RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Барановская Е.А., Ненахова А.А.

Изменения правового регулирования средств массовой информации: обеспечение безопасности государства или ущемление свободы слова?

Цель: Комплексное исследование последних изменений законодательства в сфере правового регулирования СМИ.

Методология: Использовался формально-юридический метод на базе системности и комплексности проведения исследования.

Результаты. В статье выявлена взаимосвязь изменений законодательства в сфере правового регулирования СМИ в период усложнения внешнеполитической обстановки, включающей информационную войну, ведущуюся с Западом. Ужесточение правового регулирования касается как печатных изданий, так и информации, распространяемой через сеть Интернет, что отражает политику усиления контроля государства в этой сфере. По результатам проведенного исследования автором формулируется вывод о тенденции к ограничению гарантируемой Конституцией свободы слова.

Новизна/оригинальность/ценность: Работа представляет высокую научную ценность и имеет практическую значимость, поскольку является попыткой комплексного осмысления последних изменений законодательства в сфере правового регулирования СМИ.

Ключевые слова: правовое регулирование, свобода слова, информационная война, СМИ, Интернет, стратегические общества, иностранные инвестиции, экстремизм, блокировка сайтов.

Baranovskaya E.A., Nenakhova A.A.

Changes of legal regulation of mass media: safety of the state or infringement of a freedom speech?

Purpose: To perform a comprehensive analysis of the last changes of mass media legal regulation.

Methodology: Formal-legal method based on consistency and complexity was used.

Results: In article the interrelation of the legislation changes of mass media legal regulation during the external political struggle including the media war is educed. Tightening of print media legal regulation as well as the legal regulation of the information which is spread through the internet expresses strengthening of the state control. Further to the pursued research the conclusion that there is a tendency to restricting free speech, which is held to security by the Constitution is drawn.

Novelty/originality/value: Work is of the high scientific and practical value as is an attempt of complex consideration of last changes of mass media legal regulation.

Keywords: legal regulation, freedom of speech, media war, mass media, internet, strategic companies, foreign investment, extremism, website blocking.

Прошедший год ознаменовался важными преобразованиями в сфере правового регулирования СМИ и смежных институтов, требующими своего осмысления.

Так, согласно закону № 343-ФЗ 6 декабря 2014 года вступили в силу поправки к закону № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», согласно которым уточняется норма об отнесении к «стратегам» печатных изданий, и, как следствие, расширяется круг изданий, подпадающих под сферу регулирования данного закона. Критерием отнесения является совокупный тираж в зависимости от периодичности издания. Помимо отнесения СМИ к «стратегам», законодатель выделяет их из общего перечня наиболее важных областей, в числе которых производство вооружения и использование ядерных материалов, рассматривает в качестве значимых для безопасности государства.

1 января 2016 года вступят в силу поправки к закону № 2124-1 «О средствах массовой информации», введенные ФЗ от 14.10.2014 № 305-ФЗ, согласно которым иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин РФ, имеющий гражданство другого государства, не вправе выступать в качестве учредителей, редакции СМИ или организации, осуществляющей вещание, а также осуществлять владение, управление либо контроль в отношении более 20 % долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) рассматриваемых субъектов.

Эти требования подлежат применению с 1 января 2017 года и затронут не только деловые газеты «Ведомости» и «Коммерсантъ», освещающие социально-политические процессы в России и мире, но и другие СМИ, носящие в основном развлекательный характер: журналы «Burda Moden», «Лиза», «Отдохни», «Cosmopolitаn», «Men’s Health», «Домашний очаг», «National Geographic Россия», телеканалы «СТС», «Домашний» и др. Представляется сомнительным, что материалы, размещенные в этих СМИ, могут сказаться на обороне и безопасности РФ. Учитывая обрушившийся курс рубля и введенные Западом санкции, дополнительные ограничения могут привести к полному выводу иностранных инвестиций из этого сектора экономики. Так, например, стало известно, что американская компания Walt Disney может списать инвестиции в российский детский телеканал Seven TV в размере $300 млн [1].

Кроме того, 1 января 2015 года вступили в силу введенные федеральным законом от 21.07.2014 № 270-ФЗ изменения в ФЗ «О рекламе», запрещающие рекламу на платных каналах (то есть практически всех негосударственных) – важнейший финансовый источник их существования, затем рассматриваемый закон опять претерпел изменения в связи с принятием федерального закона от 03.02.2015 № 5-ФЗ: реклама допускается в случае рекламирования не менее 75 % национальной продукции. Массированное наступление на неконтролируемые государством СМИ, часть из которых может находиться под влиянием Запада, сменяется некоторой либерализацией. Возможно, это связано с тем, что, согласно электронному ресурсу Forbes, запрет на рекламу может поставить под угрозу существование около 150 из 300 неэфирных каналов [2].

1 февраля 2014 года вступили в силу поправки к закону № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», введенные федеральным законом от 21.07.2014 № 270-ФЗ. Теперь в случае обнаружения в Интернете информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, генеральный прокурор РФ и его заместители получают право направлять в Роскомнадзор требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу. Роскомнадзор, в свою очередь, направляет уведомление провайдеру хостинга, который обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу или к информации, размещенной на нем, на срок, в течение которого владелец ресурса удаляет противозаконную информацию. Данные поправки, по сути, закрепляют возможность досудебной блокировки сайтов.

Рассматриваемые нормы нельзя отнести к формально определенным, так как в законодательстве нет четких критериев отнесения информации к экстремистской, тем более, относящейся к призывам к участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Это может привести к расширительному толкованию данной нормы и злоупотреблению правом, когда под эту формулировку могут подпадать любые несанкционированные собрания граждан.

Безудержная борьба с экстремизмом, вызванная объективными факторами влияния внешнеполитической обстановки, привела к значительному ограничению возможности выражения мнений, в том числе в сети Интернет. Так, редакция Forbes приняла решение временно закрыть пользователям возможность комментировать редакционные материалы на сайте Forbes.ru и скрыть все уже опубликованные комментарии до «нормализации обстановки», о чем под каждым размещенным материалом имеется соответствующая запись [3].

С 1 августа 2014 года новыми поправками к закону № 149-ФЗ, обусловленными федеральным законом 05.05.2014 № 97-ФЗ, была введена ответственность блогеров за размещение информации в Интернете. Владельцы интернет-сайта или страницы интернет-сайта, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей, обязаны соблюдать требования законодательства РФ, регулирующие порядок распространения массовой информации.

16 июня 2015 года на официальном сайте Государственной Думы Федерального Собрания Российском Федерации появилась информация о принятии в первом чтении законопроекта о внесении очередных изменений в закон № 149-ФЗ, широко известного как законопроект о «праве на забвение». При этом зарегистрирован законопроект был 29 мая 2015 года, что иллюстрирует рекордные сроки его принятия. Согласно поправкам, гражданам предоставляется право добиваться удаления из поисковых систем в Интернете ссылок на информацию о них, которую эти граждане сочли недостоверной, неактуальной или распространяемой с нарушением законодательства. При этом судебного решения не требуется, то есть презюмируется честность заявителя, что на практике может быть мало-

вероятно.

Эти изменения отражают политику государства по усилению контроля за распространением информации в медиапространстве.

Как представляется, все названные преобразования имеют характер жестких ограничительных мер, что заставляет ставить вопрос об их соотнесенности со ст. 19 Конституции РФ, закрепляющей свободу слова, СМИ, информации, а также о тех результатах, к которым они могут привести.

Что касается цели, то она кажется очевид-ной – уменьшить влияние Запада на обществен-

ное мнение в рамках ведущейся сегодня информационной войны. Относительно методов – законодательное ограничение свобод, так называемое «закручивание гаек», не всегда приводит к желаемому результату. Сужение многообразия в российском медиапространстве неизбежно влечет ограничение свободы слова и информации, а также негативную реакцию на это мирового сообщества. Кроме того, изменения законодательства в отношении СМИ могут привести к выводу средств из этого сектора экономики, что на фоне общего снижения иностранных инвестиций из-за введения санкций может весьма негативно сказаться на экономике в целом.

Пристатейный библиографический список

1. <В Walt Disney допустили списание $300 млн инвестиций в телеканал в России> http://www.forbes.ru/news/279499-v-walt-disney-dopustili-spisanie-300-mln-investitsii-v-telekanal-v-rossii.

2. <Думский блок: по кому бьет запрет рекламы на платных каналах> http://www.forbes.ru/kompanii/internet-telekom-i-media/261861-dumskii-blok-po-komu-bet-zapret-reklamy-na-platnykh-kanalak.

3. <Электронный журнал Forbes> http://www.forbes.ru.

References (transliterated)

1. <V Walt Disney dopustili spisanie $300 mln investicij v telekanal v Rossii> http://www.forbes.ru/news/279499-v-walt-disney-dopustili-spisanie-300-mln-investitsii-v-telekanal-v-rossii.

2. <Dumskij blok: po komu b’et zapret reklamy na platnyh kanalah> http://www.forbes.ru/kompanii/internet-telekom-i-media/261861-dumskii-blok-po-komu-bet-zapret-reklamy-na-platnykh-kanalak.

3. <Jelektronnyj zhurnal Forbes> http://www.forbes.ru.

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.