RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

№ 1 (20) 2016г.
Актуальные проблемы юридической науки и практики
Игбаева Г.Р.
Особенности банкротства физических лиц

Долгое время процедуры банкротства рас­пространялись только на юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей. Банкротство физических лиц в России стало возможным с 1 октября 2015 года, когда вступили в силу изме­нения, внесенные Федеральным законом № 154- ФЗ от 29.06.2015 в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», регулирующие порядок осуществления проце­дур банкротства в отношении граждан. Необхо­димость введения данного института в россий­скую правовую систему обусловлена разного рода причинами и задачами, одна из них - растущая сумма долгов россиян в неблагоприятных эко­номических условиях. Так, по данным Объеди­ненного кредитного бюро, объем просроченной задолженности по кредитам к концу 2015 года со­ставил 1,15 трлн рублей, увеличившись за год на 48 %. Доля просроченных кредитов (количество просроченных займов в их общем количестве) вы­росла в 2015 году на 1,15 процентного пункта - до 16,81 %. При этом большая часть «плохих» долгов просрочена более чем на 90 дней: доля таких кре­дитов составила на конец декабря прошлого года 12,5 % [8].

Банкротство физических лиц имеет богатую историю. Уже в XI веке Русская Правда включа­ла правила, по которым должник продавался в долговое рабство [3]. Правила распределения имущества между кредиторами и иные нормы о несостоятельности встречаются в Псковской судной грамоте и Судебниках 1497 и 1550 годов, Соборном уложении 1649 года. В 1800 году был принят Устав о банкротах, регулирующий и раз­деляющий банкротство купцов и банкротство дворян. По своей сути, это был первый норма­тивный акт, разделяющий нормы о банкротстве применительно к предпринимательской деятель­ности и нормы о несостоятельности, не связанной с торговлей [3].

В период НЭПа было введено понятие несо­стоятельности, однако отсутствовал механизм его практического применения. К 1928 году в результате массовой коллективизации нормы о несостоятельности утратили практическое значе­ние, и за время существования Советского Союза нормы о банкротстве больше не применялись. В июне 1992 года Президентом РФ был принят Указ «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур» [5], а уже в ноябре 1992 года был при­нят Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» [2]. Закон имел лишь общие черты и с бурным развитием экономики в скором вре­мени потребовал дополнений и изменений.

Спустя две недели после вступления в силу новелл о банкротстве физических лиц Пленум ВС РФ в Постановлении от 13 октября 2015 г. № 45 [6] свел воедино возможные проблемы, с которыми при рассмотрении названной категории дел мо­гут столкнуться арбитражные суды.

Как и при банкротстве юридических лиц, ос­нованием для признания гражданина банкротом являются его неплатежеспособность и неоплат­ность его долга. Как отмечают Г.Ш. Чернова, Г.Р. Игбаева, Е.В. Пономарева, законодатель впол­не логично отказался от неоплатности в пользу неплатежеспособности, ибо неоплатность озна­чает превышение задолженности гражданина над стоимостью его имущества [7].

В отличие от юридических лиц банкротство физических лиц имеет определенные особенно­сти, например, другая сумма долга. Новеллы уста­навливают, что гражданин может быть признан банкротом при наличии следующих условий:

1)      сумма долгов превышает 500 000 рублей.

2)     невыполнение требований кредиторов в те­чение трех месяцев.

Закон предусматривает обязанность гражда­нина обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удов­летворение требований одного кредитора или не­скольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных пла­тежей в полном объеме перед другими кредито­рами, и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.

Также гражданин вправе подать в арбитраж­ный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обя­зательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатеже­способности и (или) признакам недостаточности имущества.

Законодательное закрепление, с одной сто­роны, возможности подать в суд заявление о бан­кротстве физического лица только в случае, когда объем денежных требований к нему превышает 500 тыс. руб., и, с другой - права сделать это вне зависимости от размера предъявленных к физи­ческому лицу требований, когда очевидно, что ис­полнить их он не сможет, представляется одним из противоречий новелл.

Представляется, что для отдельных категорий физических лиц банкротство станет удобным ме­ханизмом избавления от долгов, а для других - дорогой и ненужной процедурой, которую мож­но заменить существующей альтернативой в виде исполнительного производства.

Основным преимуществом для должника яв­ляется возможность легального ухода от долгов. Уход от долгов был невозможен в силу Федераль­ного закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об испол­нительном производстве» [4], о чем должники знали, заключая мнимые сделки с целью избе­жать обращения взыскания на свое имущество. При отсутствии имущества должника ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусма­тривает возможность окончить исполнительное производство с возвращением исполнительного документа взыскателю. Однако оконченное ис­полнительное производство не препятствует по­вторному предъявлению исполнительного до­кумента для исполнения. Новеллы позволили должникам получить финансовую амнистию.

С помощью банкротства гражданин может «скинуть» с себя непосильные для него долги. Оче­видно, что такой возможностью смогут восполь­зоваться преимущественно платежеспособные граждане, которым есть чем платить по счетам, но не хочется этого делать. В этой связи новеллы содержат норму о рассрочке по выплате долга до трех лет, если заемщик имеет стабильный ис­точник заработка (дохода). В Постановлении Пле­нума ВС РФ № 45 четко прослеживается линия о недопустимости злоупотребления правом таким должником и необходимости действовать граж­данину добросовестно.

Необходимо обратить внимание, что при об­ращении с заявлением о признании гражданина банкротом отсутствует необходимость предвари­тельного опубликования заявителем (в том числе кредитной организацией) уведомления о намере­нии подать такое заявление.

Банкротство в отношении граждан имеет так­же ряд процедурных особенностей. Законодатель предусмотрел введение двух новых реабилитаци­онных процедур:

-      реструктуризация долгов гражданина в це­лях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов;

-      реализация имущества гражданина, приме­няемая к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Процедурой реализации имущества зани­мается финансовый управляющий, деятельность которого возмездна. Минимальная оплата состав­ляет десять тысяч рублей, в дальнейшем финан­совый управляющий получает на свой счет по два процента от реализованного имущества. По оцен­кам юристов, покрытие всех издержек истца от начала процесса банкротства до его завершения может составить от 100 тыс. до 300 тыс. руб. При наличии долга перед кредиторами, к примеру, в 300-500 тыс. руб. физическому лицу нецелесо­образно затевать судебный процесс о признании себя несостоятельным, это не только не вернет деньги в счет погашения долга путем взыскания имущества, но еще и заставит потратиться на су­дебные издержки. Уже имеется практика отказа предоставления услуг финансового управляюще­го по делам о банкротстве физических лиц ввиду низкой коммерческой привлекательности этого вида банкротства. Имеются и иные пробелы реа­лизации норм о банкротстве физических лиц [1].

Поправки в закон о банкротстве физических лиц представляются сбалансированными, по­скольку защищают права как заемщика, так и кредитора. Они содержат положения, которые позволяют добросовестным должникам в слу­чае недостаточности имущества реструктуризи­ровать свою задолженность в рамках принятых процедур, а также положения, позволяющие кредиторам взыскать задолженность с недобросо­вестных должников.

Для кредиторов нововведения дают возмож­ность применения ряда специфических механиз­мов формирования конкурсной массы, которые не свойственны исполнительному производству: возможность оспорить сделки должника по от­чуждению имущества, заявить о разделе иму­щества супругов, контролировать ход торгов по реализации имущества должника, признать не­возвращенную задолженность безнадежной к взысканию.

Несмотря на имеющиеся в принятом законе проблемы (сложный механизм реализации по­правок для должника, дороговизна, длительность данной процедуры и возможность мошенниче­ских действий различных организации), следует отметить, что изменения в законе оказались вос­требованными для не являющихся индивидуаль­ными предпринимателями физических лиц.

 

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.