RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Читайте в следующем номере

Индексирование журнала

Импакт-фактор российских научных журналов

Группа ВКонтакте

Группа в FB

International scientific and practical law journal Eurasian Journal of International Law

№ 1 (20) 2016г.
Актуальные проблемы юридической науки и практики
Арутюнян М.С.
Отдельные аспекты совершенствования правового регулирования механизма реализации жилищных прав сотрудников органов внутренних дел

Происходящие изменения положений нор­мативных актов, регулирующих порядок предо­ставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого по­мещения сотрудникам органов внутренних дел, могут быть расценены неоднозначно. Склады­вающаяся практика их осуществления, а также практика рассмотрения споров, связанных с вы­платами, также не отличается единым подходом. В этой связи настоящее исследование представля­ется актуальным и практически значимым.

Ряд исследователей, изучающих вопросы осу­ществления денежных выплат, направленных на улучшение жилищных условий отдельных кате­горий граждан, говорит о необходимости еди­ного подхода к определению порядка, условий и механизма их осуществления [1]. Полагаем, что в целях унификации правового положения ука­занных лиц необходимо применять единые кри­терии и одни правила предоставления денежных выплат на приобретение или строительство жи­лого помещения.

Представляется логичным рассмотреть изме­нения порядка реализации социальной выплаты сотрудникам ОВД, принятые Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 581 «О внесе­нии изменений в Правила предоставления еди­новременной социальной выплаты для приоб­ретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Правила о соц. выплате), в сравнении с действующей редакцией правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субси­дии на приобретение жилого помещения» (да­лее - Правила о субсидии), утвержденной поста­новлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 63.

Один из аспектов реализации Правил о соц. выплате, подтвержденный судебной практикой, не может не вызвать критических замечаний. Это порядок расчета размера единовременной вы­платы. В пункте 27 Положения о соц. выплате содержится формула, по которой должна рас­считываться сумма выплаты. Она учитывает име­ющуюся (занимаемую) общую площадь жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма. На первый взгляд, законодательный подход логичен. Однако при расчете суммы выплаты в отношении граждан, проживающих в комнатах коммунальных квар­тир, возникают определенные сложности.

В соответствии с действующей редакцией По­ложения о соц. выплате сотруднику ОВД, про­живающему в комнате коммунальной квартиры, единовременная социальная выплата для приоб­ретения или строительства жилого помещения предоставляется с учетом общей площади предо­ставленного жилого помещения (коммунальной квартиры), независимо от размеров занимаемого жилого помещения. Размер выплаты не подле­жит увеличению с учетом общей площади фак­тически занимаемых сотрудником и членами его семьи жилых помещений в коммунальной квартире. Отметим, что в договорах социально­го найма, предметом которых выступают жилые помещения в доме коридорного типа, по общему правилу указываются части помещений (комна­ты), предоставляемые для проживания конкрет­ным гражданам. Полагаем, что проживающие в коммунальных квартирах граждане лишены воз­можности использовать по назначению - для про­живания - всю жилую площадь квартиры. Они вправе проживать лишь в предоставленной части помещения. Остальными помещениями комму­нальной квартиры они вправе пользоваться в со­ответствии с их назначением сообща. Отметим, что Жилищный кодекс Российской Федерации более детально регулирует отношения сособ­ственников помещений коммунальных квартир, нежели отношения сонанимателей таких поме­щений. В соответствии с п. 1 ст. 42 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире пропорциональна раз­меру общей комнаты, принадлежащей на праве собственности. Указанное вполне соответствует общим принципам осуществления права общей долевой собственности.

В этой связи при расчете суммы единовре­менной выплаты было бы логично учитывать пло­щадь предоставленной гражданину по договору социального найма части помещения (комнаты) и той части помещений общего пользования, ко­торая пропорциональна площади предоставлен­ной части помещения (комнаты).

Складывающаяся по данному вопросу судеб­ная практика в свете Определения Конституци­онного Суда РФ от 24.03.2015 № 670-О также пред­ставляется неоднозначной. Формально вывод суда, что нормы, учитывающие при определении раз­мера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого поме­щения такой критерий, как проживание граждан в коммунальной квартире, сами по себе консти­туционные права не нарушают, не подтверждает правильность расчета размера выплат. Полагаем, право пользования общим имуществом комму­нальной квартиры или многоквартирного дома не может улучшить жилищные права граждан.

Для наиболее объективного рассмотрения вопроса предоставления денежной выплаты ли­цам, проживающим в коммунальной квартире, необходимо упомянуть подход законодателя, со­держащийся в Правилах о субсидии. Условие, установленное пп. д п. 2 Правил о субсидии, поз­воляет гражданскому служащему, проживающе­му в коммунальной квартире, получить единов­ременную выплату вообще независимо от разме­ра занимаемого жилого помещения.

Оговоримся, что это не единственное право­вое различие в вопросах предоставления выплат различным категориям должностных лиц. К при­меру, условия, позволяющие гражданскому слу­жащему быть принятым на учет и получить суб­сидию, также неоднозначны. Так, пп. г, е, ж п. 2 Положения о субсидии не содержат указаний на занимаемую в жилых помещениях площадь, а лишь указывают на отдельные виды жилых поме­щений, проживание в которых позволяет полу­чить выплату.

В указанном аспекте полагаем, что факт про­живания в коммунальной квартире, в общежи­тии, сам по себе не может подтвердить нужда­емость гражданина в улучшении жилищных условий. По общему правилу комнаты в общежи­тиях, в коммунальных квартирах, предоставлен­ные по договорам социального найма, могут быть приватизированы гражданами, которым они предоставлены. Что касается лиц, проживающих в однокомнатной квартире в составе двух и более семей, отметим, что размер таких квартир может вполне удовлетворять права проживающих в них граждан, особенно в свете развития строительства жилья со свободной планировкой, квартир-сту­дий и т. п. Очевидно, выплата на приобретение или строительство жилого помещения необходи­ма гражданам, нуждающимся в улучшении жи­лищных условий, независимо от статуса жилья, которым они обеспечены. Единым и единствен­ным критерием, позволяющим определить жи­лищную обеспеченность, должен остаться размер помещения (помещений), которым обеспечены государственные служащие, - менее 15 метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Более лояльно Положение о субсидии под­ходит к совершению заинтересованными лица­ми действий, рассматриваемых как умышленное ухудшение жилищных условий с целью получе­ния или увеличения размера выплаты на приоб­ретение или строительство жилого помещения. Положение о соц. выплатах сотрудникам ОВД (п. 9) ухудшающими действиями считает дей­ствия любых членов семьи сотрудников, а не толь­ко его самого. В этом аспекте Положение о суб­сидии должно заимствовать редакцию правил, применяемых к сотрудникам ОВД.

Установленный Положением о субсидии по­рядок использования единовременной выплаты можно считать положительным. В отношении средств субсидии, предоставляемой федеральным государственным гражданским служащим, уста­новлены конкретные цели, на которые она может быть использована (п. 29), и определен порядок их использования. Более того, средства субсидии, не использованные гражданским служащим, под­лежат возврату в бюджет. Полагаем, целевой ме­ханизм использования средств, предоставленных в счет субсидии, будет способствовать наиболее эффективной реализации жилищных прав от­дельных категорий государственных служащих. Именно такой подход должен содержаться во всех Правилах, регулирующих порядок осущест­вления денежных выплат различным должност­ным лицам для приобретения или строительства жилого помещения.

НОВОСТИ

Наши партнеры

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.