RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Шилова Н.П.

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ НОР ГЛАВЫ V ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ»

В статье рассмотрено законодательное регулирование управления  сельскохозяйственных кооперативах, проанализированы порядок формирования органов управления, порядок принятия решений, порядок обжалования решений органов управления сельскохозяйственного кооператива.

Ключевые слова: сельскохозяйственный кооператив, кооперативно законодательство, общее собрание кооператива, правление кооператива, председател кооператива, наблюдательный совет кооператива.

Shilova N.P.

ABOUT SEPARATE ASPECTS OF PRACTICAL REALIZATION OF NORMS OF CHAPTER OF V FEDERAL LAW

«ON FARMING COOPERATION»

In the article the of legal regulation of management is considered in faming cooperative stores, the order of forming of management organs, order of making decision, order of appeal of decisions of organs of management of faming cooperative store.

Keywords: faming cooperative, cooperative legislation, general collection of cooperative rule of cooperative, chairman of cooperative, supervision council of cooperative.

Модель кооперативного управления является одним из основных признаков кооперативной организационно-правовой формы юридических лиц, позволяющих гарантировать баланс интересов самого кооператива и его членов.

Во всех сельскохозяйственных кооперативах принятие управленческих решений строится на соблюдении принципа «один человек – один голос». Данный принцип призван обеспечивать равенство членов кооператива, поэтому находит свое юридическое закрепление не только на национальном уровне, но в международных документах. В частности, в Декларации Международного кооперативного альянса «О кооперативной идентичности» (1995 г.) (1 Материалы Юбилейного XXXI конгресса МКА в Манчестере – М.: Центросою РФ, 1995.) закреплено, что деятельность кооперативов основывается на демократических началах.

Особенности управления в сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативах урегулированы главой V Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (2 Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 50. – Ст. 4870.) (далее – Закон).

Органами управления в сельскохозяйственном кооперативе являются общее собрание, правление и (или) председатель и наблюдательный совет (формируется в потребительском кооперативе в обязательном порядке, а в производственном кооперативе с количеством 50 и более членов).

Высший орган управления – общее собрание членов кооператива. Полномочия общего собрания можно разделить на две группы: 1) полномочия кооператива, составляющие его исключительную компетенцию (законодательный императив); и 2) иные полномочия (они также могут быть отнесены к исключительной компетенции, но имеют договорную уставную природу).

К исключительной компетенции общего собрания относятся следующие вопросы: утверждение устава, внесение в него изменений и дополнений; выборы председателя, членов правления и наблюдательного совета и прекращение их полномочий; утверждение программ развития кооператива, бухгалтерского баланса, годового отчета; установление размера  и порядка внесения и возврата паевых взносов, порядок распределения прибыли и убытков; определение видов, размера и порядка формирования паевого и иных фондов кооператива; вступление кооператива в другие юридические лица или их объединения; создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива; определение условий и размера вознаграждения членов правления, председателя, компенсации расходов членам наблюдательного совета; привлечение к ответственности членов правления, председателя, членов наблюдательного совета; утверждение локальных актов кооператива.

Ко второй группе полномочий общего собрания относятся вопросы, предусмотренные уставом кооператива как полномочия общего собрания. В частности, это отчуждение земельных участков и основных средств производства, их при- обретения и совершения иных следок, иные полномочия.

Решения по вопросам об утверждении устава, внесения в него дополнений и изменений, определения размера и порядка внесения паевых взносов, распределения прибыли и убытков, отчуждения земельных участков и иных основных средств производства принимаются не менее двумя третями голосов членов кооператива. Устав кооператива вправе устанавливать и более высокий кворум для принятия решений по этим вопросам. Общее собрание членов кооператива может быть как очередным, так и внеочередным. До 3 ноября 2006 г. Закон признавал лишь один вид общего собрания – очередное собрание. Но Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 183-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (3 Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 45. – Ст. 4635.) предусмотрел возможность созыва не только очередного собрания, но и внеочередных собраний. В юридической литературе данная правовая новелла нашла

позитивную оценку. (4 Козырь М.И. Аграрное право России: состояние, проблемы и тенденции развития. – 2-е изд., перер. и допол. – М.: Норма, 2008. – С. 189.) В то же время критически оценивается ограничение видов общих собраний кооператива только двумя этими видами. Поэтому предлагаются к созыву и иные виды общего собрания.( 5 Так, М.И. Палладина отмечает необходимость плановых собраний (перед посевной или уборкой).) Но основания и порядок созыва таких собраний, принятия решений должны быть урегулированы уставом самого кооператива.

Порядок созыва общего годового собрания урегулирован п.п. 1–2.1 ст. 21 и ст. 22 Закона.

Первое общее собрание членов кооператива созывается в возможно короткий срок, но не позднее чем через три месяца после государственной регистрации кооператива. Кооператив не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года обязан проводить годовое общее собрание членов кооператива. Общие собрания членов кооператива, проводимые помимо годового общего собрания членов кооператива, являются внеочередными.

Обязанность по созыву годового и внеочередного общих собраний членов кооператива осуществляет правление кооператива.

Формирование повестки дня годового общего собрания – правовая прерогатива правления кооператива.

Внеочередное общее собрание членов кооператива созывается правлением кооператива по собственной инициативе или по требованию наблюдательного совета кооператива, ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, членом которого является кооператив, одной десятой от числа членов кооператива или одной третьей от числа ассоциированных членов кооператива.

Орган управления кооперативом либо имеющая на то право группа членов кооператива или ассоциированных членов кооператива, потребовавшие созыва внеочередного общего собрания членов кооператива, обязаны представить в правление кооператива в письменной форме предлагаемую повестку дня указанного общего собрания и обоснование необходимости его проведения. Иные органы управления кооперативом либо иные члены кооператива или ассоциированные члены кооператива, не являющиеся инициаторами созыва внеочередного общего собрания членов кооператива, не вправе вносить изменения в повестку дня внеочередного общего собрания членов кооператива или дополнения к ней без согласия на это инициатора созыва указанного собрания.

Правление кооператива или в случае приостановления его полномочий наблюдательный совет кооператива в течение семи дней с даты получения требования о проведении внеочередного общего собрания членов кооператива обязаны принять решение о проведении указанного собрания либо об отказе в его проведении.

Решение об отказе в проведении внеочередного общего собрания членов кооператива может быть принято только в случае, если ни один из вопросов предлагаемой повестки дня внеочередного общего собрания членов кооператива не относится к его компетенции или не соответствует требованиям федеральных законов либо не соблюдены установленные настоящим Федеральным законом требования к проведению внеочередного общего собрания членов кооператива.

Если в течение семи дней со дня получения правлением кооператива требования о проведении внеочередного общего собрания членов кооператива правлением кооператива не будет принято решение о проведении указанного собрания или будет принято решение об отказе в его проведении либо решение о проведении указанного собрания в установленный срок не будет выполнено, внеочередное общее собрание членов кооператива может быть созвано наблюдательным советом кооператива, ревизионным союзом кооперативов, членом которого является кооператив, членами кооператива или ассоциированными членами кооператива, имеющими право на созыв внеочередного общего собрания членов кооператива. В данном случае правление кооператива обязано предоставить инициаторам созыва внеочередного общего собрания членов кооператива списки членов кооператива, ассоциированных членов кооператива и их адреса.

Таким образом, процедура созыва внеочередного собрания крайне сложна.

О созыве общего собрания членов кооператива, повестке данного собрания, месте, дате и времени его проведения члены кооператива и ассоциированные члены кооператива должны быть уведомлены в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты проведения общего собрания членов кооператива. Отсутствие уведомления членов кооператива о созыве общего собрания и его повестки является основанием для признания его решений недействительными. Так в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2012 г. по делу № А13-12387/2011 по апелляционной жалобе СПК «Верховский» на решение арбитражного суда Вологодской области от 23.03.2012 г. по делу № А13-12387/2011 было установлено, что отсутствие уведомления об извещении членов кооператива является нарушением порядка созыва и проведения общего собрания, поэтому решение общего собрания об исключении неуведомленных о дате, месте и повестке заседания членов из кооператива признано недействительным (6 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2012 г. по делу № А13-12387/2011.).

Уставом кооператива, число членов и ассоциированных членов которого превышает 300 человек, может предусматриваться порядок направления уведомления о созыве общего собрания членов кооператива путем публикации в периодическом печатном издании не позднее чем за 30 дней до даты проведения общего собрания членов кооператива при условии, если наименование этого печатного издания определено уставом кооператива, и о таком порядке все члены кооператива и ассоциированные члены кооператива извещены в письменной форме под расписку или посредством почтовой связи.

Вопросы повестки дня общего собрания членов кооператива должны быть конкретными, в них должны быть указаны имя и должность гражданина или наименование юридического лица, в отношении которых предполагается принятие соответствующего решения, а также должны быть указаны положения устава или внутренних документов (положений) кооператива, в которые предполагается вносить изменения.

В случае если в повестку дня общего собрания членов кооператива включены вопросы, связанные с принятием устава в новой редакции или внутренних документов (положений) кооператива либо внесением изменений в устав кооператива и (или) дополнений к нему, которые невозможно отразить в уведомлении о созыве общего собрания членов кооператива, в повестке дня этого собрания должны указываться время и место ознакомления с проектами указанных документов.

Наблюдательный совет кооператива или составляющая не менее одной десятой от числа всех членов кооператива группа членов кооператива, или составляющая не менее одной трети от числа ассоциированных членов кооператива группа ассоциированных членов кооператива дополнительно вправе внести в письменной форме в повестку дня годового общего собрания членов кооператива не более двух вопросов и выдвинуть кандидатов в наблюдательный совет кооператива, правление кооператива, на должность председателя кооператива.

Дополнительные вопросы, подлежащие включению в повестку дня годового общего собрания членов кооператива, должны быть внесены в правление кооператива не позднее чем через 30 дней после окончания финансового года. Правление кооператива не вправе менять формулировку дополнительных вопросов, подлежащих включению в повестку дня годового общего собрания членов кооператива. Дополнительные вопросы, равно как и предложения о выдвижении кандидатов в органы управления кооперативом, подлежат включению в повестку дня годового общего собрания членов кооператива, за исключением случаев, если:

1) срок внесения этих вопросов в правление кооператива не соблюден;

2) кандидаты в органы управления кооперативом не являются членами кооператива;

3) дополнительные вопросы, подлежащие включению в повестку дня годового общего собрания членов кооператива, не соответствуют требованиям нормативных правовых актов или устава кооператива.

При формулировании повестки общего собрания необходимо помнить, что при рассмотрении вопросов об исключении членов из кооператива необходимо соблюдать срок созыва общего собрания, в повестку дня которого включено рассмотрение вопроса об исключении из кооператива. В частности, согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона член кооператива может быть исключен из его состава по окончании финансового года в случае, если кооперативу причинен ущерб невыполнением членом кооператива обязанностей, предусмотренных его уставом. Но на практике требование данной нормы довольно часто игнорируется. При нарушении вышеуказанного положения решение общего собрания признается недействительным, а исключенный член кооператива подлежит восстановлению (7 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2012 г. по делу № А13-12387/2011.).

Если в сельскохозяйственном потребительском кооперативе более 200 членов, то устав кооператива может предусмотреть, что общее собрание членов кооператива проводится в форме собрания уполномоченных. Уполномоченным могут быть как физические лица – члены кооператива и ассоциированные члены, так и представители юридических лиц – ассоциированных членов. Если председатель кооператива, члены правления и наблюдательного совета не избраны уполномоченными, то они вправе присутствовать на собрании, но не имеют права голоса. Один уполномоченный может представлять не более 10 членов кооператива. Число уполномоченных от ассоциированных членов кооператива не может превышать более 20 процентов от числа уполномоченных, избранных от членов кооператива. Данная норма отражает кооперативную природу, так как кооператив – это объединение, прежде всего, лиц, а не капиталов, поэтому влияние ассоциированных членов на принятие решений кооператива намного меньше, чем членов кооператива. При принятии решений один член кооператива обладает одним голосом.

Важное юридическое значение для принятия решений общего собрания (собрания уполномоченных) имеет кворум при принятии решений. Если устав сельскохозяйственного кооператива не предусматривает иное, кворум на общем собрании членов кооператива составляет 25 процентов от общего числа членов кооператива, имеющих право голоса, но не менее 5 членов кооператива, если число членов кооператива составляет менее 20 членов, кворум на собрании уполномоченных – 50 процентов от общего числа уполномоченных, но не менее 30 уполномоченных. На практике нарушение условия о кворуме встречается довольно часто, что является основанием для признания решения общего собрания недействительным. В частности, к такому выводу пришел Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд по иску Шкарина Н.В. к СПК «Верховский» по делу № А13-15236/2010 (8 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2012 г. по делу № А13-15236/2010.).

Решения общего собрания в обязательном порядке подлежат доведению до сведения заинтересованных лиц. Несоблюдение этого правила – основание для признания решения недействительным. Так в решении Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 9 декабря 2009 г. по делу № 2-1377/09 по иску Б. и Т. к Г. и СПК (сельскохозяйственная артель) «Красный партизан» о признании недействительным решения общего собрания кооператива было установлено, что исключение Б. и Т. из СПК незаконно, так как решение общего собрания не было доведено до сведения истцов в нарушении п. 6 ст. 17 Закона, предусматривающей письменное уведомление об исключении из кооператива в течение 14 дней (9 Решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 9 декабря 2009 г. по делу № 2-1377/09 по иску Б. и Т. к Г. и СПК (сельскохозяйственная артель) «Красный партизан» о признании недействительным решения общего собрания кооператива.).

Исполнительными органами в сельскохозяйственном потребительском кооперативе являются правление кооператива и председатель кооператива. Если в кооперативе менее 25 членов, правление может не формироваться, а исполнительным органом является председатель кооператива. Правление и председатель избираются из числа членов кооператива на срок, определенный уставом кооператива, но не более пяти лет. Председатель кооператива одновременно является и председателем правления. Количество членов правления определяется уставом кооператива. Если иное не предусмотрено уставом кооператива, то число членов кооператива – три человека.

Правовое положение правления определяется уставом кооператива или уставом и положением о правлении кооператива.

Полномочия правления кооператива можно разделить на собственные полномочия и полномочия, реализуемые правлением совместно с иными органами кооператива.

К числу первой группы полномочий правления относится решение следующих вопросов: прием заявлений о вступлении в члены кооператива или ассоциированные члены кооператива и о выходе из кооператива; предварительное рассмотрение вопросов об исключении из числа членов кооператива или ассоциированных членов кооператива; заключение договоров с ассоциированными членами кооператива; утверждение размера и формы возвращаемого пая при прекращении членства; формирование повестки общего собрания и его созыв; совершение сделок; утверждение рыночной стоимости неденежных взносов, вносимых в качестве паевых взносов.

К числу полномочий, реализуемых совместно с иными органами кооператива, в частности наблюдательного совета, относятся: принятие решения о погашении приращенных паев, выплате дивидендов, кооперативных выплат и рассмотрение заключения ревизионного союза о проведенной ревизии.

Уставом кооператива к компетенции правления кооператива могут быть отнесены и иные полномочия.

Уставом кооператива может быть предусмотрена передача ряда полномочий председателя кооператива и правления кооператива исполнительному директору на основании трудового договора, заключаемого с ним от имени кооператива наблюдательным советом кооператива, или при его отсутствии – председателем кооператива на основании решения общего собрания членов кооператива.

Председатель кооператива представляет кооператив без доверенности, распоряжается имуществом кооператива, заключает договоры, осуществляет прием и увольнение работников кооператива, издает обязательные для выполнения распоряжения и приказы, организует выполнение решений общего собрания и наблюдательного совета и исполняет другие функции, отнесенные уставом кооператива к его компетенции.

Как отмечают В.Н. Демьяненко и В.В. Демьянено, «члены правления должны действовать в интересах кооператива добросовестно и разумно» (10 Демьяненко В.Н., Демьянено В.В. Сельскохозяйственно-кооперативное право: курс лекций. – 4-е изд., исправ. и допол. – Саратов: Из-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005. – С. 193.). При причинении убытков кооперативу вследствие недобросовестного исполнения своих обязанностей члены кооператива обязаны возместить их на основании судебного решения. Член правления освобождается от ответственности, если он выполнял решения общего собрания или отсутствовал на заседании правления, на котором было принято решение, в результате которого кооперативу были причинены убытки, либо голосовал против или воздержался от голосования.

Действующее законодательство о сельскохозяйственной кооперации предусматривает формирование в качестве контрольного органа наблюдательного совета (11 В юридической литературе неоднозначно оценивается роль наблюдательного совета. Одни правоведы позитивно оценивают заимствование зарубежного опыта, а другие полагают, что упразднение ревизионных комиссий перечеркивает путь развития мировой и отечественной кооперативной практики и наносит серьезный удар по сельскохозяйственной кооперации. // Палладина М.И. О некоторых вопросах совершенствования аграрного законодательства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 1997. – № 5. – С. 41; Козырь М.И. Аграрное право России: состояние, проблемы и тенденции развития. – 2-е изд., перер. и допол. – М.: Норма, 2008. – С. 189.). В сельскохозяйственном потребительском кооперативе он формируется в обязательном порядке. Если иное не предусмотрено уставом кооператива, наблюдательный совет состоит из трех членов. За выполнение своих обязанностей члены наблюдательного совета не вправе получать вознаграждения, а расходы, связанные с выполнением ими своих обязанностей, компенсируются в порядке, предусмотренном уставом кооператива.

Прежде всего наблюдательный совет выполняет контрольные функции, к числу которых относятся контроль над деятельностью правления и председателя кооператива, проверка бухгалтерского баланса, годового отчета, дача предложений о распределении годовых доходов кооператива и о мерах по покрытию дефицита.

Помимо контрольных функций наблюдательный совет выполняет управленческие и представительские функции (12 Демьяненко В.Н., Демьянено В.В. Сельскохозяйственно-кооперативное право: курс лекций. – 4-е изд., исправ. и допол. – Саратов: Из-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005. – С. 196.).

В частности, к ним относят такие полномочия, как выдача заключений по заявлениям о приеме в члены кооператива или выхода из него; созывает внеочередное общее собрание членов кооператива в случаях, предусмотренных кооперативным законодательством и уставом кооператива; представление кооператива при предъявлении искового заявления к членам правления и председателю; согласование выдачи кредита члену правления; приостанавливает полномочия членов правления в случаях, предусмотренных кооперативным законодательством и уставом кооператива. На наш взгляд, эти полномочия наблюдательного совета также относятся к контрольным полномочиям, так как осуществление этих полномочий наблюдательным советом является исключительным случаем, когда у членов кооператива возникает недоверие к деятельности членов правления и председателя кооператива.

Решение любого органа управления кооперативов может быть обжаловано. Однако до 2009 г. Закон не содержал подробных норм по обжалованию решений органов управления кооперативом. Данные новеллы были внесены в Закон Федеральным законом от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (13 Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 29. – Ст. 3642.). Но практика реализации данной нормы свидетельствует, что по-прежнему возникает немало проблемных вопросов, и в основном они касаются решений, принимаемых на общих собраниях, признаваемых недействительными. Среди основных нарушений можно отметить: нарушение сроков созыва общего собрания, отсутствие извещения членов кооператива о созыве собрания, неуведомление заинтересованных лиц о принятых решениях.

При обжаловании решений органов управления кооперативом нарушения действующего законодательства можно наблюдать не только со стороны кооператива, но и его членов, обжалующих управленческие решения. Наиболее часто нарушается срок обжалования. Пункт 5 статьи 30.1 Закона предусматривает, что заявление члена кооператива или ассоциированного члена кооператива в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда член кооператива или ассоциированный член узнал или должен был узнать о принятом решении, но не позднее 6 месяцев со дня принятия такого решения. При этом пропущенный срок исковой давности восстановлению не подлежит. Единственное исключение – срок исковой давности может быть восстановлен, если член кооператива или ассоциированный член кооператива не подавал заявления под влиянием насилия или угрозы. Так ВАС РФ отказался передать в Президиум ВАС РФ дело о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тверской области от 25.04.2011 по делу № 46-8959/2010 по иску Сверловой Н.О., Башмаковой Н.И., Бабенко Е.Н., Бабенко Е.А., Михайловой Е.Г., Храповицкой А.А., Михайлова М.А. к колхозу «Призыв Ильича» о признании недействительными решений, принятых членами колхоза на внеочередном общем собрании от 11.07.2008 г., указав, что истцы пропустили срок исковой давности и нет оснований для восстановления пропущенного срока исковой давности (14 Определение ВАС РФ от 13.06.2012 от отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ № ВАС-7527/12.). Аналогичная позиция была сформулирована в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2012 г. по делу № А66-4854/2011 (15 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2012 г. по делу № А66-4854/2011.). Также следует помнить, что срок обжалования начинает свое течение с момента, с которого лицу стало известно или должно было стать известным о нарушении его прав. В частности, отказывая Избасарову А.У. в удовлетворении его требований о признании недействительным решения общего собрания сельскохозяйственного производственного кооператива «Заклинский» от 1 ноября 2010 г. об освобождении его от должности председателя СПК и исключении из членов кооператива, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что истцу стало известно 25 декабря 2010 года, что подтверждается почтовым уведомлением с отметкой о личном вручении копии протокола общего собрания истцу, а истец обратился с исковым заявлением только 27.07.2011 г.( 16 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2012 г. по делу № А66-7518/2011.).

Таким образом, выше были рассмотрены правовые основы организации управления в сельскохозяйственных кооперативах и связанные с ним споры. Но деятельность кооперативов многоаспектна, поэтому на практике возникают еще и споры о членстве, ассоциированном членстве, переоформлении членства в ассоциированное членство, выплате пая, передаче пая по наследству, выборах председателя и иных членов правления, членов наблюдательного совета, об ответственности членов кооператива.

На наш взгляд, учитывая то, что сельскохозяйственные кооперативы в настоящее время – основной вид сельскохозяйственных товаропроизводителей, для правильного и единообразного применения норм Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» необходимо обобщение судебной практики по данным спорам. Это может быть сделано либо в виде постановлений пленумов высших судебных инстанций, либо обзора судебной практики. Тем более что в свое время аналогичный юридический документ уже действовал – Постановление Пленума Верховного суда СССР от 29 июня 1979 г. № 4 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, одной из сторон в которых является колхоз или межколхозная организация».

Пристатейный библиографический список:

1. Демьяненко В.Н., Демьянено В.В. Сельскохозяйственно-кооперативное право: курс лекций. – 4-е изд., исправ. и допол. – Саратов: Из-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005.

2. Козырь М.И. Аграрное право России: состояние, проблемы и тенденции развития. – 2-е изд., перер. и допол. – М.: Норма, 2008.

3. Палладина М.И. О некоторых вопросах совершенствования аграрного законодательства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 1997. – № 5.


Предлагаем вам услуги по аренде квартир посуточно в Екатеринбурге – для приезжих это выгодная и востребованная услуга. Екатеринбург квартиры посуточно, вся подробная информация на сайте http://www.2197878.ru

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.