания // Право и безопасность. 2012. № 1 (41).

13. Сперанский М.М. О коренных законах государства. М., 2015.

14. Сушкова Ю.Н. Под небом Канады. Саранск, 2012.

15. Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 12 т. М., 1987. Т. 4.

16. Юдина Н.В. Сперанские чтения: Материалы правового форума. 29.08.2013. Владимир, 2014.

17. <Российская газета> www.rg.ru/art/1111711.

References (transliterated)

1. Berdjaev N.A. Russkaja ideja. Sud’ba Rossii. M., 1997.

2. Vehi razvitija zemel’nogo Banka / pod red. T.S. Bargovoj. Saransk, 2010.

3. Gajnutdin Ravil’. Naputstvie // Sakvojazh. 2014 № 12.

4. Gorodova M.A. Izlechit’ strah // Rossijskaja gazeta – 2015. № 97 (7 maja). S. 35.

5. <Gosudarstvennaja programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan na 2011–2015 gody»> [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: URL: www.gazeta.ru|socil//2010/10/11/3427461/shtml.

6. Il’in I.A. Sobr. soch.: v 10 t. M., 1994. T. 4.

7. Il’in I.A. Pochemu my verim v Rossiju? M.: Jeksmo, 2007.

8. Kopija dokumenta iz fondov muzeja istorii Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii.

9. Martyshkin V.N. Istoricheskaja preemstvennost’ nravstvennyh vozzrenij o sude i pravosudii // Pravo i bezopasnost’. 2014. № 1 (46).

10. Platon. Apologija Sokrata // Soch.: v 3 t. M., 1968. T. 1.

11. Putin V.V. Rossija na rubezhe tysjacheletij // Mojo Otechestvo. 2000. № 1.

12. Smalev V.I. Aktual’nost’ patrioticheskogo vospitanija // Pravo i bezopasnost’. 2012. № 1 (41).

13. Speranskij M.M. O korennyh zakonah gosudarstva. M., 2015.

14. Sushkova Ju.N. Pod nebom Kanady. Saransk, 2012.

15. Tolstoj L.N. Sobr. soch.: v 12 t. M., 1987. T. 4.

16. Judina N.V. Speranskie chtenija: Materialy pravovogo foruma. 29.08.2013. Vladimir, 2014.

17. www.rg.ru/art/1111711.

НОВОСТИ

Наши партнеры

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.