RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Читайте в следующем номере

Индексирование журнала

Импакт-фактор российских научных журналов

Группа ВКонтакте

Группа в FB

International scientific and practical law journal Eurasian Journal of International Law

№ 4 (23) 2016г.
Канатов Т.К.

Актуальные проблемные вопросы дальнейшего совершенствования законодательства Республики Казахстан в сфере интеллектуальной собственности

Мировой опыт свидетельствует, что независи­мость и устойчивый экономический рост можно обеспечить только при развитой высокоинтел­лектуальной индустрии. Все развитые страны имеют приблизительно сопоставимые рыночные механизмы и законодательства, которые, тем не менее, не являются гарантом технологического превосходства. Необходимым и достаточным ус­ловием для достижения успеха является наличие всей совокупности рыночных инструментов, в том числе эффективной системы патентной защиты интеллектуальной собственности, в сочетании с научными школами и современными технологи­ями [6, с. 8-9].

В Казахстане осуществляется государствен­ная поддержка инновационной деятельности с помощью институтов развития: функционируют Инвестиционный фонд Казахстана, Банк разви­тия Казахстана, Национальный инновационный фонд, Центр маркетинговых и аналитических ис­следований и Центр инжиниринга и трансферта технологий, создан ряд технологических парков и бизнес-инкубаторов, в том числе и ТОО «Центр коммерциализации технологии» при МОН РК. Совокупность инструментов этой системы слу­жит реализационным комплексом по внедрению результатов научно-технической деятельности, за­щищенных национальными патентами, в иннова­ционное - активное производство с последующим выходом инновационной продукции на рынки товаров и услуг. Данный комплекс должен стать ключевой цепочкой создания стоимости, в кото­рой Национальная патентная система надежно и эффективно конвертирует совокупность научно­технических идей в систему управляемых прав на объекты интеллектуальной собственности.

В соответствии с «Концепцией охраны прав интеллектуальной собственности», одобренной постановлением Правительства Республики Ка­захстан № 1249 от 26.09.2001, системе охраны ин­теллектуальной собственности придается огром­ное значение. В Концепции говорится: «Имеются все основания полагать, что XXI век станет эрой интеллектуальной экономики, в развитии кото­рой ключевую роль будет иметь творческая де­ятельность и надежная система ее правовой ох­раны. Республика Казахстан как полноправный участник международного культурного и научно­технического обмена, являясь членом Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС), должна обеспечить соблюдение прав на интеллектуальную собственность, как казахстан­ских, так и иностранных правообладателей, на уровне, отвечающем принятым мировым стан­дартам» [1, с. 19].

По поручению Президента Республики Ка­захстан Н.А. Назарбаева и согласно разработан­ным в связи с этим актам Правительства Респу­блики Казахстан на 2014 год необходимо внести в Мажилис Парламента республики пакет законо­проектов по вопросам поддержки исследований и инноваций, а также коммерциализации науч­ных разработок.

Глава государства поставил задачу внедрения наукоемкой модели экономики, преследующую цель увеличить до 70 % долю несырьевой продук­ции в казахстанском экспортном потенциале.

Создание новых высокотехнологических от­раслей экономики потребует роста финансирова­ния науки до уровня не ниже 3 % от ВВП. Важно в два раза снизить энергоемкость валового вну­треннего продукта. К 2050 году малый и средний бизнес будет производить не менее 50 % объема ВВП Казахстана вместо нынешних 20 %. Произво­дительность труда надо увеличить в 5 раз, с ны­нешних 24,5 тысяч до 126 тысяч долларов.

Создание наукоёмкой экономики - это, пре­жде всего, повышение потенциала казахстанской науки. По данному направлению следует совер­шенствовать законодательство по венчурному фи­нансированию, защите интеллектуальной собст­венности, поддержке исследований и инноваций, а также коммерциализации научных разработок. Привлечение зарубежных инвестиций надо все­цело использовать для трансферта в нашу стра­ну знаний и новых технологий. Необходимо соз­давать совместно с иностранными компаниями проектные и инжиниринговые центры [4].

Как видим, необходимо обозначить сферу интеллектуальной собственности шире, с учетом реалий времени.

Сегодня многие страны демонстрируют ус­пешное развитие, которое основано на новой модели инновационной системы с применением новых подходов распространения инноваций - модель «тройной спирали» (Triple Helix Model). Данная модель обоснована в середине 1990-х го­дов Генри Ицковицем (профессором Стэндфорд- ского университета), начиная с 2000 гг. она стала внедряться в экономическую практику развитых стран как основа формирования региональных кластеров и генерирования инноваций, как мо­дель организации национальных инновационных систем.

Модель тройной спирали предполагает на­личие трех институтов - университета, бизнеса и государства, которые стремятся к сотрудничеству, и при этом инновационная составляющая проис­ходит из данного взаимодействия, а не по иници­ативе государства.

Основной тезис тройной спирали заключает­ся в том, что в системе инновационного развития доминирующее положение начинают занимать университеты, ответственные за создание нового знания, которые выступают в качестве локомоти­ва инновационного развития [8].

Лидирующая роль университета подразуме­вает смену его миссии. Данный процесс выражает­ся в появлении у университетов новой функции - предпринимательства, инкубации и создания компаний. Характерной чертой университетов нового поколения является участие молодежи - студентов, докторантов, научных сотрудников - в научно-исследовательской и инновационной ра­боте вуза. Молодые исследователи, продолжая научную работу в своем университете, помогают в открытии новых фирм. Процесс обучения сту­дентов не является только академическим, проис­ходит передача знаний, практических навыков по осуществлению предпринимательской деятель­ности [2].

Главное отличие предпринимательского уни­верситета от обычного - это большой удельный вес исследовательского бюджета в общих доходах университета. Университет должен зарабатывать на науке, формируя критическую массу интел­лектуальной собственности, т. е. патенты, знания и разработки, что позволяет говорить о наличии предпринимательской функции.

Как результат стратегического партнерства университетов с промышленными предприяти­ями на базе высших учебных заведений сегодня создаются университетские технопарки. К основ­ным задачам таких технопарков относятся ком­мерциализация имеющихся научных разработок, стимулирование научной деятельности препода­вателей и сотрудников вуза, а также применение научного потенциала вуза для решения практи­ческих задач.

Функцию перераспределения потенциаль­ных экономических и социальных благ от созда­ваемых технопарков по регионам выполняют се­тевые технопарки. Благодаря сетевой структуре у технопарка увеличиваются возможности, расши­ряется спектр предоставляемых им услуг, улуч­шаются значения показателей эффективности его деятельности. Кроме того, благодаря сетевой структуре технопарк получает возможность обе­спечить свое физическое присутствие в значимых для развития технопарка крупных городах [5]. В этом направлении сегодня в Казахстане уже делаются некоторые шаги. В сфере интеграции образования, науки и инноваций прорывом явля­ется Назарбаев Университет, который в ближай­шем будущем станет Центром образовательного и научного кластера в Центральной Азии и среди стран СНГ. На сегодняшний день в Университете функционируют центры энергетических исследо­ваний и наук о жизни, международный междис­циплинарный инструментальный центр. Такие университеты, как ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, КазН- ТУ им. К.И. Сатпаева, КазНАУ, КБТУ, КарГТУ, имеют потенциал стать университетами нового поколения, которые будут сочетать в себе функ­ции как образовательные, исследовательские, так и предпринимательские. Но при этом необходи­мо продумать механизмы трансформации. Так, например, в Швеции процесс перехода к пред­принимательским университетам начался с 1980­х гг. Во всех университетах страны была создана система практического предпринимательского образования, т. е. в качестве преподавателей были привлечены состоявшиеся предприниматели.

Еще одна проблема, которую необходимо ре­шить, - это востребованность научных результа­тов, их превращение в современные технологии и конкурентоспособные товары. Сегодня доля ка­захстанской наукоемкой продукции на мировом рынке практически равна нулю. В то время как данный показатель эффективности научно-тех­нической и инновационной деятельности стран Европейского союза составляет 35 %, США - 25 %, Японии - 11 %, Сингапура - 7 %, Южной Кореи - 4 %, Китая - 2 %. Причиной такого положения яв­ляется отсутствие заинтересованности бизнеса в развитии и внедрении результатов отечественной науки в производство [3].

В связи с этим необходима ориентация науч­ных исследований на потребности экономики, а также выработка эффективных механизмов ком­мерциализации результатов научной и научно­технической деятельности, развитие бизнеса в сфере научно-инновационной деятельности, про­изводства и выпуска конкурентоспособной высо­котехнологичной продукции, укрепление кадро­вого потенциала науки.

Еще один важный институт в тройной спира­ли - это бизнес, представляющий собой неотъем­лемый компонент инновационного процесса в со­временной экономике. Пока еще инновационная активность отечественных предприятий по срав­нению с технологически развитыми странами на­ходится на низком уровне (по данным Агентства РК по статистике - менее 5 %). Количество пред­приятий, имеющих инновации, составляет не бо­лее 400 единиц.

Для перехода на инновационный путь разви­тия необходимы инновационные предпринима­тели, которые при поддержке государства смогут обеспечить производство и распространение ин­новаций. Сегодня отечественный бизнес воспри­имчив к инновациям по параметру привлечения нового, высокотехнологичного оборудования. По­купка зарубежного оборудования более выгодна предприятиям, обновление происходит за счет заимствования зарубежных технологий, не всегда современных. Но следует помнить, что развитие инновационной деятельности только на базе по­купки зарубежного оборудования чревато сохра­нением технологического отставания [7].

Необходимо продумать механизмы взаимо­действия бизнеса и науки, коммерциализации знаний, включая их трансферт в новые области применения. Например, в развитых странах об­щей тенденцией является достижение высокого уровня финансирования инноваций частным сек­тором экономики. В странах-лидерах, например в США, частный сектор обеспечивает до 75 % расхо­дов на исследования и разработки, а на долю ста крупнейших международных корпораций при­ходится 90 % этой суммы.

На современном этапе развития в Казахстане существуют и развиваются только «двойные», а не «тройные спирали» отношений. Складываются следующие виды таких видимых парных связей:

  1. Государство - сырьевые отрасли промыш­ленности. Имея высокие доходы, данные отрасли конкурируют на международных рынках.
  2. Государство - остальной бизнес. Те предпри­ятия, которые в состоянии выйти на инновацион­ный рынок для создания импортозамещающей продукции, предъявляют спрос преимуществен­но на импортное оборудование.
  3. Наука - бизнес. Это взаимодействие пока еще остается недостаточно развитым.

«Двойные спирали» в новых условиях рыноч­ных отношений сохраняют устойчивые техноло­гические «ловушки», поскольку в них заинтере­сованы все участники инновационного процесса. Государство, в целом отвечающее за успешный переход к новым технологическим траекториям, не может преодолеть такие «ловушки» из-за того, что в его взаимодействии с другими участниками по-прежнему доминируют вертикальные отно­шения, не отвечающие современным инноваци­онным требованиям.

Сегодня требуется проведение системных ре­форм, которые позволят сделать государство пар­тнером науки и бизнеса.

Отдельно необходимо остановиться на ком­мерциализации технологий. Коммерциализация технологий представляет собой процесс превра­щения идеи в готовый коммерческий продукт при тесном взаимодействии ученых и специали­стов в области коммерциализации с производи­телями и инвесторами.

В технологически развитых странах (США, Германия, Израиль, Япония) создана система ус­пешной коммерциализации научных разработок, которая развивается благодаря государственной политике в области инновационной деятельно­сти. Налоговая и таможенная система, законода­тельное обеспечение добросовестной конкурен­ции, охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность создают у всех участников инно­вационного процесса - ученых и разработчиков, производителей и инвесторов - высокие мотива­ции в быстром использовании результатов науч­ных исследований и разработок или, как сейчас говорят, введении интеллектуальной собственно­сти в экономический оборот [9].

В законах РК «О Науке» и «О государственной поддержке индустриально-инновационной дея­тельности» впервые введено понятие «коммерци­ализация технологий», а также изложены основ­ные, но все-таки опять недостаточные, норматив­ные правовые механизмы коммерциализации.

По сложности коммерциализации научных разработок отрасли можно условно разделить на:

-      имеющие предпосылки для коммерциали­зации (информационные технологии, электрон­ная промышленность, медицина, товары народ­ного потребления, пищевая промышленность);

-      где коммерциализация научных разработок является крайне сложной задачей (металлургия, химическая промышленность, нефтегазовая про­мышленность).

Появление системы коммерциализации тех­нологий в Казахстане позволит прямо или кос­венно решить задачи социально-экономического характера, такие как повышение конкурентоспо­собности экономики и создание новых рабочих мест. В развитие инновационной экономики свой вклад должны внести казахстанские ученые, осо­бенно это важно в тех областях науки и техники, где они занимают ведущие позиции в мире.

Казахстан должен мобилизовать материаль­ные и человеческие ресурсы, необходимые для выстраивания инновационной экономики XXI ве­ка, которая отвечает национальным интересам нашей страны [10].

 

 

 

НОВОСТИ

Наши партнеры

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.