- Подробности
- Создано 05.11.2014 05:31
Скачать электронные учебники для школы по всем предметам для всех классов бесплатно. Школьные учебники для средней и старшей школы! Учебники скачать вся подробная информация на сайте http://11book.ru
Одно из первых упоминаний о безопасности именно в контексте механизма коллективного обеспечения международной безопасности присутствует в Статуте Лиги Наций; в его преамбуле есть ставшая потом общеупотребимой формулировка — гарантии «мира и безопасности». Далее по тексту выясняется, что понятие «мир» используется, в основном, в контексте «всеобщий мир» или «сохранение мира». Понятие «безопасность» отдельно упоминается только в ст. 8 как национальная безопасность государств в рамках вопроса разоружения.
Конвенции об определении агрессии 1933 г. в преамбулах упоминают и об «интересах всеобщей безопасности», и о праве «на независимость и безопасность, на защиту их территорий.», то есть признают элементы и международной, и национальной безопасности.
В Уставе ООН — иное восприятие безопасности. В его тексте «безопасность» упоминается всего в 2 значениях: «мир и безопасность» (угроза миру и безопасности или их поддержание) и в наименовании органа — «Совет Безопасности», который по смыслу системного толкования Устава и его основной функции можно назвать как «Совет мира и безопасности».
Термин «безопасность», помимо использования в названии Совета Безопасности, нигде в Уставе отдельно от понятия «мир» не употребляется. В Уставе отдельно встречается лишь термин «мир» (как «всеобщий мир» — например, преамбула, ч. 2 ст. 1), а термин «безопасность» призван играть лишь роль атрибута этого всеобщего мира. В этом — одно из главных концептуальных отличий от системы безопасности Лиги Наций, ибо в рамках правопорядка Лиги «мир» — это совокупность интересов национальных безопасностей всех ее членов при наличии «некоторых обязательств не прибегать к войне». А в рамках ООН всеобщий мир — это условие безопасности всех и каждого.
Устав называет в качестве основания применения Советом Безопасности мер в рамках главы VI Устава усмотрение Совета относительно того, представляет ли /может ли представлять рассматриваемая ситуация или спор угрозу миру и безопасности (ч. 2 ст. 33, ст. 34).
Реализуя свои полномочия в рамках главы VII, Совет Безопасности «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии».
Таким образом, Устав вводит усмотрение Совета как критерий наличия угрозы миру и безопасности или возможности такой угрозы. То есть именно в своей текущей практике Совет определяет наличие или отсутствие формальных оснований применения ст. 24 и глав VI и VII Устава, а значит, и очертания вышеуказанного негативного определения двуединого понятия «мир и безопасность».
Анализ практики Совета Безопасности ООН свидетельствует о том, что основной ее массив занимали вопросы военной безопасности, причем в значении принципа недопустимости угрозы силой и ее применения.
1. При вооруженных столкновениях, не имевших характера угрозы миру, Совет выносил резолюции без ссылки на статьи Устава, призывая или обязывая стороны прекратить столкновения или вывести войска с занятой территории.
2. Совет расследовал в соответствии со статьями 34 и 36 Устава споры и ситуации, развитие которых, по его мнению, могло угрожать международному миру и безопасности.
3. В ряде случаев Совет квалифицировал наличие «угрозы миру», «акт агрессии» или «нарушения мира».
Кроме того, в качестве угрозы миру и безопасности было квалифицировано и провозглашение расистским меньшинством независимости Южной Родезии.
Другим случаем, формально не связанным с нарушением принципа запрещения применения силы, была ситуация с геноцидом в Руанде. Совет Безопасности в резолюции 1994 г. выразил глубокую обеспокоенность по поводу продолжения систематических и массовых убийств населения в Руанде и указал в п. 3, что он, действуя на основании главы VII Устава ООН, уполномочивает государства-члены провести операцию с использованием всех необходимых средств для достижения гуманитарных целей.
Также Совет, несмотря на наличие вооруженного конфликта на территории Ливии и действуя на основании главы VII Устава, резолюцией S/RES/1973 (2011) ввёл бесполетную зону, ставя перед государствами-членами исключительно задачу по защите гражданского населения от нападений, но не задачу содействия прекращению огня. Вопрос о применении санкций в соответствии со ст. 41 Устава поднимался Советом Безопасности и в связи с иранской ядерной программой в части военных аспектов использования этой программы и нарушения режима нераспространения, и в связи с ядерными испытаниями в КНДР.
Практика ООН свидетельствует, что не только Совет Безопасности занимается вопросами безопасности, но и Генеральная Ассамблея ООН имеет полномочия по рассмотрению общих принципов сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности.
Резолюции Ассамблеи, по общему правилу, носят характер рекомендаций, но свой вклад в уточнение понятия и содержания международной безопасности они внесли. Международный Суд ООН указывал, что резолюции Генеральной Ассамблеи, даже если они не носят обязательного характера, в отдельных случаях могут иметь и нормативное значение.
Ассамблея приняла ряд деклараций по развитию принципа недопустимости угрозы силой и её применения как основы международной безопасности. Деятельность Ассамблеи в области определения принципов сотрудничества в деле поддержания международного мира проявляется и в рассмотрении вопросов разоружения или ограничения вооружений.
Помимо вопросов разоружения, Ассамблея участвовала как вопреки, так и совместно с Советом Безопасности в формировании института операций по поддержанию мира, прямо не предусмотренного Уставом ООН.
В Декларации об укреплении международной безопасности 1970 г. помимо рассмотрения традиционных для права международной безопасности вопросов запрещения применения силы, разоружения и операций по поддержанию мира говорится также о существенной связи экономического разрыва стран и вопросов соблюдения прав человека с вопросами международной безопасности.
Генеральная Ассамблея уделяла внимание и проблеме международного терроризма, о чем свидетельствуют, например, резолюция A/RES/39/159 и Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма.
Определенного рода расширение претерпело понятие безопасности в рамках принятой Ассамблей в 2000 г. Декларации Тысячелетия, где помимо вышеуказанных вопросов к разделу безопасности отнесены борьба с международным терроризмом, проблема наркотиков, транснациональная преступность и отмывание денег. Данная линия была продолжена и в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 г., где раздел «мир и безопасность», помимо положений о поддержании мира, неприменении силы, миростроительстве, также содержит положения и о терроризме как об одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности. В этом же ключе составлена и Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, также представляющая собой лишь перечень обязательств государств по предотвращению и недопущению описанных актов.
Современная система международной безопасности на базе Устава ООН задумывалась как относительно централизованная, однако в процессе практической реализации ряда положений Устава (например, появление механизма санкционирования применения силы вместо использования собственных вооруженных сил ООН, миротворческие операции как самой ООН, так и региональных организаций безопасности) была выявлена тенденция к относительной её децентрализации. При этом сложившаяся система сохранила три принципиальных свойства, отсутствующих у ее предшественниц, позволяющих ей продолжать эффективно функционировать:
1) опору на универсальный (пусть и относительно фрагментированный на данный момент) правопорядок, основанный на закрепленной в пп. 2 и 6 ст. 2 Устава ООН обязанности всех государств действовать в соответствии с принципами ООН;
2) возможность неразрывного применения принципа неприменения силы и её угрозы с принципом мирного разрешения споров посредством, в том числе, полномочий Совета Безопасности как самому рассматривать данные споры, так и рекомендовать передавать споры юридического характера в Международный суд ООН;
3) наличие резерва для укрепления системы, основанного на возможности Совета Безопасности и Международного суда ООН формировать универсальный правопорядок на базе международного обычного права.
Таким образом, проанализировав основные подходы к пониманию международной безопасности в рамках практики Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и научных изысканий, можно выделить три основных подхода к понятию «международная безопасность»: 1) в узком смысле как исключительно военная безопасность; 2) в широком смысле как всеобъемлющая система международной безопасности, включающая военные, экономические, гуманитарные, экологические и иные аспекты; 3) в ситуационном смысле, когда в понятие безопасности включаются любые сложные международные проблемы на основе лишь критерия их международной актуальности и наличия тяжелых последствий, имеющих трансграничный характер и способных оказать существенный вред всему международному сообществу.
Обобщая изложенное, авторы настоящей статьи полагают, что понятие международной безопасности в её универсальном компоненте как предмета права международной безопасности необходимо выводить исключительно на основе анализа практики ООН. Следует учитывать также и специфику правовых процедур, применяемых в соответствии с положениями Устава ООН для поддержания международного мира и безопасности в случае нарушения каким-либо членом международного сообщества принципа неприменения силы либо совершения иных действий, квалифицированных в качестве угрозы международному миру. Соответствующие процедуры имеют узкоспециализированный характер и не обладают потенциалом для эффективного урегулирования с их помощью иных ситуаций невоенного характера.
Завершить статью необходимо изложением авторской позиции относительно понятия и содержания международной безопасности и права международной безопасности, которые смогли бы вобрать в себя все отмеченные выше моменты.
Представляется, что под международной безопасностью следует понимать такое состояние мирового сообщества, которое характеризуется мирным сосуществованием народов и государств, наличием механизма недопущения решения спорных вопросов и разногласий между субъектами международного права с помощью силы или её угрозы, обеспечения политической независимости и территориальной целостности государств, предотвращения и/или прекращения вооруженных конфликтов, гонки вооружений, отсутствием юридических оснований для применения положений ст. 24 и глав VI и VII Устава ООН, то есть отсутствием таких обстоятельств, которые квалифицировались бы Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН в качестве угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.
НОВОСТИ
- "Назад к ничтожеству: контрреформа закона об адвокатуре" стрим Андрея Рагулина и Романа Мельниченко
- Заявление Специального докладчика ООН по вопросу о положении в области прав человека в Российской Федерации
- Первый Всероссийский съезд адвокатов: рождение «монстра» стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Новый закон об адвокатуре: в ожидании золотого века: стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Международная научно-практическая конференция «Российская адвокатура: независимость, самоуправляемость, защищенность» (9 декабря 2023 г., 10-00 Мск.).
- Беседа с Адвокатом Андреем Рагулиным
- Принятие антиадвокатских поправок в закон об адвокатуре
- Independent expert assessment on the Draft Law to amend the Federal Law “On legal practice and legal profession in the Russian Federation”, no. 301952-8
- Антиадвокатская сущность адвокатских палат: стрим Романа Мельниченко и Андрея Рагулина
- Обращение Правления Межрегиональной общественной организации "Инициатива 2018" в органы Организации Объединенных Наций, к международным ассоциациям адвокатов и правозащитным организациям
- Круглый стол «Российская адвокатура: защита для защитников» (28 октября 2023 г., 10-00 Мск).
- Круглый стол «Законодательство об адвокатуре в России: прогрессивное развитие или деградация?» (25 ноября 2023 г., 10-00 Мск).
- Научно-практическая Конференция Союза "Негосударственный Экспертный Научно-Исследовательский Центр Судебных Экспертов и Специалистов"
- Мнение Комиссии по продвижению законодательных инициатив в сфере социальных и профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга / о проекте Федерального закона №301952-8 /
- Защитим российскую адвокатуру - 2023!
- Обращение Совета АП Новосибирской области о содержании Законопроекта о внесении изменений в законодательство об адвокатуре
- Независимое экспертное заключение на проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 301952-8
- Обращение в защиту российских адвокатов, подвергающихся преследованию
- 9-й форум по криптовалютам и майнингу Blockchain Life 2022
- 14-15 сентября в Москве состоится 9-й международный форум по криптовалютам и майнингу Blockchain Life 2022.