RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Рябцева Е.В.

Международно-правовой стандарт адвокатской деятельности

В настоящий период времени наблюдается тенденция стандартизации различных видов деятельности. Адвокатская деятельность не является исключением из этого направления. Неоднократно высказываются предложения о необходимости стандартизации адвокатской деятельности.

Для того чтобы разработать национальные стандарты, прежде всего, необходимо обратится к международно-правовым стандартам.

Представленные международно-правовые стандарты были разработаны на основе международно-правовых актов, регламентирующих адвокатскую деятельность, и практики Европейского суда по правам человека. Они могут стать основой для разработки российских стандартов адвокатской деятельности.

Ключевые слова: адвокатура, стандарты адвокатской деятельности, профессиональный стандарт.

Riabtseva E.V.

International legal standard of lawyer activity

During the present period of time the tendency of standardization of different types of activity is observed. Lawyer activity isn’t an exception of this direction. Repeatedly offers on need of standardization of lawyer activity express.

To develop national standards, first of all, it is necessary will address to international legal standards.

The presented international legal standards were developed on the basis of the international legal acts regulating lawyer activity, and practice of the European court on human rights. They can become a basis for development of the Russian standards of lawyer activity.

Keywords: advocacy profession, standards of advocates activity, professional standard.

Развитие внешних правовых связей привело к необходимости выработки стандартного подхода к понятию «качество оказания юридических услуг». Многими международными организациями по стандартизации (ИСО) разработаны международные стандарты. Основное назначение международных стандартов – это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих сис-тем качества и их сертификации.

Существуют системы качества (МС ИСО 8402), которые представляют собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Система качества создается и внедряется как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества – достижение поставленных стратегических целей.

Обеспечение качества юридических услуг включает в себя деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции у руководства предприятием и деятельность, направленную на обеспечение уверенности, что все элементы системы качества функционируют в управляемых условиях.

Международный опыт организации систем качества отражен в стандартах МС ИСО 9004 – «Общее руководство качеством и элементы системы качества».

Стандарт рекомендует выбор основных элементов системы качества, определяет их место в общей системе руководства качеством. В основе организации систем качества лежат шесть принципов: соответствия; документирования; единоначалия; подконтрольности; комплексности; законности.

Хорошо структурированная организационная система качества является залогом реализации функций и успешного общего руководства системой качества.

Принцип соответствия воплощается и в организации самой системы качества, т. е. в эффективности ее организации.

Считается, что система качества соответствует своему назначению при выполнении следующих условий:

– работа ее элементов обеспечивает предупреждение и нейтрализацию причин, вызывающих снижение качества;

– выполняются требования потребителя к продукции;

– работа самой системы экономически оправдана, система качества документируется.

Накапливаемый опыт в области обеспечения качества постоянно нуждается в осмыслении, анализе и систематизации. Вопросами этого опыта и юридическим его оформлением занимается Международная организация по стандартизации (ИСО).

Основной задачей ИСО является разработка международных стандартов для содействия международным связям в различных областях.

В 1987 г. были одобрены и введены в действие пять международных стандартов серии ИСО 9000 на системы качества: МС ИСО 9000, МС ИСО 9001, МС ИСО 9002, МС ИСО 9003, МС ИСО 9004.

В это же время Европейская организация по стандартизации выпустила Европейские стандарты Е № 29000 и Е № 29004, основные требования которых совпадают с требованиями международных стандартов к системам качества.

В настоящее время все развитые страны мира признают и используют международные стандарты для совершенствования систем качества.

Не остались в стороне от этого процесса и международные организации, деятельность которых связана с оказанием юридических услуг, в частности с деятельностью адвокатов. Международное сообщество юристов разработало международные стандарты профессиональной деятельности юриста, которые содержатся в следующих документах: Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов (1990), Деонтологический кодекс (Кодекс правил осуществления адвокатской деятельности адвокатов Европейского сообщества) (1988), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (1985), Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (1985), Минимальные стандартные правила Организации Объединенных наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985), Основные положения о роли адвокатов, принятые на VIII конгрессе ООН (1990), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на первом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1955) и др.

Разумеется, каждая страна имеет свои традиции и специфику в области адвокатской деятельности, обусловленные национальным судоустройством и судопроизводством, структурой органов государственной власти и системой законодательства. Однако имеются общие исходные положения, которые обладают либо должны обладать одинаковой силой в правовых государствах[1]. Эти исходные положения, ставшие общими правилами межнациональной деятельности (а не только национальными правилами), и есть международные стандарты профессиональной деятельности адвоката. Многие из них были приняты в Европейском сообществе и обязаны учитываться всеми странами-участницами при пересмотре национальных норм с целью их гармонизации и дальнейшего развития.

На основе анализа основных международно-правовых актов, методических рекомендаций и правовых обзоров сделана попытка создания единого стандарта качества в виде систематизированного свода норм, непосредственно или опосредованно регулирующих различные сферы адвокатской деятельности, с учетом требований, предъявляемых как к статусу адвоката, так и к качеству оказываемых им услуг.

При составлении стандартов использовалась следующая методика:

1. Анализ международных актов в области защиты прав человека и основных свобод и их интерпретация применительно к деятельности адвоката, поскольку в ее основе лежит соблюдение и защита таких прав.

2. Сопоставление различных специальных международных правовых актов, регламентирующих деятельность адвокатов, на основе которых были сформулированы общие требования к адвокатской деятельности.

3. Обзор практики Европейского Суда по правам человека, связанный с отдельными направлениями адвокатской деятельности[2].

При составлении описанного стандарта были использованы: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов (1990), Деонтологический кодекс (Кодекс правил осуществления адвокатской деятельности адвокатов Европейского сообщества) (1988), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (1985), Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (1985), Минимальные стандартные правила Организации Объединенных наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985), Основные положения о роли адвокатов (1990), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988)[3], Резолюция «О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам» (1996), Гармонизированные правила адвокатских ассоциаций (HRBA) (1971), Руководство по исключениям из привилегии на сохранение адвокатской тайны (Служба Комиссара по делам информации Великобритании, 2008, 2009), Финальный отчет: укрепление механизмов защиты адвокатской тайны в Российской Федерации (Довидас Виткаускас – Мария Воскобитова – Татьяна Петрова, март 2011).

Представленный стандарт является систематизированным и интерпретированным комплексом правил поведения адвоката при оказании юридических услуг. Некоторые положения прямо не закреплены в международно-правовых нормах и представляют собой авторскую интерпретацию отдельных международно-правовых норм применительно к адвокатской деятельности.

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.