Правовой статус хоккеистов из Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении и Киргизской Республики в Континентальной хоккейной лиге
Континентальная хоккейная лига (далее - КХЛ) — открытая международная хоккейная лига, объединяющая хоккейные клубы из России, Белоруссии, Казахстана, Китая, Латвии, Словакии, Финляндии, которые ежегодно борются за главный трофей лиги — Кубок Гагарина. В связи с такой обширной географией представительства в настоящее время является актуальным вопрос о легионерах в КХЛ. Легионер в хоккее - хоккеист, который выступает в чемпионате за команду той страны, гражданином которой не является. Для нашего вопроса имеет значение, что ранее Спортивные Регламенты КХЛ, и в целом регулирование вопроса о легионерах в российском спорте, предусматривали исключение для игроков - граждан тех государств, которые в настоящий момент входят в Евразийский Экономический Союз (далее - ЕАЭС). Так вот, ни одно событие в мире хоккея не уйдет от нашего пристального внимания. Интересно будет посмотреть на то, как будут играть прошлогодние лидеры в своих зонах. освещаются события всех ведущих и менее популярных лиг, от хоккейной лиги Швеции и до молодежной хоккейной лиги России на сайте express-novosti.ru/sport/.
Данное исключение было оправдано тем, что Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор) предусматривает для государств-членов ЕАЭС определенные правила, в частности, в вопросах обеспечения реализации трудовых прав граждан государств-участников. Так, ст. 97 Договора определяет, что работодатели государства-участника вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-участников без учета ограничений по защите национального рынка труда, а также прямо запрещает государствам-участникам устанавливать и применять ограничения в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, направленных на обеспечение национальной безопасности. Следуя этой политике, спортивные федерации не распространяли на легионеров из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии ограничения.
Институт утверждения ограничений на участие хоккеистов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, был введен Федеральным законом ч. 1 ст. 20. 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). Так, Минспорта России устанавливает ограничения во взаимодействии с общероссийскими спортивными федерациями и спортивными лигами по соответствующим видам спорта, а также утверждает перечень международных спортивных соревнований и всероссийских спортивных соревнований, на которые распространяются ограничения.
Привычная ситуация кардинально изменилась после появления Приказа Минспорта России от 20.04.2017 № 368 «Об утверждении ограничений на участие спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, во всероссийских спортивных соревнованиях по виду спорта «хоккей» (далее - Приказ Минспорта). Данный приказ устанавливает лимит на иностранных хоккеистов, в том числе и в соревнованиях КХЛ. Спортивный регламент КХЛ имплементировал данное ограничение для российских клубов, и спортивная корпоративная ответственность клубовза нарушение данного ограничения устанавливается, в свою очередь, положениями пп. 3.1, 3.2 п. 3 ст. 29 Дисциплинарного регламента КХЛ. Тем самым КХЛ выполнила обязанность, предусмотренную ч. 5 ст. 20. 3 Федерального закона. Как уже упоминалось выше, ранее регулирование предусматривало исключение для иностранных игроков, которые являются гражданами государств-членов ЕАЭС, в данном Приказе такое исключение не было сделано.
Таким образом, с сезона 2015-2016 игроки из государств- членов ЕАЭС выступают на равных со всеми остальными легионерами. Сложившаяся ситуация ставит вопрос о соответствии норм национального регулирования по вопросу о легионерах в КХЛ нормам Договора, предусматривающим установление единой политики в вопросах трудовых отношений между государствами-членами и их гражданами и запрещающим установление ограничений в целях защиты национального рынка труда.
Ранее мы упомянули, что на текущий момент существует расхождение между национальным регулированием по вопросу о легионерах из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии и регулированием Договора. Как известно, Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором. По смыслу ст. 1, Договор - соглашение об учреждении Евразийского экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определённых данным Договором и международными договорами в рамках ЕАЭС. Ст. 3 Договора устанавливает основные принципы функционирования Союза, в числе которых: «обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон», «Государства-члены создают благоприятные условия для выполнения Союзом его функций и воздерживаются от мер, способных поставить под угрозу достижение целей Союза». Ст. 4, определяя цели Договора, называет среди прочих «стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза».
Анализируя вышеперечисленные статьи Договора, мы можем понять, что все представленные положения созданы именно для обеспечения единой и согласованной политики государств-членов в сфере торговли, труда. Но наиболее значимым для нашей проблемы является именно ряд норм Договора, входящих в корпус регулирования вопросов труда и занятости. Ст. 96 Договора говорит о сотрудничестве государств-членов ЕАЭС в сфере трудовой миграции, которое проявляется, в том числе, в форме согласования общих подходов и принципов в сфере трудовой миграции. В свою очередь, ст. 97 Договора регулирует трудовую деятельность трудящихся государств-членов и устанавливает значимые для нас правила в п. 1 и 2: «1. Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства». «2. Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания».
Получается, что на данный момент Приказ Минспорта и Спортивный Регламент КХЛ, регулирующие вопросы трудовой деятельности хоккеистов из государств-членов ЕАЭС и ограничивающий количество игроков в российском клубе, представляют иную нормативную позицию, в сравнении с процитированными положениями ст. 97 Договора.
Как известно, в каждой спорной ситуации есть две стороны, поэтому необходимо понять, чем вызвана сложившаяся ситуация.
Анализируя Приказ Минспорта и Спортивный Регламент КХЛ, можно предположить, что Министерство Спорта и Совет Директоров КХЛ преследуют национальные интересы российского хоккея. Действительно, если в российские хоккейные лиги прибудет много иностранных хоккеистов, то снижаются шансы участия игроков из России, а это может нанести урон национальному виду спорта, ведь возможность выступления на играх МХЛ, ВХЛ, а также КХЛ является определяющей для становления игрока, для его развития. Система российского хоккея построена таким образом, что, с ранних лет хоккеист играет сначала за «детские» команды системы клуба, затем продолжает свою карьеру в МХЛ, и после может отправиться в команду ВХЛ или КХЛ. Если хотя бы на одном из этих этапов становления карьеры у игрока не будет возможности играть - он не сможет профессионально развиваться, а, как следствие, такая тенденция приведет к приостановке развития российского хоккея в целом, так что страх национальных спортивных органов о последствиях неконтролируемого присутствия легионеров может быть понят. Тем не менее, вопрос о возможности «навредить» российскому хоккею участием в национальных Чемпионатах иностранных игроков - дискуссионный. Так, можно связать наличие в клубе легионера и с падением оплаты труда российских хоккеистов, а это пойдет только на пользу: отсутствие завышенных гонораров будет стимулировать игроков на проявление своих лучших профессиональных качеств.
В нашей ситуации речь идет не просто о лимите на всех легионеров, а об ограничениях для игроков из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Поэтому помимо аргументов за наличие или отсутствие лимита как такового, нам нужно понять, какой вклад в российский хоккей могут внести игроки из вышеперечисленных стран и могут ли они своим участием как-то помешать развитию хоккея в России. Для этого важно понять, какое количество игроков из названных стран ЕАЭС обычно играет в Сезоне Чемпионата КХЛ. Анализируя ситуацию с легионерами из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии в КХЛ, можно заметить, что доля игроков из данных стран значительно меньше, чем, например, доля легионеров из Чехии, Финляндии, Швеции. Соответственно, и конкуренции с такими иностранными хоккеистами у российских игроков меньше, и аргументы в пользу распространения лимита на игроков из стран-участниц ЕАЭС уже не столь убедительны. Хотелось бы подчеркнуть и важность приведения нормативного правового регулирования в спорте в соответствие с обязательствами в рамках ЕАЭС. И если Договор предоставляет хоккеистам из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии гарантии равного с российскими хоккеистами статуса - об этом не следует забывать в условиях глобализации и нового уровня защиты прав человека, включая права на труд. Как представляется, установление количественных ограничений для спортсменов-легионеров, представляющих страны ЕАЭС, неоднозначно мотивируется обеспечением национальной безопасности, что подтверждается и позицией Евразийской экономической комиссии.
Таким образом, предоставление хоккеистам-гражданам государств-членов ЕАЭС равного статуса не только будет способствовать дальнейшей гармонизации национального правового регулирования, но и может усилить конкурентную среду развития хоккея в нашей стране. Вопрос о действующих ограничениях для иностранных спортсменов применительно к баскетболу был официально поднят Республикой Армения в своем обращении в Евразийскую экономическую комиссию по вопросу трудовой деятельности граждан государства, являющихся профессиональными игроками и выступающих в профессиональных клубах Российской Федерации[14]. На основании данного запроса был проведен мониторинг присутствия количественных ограничений на законодательном уровне и уровне локальных актов спортивных федераций государств-членов ЕАЭС. Результаты мониторинга стали основанием для вынесения Евразийской экономической комиссией 11 мая 2017 г. Решения № 47 о необходимости выполнения обязательства в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС с последующим информированием со стороны государств-членов о принятых мерах, направленных на устранение ограничений. Поэтому поставленный вопрос остается по-прежнему открытым и получит в ближайшее время свое развитие.
ВАСИЛЬЕВ Илья Александрович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета
СКРИПКО Мария Романовна
студентка Санкт-Петербургского государственного университета
КАШАЕВА Анастасия Александровна
студентка Санкт-Петербургского государственного университета
ГУСЕЙНОВА Эльмира Низами Кызы
студентка Санкт-Петербургского государственного университета
НОВОСТИ
- "Назад к ничтожеству: контрреформа закона об адвокатуре" стрим Андрея Рагулина и Романа Мельниченко
- Заявление Специального докладчика ООН по вопросу о положении в области прав человека в Российской Федерации
- Первый Всероссийский съезд адвокатов: рождение «монстра» стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Новый закон об адвокатуре: в ожидании золотого века: стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Международная научно-практическая конференция «Российская адвокатура: независимость, самоуправляемость, защищенность» (9 декабря 2023 г., 10-00 Мск.).
- Беседа с Адвокатом Андреем Рагулиным
- Принятие антиадвокатских поправок в закон об адвокатуре
- Independent expert assessment on the Draft Law to amend the Federal Law “On legal practice and legal profession in the Russian Federation”, no. 301952-8
- Антиадвокатская сущность адвокатских палат: стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Обращение Правления Межрегиональной общественной организации "Инициатива 2018" в органы Организации Объединенных Наций, к международным ассоциациям адвокатов и правозащитным организациям
- Круглый стол «Российская адвокатура: защита для защитников» (28 октября 2023 г., 10-00 Мск).
- Круглый стол «Законодательство об адвокатуре в России: прогрессивное развитие или деградация?» (25 ноября 2023 г., 10-00 Мск).
- Научно-практическая Конференция Союза "Негосударственный Экспертный Научно-Исследовательский Центр Судебных Экспертов и Специалистов"
- Мнение Комиссии по продвижению законодательных инициатив в сфере социальных и профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга / о проекте Федерального закона №301952-8 /
- Защитим российскую адвокатуру - 2023!
- Обращение Совета АП Новосибирской области о содержании Законопроекта о внесении изменений в законодательство об адвокатуре
- Независимое экспертное заключение на проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 301952-8
- Обращение в защиту российских адвокатов, подвергающихся преследованию
- 9-й форум по криптовалютам и майнингу Blockchain Life 2022
- 14-15 сентября в Москве состоится 9-й международный форум по криптовалютам и майнингу Blockchain Life 2022.