RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Читайте в следующем номере

Индексирование журнала

Импакт-фактор российских научных журналов

Группа ВКонтакте

Группа в FB

International scientific and practical law journal Eurasian Journal of International Law

Синеокий О.В.

Из истории лицензионных грампластинок: от уникальных контрафактных образцов поп-музыки к новым правовым ориентирам звукозаписи

В статье исследуются «белые пятна» в истории советской официальной звукозаписи поп-музыки. Рассматриваются условия и формы выпуска лицензионных грампластинок в СССР. Анализу подвергаются основные образцы фонографической продукции, выпущенные с 1973 по 1993 годы. Особое внимание автором уделено проблеме противодействия «пиратскому» рекордингу в современных условиях. Конечная цель обозначена как построение целостной модели развития филофонического взаимодействия в условиях новой коммуникационной реальности, в которой тесно переплетаются различные уровни научного знания, где одно из центральных мест отводится институту медиа-адвокатов.

Ключевые слова: грамзапись, грампластинка, рок-музыка, серия, архив.

Sineokyj O.V.

The history of license records: from unique samples of counterfeit pop music

to the new legal landmark of recordings

In the article «white spots» in history of Soviet official pop music recording. The conditions and the form of licensing records in the USSR. Core samples are analyzed phonographic products issued from 1973 to 1993. Particular attention is paid to the problem against the «pirate» records in modern conditions. The ultimate goal is designated as the construction of an integrated development model of rare sound records interaction in the new communications reality in which intertwined the various levels of scientific knowledge, where a central place given to the institution of media-lawyers.

Keywords: Recording, Shellac, Rock Music, Series, Archive.

История фонографической коммуникации является неотъемлемой частью нематериального культурного наследия каждой страны. Музыкальная звукозапись является своего рода зеркалом, отразившим жизнь и интересы людей вне политических приоритетов, бесценным источником в аспекте истории повседневности. Безусловно, не мы первые затронули изучение этого вопроса. Различные аспекты данного вопроса изучались многими исследователями достаточно основательно. Вместе с тем, вне сферы научного анализа осталось и немало «белых пятен». Поэтому изучение истории легальной и нелегальной грамзаписи в условиях социализма и их продукции, как основного источника, является актуальной проблемой, исследование которой позволяет проследить становление мировой аудиоиндустрии и первичного аудиорынка во второй половине XX века.

Вначале укажем несколько общетеоретических положений, без уяснения которых дальнейшее изложение материала может оказаться не совсем понятным. Фонографическим продуктом является единица хранения музыкальной информации в электронной базе данных, представляющая собой логически завершенную часть в виде единого файла рекординговых данных, имеющих исключительно информационный характер, либо завершенные части музыкальных произведений в виде нескольких файлов. На музыкальное аудиопроизведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Право на обнародование звуковой записи – это обеспечение доступа к аудиофонограмме любых третьих лиц.[1] Под термином «оригинал фонограммы» подра-зумевается подлинное музыкальное произведение, в отличие от подделки, плагиата, копии или контрафакта. Следует отметить, что определение контрафактности экземпляра музыкального произведения или фонограммы является правовым вопросом, разрешение которого экспертным путем по существу недопустимо.

Словосочетание «легальное копирование» буквально можно понимать как «законное изготовление копии». Нелегальное копирование и распространение копий музыкальных композиций получило название аудиопиратство. По мнению Ричарда Столлмана, термин «пиратство» стал применяться к нелегальному копированию для создания убеждения, что это «очень плохо».[2] Был конт-рафакт в СССР, растет его количество и сейчас, поскольку такое положение обеспечивают прежде всего сами потребители, создающие спрос на конт-рафактную продукцию. Экземпляры произведений или фонограмм считаются контрафактными, если изготовление, распространение или иное их использование, а равно импорт таких экземпляров нарушает авторские и смежные права, охраняемые в соответствии с законодательством.[3] Так, в России не спасает ситуацию и часть 2 ст. 146 УК РФ, согласно которой предусмотрена уголовная ответственность за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.[4] В Украине также проекты нормативных актов в этой сфере разрабатывались в спешке, иногда без привлечения специалистов, либо просто механически заимствовались из других правовых систем или у ближайших соседей. Поэтому они не отражали специфику экономического положения.[5]

В понимании обычного потребителя «пиратская» продукция ассоциируется прежде всего с аудио- и видеопродукцией.[6] Исходя из этого, аудио-

пиратством считается именно копирование и распространение копий музыкальных композиций. Ежегодные потери мировой индустрии звукозаписи от аудиопиратства составляют 2 миллиарда долларов.[7] Тем не менее, во многом низкая эффективность антипиратских действий объясняется чисто юридическими сложностями.[8]

Мы же предлагаем подробное исследование становления и развития производства музыкальных звукозаписей в СССР, большая часть из которых издавалась фактически нелегально, но спрос среди отечественных меломанов был огромен. В 1936 году права производителей фонограмм впервые получили правовую охрану в австрийском законе об авторском праве.[9] В 1961 году под давлением представителей мировой музыкальной индустрии права производителей фонограмм стали впервые охраняться и на международном уровне – Международной конвенцией об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (так называемой Римской конвенции). Интересно, что до 1972 года в США отсутствовал нормативно-правовой запрет на контрафактное копирование музыкальных записей. Первое общество, осуществляющее коллективное управление имущественными правами авторов (авторскими правами), появилось в 1973 году в результате присоединения СССР к Всемирной конвенции об авторском праве, подписанной в Женеве 6 сентября 1952 года. В широком понимании термин «фирменный» означает связанный с фирмой. В советские годы на уровне коллекционеров-любителей считалось, что пластинки, изданные, например, в ФРГ или Великобритании, однозначно фирменные, а, скажем, в любой из социалистических стран, по определению, – нет. Таким образом, в общественном сознании твердо укрепилось неверное убеждение, что «EMI» или «Сasablanca» – это фирмы, а «Supraphon» или «Фирма Мелодия» фирмами быть не могут. Конечно, подобный подход был вызван, прежде всего, на бытовом уровне, огромным различием в качестве фирменных товаров и тех, что свободно продавались в советских магазинах. Поэтому словосочетания «фирменный диск» или «фирменная пластинка» достаточно условные.

Фирменный стиль – это совокупность постоянных изобразительных, визуальных, информационных средств, с помощью которых фирма подчеркивает свою индивидуальность. Исходя из этого, фирменный стиль лейбла можно определить как совокупность постоянных изобразительных, визуальных, информационных средств, с помощью которых звукозаписывающая фирма подчеркивает свою индивидуальность. На этикетках иностранных пластинок прошлых лет очень часто встречаются надписи различного назначения. Одной из самых распространенных разновидностей таких надписей является предупреждение об ограничении сферы применения или распространения пластинки. На многих зарубежных дисках 1970-х годов встречается аббревиатура «BIEM». Это заглавные буквы названия международной организации «Bureau International De L’edition Mécanique» (Бюро международного права в грамзаписи), охранявшей права владельцев музыкальных произведений при их использовании для грамзаписи. И только с 1992 года американские музыканты получили право на денежные выплаты, предусмотренные «Актом о звукозаписях для домашнего прослушивания», иногда называемому в обиходе как «Закон о цифровых и пленочных аудиозаписях». У советских же музыкальных издателей и меломанов все обстояло значительно сложнее.

Говоря о «белых пятнах» в истории отечественной звукозаписи, нужно признать, что в сфере выпуска зарубежной музыкальной продукции мирового уровня 1974 и 1975 годы стали прорывными в деятельности «Фирмы Мелодия».

Отметим, что пионерами из рок-групп высшего эшелона в плане издания в виде советских миньонов стали вовсе не БИТЛЗ, а американская кантри-рок-группа CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL. Еще за год до начала официального издания «Мелодией» лицензионной фонографичес-кой продукции, в 1973 году Всесоюзной студией грамзаписи была выпущена гибкая пластинка КРИДЕНС – До того, как ты скажешь мне с песнями «До того, как ты скажешь мне» (в оригинале – «Before You Accuse Me»), «Шуточная песня»

(в оригинале – «Ooby Dooby»), «Посмотри за дверь» (в оригинале – «Lookin’ Out My Back Door») и «Она меня покинула» (в оригинале – «My Baby Left Me») (Г62–04547-8).

Думаю, читателям будет любопытно узнать, что в майском выпуске № 5 «Кругозора» за 1974 год на двенадцатой звуковой странице французская поп-дива Далида исполняет песню «Девушка» (Леннон – Маккартни) на французском языке. Однако авторство французской версии текста указано не было. А декабрьский выпуск № 12 того же «Кругозора» порадовал советских меломанов оригинальной записью Джорджа Харрисона – песнями «Мой повелитель», «Ожидание» и «Бангладеш», а также качественным цветным фото на последней странице и рассказом о социальной инициативе музыканта «Сбор в пользу Бангладеш» (автор Б. Зайцев). Кстати, в июльском номере № 7 «Кругозора» за 1975 год была помещена статья о Ринго Старре (автор Б. Иосифова) и две песни: «Six O’Clock» и «Oh My My», причем в данном случае почему-то русских вариантов названия песен в журнале указано не было. Издание же первых гибких пластинок БИТЛЗ в 1974 году проходило в следующей последовательности. Первой стала пластинка с песнями «Любовь нельзя купить», «Серебряный молоток», «Мадонна», «Я должен знать лучше» (ЗЗГД 0004017-18), и дублировавшие ее содержание виниловые миньоны с различным цветовым насыщением, первый тираж которых был отпечатан на Апрелевском, Ленинградском, Рижском и Ташкентском заводах грампластинок. Второй была «Помощь моего друга», «Пенни Лейн», «Когда мне 64», «Любимая Рита» (М62-35903-04, 1974), изготовленная этими же заводами.

В 1974 году Тбилисская студия грамзаписи выпустила еще две пластинки БИТЛЗ – с песнями «Солнце Восходит», «Потому Что», «Попурри» (Г62-04449-50, 1974) – в двух вариантах оформления и с песнями «Сад», «Что-нибудь», «Встреча» (Г62-04451-52, 1974).

В этом же году поступил в продажу миньон Линды и Пола Маккартни – «Сердце Деревни/В пути//Дорогой мальчик/Питайся дома» (М62–36701-02, 1974), о котором мы уже вспоминали. Обрадовала меломанов и гибкая пластинка Джона Леннона, на которой были представлены три песни из альбома Imagine 1971 года – «Боль в сердце»

(в оригинале – «Crippled Inside»), «О моя любовь» (в оригинале – «Oh My Love») и «Ревнивый парень» (в оригинале – «Jealous Guy») (Г62-04179-80, 1974).

Следом за «Битлами» «Мелодией» был выпущен миньон ПЕВИЦЫ ЛЕСА ХАМФРИ – «Мехико/Она совсем другая//Скажи мне, почему?/Это то, что он называет любовью» (М62-36797-8, Ленинградский завод грампластинок, 1974). Ввиду отсутствия информации, советские слушатели не имели возможности узнать, кто именно поет песни в этом коллективе (иногда использовались такие названия группы как LES HUMPHRIES SINGERS & RHYTHM-ORCHESTRA и ORCHESTRA + CHORUS LES HUMPHRIES). В песне «Скажи мне, почему?» (в оригинале – «Tell My Why?») особо выделялся вокальный рисунок.

Всего на протяжении 1970-х годов было продано более 45 миллионов пластинок LES HUMPHRIES SINGERS. В 1976 году LES HUMPHRIES SINGERS представляли ФРГ на конкурсе Евровидения, проходившем в Гааге (Голландия). Исполненная ими немецкоязычная версия песни композитора Ralph Siegel «Sing Sang Song» (позднее – основателя DSCHINGHIS KHAN), в которой одну из ведущих сольных партий исполнил Джимми Билсбери, заняла лишь 15-е место. Мало кто знает, что именно Джимми Билсбери (иногда – Pilsbury) является соавтором такого знаменитого хита BONEY M. как «Belfast».

В 1974 году вышел миньон СВИТ – «Чоп-Чоп/Мечта // Много смеха/Джинни» (Г62-04467-3, Всесоюзная и Тбилисская студии грамзаписи, Апрелевский завод грампластинок, 1974). А в следующем году была издана еще одна гибкая пластинка СВИТ с песнями «Солнечные сны/Не будь строгой // Хорошая погода/Размышления» (Г62-04663-4, 1975).

В 1975 году был выпущен миньон шотландской поп-рок-группы СЕРЕДИНА ДОРОГИ, где были представлены четыре трека: «Твидл-Ди, Твидл-Да», «Солнце на твоей коже», «Жетлая река» и «Жизненный путь» (Всесоюзная студия грамзаписи, Апрелевский, Ленинградский и Рижский заводы грампластинок, С62-05619-20), записанных оригинальным лейблом «RCA Victor» в 1971–1972 годах.

Затем в этом же году появился на прилавках магазинов грампластинок миньон БИ ДЖИЗ с песнями «Любить кого-то», «На рудниках», «Праздник» и «Я никого не вижу» (М62-38195-6, 1975), изготовленный теми же заводами и поступивший

в продажу по цене 70 копеек. Эта подборка представляла собой компиляцию песен из первого «номерного» альбома BEE GEES, выпущенного в 1967 году лейблами – британским «Polydor», новозеландским «Spin» и американским «Atco Records».

1975 год порадовал советских меломанов пластинкой РОЛЛИНГ СТОУНЗ (М62-36979-80) с хитами «Нарисуй это черным», «Пока льются слезы», «Рубиновый вторник» и «Леди Джейн». Первоначальный тираж миньона был выпущен Апрелевским, Ленинградским и Рижским заводами грампластинок. «Гибкая» версия этого диска (Г62-04517-18) имела подзаголовок «Ha вcex шиpoтax», а «твердая» – надпись на обложке «Зарубежная эстрада».

Следует заметить, что большинство миньонов в такой компоновке треков в оригинале на западных лейблах никогда не выходили.

В 1974 году была выпущена пластинка «Вокально-инструментальные ансамбли», на которой были представлены: с первой стороны – классика джаз-рока «Когда умру» (BLOOD, SWEAT AND TEARS) и «Борьба» (CHICAGO), а со второй настоящий хард-рок – две песни из только к тому времени вышедшего в 1973 году последнего (перед первым распадом) альбома с Яном Гилланом Who Do We Think We Are?, как было написано на самой пластинке – «Мэри Лонг» и «Великолепный Музыкант».

Но названия групп советскому меломану указаны не были. Вообще анономизация авторства была неким трендом «Фирмы Мелодия», особенно при выпуске миньонов. Именно в 1970-е годы при выпуске фонографической продукции, содержащей зарубежную рок-музыку, часто бывали случаи указания неточной информации на пластинках.

В 1974 году в СССР вышел еще один интересный миньон в конверте «Зарубежная эстрада» следующего содержания: «Горячая любовь» (Болан) ВИА, «Я все еще жду тебя» (Ричард) Джоубед, «Давай потанцуем» (Болан) ВИА, «Чипи-Чипи, Чип-Чип» (Х. Стотт) ВИА (M62-36713-14, 1974). Как видно, на этой пластинке были представлены два трека T. REX, один – MIDDLE OF THE ROAD и один «Я все еще жду тебя» («I’m Still Waiting») – в исполнении некоей Джоубед.

Так кто же такая эта Джоубед?

Расследование показало, что британскими дистрибьюторами (сублейблом) американского рекорд-лейбла «Hallmark Pickwick Records» с 1968 по 1985 год выпускались диски-гиганты, содержащие анонимные кавер-версии хитов (от THE BEATLES, THE ROLLING STONES, THE DOORS, BONEY M. и ABBA до KRAFTWERK, QUEEN, SLADE, Donna Summer, BLONDIE, VILLAGE PEOPLE и многих других). Серия называлась «Top Of The Pops», хотя к одноименного телешоу, выходившего примерно в этот же период на «BBC» (первый выпуск телевизионной программы «Top Of The Pops» вышел на телевидении «Би-Би-Си» 1 января 1964 года), прямого отношения не имела. Идея выпуска таких пластинок принадлежит продюсеру Алану Кроу-форду. Записи были предназначены, чтобы пов-торить, насколько это было возможно, звучание оригинальных хитов. Фонограммы записывались на студии сессионными музыкантами и анонимными британскими певцами, которые так и остались неаккредитованными.

Особенностью было то, что имена реальных музыкантов и исполнителей на обложках пластинок не указывались. Немало записей выполнено не хуже оригиналов, а иногда, и это следует признать, – даже интереснее. Так что вполне верятно, что на советском миньоне мы слышим не оригинальных T. REX и MIDDLE OF THE ROAD, а такие же, как и Джоубед, высококлассные кавер-версии неизвестных студийных исполнителей, взятые из № 18 «Top Of The Pops» за 1971 год. Кстати, искомая «I’m Still Waiting» была в следующем номере этой серии – № 19.

Подобное случалось и в истории советской грамзаписи. Например, в 1979 году исполнение ВЕСЕЛЫМИ РЕБЯТАМИ рок-баллады британской группы U.F.O. «Belladonna», переименованной для записи на советскую пластинку как «Мона Лиза» с указанием авторства музыки и слов некого Д. Бове («Музыкальный Глобус», «Мелодия», Всесоюзная студия грамзаписи, Московский опытный завод «Грамзапись», Апрелевский, Ленинградский, Рижский, Ташкентский заводы грампластинок, С 60-12953-54, 1979, 1980, 1981, 1982).

Ключевая идея Кроуфорда состояла в том, чтобы создать непрерывный цикл альбомов с тем же названием «Top Of The Pops». Ценовая политика строилась по принципу продаж по заниженным ценам по отношению к оригинальным релизам, что вызывало недовольство ряда лейблов, поскольку бюджетная продажная цена была воспринята ими как несправедливое преимущество на рынке фонографической продукции. Периодичность выхода пластинок была каждые шесть-восемь недель.

Наиболее яркими с точки зрения собранного материала получились пластинки в период с 1970 по 1975 год. Заметим, что за всю историю серии на данных сборниках нет ни одного трека таких групп, как LED ZEPPELIN, URIAH HEEP и BLACK SABBATH, а больше всего (в 1970-е годы практичес-ки в каждом номере) – ABBA, SLADE, SWEET, T. REX и E.L.O.

В конце 1970-х годов основная группа студийных исполнителей была распущена, и в результате, примерно с 1978 года, материал для пластинок собирался из фонограмм, записанных на других рекординговых компаниях.[10] В 1970-е годы в мировой рекординговой индустрии существовали многочисленные аналогичные серии пластинок, выпус-каемых другими зарубежными рекорд-лейблами («12 Tops» лейбла «Stereo Gold Award», «Hot Hits» лейбла «Music For Pleasure», «16 Chart Hits» лейбла «Contour», «Parade Of Pops» лейбла «Windmill», а позже «Chevron» и другие). Таким образом, предположение о том, что наименование «Джоубед», указанное на миньоне M62-36713-14, представляет искаженное название обладателя авторского права на песню – музыкального издательства «Jobete Music Co., Inc.» и является креативом редакторов «Фирмы Мелодия», по-видимому, является наиболее достоверным. Имя же настоящей исполнительницы, немного напоминающей MIDDLE OF THE ROAD, OCEAN и некоторые другие подобные группы того времени, так и кануло в лету.

В 1974 году «Мелодией» был выпущен еще один интересный миньон под названием Вокально-инструментальный ансамбль Боба Каллачана (С62 04869-70), также требующий небольшого пояснения. Споры по поводу материала и истории записи на этой пластинке не утихают по сей день, в Интернете идет активная дискуссия, выдвигаются самые невероятные версии…

Одни считают, что Боб Каллачан – это условный вокально-инструментальный ансамбль, более того, созданный одним из редакторов «Фирмы Мелодия» по фамилии Чанов специально для записи «неформатного» рока для советского меломана. Другие настаивают, что это бит-группа из Югославии, а фамилия руководителя пишется как «Bob Callaghan».

Пластинка действительно очень хороша и для многих осталась знаковой. Она включала четыре кавер-версии достаточно популярных в то время хитов: 1. «Солнце» (в оригинале: MIDDLE OF THE ROAD – «Soley, Soley», 1971); 2. «Цыгане» (в оригинале: Cher – «Gypsys, Tramps And Thieves», 1971); 3. «Потому что я люблю тебя» (в оригинале: SLADE – «Cuz I Love You», 1971); 4. «Ночью» (в оригинале: Joan Baez – «The Night They Drove Old Dixie Down», 1971). Тиражи этих пластинок были изготовлены на Апрелевском, Ленинградском и Рижском заводах грампластинок с использованием цветного винила, поступив в продажу по одному рублю.

Мы не настаиваем на своей точке зрения в весьма интересном и познавательном споре о происхождении этой записи, но анализ собранных фактов все же склоняет нас к тому, что это была итальянская группа, состоящая из инструментального состава и многих вокалистов, видимо, собранная по типу немецких LES HUMPHRIES SINGERS, основной функцией которой было озвучивание музыкальных фильмов. При записи инструментальных синтезаторных композиций использовалось название Bob Callaghan & Co. А правильное наименование группы, которая записана на минь-оне «Фирмы Мелодия», скорее всего такое – BOB CALLAGHAN ORCHESTRA & SINGERS. В арсенале этой формации полноценных альбомов нет, но есть немногочисленные сборники, где можно отыскать следы этой студийной группы. Так, одно из первых появлений Боба Каллачана в качестве поп-рок-исполнителя было на голландском сборнике Promotie LP Juli 1973 (Dureco – SDUT 23.718, Netherlands), где, наряду с хитом GEORDIE «Can You Do It» и менее известными композициями, в том числе на фламандском языке, присутствует одна медленная инструментальная композиция Bob Callaghan – «Noi Due Nel Mondo». Но логика подбора аудиоматериала на такой сборник остается абсолютно непонятной.

Другие сборники были изданы в основном в Италии. Так, International Hit Parade Vol. 1 содержал четыре трека в исполнении уже поющего BOB CALLAGHAN ORCHESTRA & SINGERS, которые и были «Мелодией» выбраны сразу же после ее выхода в 1973 году для издания на следующий год в СССР в формате миньона. На пластинке-компиляции, с которой и произвелось заимствование «Мелодией» искомых песен, в оригинале выпущенной в Италии рекорд-лейблом «Joker», были и другие интересные композиции. Такие, например, как «Co-Co», исполняемой в оригинале SWEET, «Jeepster» из репертуара T.REX или «Witch Queen Of New Orleans» группы REDBONE, которые все были записаны для сборника другими, не оригинальными исполнителями. В этой серии существует еще несколько пластинок с песнями BOB CALLAGHAN ORCHESTRA & SINGERS. Так, в частности, на диске Hit Parade Volume 12 (Joker, SM3731, Italy, 1974) отсутствует слово «International» и представлены четыре другие песни в исполнении ПЕВЦОВ И ОРКЕСТРА БОБА КАЛЛАЧАНА – «Day Dreams» (Lablion, Lumni, 1974), «Sadly» (Lablion, Lumni, 1974), «A Little Concert» (Crino, Lablion, 1974), «A Smooth Thought» (Crino, Lablion, 1974).

На диске Hit Parade Vol. 23 содержатся три трека, два из которых BOB CALLAGHAN ORCHESTRA & SINGERS – «Brazil» (Arry Barroso, 1975) и «The Hustle» (Van McCoy, 1975), а один – как BOB CALLAGHAN ORCHESTRA – «Profondo Rosso» (Goblin, 1975). На следующей пластинке этой серии Hit Parade Vol. 24 (Joker, SM 3796, Italy, 1975) имеется только один трек BOB CALLAGHAN ORCHESTRA – «Gamma» (Simonetti, 1975).

Инструментальные композиции BOB CALLAGHAN ORCHESTRA – «Black Emanuelle» (Nico Fidenco, эротика, Original Soundtrack, 1976) и DORIAN & BOB CALLAGHAN ORCHESTRA – «Profondo Rosso» использовались в качестве музыкального сопровождения фильмов. Кстати, эти треки присутствуют еще на одном сборнике Films Parade Volume 1 (LPUP 5041), выпущенном итальянским рекорд-лейблом «Up» в 1976 году.

Также для полноты картины исследования удалось отыскать современный блюз-роковый коллектив THE JAY WILLIE BAND, в состав которого вхо-

дят исключительно ветераны: Bob Callahan (гитара и вокал), Jay Willie (гитара), Dave Polley (бас) and Bobby «T» Torello (ударные). Наиболее известные треки: «Chain Smokin», «That Ain’t It», «New York Minute», «I Can’t Be Satisfied», «Tattooed You» (рекорд-лейбл «Music Avenue/Blues Boulevard», 2007). В этой версии написания фамилии «Callahan» не хватает одной буквы «g», но ведь мы не видели, как правильно пишется по-английски название группы «нашего» Боба Каллачана?

И последнее по данному артефакту: три из четырех треков, представленных на советском миньоне, найдены на пластинке № 21, упоминаемой выше серии кавер-версий «Top Of The Pops» – 02. «Gypsys Tramps And Thieves», 05. «Cuz I Love You» и 07. «Soley, Soley», а четвертая – «The Night They Drove Old Dixie Down» содержится в № 20 этой же серии, на пластинке под номером 3. В каждой из композиций можно найти небольшие отличия с оригиналом, но на слух практически стопроцентные ПЕВЦЫ ОРКЕСТРА БОБА (РОБЕРТА) КАЛЛАЧАНА. Может, это они и есть – студийная британская группа анонимных исполнителей?

Таким образом, западноевропейские студийные группы, исполнявшие кавер-версии известых хитов, в конце 1960-х – начале 1970-х годов были весьма востребованы, а варианты реализации проектов, как видим, приобретали самые неожиданные формы (THE BOB CALLAGHAN ORCHESTRA & SINGERS, LES HUMPHRIES SINGERS & ORCHESTRA, THE ALAN CADDY ORCHESTRA & SINGERS…).

Теперь несколько слов о популярном в начале 1980-х годов формате «Non-Stop Disco Medley». Наиболее характерно это можно проследить на примере голландского студийного проекта STARS ON 45, созданного, кстати, людьми, близкими к таким рок-гигантам как SHOCKING BLUE, GOLDEN EARRING и LIVIN’ BLUES, в котором органично уживались диско и рок-н-ролл. Некоторые из пластинок этого попурри-дансинга были выпущены в 1982–83 (C60 20537 006) годах советской «Фирмой Мелодия» по лицензии голландской фирмы «CNR» и имели у нашей публики ошеломляющий успех. Но у слушателей уже в те годы возникал вопрос: кто же пел на самом деле на STARS ON 45? Бытовало наиболее распространенное мнение, что голландская группа играла только музыкальные фрагменты-связки для объединения песенных вставок, а вокальные партии принадлежат самим THE BEATLES, ABBA, THE ROLLING STONES, BONEY M., Стиви Уандеру и другим оригинальным исполнителям. На самом же деле композиции STARS ON 45, как и в случае с серией кавер-версий «Top Of The Pops» (о которой мы писали выше), являются высококлассными имитациями. Данный ансамбль записывал пластинки с марта 1981 по ноябрь

1997 года.

В 1977 году на мировые рынки фонографичес-кой продукции, параллельно с вариантом САНТЫ ЭСМЕРАЛЬДЫ, компанией «RPM Records» выпущена еще одна диско-версия «The House Of The Rising Sun» южно-африканского студийного диско-проекта HOT R.S. (аббревиатура House Of The Rising Sun), а затем, по лицензии – разными рекорд-компаниями других стран. В СССР эти два варианта порой путали. В 1983 году по лицензии фирмы «Polydor International GmbH» «Мелодией» был выпущен долгоиграющий диск Jimmy Goings & SANTA ESMERALDA – Green Talisman (Апрелевский завод грампластинок, С60 20249 000). Это была номерная пластинка, оригинал которой выпущен в 1982 году.

Еще одной серией пластинок, выпущенных фирмой грамзаписи «Мелодия» в 1988–1989 годах, была «Архив популярной музыки». Каждый диск представлял собой сборник песен одного из наиболее известных представителей англо-американской поп- и рок-музыки 1950–70-х годов. В рамках «Архива популярной музыки» вышли всего 12 выпусков, но статья, сопровождавшая последний из них, позволяет предположить, что в планы издателей входило продолжение серии («В дальнейшем вы сможете познакомиться…»). Но новых выпусков не последовало, хотя тиражи первых двенадцати выпусков допечатывались «Мелодией» и в начале 1990-х годов.

Эта серия начала свой путь с выпуска в 1987 году трех пластинок «Рок-архив», которые позже были переизданы как выпуски «Архива популярной музыки» № 8, № 9 и № 7. Хотя изначальные истоки серийного выпуска зарубежной поп-музыки можно отыскать в 1974–1975 годах, когда «Фирмой Мелодия» были выпущены три пластинки под наименованием Мелодии и ритмы (С60-04739-40), Мелодии и ритмы-II (С60-05273-74) и Мелодии и ритмы-III (С60-05623-24), где звучали популярные композиции зарубежных музыкантов как в оригинале, так и «разбавленными» интерпретациями в исполнении оркестра Джеймса Ласта. Как ни странно, в целом эти названия песен и имена авторов сходятся с оригинальными, что не совсем типично для советских сборников тех лет подобного рода – Музыкальный глобус и т.д. Следует также отметить легендарную пластинку Эстрадная орбита C60 05007-8 (1974), по своей культовости уступавшую лишь вышеназванным «Мелодиям и ритмам».

В 1979 году «Фирмой Мелодия» были выпущены одна за одной ранее записанные две пластинки Радуга, также представлявшие очень неплохой сборник артистов зарубежной эстрады. Эти пластинки продавались по цене 2 руб. 15 коп., а ввиду огромного потребительского спроса в 1980–1981 годах Московским опытным заводом «Грамзапись», Тбилисской студией грамзаписи, Апрелевским, Ленинградским и Рижским заводами грампластинок были выпущены дополнительные тиражи.

Существуют противоречивые точки зрения на соблюдение студией «Мелодия» авторских прав при выпуске данных серий. Судя по информации на конвертах и лейблах, лицензии на выпуск музыкального материала не приобретались: на пластинках отсутствовали какие-либо упоминания о правообладателях, при этом некоторые из выпус-ков сопровождались следующим комментарием о происхождении материала: «При составлении пластинки были использованы записи из коллекций (далее идет перечень фамилий…), которым Студия выражает благодарность».

В связи с этим, с точки зрения международного авторского права, серию следует относить к «пиратским» изданиям. Иногда серию относят к «бутлегам»,[11] но поскольку на пластинках-сборниках издавался материал, выпущенный официально до выхода серии и с сохранением авторских прав, такая классификация может быть неправомерной.

Согласно другой точке зрения,[12] ввиду того факта, что СССР подписал Женевскую конвенцию по авторскому праву только в 1973 г. (и то лишь

частично), «Мелодии», действовавшей в Советском правовом пространстве, формально не требовалось платить за издание материала, записанного до этого временного «рубежа».

Затрагивая тему пластинок БИТЛЗ, изданных в Советском Союзе, следует заметить, что в 1990–1992 годах были изданы интересные пластинки легендарного квартета, но уже не «Мелодией», а новыми рекординговыми студиями. В частности, под лейб-лом «Продюсерский Центр рок-н-ролльных приходов Единой Евангелическо-лютеранской церкви России», Санкт-Петербург в 1991–1993 годах были изданы многие альбомы БИТЛЗ.

Существует еще несколько интересных «российских версий» издания сборников, а именно The Beatles Hits, без единого слова на русском языке, без каталожных номеров, без года издания, единственное указание на фирму-производителя на обложке – аббревиатура «BRS». Сам сборник не относится к числу официальных.

Очень интересный диск был издан рекординговой фирмой «Russian Disc», на лицевой стороне обложки которого значится Rare Beatles. Редкие записи Битлз. А на обратной стороне обложки написано «The Beatles On Air. Радиоконцерты Битлз». Архивные записи 1963–1965 гг. На этой пластинке указаны практически все выходные данные: тираж 30 000. Заказ 359. Изготовлено в СП «Апрелевка – Саунд Инн» АО «Русский диск», 1993, Stereo R60 01983-01984. Данный диск содержит целый букет раритетов. Издателями материала предполагалось, что эта пластинка станет своеобразным предисловием к целой серии «Редкие записи Битлз», однако ввиду комплекса системных проблем оказалась единственной.

Интересен случай с выпуском в 1981 г. «Мелодией» пластинки Урия Хип (в оригинале URIAH HEEP – Innocent Victim, 1977) по лицензии фирмы «Ariola-Eurodisc GmbH» (С 60-14801-2). Пластинку к поступлению в продажу готовили в красочной обложке с цветной фотографией. Как это случилось – до сих пор остается нераскрытым, но весь тираж обложек был изъят и уничтожен, а пластинка продавалась в невзрачном блеклом конверте.

Во второй половине 1980-х годов близился распад СССР и мировой системы социализма, заканчивалась эпоха индустрии виниловых пластинок…

Таким образом, на основании изложенного материала можно сделать вывод в том, что в информационно-закрытой идеологической системе Советского Союза возник и получил самобытное развитие феномен грамзаписи, в содержание которого были вплетены особые компоненты, которые существенно отличали это явление от западной

индустрии рекординга со своими социально-правовыми парадоксами.

В современных условиях развития высоких технологий музыкальная индустрия переживает не самые лучшие времена, а будущее требует новой платформы, которая построит здоровые отношения между слушателями и музыкантами. Отдельной проблемой остаются юридические вопросы, возникающие при цифровой реставрации фонографических раритетов прошлого. Сегодня даже возникают новые термины, такие как «метамузика» и «постмузика». Кроме того, одной из новейших субкультур является «субкультура риперов». По своей сути этот вид деятельности является одной из форм проявления «пиратства».

Как видно, общественные отношения, возникающие в процессе производства, выпуска и реализации грампластинок между автором, исполнителем, продюсером, звукозаписывающей компанией (лейблом), производственной организацией (заводом), оптово-розничной сетью (продавцами), субъектами информационно-рекламной деятельности (распространителями) и потребителями (покупателями), являются по своему изначальному смыслу экономико-технологическими, но на втором уровне своего развития трансформируются в социально-коммуникационные. Это требует совершенствования механизмов правовой помощи в рекординговой сфере и качества юридических услуг по сопровождению рекординговых проектов как отдельного вида адвокатской деятельности в рамках института медиа-адвокатов, что в который раз подтверждает востребованность адвокатов нового поколения, хорошо знакомых не только с юридической составляющей сферы музыкальной звукозаписи, но и понимающих ее сущность, так сказать, внутренний рисунок.

Дальнейшие перспективы исследований мы видим в изучении особенностей рекординга (грамзаписи) как средства социальной коммуникации в других посткоммунистических странах, а также в детальном юридическом исследовании новейших тенденций, происходящих в рекординговой и филофонической сферах. Требуют дальнейшего изучения вопросы обобщения и создания прогностической модели кодекса профессиональной и корпоративной этики в сфере звукозаписывающей деятельности (рекординга) и потребителей фонографической продукции (филофонистов) как универсального документа в этой области массовой коммуникации. Отсутствие такого документа вовсе не умаляет значения неразрывного сочетания социальных правил в области популярной музыки и роли их соблюдения.

 

 

 

НОВОСТИ

Наши партнеры

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.