RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Емец С.И.

Мученик Иоанн – присяжный поверенный Иван Михайлович Ковшаров

отозвана/retracted  25.09.2017

Цель: Рассмотрение основных аспектов жизни и деятельности присяжного поверенного И.М. Ковшарова.

Методология: Автором использовался историко-правовой метод.

Результаты: В работе проанализированы основные этапы жизни и деятельности присяжного поверенного И.М. Ковшарова, признанного в 1992 году Святым Мучеником, рассмотрены причины, в связи с которыми он был подвергнут необоснованному привлечению к уголовной ответственности и мере наказания в виде расстрела.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья имеет определенную научную ценность, поскольку в ней впервые в российской юридической литературе исследованы основные аспекты жизни и деятельности присяжного поверенного И.М. Ковшарова.

Ключевые слова: адвокатура, репрессии, история адвокатуры.

Emets S.I.

The martyr Ioann – the advocate Ivan Mikhaylovich Kovsharov

Purpose: Consideration of the main aspects of life and activity of the advocate I.M. Kovsharov.

Methodology: Author used a historical-legal method.

Results: In work the main milestones of life and activity of the advocate I.M. Kovsharov recognized in 1992 the Saint Martyr are analyzed, the reasons in connection with which he was subjected to unreasonable criminal prosecution and a punishment measure in the form of execution are considered.

Novelty/originality/value: Article has a certain scientific value as in it for the first time in the Russian legal literature the main aspects of life and activity of the advocate I.M. Kovsharov are investigated.

Keywords: legal profession, repressions, legal profession history, lawyer, attorney, counsel, barrister, advocate, advocacy, bar.

Анализ научных статей, публикуемых в современной юридической периодике, показывает, что в последнее время актуализировались исследования различных аспектов организации и деятель-

ности адвокатуры в период времени от Октябрьской революции 1917 года до принятия Положения «Об адвокатуре СССР», юридически возро-

дившего в советском государстве институт адвокатуры в более-менее полноценном виде [1, 2]. Од-

ной из острейших проблем, характерных для данного периода, является исследование уничтожения присяжной адвокатуры и создания адвокатуры советского типа, причем следует подчеркнуть, что термин «уничтожение» в данном случае означает не только ликвидацию российской присяжной адвокатуры как института, но и физическое устранение целого ряда талантливейших представителей адвокатского сословия [3, 5, 6].

В 1992 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви мученик Иоанн (Ковшаров) причислен к лику святых. А в земной жизни Иван Михайлович Ковшаров – это одессит, наш коллега адвокат, присяжный поверенный. Пожалуй, это единственный случай в истории адвокатуры, когда адвокат причислен к лику святых.

В 1922 году Ковшаров был арестован Петроградским ЧК по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей и по приговору трибунала расстрелян. Вместе с ним мученическую смерть приняли митрополит Петроградский и Ладожский Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин) и профессор Ю.П. Новицкий.

Для православной церкви России 1922 год – это год репрессий и изъятия церковного имущества. В том году только по судебным приговорам были расстреляны 2601 человек из белого духовенства, 1962 монаха и 1447 монахинь.

19 марта 1922 года Ленин продиктовал письмо Молотову с оговоркой «ни в коем случае копий не снимать»: «Нам во чтобы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели думать» [4]. Как попал в этот опасный период под репрессии присяжный поверенный Ковшаров? Обратимся к его биографии.

К сожалению, на сегодняшний день мы имеем мало информации о профессиональной и личной жизни Ковшарова, работа в архивах по изучению его биографии еще только начинается. Поэтому в подготовке данной статьи оказали неоценимую помощь представители Православной Церкви. От имени членов Одесской областной коллегии адвокатов хотелось бы выразить благодарность за предоставленные материалы и помощь настоятельнице Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря Игумении Серафиме, клирику Храма Апостола святого Андрея Первозванного отцу Сергию, а также московскому церковному историку Виктору Константиновичу Котту.

В.К. Котт по приглашению руководителя одесской коллегии адвокатов И.Л. Бронза посетил президиум Одесской областной коллегии адвокатов, ознакомился с материалами нашего музея. Историк рассказал о своих планах по написанию биографии И. Ковшарова и по завершении работы обещал ознакомить адвокатов Одессы с полным описанием его жизни.

Родился Иван Михайлович Ковшаров в Одессе в 1878 году в мещанской семье. Закончил юридический факультет Новороссийского (Одесского) университета в 1903 году. Личное дело студента Ковшарова сохранилось до наших дней, с ним можно ознакомиться в государственном архиве Одесской области.

Во время учебы на факультете он познакомился с Осипом Яковлевичем Пергаментом – первым одесским председателем Совета присяжных поверенных, которого за ораторское искусство называли одесским златоустом. Пергамент преподавал в Новороссийском Университете римское право. Возможно, его личность повлияла на выбор Ковшаровым по окончании университета профессии адвоката.

С 1903 по 1906 год Ковшаров работал в Одессе, но достоверных данных об этом периоде его жизни пока нет. В 1906 году он переехал в г. Санкт-Петербург. В столице Ковшаров вступил в сословие присяжной адвокатуры помощником известного Петербургского адвоката К.И. Валицкого. С 1908 года состоял присяжным поверенным Санкт-Петербургского округа Судебной Палаты. Также он был зарегистрирован в качестве присяжного стряпчего при столичном коммерческом суде. Связи с Одесским Советом присяжных поверенных Ковшаров никогда не терял. Пригласил к себе в качестве помощников присяжного поверенного одесситов Григория Александровича Гольдштейна и Ипполита Ефимовича Лермана (расстрелян в 1937 году).

Во время своей адвокатской деятельности Ковшаров неоднократно выступал в качестве защитника в политических процессах над революционерами.

С 1912 года Иван Михайлович Ковшаров – юрисконсульт Александро-Невской лавры. Затем на Петроградском епархиальном съезде духовенства избран уполномоченным (комиссаром) по общеепархиальным делам. А в 1916 году вошел уже в Правление Общества объединенных петроградских православных приходов.

По иронии судьбы Ковшаров, ранее защищавший революционеров от царского правительства, теперь вынужден был защищать церковь, ее служителей и имущество от большевистского правительства. Он делал это умело, активно препятствовал закрытию церквей петроградского православного прихода. Такое противодействие Ковшарова антирелигиозной политике властей не оставалось незамеченным большевиками и в 1922 году привело к трагедии.

В этом году в Петрограде приступили к реализации декрета «Об изъятии церковных ценностей» под видом помощи голодающим. Задача, поставленная центром, – насильственное изъятие без каких-либо компромиссов.

6 марта 1922 года И.М. Ковшаров, митрополит Петроградский и Ладожский Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин) и профессор Ю.П. Новицкий прибыли в Петроградский Совет для переговоров об изъятии церковных ценностей. Митрополит Вениамин представил в комиссию Совета помощи голодающим (так называемая комиссия Помогола) заявление, в котором указывалось на то, что: а) церковь готова пожертвовать для спасения голодающих все свое достояние; б) для успокоения верующих необходимо, чтобы они осознавали жертвенный, добровольный характер этого акта; в) для этой же цели необходимо, чтобы в контроле над расходованием церковных ценностей участвовали представители верующих. Также в заявлении говорилось: если эти условия не будут приняты Петроградским Советом, митрополит не даст своего благословления и осудит насильственное изъятие ценностей.

На сегодняшний взгляд требования о передаче огромных ценностей церкви в распоряжение светских властей вполне справедливы.

Ответ последовал через несколько дней. Митрополит Вениамин, И.М. Ковшаров, архимандрит Сергий (Шеин), профессор Ю.П. Новицкий и еще около 80 священнослужителей и верующих были арестованы и привлечены к уголовной ответственности. Обвинялись они по ст. 62, 119 УК РСФСР «Организация в преступную контрреволюционную группу, поставившую себе целью борьбу с советской властью». Судил их Петроградский губернский ревтрибунал. История сохранила для нас описание этого процесса, выступления подсудимых, есть и фотографии, которые будут выставлены в нашем музее адвокатуры.

В жизнеописании митрополита Вениамина интересно сказано о составе подсудимых: «Кроме Митрополита, были привлечены к делу: епископ Венедикт, настоятели почти всех главных петроградских соборов, профессора Духовной Академии, Богословского института и университета, студенты и т. д. Остальная (большая) часть подсудимых состояла из людей «разного чина и звания», более или менее случайно захваченных «неводом» милиции при уличных беспорядках во время изъятия. Тут были женщины, старики и подростки и был какой-то карлик с пронзительным голосом, вносивший комическую ноту в тяжелые переживания процесса; была фельдшерица, обвинявшаяся в «контрреволюционной» истерике, в которую она впала, находясь в церкви во время нашествия советской комиссии, был даже какой-то перс, чистильщик сапог, магометанин, не понимавший, как оказалось, по-русски, – все же привлеченный за «сопротивление изъятию церковных ценностей», и т. д. ...Словом, эта часть подсудимых представляла собой обыкновенный, весьма случайный по составу, осколок пестрой уличной толпы. Очевидно было, что никто и не думал делать сколько-нибудь тщательный отбор подсудимых. Некогда было...».

Дело покатилось по заранее уготовленным рельсам советского «правосудия».

Ковшаров держался на процессе мужественно, спокойно и четко отвечал на вопросы обвинителей. На вопрос судьи, чем он занимался до революции 1917 года, ответил: «Да вас защищал». В последнем слове вину не признал, доказал несостоятельность предъявленного ему обвинения: «Грозящее наказание никак не может находится в соответствии с теми данными, которыми располагает обвинение… Для братской могилы в 16 человек материала для обвинения мало».

5 июля 1922 года Петроградский губернский ревтрибунал приговорил десять обвиняемых, в том числе и Ковшарова, к смертной казни, остальных – к различным срокам лишения свободы.

Приговор трибунала был обжалован в Верховный трибунал ВЦИК. Но до трибунала дело было рассмотрено и партийными властями: 13 июля 1922 г. свой вердикт вынесло Политбюро ЦК РКП(б) – расстрелять четверых: Ковшарова, митрополита Вениамина, архимандрита Сергия и профессора Новикова, остальных – в лагеря. Определение Кассационной коллегии Верховного трибунал ВЦИК, вынесенное 26 июля 1922 года, ничем не отличалось от партийного вердикта.

В ночь с 12 на 13 августа 1922 года были казнены: митрополит Петроградский и Ладожский Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин), Иван Михайлович Ковшаров и профессор Юрий Петрович Новицкий. Расстреляны были подальше от людских глаз – на станции Пороховые Ириновской узкоколейной железной дороги на окраине Петрограда. Перед расстрелом всех четверых обрили и одели в лохмотья, чтобы нельзя было узнать, что среди расстрелянных есть священники.

Место захоронения неизвестно. Зато люди сохранили в памяти и довели до нас сведения о последних минутах расстрелянных. Митрополит Вениамин шел на смерть спокойно, тихо шепча молитву. Отец Сергий громко молился: «Прости им Боже, ибо не ведают, что творят». Новицкий плакал. Его угнетала мысль, что он оставляет круглой сиротой свою единственную 15-летнюю дочь. Он просил передать ей на память прядь своих волос и серебряные часы. Ковшаров в свой смертный час издевался над палачами.

Так умерли эти люди. Все четверо причислены к лику святых за мученическую смерть во имя веры и Православной Церкви. На братском кладбище Александро-Невской Лавры воздвигнут крест над их символической могилой. Все они посмертно реабилитированы Президиумом Верховного суда РСФСР 31 октября 1990 года.

Защищая духовенство, Иван Михайлович Ковшаров не просто исполнил свой профессиональный долг. Это был его сознательный выбор. Для его души вера в Бога была важнее жизни. Поэтому, прожив земную, светскую жизнь, этот человек был после смерти причислен к лику святых.

По мнению игумении Свято Михайло-Архангельского женского монастыря Серафимы, мученик Иоанн, он же присяжный поверенный Иван Михайлович Ковшаров, достоин того, чтобы открыть ему часовню в нашем городе.

В нашем музее адвокатуры открыт стенд, посвященный 90-летию со дня трагической гибели И.М. Ковшарова. По просьбе одесской коллегии адвокатов впервые написана икона мученика Иоанна. С благословления митрополита Одесского и Измаильского Агафангела эту работу выполнила одесский иконописец Наталья Синица.

Икона мученика Иоанна хранится в Свято-Архангело-Михайловском женском монастыре города Одессы, а также в музее одесской адвокатуры.

Пристатейный библиографический список

1. Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. – 2004. – № 10, 11.

2. Ерофеев К.Б. Образ адвоката в советском кинематографе // Евразийская адвокатура. – 2013. – № 2 (3). – С. 20–22.

3. Клевцов А.В. Становление и развитие российской адвокатуры в советский период (1917–1991). Историко-правовой аспект: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2006. – С. 9.

4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – Т. 45. – М., 1964. – С. 666–667.

5. Петров Д.В. Законодательство, регламентирующее правовую охрану личности и профессиональной деятельности адвоката в период становления и утверждения Советской власти // Евразийская адвокатура. – 2012. – № 1 (1). – С. 16–19.

6. Хаски Ю. Российские адвокаты и Советское государство. Происхождение и развитие советской адвокатуры 1917–1939. – М., 1993. – С. 62.

References

1. Grudtsyna L.Yu. Rossiyskoy advokature 140 let: istoricheskaya retrospektiva // Advokat. 2004. № 10,11.

2. Erofeev K.B. Obraz advokata v sovetskom kinematografe // Evraziyskaya advokatura. – 2013. – № 2 (3). – S. 20–22.

3. Klevtsov A.V. Stanovlenie i razvitie rossiyskoy advokatury v sovetskiy period (1917–1991). Istoriko-pravovoy aspekt: Avtoref. dis. kand. yurid. nauk. – M., 2006. – S. 9.

4. Lenin V.I. Polnoe sobranie sochineniy. t. 45, M., 1964, S. 666–667.

5. Petrov D.V. Zakonodatel#stvo, reglamentiruyuschee pravovuyu okhranu lichnosti i professional#noy deyatel#nosti advokata v period stanovleniya i utverzhdeniya Sovetskoy vlasti // Evraziyskaya advokatura. 2012. № 1 (1). – S. 16–19.

6. Khaski Yu. Rossiyskie advokaty i Sovetskoe gosudarstvo. Proiskhozhdenie i razvitie sovetskoy advokatury 1917–1939. – M., 1993. – S. 62.

 

 

 

 

 

 

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.