RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Актуальные проблемы юридической науки и практики
Арутюнян М.С.
Некоторые аспекты государственно-правового регулирования бюрократических явлений

Власть в государстве имеет институционали­зированный характер. В связи с этим не следует смешивать лиц, осуществляющих власть, с самой властью, принадлежащей политической общ­ности (государству). Исторический процесс обу­славливает перманентную смену лиц, входящих в правящую элиту, однако институционализиро­ванная власть государства не исчезает, она про­должает существовать, за исключением ситуаций насильственной смены политического режима или иных ситуаций глобального изменения госу­дарственного устройства.

Политическая элита способна достаточно корректно менять направление государственно­го развития в различных сферах отношений, ис­пользуя для этого юридические механизмы, в том числе нормативное регулирование. Прину­дительный характер юридических норм сказыва­ется в той мере, в какой их нарушение позволяет государственным органам применять санкции. Власть фактически реализуется посредством дей­ствия этих норм. Политическая власть выступает регулятором поведения населения данного госу­дарства, поскольку нормы определяют его пове­дение [2].

Осуществляемая политической элитой госу­дарственная власть имеет две основные функции: посредническую и функцию управления. Прежде всего, следует подчеркнуть ее главное измерение, состоящее в организации общества на основе ин­тересов обладающей гегемонией группы. С этой целью элита создает и воспроизводит политико­бюрократический аппарат, обеспечивающий ее сохранение как целостности. В обществах, раз­деленных на касты, сословия или классы, воз­никают социальные конфликты, которые могут быть урегулированы властью, возвышающей­ся над частными интересами. В конечном счете государственная власть разрешает конфликты в интересах групп, занимающих господствую­щее положение в конкретных обществах, хотя ради этого она вынуждает их пойти на уступки массам [5]. Таким образом, политическая элита превращается в примирителя социальных кон­фликтов: она ищет формулы компромиссов, ко­торые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность любого столкновения социальных групп. Эту функцию государствен­ной власти можно назвать посреднической, при­чем данная функция не является нейтральной, а направлена на защиту особых интересов господ­ствующих слоев общества. При выполнении этой функции политическая элита вынуждена в той или иной мере ограничивать претензии данных слоев, предлагая и навязывая такие решения, которые в большинстве случаев удовлетворяют вступившие в конфликт группы. В некоторых случаях политическая элита бывает вынуждена заставлять господствующие группы принимать условия соглашений, поскольку в конкретный момент требования масс обладают значительной поддержкой. При подобных обстоятельствах про­ницательная элита, не изменяя существенным образом социальной системы, предупреждает опасный для интересов господствующих групп кризис [7].

В этом плане важно подчеркнуть действие принципа государственного суверенитета, озна­чающего признание за государством воплощение единого порядка, права пресечения анархии; ис­ключительной монополии государства на наси­лие в обществе; независимость государственных структур относительно любых негосударственных образований и лиц; верховенство закона в регу­лировании всех отношений, самостоятельность внешнеполитического курса государства.

Одно из основных противоречий современно­го демократического государства - это противо­речие между профессионализмом, необходимым в государственном управлении, и демократиз­мом - содержанием политической системы этого государства.

Субъектом профессионального управления государством является государственная бюрокра­тия, которая, как известно, является организмом, имеющим присущие ей корпоративные интере­сы, - она постоянно стремится к выходу из-под любой формы контроля, к расширенному вос­производству, сохранению секретности под пред­логом сохранения служебной тайны. Подобные интересы противоречат демократическим прин­ципам, лежащим в основе современных наиболее прогрессивных государств [3]. Идеальным разре­шением подобного противоречия было бы уста­новление консенсуса, целью которого является защита общественных интересов, удовлетворение необходимых общественных нужд, деятельность государства как гаранта необходимых прав и сво­бод - политических, экономических, социаль­ных - для всего общества и каждого гражданина.

Взаимодействие административной и поли­тической власти с целью действий на благо обще­ства является только идеалом, которого невоз­можно достичь в реальности в полной мере, но к которому нужно стремиться. Для преодоления мешающих достижению указанной цели корпо­ративных интересов государственной бюрокра­тии необходим контроль над ней со стороны об­щества [1]. Формами его может быть как контроль непосредственно со стороны общества, так и кон­троль со стороны политической власти, которая является выразителем общественных интересов.

Некоторые исследователи выделяют фор­мальные и неформальные методы подобного кон­троля. К формальным относятся: руководство со стороны представителей и институтов полити­ческой власти - президентов, министров, парла­ментский контроль, судебный контроль. Нефор­мальные методы контроля подразделяются на внешние и внутренние. Внешний контроль осу­ществляют СМИ, общественное мнение, заинте­ресованные группы. Внутренними формами кон­троля считают профессиональную служебную этику, административный контроль со стороны вышестоящих чиновников, нормы администра­тивного законодательства.

Что касается формы контроля государствен­ной бюрократии непосредственно обществом, то подобная практика, ведущая свое начало от традиций англосаксонского обычного права, воз­можна лишь при наличии системы гражданского общества и политически свободной личности. Ос­новой гражданского общества являются органы местного самоуправления, которые в практике за­падных демократических стран являются органа­ми власти, параллельными власти государствен­ной. В России общественные формы контроля в условиях политической нестабильности, прису­щей нынешней российской ситуации, могут сы­грать особенно важную роль.

Интересы в политике разнообразны и пред­ставляются различными группами, что обуслов­лено существующей формой представительства. Интересы в политике - это определенные требо­вания общественных групп, организаций, струк­тур к власти. Это то, что является причиной лоб­бирования.

Между гражданским обществом и государ­ством должен происходить непрерывный и сво­бодный коммуникационный обмен. Без такого обмена большинство граждан страны может оказаться в изоляции и отчуждении, лишиться возможности оказывать влияние на процесс вы­работки и принятия властных решений, затраги­вающих жизненно важные интересы. В свою оче­редь, органам государственной власти угрожала бы потеря обратной связи с обществом, утрата необходимой способности корректировать свою деятельность в соответствии с динамикой соци­альных потребностей.

Лоббирование - это влияние заинтересо­ванных групп на принятие решений властными структурами. Лоббирование ведется представи­телями корпораций, профсоюзов и самими за­конодателями. Взаимодействие с парламентом - важнейший аспект работы торговых ассоциаций, коммерческих структур и других заинтересован­ных групп [6].

Заинтересованные группы - это доброволь­ные объединения людей, коллективов и фракций с формальной основной структурой, в которых личные требования соединены с материальной и духовной базой, и которые проявляют себя вну­три своей организации с помощью сотрудни­чества или конкретного воздействия, выражают свое мнение относительно других групп и поли­тических институтов [4].

Деятельность заинтересованных групп - по­стоянно меняющийся процесс, в ходе которого осуществляется давление олицетворяемых ими общественных сил на правительство с целью при­нудить его подчиняться их воле. В этом процессе сильные группы доминируют, подчиняя и застав­ляя повиноваться более слабые, а само государ­ственное регулирование включает в себя адапта­цию, урегулирование конфликтов и достижение равновесия между соперничающими группами.

В процессе формирования и регулирования деятельности государственных институтов пред­ставляется возможным и необходимым создание механизма ограничения различного рода бюро­кратических влияний в интересах целостности об­щества и взаимосогласованности действий субъ­ектов политики, который позволит учитывать ин­тересы различных социальных групп.

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.