Актуальные проблемы юридической науки и практики
Арутюнян М.С.
Некоторые аспекты государственно-правового регулирования бюрократических явлений
Власть в государстве имеет институционализированный характер. В связи с этим не следует смешивать лиц, осуществляющих власть, с самой властью, принадлежащей политической общности (государству). Исторический процесс обуславливает перманентную смену лиц, входящих в правящую элиту, однако институционализированная власть государства не исчезает, она продолжает существовать, за исключением ситуаций насильственной смены политического режима или иных ситуаций глобального изменения государственного устройства.
Политическая элита способна достаточно корректно менять направление государственного развития в различных сферах отношений, используя для этого юридические механизмы, в том числе нормативное регулирование. Принудительный характер юридических норм сказывается в той мере, в какой их нарушение позволяет государственным органам применять санкции. Власть фактически реализуется посредством действия этих норм. Политическая власть выступает регулятором поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют его поведение [2].
Осуществляемая политической элитой государственная власть имеет две основные функции: посредническую и функцию управления. Прежде всего, следует подчеркнуть ее главное измерение, состоящее в организации общества на основе интересов обладающей гегемонией группы. С этой целью элита создает и воспроизводит политикобюрократический аппарат, обеспечивающий ее сохранение как целостности. В обществах, разделенных на касты, сословия или классы, возникают социальные конфликты, которые могут быть урегулированы властью, возвышающейся над частными интересами. В конечном счете государственная власть разрешает конфликты в интересах групп, занимающих господствующее положение в конкретных обществах, хотя ради этого она вынуждает их пойти на уступки массам [5]. Таким образом, политическая элита превращается в примирителя социальных конфликтов: она ищет формулы компромиссов, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность любого столкновения социальных групп. Эту функцию государственной власти можно назвать посреднической, причем данная функция не является нейтральной, а направлена на защиту особых интересов господствующих слоев общества. При выполнении этой функции политическая элита вынуждена в той или иной мере ограничивать претензии данных слоев, предлагая и навязывая такие решения, которые в большинстве случаев удовлетворяют вступившие в конфликт группы. В некоторых случаях политическая элита бывает вынуждена заставлять господствующие группы принимать условия соглашений, поскольку в конкретный момент требования масс обладают значительной поддержкой. При подобных обстоятельствах проницательная элита, не изменяя существенным образом социальной системы, предупреждает опасный для интересов господствующих групп кризис [7].
В этом плане важно подчеркнуть действие принципа государственного суверенитета, означающего признание за государством воплощение единого порядка, права пресечения анархии; исключительной монополии государства на насилие в обществе; независимость государственных структур относительно любых негосударственных образований и лиц; верховенство закона в регулировании всех отношений, самостоятельность внешнеполитического курса государства.
Одно из основных противоречий современного демократического государства - это противоречие между профессионализмом, необходимым в государственном управлении, и демократизмом - содержанием политической системы этого государства.
Субъектом профессионального управления государством является государственная бюрократия, которая, как известно, является организмом, имеющим присущие ей корпоративные интересы, - она постоянно стремится к выходу из-под любой формы контроля, к расширенному воспроизводству, сохранению секретности под предлогом сохранения служебной тайны. Подобные интересы противоречат демократическим принципам, лежащим в основе современных наиболее прогрессивных государств [3]. Идеальным разрешением подобного противоречия было бы установление консенсуса, целью которого является защита общественных интересов, удовлетворение необходимых общественных нужд, деятельность государства как гаранта необходимых прав и свобод - политических, экономических, социальных - для всего общества и каждого гражданина.
Взаимодействие административной и политической власти с целью действий на благо общества является только идеалом, которого невозможно достичь в реальности в полной мере, но к которому нужно стремиться. Для преодоления мешающих достижению указанной цели корпоративных интересов государственной бюрократии необходим контроль над ней со стороны общества [1]. Формами его может быть как контроль непосредственно со стороны общества, так и контроль со стороны политической власти, которая является выразителем общественных интересов.
Некоторые исследователи выделяют формальные и неформальные методы подобного контроля. К формальным относятся: руководство со стороны представителей и институтов политической власти - президентов, министров, парламентский контроль, судебный контроль. Неформальные методы контроля подразделяются на внешние и внутренние. Внешний контроль осуществляют СМИ, общественное мнение, заинтересованные группы. Внутренними формами контроля считают профессиональную служебную этику, административный контроль со стороны вышестоящих чиновников, нормы административного законодательства.
Что касается формы контроля государственной бюрократии непосредственно обществом, то подобная практика, ведущая свое начало от традиций англосаксонского обычного права, возможна лишь при наличии системы гражданского общества и политически свободной личности. Основой гражданского общества являются органы местного самоуправления, которые в практике западных демократических стран являются органами власти, параллельными власти государственной. В России общественные формы контроля в условиях политической нестабильности, присущей нынешней российской ситуации, могут сыграть особенно важную роль.
Интересы в политике разнообразны и представляются различными группами, что обусловлено существующей формой представительства. Интересы в политике - это определенные требования общественных групп, организаций, структур к власти. Это то, что является причиной лоббирования.
Между гражданским обществом и государством должен происходить непрерывный и свободный коммуникационный обмен. Без такого обмена большинство граждан страны может оказаться в изоляции и отчуждении, лишиться возможности оказывать влияние на процесс выработки и принятия властных решений, затрагивающих жизненно важные интересы. В свою очередь, органам государственной власти угрожала бы потеря обратной связи с обществом, утрата необходимой способности корректировать свою деятельность в соответствии с динамикой социальных потребностей.
Лоббирование - это влияние заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Лоббирование ведется представителями корпораций, профсоюзов и самими законодателями. Взаимодействие с парламентом - важнейший аспект работы торговых ассоциаций, коммерческих структур и других заинтересованных групп [6].
Заинтересованные группы - это добровольные объединения людей, коллективов и фракций с формальной основной структурой, в которых личные требования соединены с материальной и духовной базой, и которые проявляют себя внутри своей организации с помощью сотрудничества или конкретного воздействия, выражают свое мнение относительно других групп и политических институтов [4].
Деятельность заинтересованных групп - постоянно меняющийся процесс, в ходе которого осуществляется давление олицетворяемых ими общественных сил на правительство с целью принудить его подчиняться их воле. В этом процессе сильные группы доминируют, подчиняя и заставляя повиноваться более слабые, а само государственное регулирование включает в себя адаптацию, урегулирование конфликтов и достижение равновесия между соперничающими группами.
В процессе формирования и регулирования деятельности государственных институтов представляется возможным и необходимым создание механизма ограничения различного рода бюрократических влияний в интересах целостности общества и взаимосогласованности действий субъектов политики, который позволит учитывать интересы различных социальных групп.
НОВОСТИ
- Международная научно-практическая конференция «Российская адвокатура: независимость, самоуправляемость, защищенность» (9 декабря 2023 г., 10-00 Мск.).
- Беседа с Адвокатом Андреем Рагулиным
- Принятие антиадвокатских поправок в закон об адвокатуре
- Independent expert assessment on the Draft Law to amend the Federal Law “On legal practice and legal profession in the Russian Federation”, no. 301952-8
- Антиадвокатская сущность адвокатских палат: стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Обращение Правления Межрегиональной общественной организации "Инициатива 2018" в органы Организации Объединенных Наций, к международным ассоциациям адвокатов и правозащитным организациям
- Круглый стол «Российская адвокатура: защита для защитников» (28 октября 2023 г., 10-00 Мск).
- Круглый стол «Законодательство об адвокатуре в России: прогрессивное развитие или деградация?» (25 ноября 2023 г., 10-00 Мск).
- Научно-практическая Конференция Союза "Негосударственный Экспертный Научно-Исследовательский Центр Судебных Экспертов и Специалистов"
- Мнение Комиссии по продвижению законодательных инициатив в сфере социальных и профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга / о проекте Федерального закона №301952-8 /
- Защитим российскую адвокатуру - 2023!
- Обращение Совета АП Новосибирской области о содержании Законопроекта о внесении изменений в законодательство об адвокатуре
- Независимое экспертное заключение на проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 301952-8
- Обращение в защиту российских адвокатов, подвергающихся преследованию
- 9-й форум по криптовалютам и майнингу Blockchain Life 2022
- 14-15 сентября в Москве состоится 9-й международный форум по криптовалютам и майнингу Blockchain Life 2022.
- Blockchain Lawyer: будущее в ваших руках
- Как юристу защитить бизнес от штрафов
- Интеллектуальная собственность: авторское и смежные права
- Москва соберет главных представителей криптоиндустрии 14-15 сентября.