RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов

Правовой статус хоккеистов из Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении и Киргизской Республики в Континентальной хоккейной лиге

Континентальная хоккейная лига (далее - КХЛ) — откры­тая международная хоккейная лига, объединяющая хоккей­ные клубы из России, Белоруссии, Казахстана, Китая, Латвии, Словакии, Финляндии, которые ежегодно борются за главный трофей лиги — Кубок Гагарина. В связи с такой обширной гео­графией представительства в настоящее время является акту­альным вопрос о легионерах в КХЛ. Легионер в хоккее - хокке­ист, который выступает в чемпионате за команду той страны, гражданином которой не является. Для нашего вопроса имеет значение, что ранее Спортивные Регламенты КХЛ, и в целом регулирование вопроса о легионерах в российском спорте, предусматривали исключение для игроков - граждан тех го­сударств, которые в настоящий момент входят в Евразийский Экономический Союз (далее - ЕАЭС). Так вот, ни одно событие в мире хоккея не уйдет от нашего пристального внимания. Интересно будет посмотреть на то, как будут играть прошлогодние лидеры в своих зонах. освещаются события всех ведущих и менее популярных лиг, от хоккейной лиги Швеции и до молодежной хоккейной лиги России на сайте express-novosti.ru/sport/.

Данное исключение было оправдано тем, что Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор) пред­усматривает для государств-членов ЕАЭС определенные правила, в частности, в вопросах обеспечения реализации трудовых прав граждан государств-участников. Так, ст. 97 До­говора определяет, что работодатели государства-участника вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-участников без учета ограничений по защите национального рынка труда, а также прямо запре­щает государствам-участникам устанавливать и применять ограничения в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, направленных на обеспечение на­циональной безопасности. Следуя этой политике, спортивные федерации не распространяли на легионеров из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии ограничения.

Институт утверждения ограничений на участие хокке­истов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, был введен Федеральным законом ч. 1 ст. 20. 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). Так, Минспорта России устанавливает ограничения во взаимодействии с обще­российскими спортивными федерациями и спортивными ли­гами по соответствующим видам спорта, а также утверждает перечень международных спортивных соревнований и всерос­сийских спортивных соревнований, на которые распространя­ются ограничения.

Привычная ситуация кардинально изменилась после по­явления Приказа Минспорта России от 20.04.2017 № 368 «Об утверждении ограничений на участие спортсменов, не имею­щих права выступать за спортивные сборные команды Россий­ской Федерации, во всероссийских спортивных соревнованиях по виду спорта «хоккей» (далее - Приказ Минспорта). Дан­ный приказ устанавливает лимит на иностранных хоккеистов, в том числе и в соревнованиях КХЛ. Спортивный регламент КХЛ имплементировал данное ограничение для российских клубов, и спортивная корпоративная ответственность клубовза нарушение данного ограничения устанавливается, в свою очередь, положениями пп. 3.1, 3.2 п. 3 ст. 29 Дисциплинарно­го регламента КХЛ. Тем самым КХЛ выполнила обязанность, предусмотренную ч. 5 ст. 20. 3 Федерального закона. Как уже упоминалось выше, ранее регулирование предусматрива­ло исключение для иностранных игроков, которые являются гражданами государств-членов ЕАЭС, в данном Приказе такое исключение не было сделано.

Таким образом, с сезона 2015-2016 игроки из государств- членов ЕАЭС выступают на равных со всеми остальными легионерами. Сложившаяся ситуация ставит вопрос о соот­ветствии норм национального регулирования по вопросу о легионерах в КХЛ нормам Договора, предусматривающим установление единой политики в вопросах трудовых отноше­ний между государствами-членами и их гражданами и запре­щающим установление ограничений в целях защиты нацио­нального рынка труда.

Ранее мы упомянули, что на текущий момент существу­ет расхождение между национальным регулированием по вопросу о легионерах из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии и регулированием Договора. Как известно, Евразий­ский экономический союз - международная организация ре­гиональной экономической интеграции, обладающая между­народной правосубъектностью и учрежденная Договором. По смыслу ст. 1, Договор - соглашение об учреждении Евразий­ского экономического союза, в рамках которого обеспечивает­ся свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определённых данным До­говором и международными договорами в рамках ЕАЭС. Ст. 3 Договора устанавливает основные принципы функциониро­вания Союза, в числе которых: «обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон», «Государства-члены создают благоприятные условия для выполнения Союзом его функций и воздерживаются от мер, способных поставить под угрозу достижение целей Со­юза». Ст. 4, определяя цели Договора, называет среди прочих «стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза».

Анализируя вышеперечисленные статьи Договора, мы можем понять, что все представленные положения созданы именно для обеспечения единой и согласованной политики государств-членов в сфере торговли, труда. Но наиболее зна­чимым для нашей проблемы является именно ряд норм До­говора, входящих в корпус регулирования вопросов труда и занятости. Ст. 96 Договора говорит о сотрудничестве госу­дарств-членов ЕАЭС в сфере трудовой миграции, которое про­является, в том числе, в форме согласования общих подходов и принципов в сфере трудовой миграции. В свою очередь, ст. 97 Договора регулирует трудовую деятельность трудящихся го­сударств-членов и устанавливает значимые для нас правила в п. 1 и 2: «1. Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) госу­дарства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета огра­ничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разре­шения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства». «2. Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодатель­ством в целях защиты национального рынка труда, за исклю­чением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения на­циональной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-чле­нов трудовой деятельности, рода занятий и территории пре­бывания».

Получается, что на данный момент Приказ Минспорта и Спортивный Регламент КХЛ, регулирующие вопросы тру­довой деятельности хоккеистов из государств-членов ЕАЭС и ограничивающий количество игроков в российском клубе, представляют иную нормативную позицию, в сравнении с процитированными положениями ст. 97 Договора.

Как известно, в каждой спорной ситуации есть две сторо­ны, поэтому необходимо понять, чем вызвана сложившаяся ситуация.

Анализируя Приказ Минспорта и Спортивный Регла­мент КХЛ, можно предположить, что Министерство Спорта и Совет Директоров КХЛ преследуют национальные инте­ресы российского хоккея. Действительно, если в российские хоккейные лиги прибудет много иностранных хоккеистов, то снижаются шансы участия игроков из России, а это может нанести урон национальному виду спорта, ведь возможность выступления на играх МХЛ, ВХЛ, а также КХЛ является опре­деляющей для становления игрока, для его развития. Система российского хоккея построена таким образом, что, с ранних лет хоккеист играет сначала за «детские» команды системы клуба, затем продолжает свою карьеру в МХЛ, и после может отправиться в команду ВХЛ или КХЛ. Если хотя бы на одном из этих этапов становления карьеры у игрока не будет возмож­ности играть - он не сможет профессионально развиваться, а, как следствие, такая тенденция приведет к приостановке раз­вития российского хоккея в целом, так что страх националь­ных спортивных органов о последствиях неконтролируемого присутствия легионеров может быть понят. Тем не менее, во­прос о возможности «навредить» российскому хоккею участи­ем в национальных Чемпионатах иностранных игроков - дискуссионный. Так, можно связать наличие в клубе легионера и с падением оплаты труда российских хоккеистов, а это пойдет только на пользу: отсутствие завышенных гонораров будет стимулировать игроков на проявление своих лучших профес­сиональных качеств.

В нашей ситуации речь идет не просто о лимите на всех легионеров, а об ограничениях для игроков из Белоруссии, Ка­захстана, Армении и Киргизии. Поэтому помимо аргументов за наличие или отсутствие лимита как такового, нам нужно понять, какой вклад в российский хоккей могут внести игроки из вышеперечисленных стран и могут ли они своим участием как-то помешать развитию хоккея в России. Для этого важно понять, какое количество игроков из названных стран ЕАЭС обычно играет в Сезоне Чемпионата КХЛ. Анализируя ситу­ацию с легионерами из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии в КХЛ, можно заметить, что доля игроков из данных стран значительно меньше, чем, например, доля легионеров из Чехии, Финляндии, Швеции. Соответственно, и конкурен­ции с такими иностранными хоккеистами у российских игро­ков меньше, и аргументы в пользу распространения лимита на игроков из стран-участниц ЕАЭС уже не столь убедительны. Хотелось бы подчеркнуть и важность приведения норматив­ного правового регулирования в спорте в соответствие с обя­зательствами в рамках ЕАЭС. И если Договор предоставляет хоккеистам из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии гарантии равного с российскими хоккеистами статуса - об этом не следует забывать в условиях глобализации и нового уровня защиты прав человека, включая права на труд. Как представляется, установление количественных ограничений для спортсменов-легионеров, представляющих страны ЕАЭС, неоднозначно мотивируется обеспечением национальной без­опасности, что подтверждается и позицией Евразийской эко­номической комиссии.

Таким образом, предоставление хоккеистам-гражданам государств-членов ЕАЭС равного статуса не только будет способствовать дальнейшей гармонизации национального правового регулирования, но и может усилить конкурентную среду развития хоккея в нашей стране. Вопрос о действующих ограничениях для иностранных спортсменов применительно к баскетболу был официально поднят Республикой Армения в своем обращении в Евразийскую экономическую комиссию по вопросу трудовой деятельности граждан государства, яв­ляющихся профессиональными игроками и выступающих в профессиональных клубах Российской Федерации[14]. На основании данного запроса был проведен мониторинг при­сутствия количественных ограничений на законодательном уровне и уровне локальных актов спортивных федераций государств-членов ЕАЭС. Результаты мониторинга стали ос­нованием для вынесения Евразийской экономической комис­сией 11 мая 2017 г. Решения № 47 о необходимости выполне­ния обязательства в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС с последующим информированием со стороны государств-членов о принятых мерах, направленных на устра­нение ограничений. Поэтому поставленный вопрос остается по-прежнему открытым и получит в ближайшее время свое развитие.

ВАСИЛЬЕВ Илья Александрович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета

СКРИПКО Мария Романовна
студентка Санкт-Петербургского  государственного университета

КАШАЕВА Анастасия Александровна
студентка Санкт-Петербургского государственного университета

ГУСЕЙНОВА Эльмира Низами Кызы
студентка Санкт-Петербургского государственного университета

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.