№ 1 (20) 2016г.
Актуальные проблемы юридической науки и практики
Арутюнян М.С.
Отдельные аспекты совершенствования правового регулирования механизма реализации жилищных прав сотрудников органов внутренних дел
Происходящие изменения положений нормативных актов, регулирующих порядок предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, могут быть расценены неоднозначно. Складывающаяся практика их осуществления, а также практика рассмотрения споров, связанных с выплатами, также не отличается единым подходом. В этой связи настоящее исследование представляется актуальным и практически значимым.
Ряд исследователей, изучающих вопросы осуществления денежных выплат, направленных на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, говорит о необходимости единого подхода к определению порядка, условий и механизма их осуществления [1]. Полагаем, что в целях унификации правового положения указанных лиц необходимо применять единые критерии и одни правила предоставления денежных выплат на приобретение или строительство жилого помещения.
Представляется логичным рассмотреть изменения порядка реализации социальной выплаты сотрудникам ОВД, принятые Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 581 «О внесении изменений в Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Правила о соц. выплате), в сравнении с действующей редакцией правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» (далее - Правила о субсидии), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 63.
Один из аспектов реализации Правил о соц. выплате, подтвержденный судебной практикой, не может не вызвать критических замечаний. Это порядок расчета размера единовременной выплаты. В пункте 27 Положения о соц. выплате содержится формула, по которой должна рассчитываться сумма выплаты. Она учитывает имеющуюся (занимаемую) общую площадь жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма. На первый взгляд, законодательный подход логичен. Однако при расчете суммы выплаты в отношении граждан, проживающих в комнатах коммунальных квартир, возникают определенные сложности.
В соответствии с действующей редакцией Положения о соц. выплате сотруднику ОВД, проживающему в комнате коммунальной квартиры, единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения предоставляется с учетом общей площади предоставленного жилого помещения (коммунальной квартиры), независимо от размеров занимаемого жилого помещения. Размер выплаты не подлежит увеличению с учетом общей площади фактически занимаемых сотрудником и членами его семьи жилых помещений в коммунальной квартире. Отметим, что в договорах социального найма, предметом которых выступают жилые помещения в доме коридорного типа, по общему правилу указываются части помещений (комнаты), предоставляемые для проживания конкретным гражданам. Полагаем, что проживающие в коммунальных квартирах граждане лишены возможности использовать по назначению - для проживания - всю жилую площадь квартиры. Они вправе проживать лишь в предоставленной части помещения. Остальными помещениями коммунальной квартиры они вправе пользоваться в соответствии с их назначением сообща. Отметим, что Жилищный кодекс Российской Федерации более детально регулирует отношения сособственников помещений коммунальных квартир, нежели отношения сонанимателей таких помещений. В соответствии с п. 1 ст. 42 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире пропорциональна размеру общей комнаты, принадлежащей на праве собственности. Указанное вполне соответствует общим принципам осуществления права общей долевой собственности.
В этой связи при расчете суммы единовременной выплаты было бы логично учитывать площадь предоставленной гражданину по договору социального найма части помещения (комнаты) и той части помещений общего пользования, которая пропорциональна площади предоставленной части помещения (комнаты).
Складывающаяся по данному вопросу судебная практика в свете Определения Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 № 670-О также представляется неоднозначной. Формально вывод суда, что нормы, учитывающие при определении размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения такой критерий, как проживание граждан в коммунальной квартире, сами по себе конституционные права не нарушают, не подтверждает правильность расчета размера выплат. Полагаем, право пользования общим имуществом коммунальной квартиры или многоквартирного дома не может улучшить жилищные права граждан.
Для наиболее объективного рассмотрения вопроса предоставления денежной выплаты лицам, проживающим в коммунальной квартире, необходимо упомянуть подход законодателя, содержащийся в Правилах о субсидии. Условие, установленное пп. д п. 2 Правил о субсидии, позволяет гражданскому служащему, проживающему в коммунальной квартире, получить единовременную выплату вообще независимо от размера занимаемого жилого помещения.
Оговоримся, что это не единственное правовое различие в вопросах предоставления выплат различным категориям должностных лиц. К примеру, условия, позволяющие гражданскому служащему быть принятым на учет и получить субсидию, также неоднозначны. Так, пп. г, е, ж п. 2 Положения о субсидии не содержат указаний на занимаемую в жилых помещениях площадь, а лишь указывают на отдельные виды жилых помещений, проживание в которых позволяет получить выплату.
В указанном аспекте полагаем, что факт проживания в коммунальной квартире, в общежитии, сам по себе не может подтвердить нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий. По общему правилу комнаты в общежитиях, в коммунальных квартирах, предоставленные по договорам социального найма, могут быть приватизированы гражданами, которым они предоставлены. Что касается лиц, проживающих в однокомнатной квартире в составе двух и более семей, отметим, что размер таких квартир может вполне удовлетворять права проживающих в них граждан, особенно в свете развития строительства жилья со свободной планировкой, квартир-студий и т. п. Очевидно, выплата на приобретение или строительство жилого помещения необходима гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, независимо от статуса жилья, которым они обеспечены. Единым и единственным критерием, позволяющим определить жилищную обеспеченность, должен остаться размер помещения (помещений), которым обеспечены государственные служащие, - менее 15 метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Более лояльно Положение о субсидии подходит к совершению заинтересованными лицами действий, рассматриваемых как умышленное ухудшение жилищных условий с целью получения или увеличения размера выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Положение о соц. выплатах сотрудникам ОВД (п. 9) ухудшающими действиями считает действия любых членов семьи сотрудников, а не только его самого. В этом аспекте Положение о субсидии должно заимствовать редакцию правил, применяемых к сотрудникам ОВД.
Установленный Положением о субсидии порядок использования единовременной выплаты можно считать положительным. В отношении средств субсидии, предоставляемой федеральным государственным гражданским служащим, установлены конкретные цели, на которые она может быть использована (п. 29), и определен порядок их использования. Более того, средства субсидии, не использованные гражданским служащим, подлежат возврату в бюджет. Полагаем, целевой механизм использования средств, предоставленных в счет субсидии, будет способствовать наиболее эффективной реализации жилищных прав отдельных категорий государственных служащих. Именно такой подход должен содержаться во всех Правилах, регулирующих порядок осуществления денежных выплат различным должностным лицам для приобретения или строительства жилого помещения.
НОВОСТИ
- "Федеральная палата адвокатов: «министерство адвокатуры всея Руси»". Стрим Андрея Рагулина и Романа Мельниченко
- "Антиадвокатские поправки - 2021-2024 гг.". Стрим Андрея Рагулина и Романа Мельниченко
- "Ленинградское дело российской адвокатуры (Конференция палаты 2024)". Стрим Андрея Рагулина и Романа Мельниченко
- "Ленинградское дело российской адвокатуры". Стрим Виктора Дроздова и Романа Мельниченко
- "Назад к ничтожеству: контрреформа закона об адвокатуре" стрим Андрея Рагулина и Романа Мельниченко
- Заявление Специального докладчика ООН по вопросу о положении в области прав человека в Российской Федерации
- Первый Всероссийский съезд адвокатов: рождение «монстра» стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Новый закон об адвокатуре: в ожидании золотого века: стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Международная научно-практическая конференция «Российская адвокатура: независимость, самоуправляемость, защищенность» (9 декабря 2023 г., 10-00 Мск.).
- Беседа с Адвокатом Андреем Рагулиным
- Принятие антиадвокатских поправок в закон об адвокатуре
- Independent expert assessment on the Draft Law to amend the Federal Law “On legal practice and legal profession in the Russian Federation”, no. 301952-8
- Антиадвокатская сущность адвокатских палат: стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Обращение Правления Межрегиональной общественной организации "Инициатива 2018" в органы Организации Объединенных Наций, к международным ассоциациям адвокатов и правозащитным организациям
- Круглый стол «Российская адвокатура: защита для защитников» (28 октября 2023 г., 10-00 Мск).
- Круглый стол «Законодательство об адвокатуре в России: прогрессивное развитие или деградация?» (25 ноября 2023 г., 10-00 Мск).
- Научно-практическая Конференция Союза "Негосударственный Экспертный Научно-Исследовательский Центр Судебных Экспертов и Специалистов"
- Мнение Комиссии по продвижению законодательных инициатив в сфере социальных и профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга / о проекте Федерального закона №301952-8 /
- Защитим российскую адвокатуру - 2023!
- Обращение Совета АП Новосибирской области о содержании Законопроекта о внесении изменений в законодательство об адвокатуре