RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Исторический опыт
Макаров С.Ю.
№ 4 (23) 2016г

До настоящего времени нередко встречается мнение, что адвокатура - это свободная профес­сия. Это утверждение верно, но лишь для време­ни возникновения и существования адвокатуры в Древнем Риме периода Республики. За исключе­нием обстоятельства, что еще в 204 г. до н.э. был принят легендарный закон Цинция, устанавли­вающий общие правила гонорара адвоката, во всех остальных аспектах адвокатская деятель­ность была поистине свободной профессией, так как для занятия ею не требовалось соблюдения каких-либо положительных условий (то есть ус­ловий допуска к профессии). Образно говоря, любой римлянин, считающий себя готовым к осуществлению защиты или представительства в судебном разбирательстве, мог выйти на Форум, обозначить себя как адвоката и оказывать соот­ветствующую судебную юридическую помощь тем лицам, которые к нему обратятся. Имелось лишь несколько обстоятельств физического (сле­пота, глухота) и юридического характера (статус вольноотпущенника), которые препятствовали выступлению в суде в интересах широкого круга граждан.

Тем не менее, наступил момент, когда и такие положительные условия были законодательно установлены, и различные аспекты адвокатской деятельности и организации адвокатуры были законодательно урегулированы. Апогей зако­нодательной активности в данном направлении пришелся на 460-е гг., период правления восточ­но-римского императора Льва I Великого (импе­ратор Восточной Римской империи в 457-474 гг.), который сам или вместе со своим западно-рим­ским соправителем Антемием издал несколько эдиктов, регулирующих и организацию адвокату­ры, и (особенно) порядок и условия допущения к адвокатской деятельности. Справедливости ради нужно отметить, что многие иные императоры, особенно в III—IV вв., также уделяли значительное внимание законодательному регулированию сфе­ры адвокатуры.

Спустя 50 лет после правления императора Льва I все установления римских императоров в отношении адвокатуры были наряду с иными за­конодательными положениями Римской импе­рии систематизированы в Кодексе императора Юстиниана, ставшем частью знаменитого свода Corpus juris civilis.

В свете преобразования адвокатуры из свобод­ной профессии в законодательно-урегулирован­ную профессиональную деятельность необходи­мо отметить точность указания Е.В. Васьковского на то, что «было бы крайне утомительно и для нашей цели бесполезно следить за долгим про­цессом превращения свободной адвокатуры в организованную. Несравненно интереснее и це­лесообразнее сразу обратиться к окончательному результату этой двухвековой эволюции и рассмо­треть адвокатуру в том виде, какой она имела по Юстиниановым кодексам, представляющим со­бою, так сказать, законодательную кристаллиза­цию всего предшествующего развития римского права» [1]. В связи с вышеизложенным именно материал кодификации Юстиниана имеет важ­нейшее значение для изучения истории адвокату­ры Древнего Рима.

Однако совершенно справедливо замечание А. Стоянова о том, что «в кодексе Юстиниана находится твердая историческая опора для обы­чаев адвокатуры во многих государствах нового мира» [3]. Несомненно, в Римской империи были наработаны - и, соответственно, в итоговой форме зафиксированы в Кодексе Юстиниана - принци­пиальные требования к осуществлению адвокат­ской деятельности и основы организации адвока­туры, которые сохраняют свое значение вплоть до настоящего времени.

В связи с этим можно привести мнение наи­более известного исследователя эпохи Юстиниа­на Ш. Диля, который интуитивно точно опреде­лил суть важнейшего значения проведенной под руководством этого императора кодификации. «Corpus juris civilis есть последний продукт рим­ской науки, высшее усилие концентрации пра­ва в борьбе против медленного распадения его, чувствовавшегося уже с III века. Но в нем есть и нечто другое, и, быть может, еще более важное.

В «Corpus juris civilis» вложены существенные принципы права, действующего в современном обществе, и его изучение, скрытно продолжав­шееся в первые века отдаленного Средневековья и с XI века получившее чрезвычайное развитие, внушило варварским народам Запада идею госу­дарства, основанного на праве. Именно этим от­ражением, проходящим через всю историю Запа­да, - чего, несмотря на необходимое критическое отношение, никогда не следует забывать, - воля Юстиниана довершила дело, наиболее плодот­ворное для прогресса человечества» [2].

Подобную точку зрения высказывал и извест­нейший русский византинист Ф.И. Успенский: «Заслуга Юстиниана состоит, впрочем, не в твор­честве, не в составлении новых законов, а в ко­дификации дошедшего до него римского права. При нем и при его содействии памятники рим­ского права были собраны, проверены и сопостав­лены между собой, и результаты юридической работы времени Юстиниана составили уже сами по себе драгоценный и незаменимый источник, из которого полной рукой черпали и средневеко­вые ученые, и новейшие юристы. Римское право в кодексе Юстиниана стало универсальным правом всех культурных европейских народов, - в этом историческое и культурное значение вопроса о законодательной деятельности Юстиниана» [4]. Адвокатура Римской империи, регулирование которой в западных частях Римской империи со­хранилось, несмотря на падение самой империи, стала прообразом адвокатуры Франции, которая в XIX веке, в свою очередь, в значительной степе­ни стала прообразом присяжной адвокатуры в России. Уже этот историко-правовой ряд обосно­вывает важность изучения истории адвокатуры Поздней Римской империи на основании иссле­дования ее законодательства.

В отличие от Дигест Кодекс Юстиниана не переведен еще на русский язык, в связи с чем на­стоящая статья является одним из первых опытов введения положений данного законодательного акта в современную науку адвокатуры.

В настоящей работе использован перевод Кодекса Юстиниана, осуществленный О.В. Ауро- вым, Д.В. Зайцевым, Л.Л. Кофановым, Е.В. Ляпу- стиной, А.В. Мареем, Д.Ю. Полдниковым, В.В. Се­ровым, А.М. Сморчковым, А.А. Шевченко.

Ознакомление с нормами Кодекса Юстиниа­на дает основания для обособления таких основ­ных направлений законодательного регулиро­вания, как: а) статус адвоката и б) организация адвокатуры.

Законодательное регулирование обоих ука­занных направлений было новеллой правового регулирования императорского периода Рим­ской истории, поскольку ранее, в период Респу­блики, а также в период Ранней Империи (то есть эпохи принципата) допуск к адвокатской профес­сии являлся, как уже отмечалось выше, практиче­ски совершенно свободным, и при этом адвока­ты не были никак объединены организационно. Римское законодательство периода Поздней Им­перии (то есть эпохи домината) обратилось к регулированию обоих направлений, и это регу­лирование оказалось довольно обстоятельным и подробным. Были предусмотрены положитель­ные условия, необходимые для допуска к осу­ществлению адвокатской деятельности, и создано и оформлено сословие адвокатов как лиц, имею­щих фактически монопольное право на оказание юридической помощи.

Законодательное регулирование статуса адво­ката включает такие аспекты, как положительные условия, необходимые для допуска к осуществле­нию адвокатской деятельности, отрицательные условия, препятствующие допуску к осуществле­нию адвокатской деятельности, основания лише­ния статуса адвоката, привилегии и обременения, имеющиеся у носителей адвокатского звания, процессуальные требования к адвокатам, финан­совые аспекты адвокатской деятельности.

Законодательное регулирование организа­ции адвокатуры включает в себя такие аспекты, как выравнивание статуса адвокатов в различных префектурах, количественный состав штатных ад­вокатов в каждой префектуре, ранжирование ад­вокатов, регулирование статуса адвокатов фиска.

Следует отметить, что в законодательном ре­гулировании вопросов адвокатуры существенно проявлялась административно-территориальная специфика Восточной Римской империи. Адми­нистративно-территориально империя представ­ляла собой две части - префектуру Иллирик и префектуру Восток, а также обособленную сто­лицу, Константинополь (тоже руководимый пре­фектом); кроме того, особый статус имел второй крупный город империи - Александрия Египет­ская. В то время как законодательное регулирова­ние статуса адвоката было унифицированным для всех частей империи, законодательное регулиро­вание организации адвокатуры различалось в от­ношении Иллирика, Востока, Константинополя и отчасти Александрии, и эдикты императоров были направлены на возможное выравнивание во­просов адвокатуры в различных частях империи.

Перед тем, как перейти к систематизации законодательного регулирования вопросов адво­катуры в Кодексе Юстиниана, можно отметить еще персоналии императоров, обративших наи­большее внимание на эту сферу законодательно­го регулирования. В целом анализ норм Кодекса Юстиниана создает представление о том, что за­конодательное регулирование сферы адвокатуры было начато в III в. Общие положительные усло­вия для поступления в адвокатуру были установ­лены при императоре Льве I Великом в 460-х гг., а условия для назначения адвокатов фиска - при императоре Анастасии I в 505 и 517 гг. Также Ана- стасием I в начале 500-х гг. были установлены мно­гие привилегии и награды для адвокатов; кроме того, регулирование этой сферы ранее было нача­то императорами второй половины IV в. - Вален- тинианом I, Валентом, Грацианом, Феодосием I Великим и позднее, во второй четверти V в., вну­ками Феодосия I - императорами Феодосием II и Валентинианом III. Организационные основы ад­вокатуры, включая создание сословия адвокатов, в основном были оформлены в V в. в две стадии: сначала уже упомянутыми императорами Фео­досием II и Валентинианом III в 420-450-е гг., за­тем - императором Львом I и его соправителем Антемием в 460-470-е гг. Получение вознаграж­дения адвокатами было в значительной степени урегулировано императорами Анастасием I и Юстином I.

С учетом вышеизложенного можно сформу­лировать следующую структуру законодательно­го регулирования адвокатской деятельности и ор­ганизации адвокатуры в соответствии с нормами Кодекса императора Юстиниана (курсивом выде­лены непосредственно нормы Кодекса Юстиниа­на, цифры указывают книгу, титул, норму (импе­раторскую конституцию) и, при необходимости, параграф нормы):

  1. Законодательное регулирование статуса ад­воката

1.1.       Положительные условия, необходимые для получения статуса адвоката (для допуска к осуществлению адвокатской деятельности):

1.1.1.     Общие условия для допуска к адвокат­ской деятельности:

1.1.1.1.     Наличие католического вероисповедания (1.4.15,2.6.8);

1.1.1.2.      Непринадлежность по статусу и имуще­ственному положению к преторианской свите, то есть свите префекта претория (2.7.11);

1.1.1.3.      Подтверждение учителями и знатока­ми права того, что они являются сведущими в праве (2.7.11);

1.1.1.4.      Ревностное изучение законов в течение установленного времени (2.7.22);

 

1.1.1.5.      Установление преимущества сыновей ад­вокатов в получении статуса (2.7.11, 2.7.22);

1.1.1.6.      Наделение лиц, облеченных почетом, пра­вом вести практику в городе Риме (2.6.6);

1.1.1.7.      Наделение вольноотпущенников правом вести адвокатскую практику (2.6.2);

1.1.1.8.      Разрешение совмещения статусов куриа­ла и адвоката (2.7.2);

1.1.2.     Условия для осуществления деятельно­сти в качестве адвоката фиска:

1.1.2.1.      Назначение адвокатов фиска из числа пер­венствующих адвокатов (2.7.22);

1.1.2.2.      Назначение адвокатов фиска сроком на два года (2.7.22);

1.1.2.3.      Ограничение коллегии первенствующих адвокатов, из которых назначаются адвокаты фиска, количеством 40 (позднее 30) человек (2.7.22);

1.1.2.4.      Ревностное изучение законов в течение установленного времени (2.7.22);

1.1.2.5.      Установление преимущества сыновей ад­вокатов в получении этого статуса (2.7.22).

1.2.       Отрицательные условия, препятствую­щие допуску к осуществлению адвокатской дея­тельности

1.2.1.     Недопущение совмещения адвокатской дея­тельности и госслужбы (1.51.14pr);

1.2.2.     Недопущение соединения деятельности ад­воката и судьи в одном деле (2.6.6);

1.2.3.     По истечении срока временного исключения из адвокатуры не считаются бесчестными (10.61.1).

1.3.          Основания лишения статуса адвоката

1.3.1.     Возможность запрещения ведения адвокат­ской практики по судебному решению (2.6.1);

1.3.2.         Лишение адвокатов Константинополя статуса при нарушении обязанности проживать в городе - при непроживании в течение трех лет; позд­нее - если адвокат отсутствовал более двух лет без разрешения или более пяти лет с разрешением (2.7.26, 2.7.29).

1.4.       Привилегии, имеющиеся у носителей ад­вокатского звания

1.4.1.      Награждение почетными званиями и от­личиями:

1.4.1.1.      Награждение адвоката фиска по оконча­нии двух лет исполнения обязанностей эксконсуль- ским званием правителя провинции и предоставление ему возможности заниматься адвокатурой (2.7.13);

1.4.1.2.      Сохранение за теми, кто был в списках адвокатов, звания светлейшего правителя (2.7.20);

1.4.1.3.      Получение адвокатами фиска префекту­ры Востока вознаграждения в январские календы из рук императора наряду с членами императорского совета (2.7.23);

1.4.1.4.      Зачисление сыновей адвокатов в коллегию светлейших трибунов и императорских секретарей (2.7.23);

1.4.1.5.      Выплата адвокатам фиска ежегодно 60 фунтов золота, дарование им статуса светлейше­го мужа преторианских трибунов и императорских секретарей на два лица (на самого адвоката и его одно­го человека), а также предоставление права ежегодно выдвигать двух людей на награждение (2.7.25);

1.4.2.      Освобождение от повинностей:

1.4.2.1.      Недопущение навязывания адвокатам должностей на провинциальном уровне (2.7.3);

1.4.2.2.      Полное освобождение адвокатов от нало­жения любых обязанностей (2.7.6);

1.4.2.3.     Освобождение адвокатов фиска от обязан­ностей императорских служащих (2.7.21);

1.4.2.4.      Освобождение детей адвокатов фиска от обязанностей императорских служащих (2.7.21);

1.4.2.5.      Привилегии для завершивших адвокат­скую службу: освобождение одного дома от постоев, необременение закупками зерна или масла и надзо­ром за работами, ни судебными защитами, ни попе­чительством продовольствия, ни повинностью отца города или куратора, ни командованием службой у ворот (10.56.0);

1.4.3.      Особый процессуальный статус:

1.4.3.1.      Право наказания адвокатов принадлежит лишь префекту претория (2.7.18);

1.4.3.2.      Рассмотрение уголовных дел в отношении адвокатов фиска производится наместниками про­винций (2.7.21, 2.7.24);

1.4.3.3.      Рассмотрение гражданских дел в отноше­нии адвокатов производится адвокатами фиска, то же самое - в отношении признания детей (2.7.23);

1.4.4.      Особые наследственные права:

1.4.4.1.     Наличие у адвокатов особых наследствен­ных прав (2.7.4);

1.4.4.2.      Возможность наследования жалованья умершего адвоката фиска за год (2.7.15-1);

1.4.4.3.      Возможность наследования жалованья умершего адвоката фиска его наследниками (2.7.21);

1.4.4.4.      Освобождение наследников адвоката фи­ска от повинностей государственных дел (2.7.21);

1.4.5.      Иные привилегии:

1.4.5.1.     Право лиц, облеченных почетом, вести практику в городе Риме (2.6.6.5);

1.4.5.2.      Разрешение совмещения статусов куриа­ла и адвоката (2.7.2);

1.4.5.3.     Право после исполнения власти и обязан­ности управления провинцией вернуться к занятию адвокатской практикой (2.7.9).

1.5.          Обременения, имеющиеся у носителей адвокатского звания

1.5.1.      Сохранение бремени обязанностей муни­ципального сенатора (10.32.35.1).

1.6.      Процессуальные требования к адвокатам

1.6.1.      Отсутствие адвоката не является основа­нием для пересмотра законченного разбирательства (2.6.4);

1.6.2.      Требование к адвокатам воздерживаться от брани (2.6.6.1);

1.6.3.      Недопущение затягивания адвокатами про­цесса (2.6.6.4);

1.6.4.      Необходимость равного распределения име­нитых адвокатов между сторонами одного процесса (2.6.7);

1.6.5.      Тайное содействие адвоката другой стороне как основание для пересмотра дела (2.7.1);

1.6.6.      Недопустимость затягивания двумя адво­катами решения дела под предлогом ожидания тре­тьего адвоката (2.7.19);

1.6.7.      Возможность для бывшего адвоката фи­ска вести дела против фиска лишь при прекращении прежнего дела (2.8.2);

1.6.8.      Запрет адвокату фиска скрывать выгоды фиска и выдвигать ложные обвинения против част­ных лиц (2.8.3);

1.6.9.      Необходимость участия адвокатов фиска в рассмотрении дел управляющими делами частного императорского имущества и начальниками священ­ной казны (2.8.4);

1.6.10.     Обязательность принесения адвокатами клятвы на Евангелиях как условие начала разбира­тельства дела (2.10.2.58.2pr);

1.6.11.     Запрещение адвокатам затягивать про­цесс под угрозой штрафа (2.10.3.1.13.9);

1.6.12.     Обязанность адвоката довести процесс до конца, если только этому не воспрепятствует закон или правомерное основание (2.10.3.1.13.9);

1.6.13.     Обязанность адвоката принести клятву вести только правые дела (2.10.3.1.13.9);

1.6.14.     Запрещение осуществления адвокатской деятельности в воскресные дни (2.10.3.12.9.1);

1.6.15.        Возможность судебного обжалования ущемления со стороны адвоката фиска (2.61.1);

1.6.16.        Запоздалое обращение адвоката к отла­гательной оговорке влечет штраф в 1 фунт золота (8.35.12);

1.6.17.        Обязательность присутствия адвока­та фиска при предъявлении заявления обвинителем (10.11.5pr).

1.7.     Финансовые аспекты адвокатской деятель­ности

1.7.1.      Гонорарные вопросы:

1.7.1.1.       Недопущение назначения гонорара по вы­игрышу (2.6.5);

1.7.1.2.      Необходимость одобрения тому, как ве­лось дело, как условие выплаты гонорара (2.6.3);

1.7.1.3.     Обозначение гонорара как дара клиента (2.6.6.2-3);

1.7.1.4.      Обязательность выплаты гонорара кли­ентами, которые могут его дать, а если они не в со­стоянии этого сделать, то он выдается назначенны­ми по делу судебными исполнителями (2.10.3.1.13.9);

1.7.1.5.      Адвокату фиска за время процесса выпла­чивается не более 1/3 солида (12.25.4.4);

1.7.2.      Вопросы вознаграждения от государства:

1.7.2.1.      Обязанность выплаты жалованья адвока­там фиска (2.7.22);

1.7.2.2.      Получение вознаграждения адвокатами фиска префектуры Востока в январские календы из рук императора наряду с членами императорского совета (2.7.23);

1.7.2.3.     Выплата адвокатам фиска ежегодно 60 фунтов золота (2.7.25);

1.7.2.4.      Выплата жалованья (адвокатам Кон­стантинополя) в размере 4.600 золотых (2.7.26).

  1. Законодательное регулирование организа­ции адвокатуры

2.1.     Выравнивание статуса адвокатов в различ­ных префектурах

2.1.1.      Приравнивание адвокатов Константинопо­ля (по привилегиям и льготам) к адвокатам префек­туры Востока (2.7.5);

2.1.2.      Приравнивание адвокатов префектуры Ил- лирик (по привилегиям и льготам) к адвокатам пре­фектуры Востока (2.7.7).

2.2.          Количественный состав штатных адвока­тов в каждой префектуре

2.2.1.     Ограничение количеством 150 адвокатов, выступающих перед судом префекта претория; адво­каты сверх 150 могут выступать в суде перед про­консулом, префектом августалов, правителем Вос­тока, иными правителями провинций (2.7.11);

2.2.2.     Ограничение количества адвокатов в пре­фектуре числом 150 адвокатов (2.7.8);

2.2.3.     Установление количества адвокатов в адво­катуре Александрии - 50, в официальном списке, чле­ны которого будут выступать как перед префектом августалов, так и перед предводителем египетских границ, прочие - в других судах (2.7.13);

2.2.4.     Установление количества адвокатов в пре­фектуре Иллирика - 150 адвокатов, и порядок их по­полнения (2.7.17);

2.2.5.          Установление количества адвокатов в Константинополе (Феодот - Константинополь?) - 80 адвокатов (2.7.26).

2.3.       Ранжирование адвокатов

2.3.1.     В префектуре (Диоскор - Восток?) первые 64 адвоката имеют статус, следующий за двумя ад­вокатами фиска, и получают А благодеяний (2.7.15);

2.3.2.     В префектуре Города (Юстиниан - Кон­стантинополя?) 15 адвокатов имеют первый ранг, позднее коллегию первенствующих составляют 30 ад­вокатов (2.7.16, 2.7.26).

2.4.       Регулирование статуса адвокатов фиска

2.4.1.     Адвокатами фиска назначаются два адво­ката вместо ранее одного адвоката (2.7.10);

2.4.2.     Адвокаты назначаются адвокатами фиска на два года вместо ранее одного года (2.7.12).

В завершение следует отметить, что совер­шенно справедливо вознесенное на пьедестал в XIX веке сравнение адвокатов и воинов также происходит из Кодекса Юстиниана, то есть имеет законодательную основу. В эдикте императоров Льва I и Антемия, датированном 469 г. и обращен­ном к префекту претория Иллирика Калликрату, указано: «Адвокаты, которые разрешают сомни­тельные случаи судебных тяжб и часто силой сво­ей защиты в частных и публичных судебных де­лах исправляют ошибки и избавляют от бед, не меньше заботятся о человеческом роде, чем если бы спасали отечество и родителей от сражений и смертельных ран. Ведь Мы считаем, что за нашу империю воюют не только те, кто блистает меча­ми, щитами и медными панцирями, но также и адвокаты: ибо они воюют как патроны тяжб, кото­рые, рассчитывая на свои славные речи, защища­ют надежду, жизнь и потомство тех, кто находится в беде» (перевод Л.Л. Кофанова). Весьма примеча­тельно, что законодательство Римской империи, кодифицированное при императоре Юстиниане Великом, столь подробно (можно даже сказать, практически досконально) регулируя все аспекты адвокатской деятельности и организации адвока­туры, так высоко оценивало деятельность адвока­тов и ее значение для государства.

 

 

 

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.